Чем отличается право хозяйственного ведения от права оперативного управления

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ

Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными правами. Они урегулированы гл. 19 ГК РФ.

Субъект права хозяйственного ведения обладает всеми правомочиями, составляющими право собственности, однако данные правомочия, согласно ст. 294–295 ГК РФ, ограничены волей собственника.

Лицу, которое владеет объектами на праве оперативного управления, также предоставляются права владения, пользования и распоряжения (как и в случае с правом хозяйственного ведения имуществом) в ограниченном объеме. Подробнее эти ограничения будут рассмотрены ниже.

Отметим, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их госрегистрации (абз. 2 п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

К субъектам права хозяйственного ведения относятся только унитарные предприятия (ГУП, МУП).

На праве оперативного управления имущество закрепляется за частными, автономными, бюджетными учреждениями, казенными предприятиями.

Лица, владеющие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, не приобретают имущество в связи с отсутствием одного из важных оснований к применению приобретательной давности — владения имуществом как своим собственным, что подразумевает отношение лица к имуществу как к своему. Разумеется, получив вещь от собственника на ограниченном вещном праве, субъект не считает ее своей. Данное положение подтверждается судебной практикой.

В качестве примера приведем постановление ФАС Дальневосточного округа по делу № А51-8234/2011 от 06.03.2012. В рамках данного дела истец-учреждение просил установить факт владения имуществом в порядке приобретательной давности.

В удовлетворении требования было отказано. Суд указал на то, что данный способ приобретения прав на имущество не может использоваться заявителем.

Обладая статусом учреждения, он не мог становиться собственником находящегося в его ведении имущества.

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Объект данных вещных прав имущество.

При этом имущество является объектом указанных прав независимо от того, передано ли оно собственником или относится к плодам, продукции и доходам от его использования (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

В хозяйственное ведение и оперативное управление передаются движимые и недвижимые вещи.

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Право хозяйственного ведения предполагает следующие ограничения (закреплены ГК РФ и федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ):

  • распоряжение недвижимостью — по разрешению собственника (имеется в виду как продажа, так и залог, аренда, совершение иных сделок);
  • распоряжение движимыми вещами и недвижимостью не должно лишать субъекты возможности осуществлять уставную деятельность.

Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ

По ГК РФ право оперативного управления является более узким, чем право хозяйственного ведения. Установленные ограничения имеют разный объем в зависимости от того, какому субъекту передано на праве оперативного управления имущество и каким учредителем данный субъект создан.

Указанное вещное право доступно только для 3 форм юридических лиц: казенных предприятий (разновидность ГУП, МУП), учреждений и автономных учреждений. Причем ширина полномочий учреждений различается в зависимости от того, созданы они частным лицом или государством (РФ, регионом), муниципальным образованием.

Общие для всех субъектов ограничения:

  • потребность в разрешении собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
  • право собственника изъять любое имущество, переданное в оперативное управление.

Единого понятия особо ценного движимого имущества не существует: его устанавливают ведомственными распоряжениями и положениями (примерный критерий отнесения к «особо ценному» — невозможность осуществления без этого имущества уставной деятельности).

Наиболее жесткие требования действуют для казенных учреждений и предприятий.

Казенные учреждения не могут распоряжаться без дозволения собственника любым имуществом; доходы от ведения деятельности казенному учреждению не принадлежат, а направляются в бюджет.

Казенное предприятие также лишено неограниченного права распоряжения имуществом; доходы его распределяет собственник имущества без учета мнения предприятия.

Бюджетное учреждение вправе самостоятельно продать вещь, когда имущество закрепляется на праве оперативного управления, если эта вещь является движимой и не относится к особо ценным.

Автономное учреждение также не способно распоряжаться имуществом в оперативном управлении, зато вправе распределять доходы и тратить прибыль в целях своей уставной деятельности. Сходные ограничения установлены и в отношении частного учреждения.

Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

Право хозяйственного ведения Право оперативного управления
1. Субъекты
Государственные или муниципальные унитарные предприятия Казенные предприятия, частные, бюджетные, автономные учреждения
2. Являются ли субъекты коммерческими организациями?
Да Нет (исключение — казенные предприятия)
3. Распоряжение движимым имуществом
Без ограничений (за исключениями, предусмотренными законом или иными правовыми актами) Ограничено либо частично ограничено в отношении отдельных видов имущества
4. Распоряжение доходом, полученным от использования имущества в хозяйственном ведении или оперативном управлении
Не ограничено Ограничено целями деятельности и указанием в учредительных документах (исключение — казенные предприятия)

Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления различаются по ряду параметров.

С точки зрения налагаемых ограничений субъектам права хозяйственного ведения предоставлено больше свободы. Указанные права являются вещными.

Однако они ограничены в пользу собственника имущества, поскольку возникают на основании изданного им акта, то есть являются производными от права собственности.

Источник: https://rusjurist.ru/pravo_sobstvennosti/pravo_hozyajstvennogo_vedeniya/pravo_hozyajstvennogo_vedeniya_i_operativnogo_upravleniya/

Что такое хозяйственное ведение и оперативное управление?

Право оперативного управления и хозяйственного ведения считаются возможностью использования чужого имущества на юридических основах. Возникает отношение, в котором участвуют:

  • Тот, кто пользуется чужим объектом;
  • Тот, кто владеет им и передал право пользоваться другому участнику.

Чтобы осуществить это, потребуется оформить основное положение относительно юридических лиц, которые не являются собственниками. Это необходимо для того, чтобы они самостоятельно принимали участие в гражданском обороте.

Что такое право хозяйственного ведения?

Право хозяйственного ведения — это возможность распоряжаться, владеть, а также пользоваться недвижимостью или другим имуществом владельца на основании закона РФ или по другим локальным нормативным документам.

Например, унитарная компания по ведению бизнеса не может собственноручно распоряжаться недвижимостью, однако может распоряжаться другим движимым объектом.

Учитывая это, владелец имущества, который закрепил его, сохраняет возможность на ликвидацию, реорганизацию предприятия, а также может контролировать, каким образом распоряжаются переданным им объектом.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения

Унитарным предприятием считается организация, которая была подана на основе уполномоченных органов разного правления.

Учредительным документом призвано называть уставом, который утверждается владельцем компании. Имущество, которое передается унитарной компании, зачисляется непосредственно на баланс.

В дальнейшем владелец этого самого имущества не сможет больше пользоваться или распоряжаться им.

Собственник, а также учредитель в одном лице обязан;

  • Утвердить устав по унитарному предприятию;
  • Назначить директора;
  • Ликвидировать или заняться реорганизацией по причине убыточного бизнеса;
  • Контролировать переданное имущество и хранить его в безопасности;
  • Иметь часть прибыли от использования объекта.

Право оперативного управления

Под оперативным управлением понимается возможность, согласно которой предприятие может использовать закрепленное за ним имущество владельца на основании закона РФ. Сюда входят задания, цели и назначение текущего имущества.

Субъектами текущего права бывают как унитарные компании, которые могут быть отнесены к коммерческим , так и созданными учреждениями собственников, которые можно отнести к некоммерческим компаниям.

Помимо этого, собственник имеет возможность ликвидировать, а также реорганизовывать созданные учреждения без особого согласия.

Источники хозяйственного права

Под источниками права понимаются юридические акты разнообразных государственных органов, в которых содержатся текущие нормы законодательства. Все зависит от текущей юридической силы, источников хозяйственной возможности и так далее. Их можно разделить на три базовые категории:

  • Акты, предназначенные для субъектов Российской Федерации;
  • Для властей местного значения;
  • Федеральных властей;
  • Властей бывшего СССР.

Принципы хозяйственного права

Основные принципы по хозяйственному праву считаются основополагающие начала, которые распространяются целиком на комплекс правовых мер. Именно это способствует регулированию текущей деятельности. Для подобной отрасли присутствуют следующие принципы:

  • Созданные для целенаправленного воздействия для того, чтобы достичь общий интерес по хозяйственной деятельности субъектов;
  • Равноправие субъектов, вне зависимости от текущей степени правовых отношений;
  • Экономической свободы, в том числе присвоение дополнительных бонусов для предпринимательской деятельности относительно компаний;
  • Принцип на основании добросовестной конкуренции. Сюда относится и защита от недобросовестности и монополизма;
  • Принцип законности. Речь идет об экономической эффективности в отношении интересов государств, а также общих интересов иных лиц и запретов закона.

Отличия право хозяйственного ведения и оперативного управления

Хозяйственное ведение означает то, что вам передано имущество для ведения дальнейшей деятельности. В будущем вы можете использовать его по своему усмотрению. Можете продать или распоряжаться. Однако решение принимается не самостоятельно, а вместе с органами управления предприятия.

Под оперативным управлением понимается предоставление вещи, которая может быть передана в пользование на определенный срок. То есть, нельзя распоряжаться ее, продавать и так далее.

Регистрация права хозяйственного ведения недвижимого имущества

Статья 131 ГК РФ рассказывает о регистрации и ведении по недвижимому объекту. Для начала все необходимо зарегистрировать в Едином государственном реестре. Сюда относятся и сделки, которые должны быть совершены.

Как гласит статья 8 ГК РФ, право на имущество, которое подлежит непосредственно государственной регистрации, возникает с момента по соответствующим на него условиям, если другое не предусматривается законодательством.

Зарегистрировать деятельность с чужими объектами может каждый владелец, если собственник предоставит соответствующую возможность.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):(2

Источник: https://classomsk.com/predprinimatelskoe-pravo/chto-takoe-xozyajstvennoe-vedenie-i-operativnoe-upravlenie.html

В чем отличие между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления?

Основной разновидностью вещных прав являются права хозяйственного ведения и оперативного управления. В рамках развитых правопорядков эти права ранее не были так известны. Юридические лица обладают и наделены такими правами. Юрлица имеют право на хозяйственные субъекты и могут применять имущество, которое передавалось от лица собственника.

В государстве существует плановая регулируемая экономика, поэтому вещные права и нашли свое место. Государство является одним единственным собственником, которое в своем распоряжении имеет основную массу имущества. Одновременно распоряжаться имуществом государство просто физически не может, но в это же время оно хочет иметь в своем владении это имущество.

В результате оно было вынуждено создавать такие предприятия, за которыми закреплялись имущественные, но с небольшими ограничениями. В итоге с 1960 года это право стало официальным с официальным названием. Позже это стало называться правом оперативного управления имуществом, которое стало принадлежать госбюджетным и другим подобным предприятиям.

Рыночная экономика стала развиваться, появился сильный частный сектор, поэтому появились явные недостатки, которые были хорошо скрыты в прежних условиях хозяйствования. Первый и главный недостаток заключается в том, что юридические лица могли злоупотреблять своими полномочиями, то есть экономической свободой, которая была им предоставлена. Обычно делалось это для того, чтобы взять выгоду.

Но выгода эта будет не для собственника и не для организации. Делалось это для передачи предоставленного имущества в руки частного сектора, причем для собственника такая передача была убыточной. Поэтому владение чем либо сузили, чтобы можно было контролировать ситуацию. Собственник смог сам полноценно контролировать то, что делают не собственники, то есть юридические лица.

Читайте также:  Чем отличается зависимая варочная панель от независимой

Каждый субъект наделен каким-либо определенным характером и видом деятельности. Наделение это происходит в зависимости от объема и содержания.

Правом хозяйственного ведения наделено предприятие, как и коммерческая организация. Так же характерно тем, что оно в меньшей мере наделено определенным содержанием и объемом имущества.

Право оперативного управления может принадлежать любым некоммерческим структурам или казенным предприятиям.

К таким объектам, которые наделены этими правами, можно отнести любые имущественные комплексы. Они висят на балансе юридических лиц. Если имущество находится в виде имущества, плодов или продукции, то в законе есть оговорка, что предприятие может управлять всем этим только на основе пунктов договора.

На видео-право хозяйственного ведения и право оперативного управления:

Учредители обладают правами распоряжения этой собственностью, то есть юридические лица правами собственности не наделяются. Учреждения и предприятия не могут выступать в виде субъектов права.

Право оперативного управления или хозяйственного ведения появляется только в том случае, если собственник осуществил фактическую передачу имущества, если другого способа не установлено государством или правовыми актами.

Например, на смете будет указана дата утверждения баланса предприятия. Всеми обязанностями наделяются предприятия, которые становятся ответственными за все имущество.

Перед лицом собственника будет отвечать само предприятие, в чьих руках находится управление.

Право хозяйственного ведения

Под этим термином понимают то, что государство или другое муниципальное предприятие имеет полное право распоряжаться, владеть и пользоваться имуществом, которое предоставил публичный собственник в рамках закона или других правовых актах.

Все имущество находится в собственности учредителя на основании закона. Собственность не подлежит делению на части, а также владению трудовых коллективов и работников. Предприятие является единым.

Другой термин позволяет называть его унитарным.

Муниципальные унитарные и государственные предприятия попадают под эту категорию. В этом случае казенные предприятия могут иметь имущество, которое закреплено федеральными органами. В результате руководитель наделен правом оперативного управления.

Когда имущество передается во владение унитарного предприятия, то собственник или учредитель перестает фактически обладать имуществом. Также он не может в полной мере владеть и пользоваться имуществом, а в некоторой степени даже распоряжаться им.

Когда предприятие распоряжается своим имуществом, то оно будет рассчитываться только за те долги, которые возникли в момент его пользования. За те долги, которые создал собственник, отвечает только предыдущий хозяин.

Пока унитарное предприятие полностью может существовать как юридическое лицо, то государство изъять его не может.

Какими правами обладает собственник в отношении предприятия, которое было передано.

  1. Он может создать не собственника. Это означает, что он может назначить директора, утвердить устав.
  2. Ликвидация и реорганизация. При наличии этих условий предприятие может быть изъято. Но в этом случае все интересы кредиторов должны соблюдаться в полной мере.
  3. Может проводить контроль того, чтобы имущество могло использоваться по прямому назначению. Иногда можно проводить проверки, которые помогут выявить род деятельности.
  4. Иметь прибыль, а точнее некоторую часть от всей прибыли, которую приносит предприятие.

Для реальности осуществления подобных прав необходимо соблюдать закон, который контролирует деятельность унитарных и муниципальных предприятий. Из вышеизложенных полномочий собственника сложно сказать, что подобные предприятия в полной мере имеют свободу в своей деятельности.

Если имущество является движимым, то самостоятельное распоряжение законом возможно. Ограничением является только специально созданные акты или пункты закона.

Если предприятие передают из рук одного публичного собственника в другие руки публичного собственника, то право хозяйственного ведения остается в силе.

Право оперативного управления

Под этим правом понимают право казенного учреждения или предприятия полностью распоряжаться, пользоваться и владеть имуществом собственника, но в рамках закона.

Распоряжение должно быть в пределах того, для чего назначено было предприятие и в соответствии с какими целями.

Какие субъекты попадают под право владения:

  • казенные или унитарные учреждения, которые можно отнести к категории коммерческих;
  • предприятия, которые получают финансирование от собственника, и относятся к некоммерческим структурам.

Собственник дает четкие указания для руководителей по поводу того, в каких целях использовать предприятие, как использовать предоставленное имущество.

Отдельные объекты, которые входят в состав, собственник может направить в нужное для него русло для реализации. Он может распределять это имущество на несколько нужных ему фондов.

Если средства числятся в одном фонде, то использовать их для развития другого нельзя.

Если какое-либо имущество было применено не по назначению, то собственник имеет полное право для изъятия, он может распоряжаться им так, как ему угодно. Но стоит сказать, что изъять имущество можно только, если это позволяет сделать закон.

Если собственник дал свое согласие, то казенное предприятие имеет право распоряжаться вверенным ему имуществом. Самостоятельное участие в процессе гражданского оборота такие предприятия принимать не могут. Казенное предприятие может только распоряжаться готовой продукцией, если обратное законом не запрещается.

Распределять доходы собственник может самостоятельно. Согласовывать такие действия с руководителем он не должен. Такое невозможно в случае с унитарным предприятием. Все имущество, находящееся в обороте, лежит на плечах казенного предприятия, отвечать за него будет именно оно.

Подобные права в законе имеют основные отличия, которые нужно четко различать. Так для права хозяйственно ведения характерно то, что объектами могут быть имущественные комплексы.

Эти же имущественные комплексы характерны и для права оперативного управления. В качестве субъектов в хозяйственном ведении выступают любые предприятия государственного и муниципального образца.

К оперативному управлению относят казенные учреждения и предприятия.

Возможно вам так же будет интересно узнать про понятие и принципы предпринимательского права.

Интересно так же знать, есть ли кпп у индивидуальных предпринимателей. Для того, что бы узнать об этом стоит прочесть данную статью.

Не мало важной будет наличие информации, которая касается того, можно ли узнать есть ли в наличии долги по налогам физического лица. Всё более подробно расписано здесь.

А вот какой он, налоговый период по налогу на прибыль, подробно указано здесь в статье.

Если говорить о правах, которыми наделены участники, то нужно хорошо изучить каждое право в отдельности. Для этого важно понять, что может делать собственник и руководитель или кредитор в той или иной сложившейся ситуации. Главное, чтобы все действия происходили в рамках закона.

Источник: http://RuleConsult.ru/grazhdanskoe/ponyatie/pravo-xozyajstvennogo-vedeniya-pravo-operativnogo-upravleniya.html

Вид права оперативное управление это — чем отличается право хозяйственного ведения от права оперативного управления и права собственности? — 22 ответа



В разделе Юридическая консультация на вопрос чем отличается право хозяйственного ведения от права оперативного управления и права собственности? заданный автором Пользователь удален лучший ответ это относительно права собственности это значит что вы сами решаете что делать с вещью;хозяйственного ведения, значит что вещь вам передана кем то для ведения хозяйственной деятельности, и теперь вы можете как ее использовать для этой самой деятельности так и продать ее, но решение об этом принимаете не сами а по согласовке с органами упралвения предяприятия;оперативное управление означает, что вещь вам передана во временное пользование, без права распоряжения (право оперативного управления харктерно для государственных предприятий, и предприятий стратегического назначения)

Источник: учебники по хозяйственному праву и практика

Ответ от Павел Иванов[гуру]Права собственности это пользование владени и распряжениеПолное хозяйственое ведение и оперативное управление это тоже самое только осуществлять свои правомочия субьект может только в особом порядке.Я не пойму как нет возможности распоряжаться если оно есть только в определеном порядке. ??

Вы наверное не работали на гос. предприятиях

Ответ от Мари[гуру]Саша не путайте человека. Право собственности это право собственности.А вот право оперативного управления и право хозяйственного ведения к право собственности никакого отношения не имеют.В первом случае субъект может только управлять этой собственностью, не может ею расоряжаться иначе как с согласия собственника имущества, как движимым так и не движимом имуществом включая продукцию и доходы. Такие предприятия нельзя обанкротить.

При хозяйственном ведении же, у организации так же нет права на распоряжением недвижимым имуществом без согласия собственника имущества, а вот движимым имуществом, плодами и доходами полученными за счет эксплуатации недвижимого имущества они могут распоряжаться без согласия собственника недвижимого имущества

Ответ от Sergey pak[гуру]собственность — это отношение к вещи как к своей

оперативное управление и хозяйственное ведение — это когда собственник передал вещь во владение другому лицу, они по своей сути одинаковые, только в оперативном управлении объем полномочий сужен. никакого теоретического различия между правом оперативного управления и правом хозяйственного ведения нет, они из-за этого и помещены в гк в одной главе

Ответ от Виктория Сытько[новичек]Право хозяйственного ведения — право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, но только в пределах границ, установленных законодательством и нормативными актами.

Право оперативного управления — это право владения и пользования имуществом собственника только в пределах, установленных законом, А ТАКЖЕ ТОЛЬКО В ЦЕЛЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПО ЕГО НАЗНАЧЕНИЮ.

Источник: http://22oa.ru/vid-prava-operativnoe-upravlenie-eto/

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

Вещные права Данное вещное право, как и право собственности, включает в себя триаду собственнических правомочий — права владения, пользования, распоряжения, но и в ГК РФ, и в ином законодательстве это вещное право сформулировано так, что указанные правомочия существуют “в строгих, разрешительных пределах”, определяемых и в нормативном порядке, и собственником.

В качестве же собственника выступают соответствующие органы государственной и муниципальной власти. Правом хозяйственного ведения наделяются унитарные предприятия: федеральные, государственные (субъектов федерации) и муниципальные. В соответствии со ст.

295 ГК РФ унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, последнее распоряжается самостоятельно за исключением случаев, установленных законом или иным правовым актом.

ГК РФ установил для организаций, действующих на основе права хозяйственного ведения и права оперативного управления, единые нормы о приобретении прав (передача собственником имущества) и их прекращения (по решению собственника и правилам прекращения собственности), а также о том, что приобретенное этими организациями имущество поступает им в порядке, установленном для приобретения права собственности. Для них же предусмотрено своеобразное право следования: при переходе права собственности на предприятие как имущественный комплекс и на учреждение сохраняется право хозяйственного ведения или соответственно — оперативного управления, что оттеняет вещный характер указанных прав.

Право оперативного управления

Это право имеет еще более узкие по сравнению с правом хозяйственного ведения пределы имущественной самостоятельности субъектов — оно носит строго разрешительный характер и в целом строится по модели административных правоотношений.

При этом необходимо различать:

– право оперативного управления, установленное для деятельности казенных предприятий (их деятельность на основе ГК РФ урегулирована Законом об унитарных предприятиях от 14 ноября 2002 г.);

– право оперативного управления, на основе которого осуществляется имущественная деятельность учреждений, в том числе организаций, выполняющих функции государственного или муниципального управления.

Право оперативного управления, так же как и право хозяйственного ведения, включает правомочия владения, пользования, распоряжения.

Но они поставлены здесь в строгие рамки отношений разрешительного порядка (кроме самостоятельной реализации продукции казенными предприятиями), определяемого актами собственника и финансовыми документами (сметой).

В то же время в ГК РФ установлено правило, в какой-то мере выходящее за пределы права оперативного управления, о том, что “если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе” (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

В настоящее время, по ГК РФ, сервитуты — это ограниченные права лица в отношении не принадлежащих ему земельного участка, а также зданий и сооружений. В том числе:

– право прохода;

– право проезда;

– право прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и т.д.;

– право доступа к водоисточнику и др.

Установление сервитута, по ГК РФ, происходит путем заключения договора с возможностью установления платы за пользование земельным участком. Сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость. Спорные вопросы решаются судом. Сервитут не имеет самостоятельного правового значения — он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и т.д.

Здесь действует право следования: сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

Сервитут может быть прекращен по требованию собственника в следующих случаях:

а) отпадение основания, по которому он был установлен;

б) если земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, не может быть использован из-за сервитута по его назначению (решается судом).

Обязательства: понятие,система. Элементы обязательственных правоотношений.

Обязательство — это гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а другая сторона — кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Иногда термином “обязательство” обозначают также:

– обязанность (долг) должника;

– документ, в котором фиксируется эта обязанность.

В отличие от вещного права обязательственное право выражает не прямое отношение субъектов к вещам и возникающие на этой основе отношения (вещные отношения, вещные права и обязанности), а отношения между самими субъектами — отношения, которые концентрируются вокруг действий этих субъектов — кредиторов и должников.

С юридической стороны обязательство представляет собой уникальное правовое явление: оно является своего рода обобщением, воплощенным в юридических нормах и правоотношениях. Оно представляет в единстве некоторые общие моменты из разнородных институтов и конструкций, важные для гражданского права.

Все равно, что перед нами — договорные отношения, причинение имущественного вреда, случайное получение имущества от какого-либо лица, — везде, где есть должник (лицо, обязанное совершить определенные действия) и кредитор (лицо, имеющее право требовать совершения таких действий), перед нами — обязательство, охватывающее множество однородных вопросов. И это позволяет углубленно рассмотреть вопросы, складывающиеся в области гражданского оборота, в отношении обязательств в целом, в том числе оснований возникновения и прекращения прав и обязанностей, осуществления прав и исполнения обязанностей, ответственности сторон и др., а также в отношении отдельных видов обязательств, что открывает возможность выделить в сложных институтах (таких, как перевозка груза и граждан) и рассмотреть с учетом ГК РФ и других гражданских законов вопросы гражданского права.

По существу все разнообразные отношения, которые складываются в области рынка, большинство бытовых отношений, связанных с землей, недвижимостью и т.д., отношений по конкурсам, аукционам и многие другие — все это обязательства, при возникновении и исполнении которых часто приходится решать сложные вопросы, которым и посвящено обязательственное право.

Все обязательственно-правовые нормы делятся на две большие группы:

а) общая часть обязательственного права (ст. 307-453 ГК РФ). Это нормы об основаниях возникновения обязательств, исполнении обязательств, ответственности за нарушение обязательств и др.;

б) особенная часть обязательственного права. Это нормы, регулирующие отношения, возникающие из договоров (купли-продажи, дарения, аренды, подряда и т.д.), вследствие причинения вреда и т.д. Большая часть соответствующих норм сосредоточена в ГК РФ (ст. 454-1109).

Но немалое их число сформулировано в иных актах (например, в транспортных уставах и кодексах).

В своей совокупности нормы общей и особенной части образуют обязательственное право как крупное подразделение (подотрасль) гражданского права — такое же важное и обширное, как и вещное право.

Источник: https://lektsia.com/2x8d0e.html

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Право, которое предоставляется государственным и муниципальным унитарным организациям на владение и пользование имуществом.

Содержание

Право хозяйственного ведения — особое право, которое предоставляется государственным и муниципальным унитарным организациям на владение и пользование имуществом, поскольку права собственности данные юридические лица не имеют по закону. В хозяйственное ведение имущество передает собственник на основании положений гражданского законодательства, нормативных актов.

Право оперативного управления, как и передача в хозяйственное ведение, является формой ограниченного вещного права.Понятие «оперативного управления» характерно для гражданского законодательства Российской Федерации.

Передача данных прав унитарному предприятию не означает, что собственник полностью возлагает решение вопросов пользования, распоряжения, владения имуществом на юридическое лицо. Имущество, переданное в хозяйственное ведение или оперативное управление, принадлежит собственнику, который участвует в организации деятельности юридического лица и распоряжается имуществом.

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения осуществляется, согласно нормам действующего законодательства:

  • момент возникновения данного права совпадает с фактом передачи определенного имущества унитарному предприятию, если иные условия не установлены законом. Согласно общему правилу, при передаче недвижимости унитарному предприятию, момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления определяется фактом регистрации за унитарным юридическим лицом данного права;
  • момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления может быть определен непосредственно собственником имущества. В случае с передачей, например, недвижимости — момент возникновения права может быть определен не фактом регистрации, а иным решением собственника.

Факт передачи имущества подтверждается документом — актом передачи, составленным по установленной форме. В некоторых случаях возможен выкуп имущества для нужд государства.

Порядок поступления имущества в ведение предприятия в тех случаях, когда оно приобретается не от собственника

Унитарное учреждение не может иметь права собственности, поэтому, права хозяйственного ведения и оперативного управления необходимы для функционирования данных юридических лиц. Учреждение унитарного типа является неделимым, как и имущество, переданное ему.

Главная особенность — учреждение может использовать имущество исключительно, исходя из целей организации, по назначению, законным путем.

Порядок поступления имущества в ведение юридического лица унитарного типа регулируется нормами действующего гражданского законодательства. Особенности вещных прав унитарных предприятий регламентируются нормами главы «Приобретение права собственности» (ГК РФ).

Порядок поступления такого имущества и приобретения ограниченного вещного права подчиняется общим правилам, указанным в нормах гражданского законодательства.

Основания и порядок прекращения права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Порядок прекращения права хозяйственного ведения и права оперативного управления регламентируется нормами гражданского законодательства. Решение о прекращении может зависеть исключительно от решения собственника.

Основания для прекращения права описаны в положениях Гражданского кодекса. Специальное основание — изъятие имущества по индивидуальному решению собственника на законных основаниях. Изъятие должно быть правомерным, не противоречащим нормам права.

В качестве оснований могут выступать:

  • использование имущества не по назначению предприятием;
  • имущество не используется;
  • предприятие используется переданное ему имущество с нарушениями норм законодательства.

Правомерным, согласно закону, является то изъятие, которое происходит по согласию самого предприятия, если с его стороны не было нарушений. В исключительных случаях вопросы изъятия имущества могут быть решены через суд.

Например, если речь идет о заключении предприятием сделки, которая должна быть признана ничтожной.

Также вам будут полезны следующие статьи

Источник: http://Advokat-Malov.ru/sobstvennost/priobretenie-i-prekrashhenie-prava-hozyajstvennogo-vedeniya-i-prava-operativnogo-upravleniya.html

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

Поиск Лекций

Право хоз-го ведения и право оперативного управления — это вещные права юр/лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника, чаще всего публичного. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юр/лиц — не собственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.

Право хоз-го ведения: гос/муниц-ое унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хоз/ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законодательством (ГК).

Субъектами права хоз/ведения могут быть только гос/муниц-ные унитарные предприятия. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

Имущество, переданное предприятию на праве хоз/ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Это имущество становится «распределенным», обособленным от имущества др/лиц, в т.ч.

и собственника, и служит базой самостоятельной имущественной ответ-сти предприятия.

Собственник имущества, находящегося в хоз/ведении решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деят-ти, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования данного имущества.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хоз/ведения недвиж/имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хоз-ных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, в соответствии с законодательством.

Право оперативного управления

Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве опер/управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деят-сти, назначением этого имущества, распоряжаются (отчуждать) имуществом с согласия собственника этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Собственник вправе распорядиться изъятым имуществом по своему усмотрению. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, в соот-ии с закон-вом. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Распоряжение имуществом учреждения:

1. Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деят-сть, если такое право предусмотрено в его учред/документе, при этом доходы, полученные от такой деят-сти, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение част/учреждения. Не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника.

2. Автономное учреждение без согласия собст-ка не вправе распоряжаться недвиж/имуществом и особо ценным движ/имуществом, закрепленными за ним собст-ком или приобретенными учреждением за счет средств собст-ка. Остальным имуществом, находящимся у него на праве операт/управления, учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если…

Автон/учреждение вправе осуществлять коммер/деят-сть, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и если такая деят-сть указана в его учред/документах. Доходы, полученные от такой деят-сти, и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. Бюджетное учреждение без согласия собст-ка не вправе распоряжаться особо ценным движ/имуществом, закрепленным за ним собст-ком или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств собственника такого имущества, а также недвиж/имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве опер/управ-ия, учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если…

Бюджучреждение вправе осуществлять комм/деят-сть если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и такая деят-сть указана в его учред/документах. Доходы и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюдж/учреждения.

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Может осуществлять комм/деят-сть в соответствии со своими учред/документами. Доходы, полученные от такой деят-сти, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Право хоз/ведения или право операт/управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом или решением собственника.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хоз/ведении или операт/управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное данными орг-ми по договору или иным основаниям, поступают в хоз/ведение или операт/управление предприятия или учреждения в соотв-ии с закон-вом для приобретения права собственности.

Право хоз/ведения и право операт/правления имуществом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным закон-вом для прекращения права собственности или по решению собственника.

При переходе права собст-сти на гос/муниц-ное предприятие как имущественный комплекс к др/собственнику гос/муниц-го имущества такое предприятие сохраняет право хоз/ведения или право операт/управления на принадлежащее ему имущество. При переходе права собст-сти на учреждение к др/лицу это учреждение сохраняет право операт/управления на принадлежащее ему имущество.

Вещно-правовые иски

Гражданский закон традиционно закрепляет два классических вещно-правовых иска, служащих защите права собственности и иных вещных прав:

– виндикационный (об истребовании имущества из чужого незаконного владения);

– негаторный (об устранении препятствий в пользовании имуществом, не связанных с лишением владения вещью).

В обоих случаях речь идет о таких способах защиты, которые защищают вещное право на сохраняющийся в натуре имущественный объект.

В случае его утраты или невозможности возвращения собственнику речь может идти только о компенсации причиненных убытков, относящейся уже к числу обязательственных, а не вещных способов защиты.

Поэтому вещно-правовые способы защиты имущественных интересов управомоченных лиц имеют своим объектом только индивидуально-определенные вещи, но не иное имущество.

Виндикационный иск — иск не владеющего вещью собст-ка к незаконно владеющему ею несобственнику.

Субъектом права на является собст-ик (или иной законный владелец), который, должен доказать свое право на истребуемое имущество.

Ответчик — незаконный владелец, фактически обладающий вещью на момент предъявления требования. Если к этому моменту вещи у ответчика не окажется, то Винд/иск к нему не предъявляется.

Можно предъявить к нему иск о возмещении причиненных им собственнику убытков (ст. 15 и 1064 ГК).

Объектом всегда является индивидуально-определенная вещь, сохранившаяся в натуре. Невозможно предъявить Винд/иск в отношении вещей, определенных родовыми признаками или не сохранившихся в натуре (когда спорное строение капитально перестроено, по сути стало новой недвиж/вещью). Т.к. содержание такого иска — возврат конкретной вещи, а не ее замена др/вещью или вещами того же рода и качества.

От добросовестного приобретателя имущество можно истребовать в двух случаях.

Во-первых, если такое имущество было им получено безвозмездно, поскольку такое изъятие не нанесет ему имущественных убытков (п. 2 ст. 302 ГК). Во-вторых, в случае возмездного приобретения вещи добросовестным приобретателем имеет значение способ выбытия вещи у собст-ка.

Если имущество первоначально выбыло у собст-ка по его воле (отдано им в аренду, а затем незаконно продано арендатором 3 лицу), он не вправе истребовать его у добросовестного приобретателя.

Ведь последний действовал субъективно безупречно в отличие от самого собст-ка, допустившего неосмотрительность в выборе контрагента.

Собст-ик имеет права требовать возмещения убытков, причиненных ему недобросовестным партнером.

Но если имущество выбыло из владения собст-ка помимо его воли (утеряно им или лицом, которому имущество было передано собст-ком во владение), оно может быть истребовано даже и у добросовестного приобретателя. В этой ситуации за добросовестным приобретателем сохраняется право на возмещение убытков, причиненных ему отчуждателем вещи.

Негаторный иск — “отрицающий иск”. Негаторный иск — требование об устранении препятствий в осуществлении права собст-сти, которые не связаны с лишением собст-ка владения его имуществом (ст. 304 ГК). Н-р, выражаться в возведении строений или сооружений, препятствующих доступу света в окна соседнего дома или создающих различные помехи в нормальном использовании соседнего зем/участка.

Субъектом является собст-ик или иной владелец, сохраняющий вещь в своем владении, но испытывающий препятствия в ее использовании. Ответчик — нарушитель прав собст-ка.

Объект требований по иску составляет устранение длящегося правонарушения (противоправного состояния), сохраняющегося к моменту предъявления иска. Т.о.

, отношения по иску не подвержены действию исковой давности — требование можно предъявить в любой момент, пока сохраняется правонарушение.

При устранении нарушителем противоправного состояния к нему может быть предъявлен лишь иск о возмещении причиненных этим убытков.

Виндикационный и негаторный иски в защиту своих прав и интересов могут предъявлять не только собств-ки, но и субъекты иных прав на имущество — все законные (титульные) владельцы (ст. 305 ГК).

При этом титульные (законные) владельцы, владеющие чужим имуществом в силу закона или договора, могут защищать свое право владения имуществом даже против его собст-ка.

Именно поэтому, например, унитарное предприятие как субъект права хозяйст/ведения гос/муниц-ным имуществом может виндицировать его даже от собственника-учредителя в случае его незаконного изъятия, а арендатор вправе предъявлять негаторный иск к арендодателю-собственнику, пытающемуся незаконно лишить его права владения арендованным имуществом до истечения срока договора путем отключения электричества и отопления или создания иных препятствий в его нормальном использовании.

Источник: https://poisk-ru.ru/s4380t5.html

права хозяйственного ведения или права оперативного управления

Оперативная юридическая помощь

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и “объеме” правомочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество.

Чем отличается право хозяйственного ведения от права оперативного управления? Объясните, пожалуйста, как можно более простым языком. Копипастить из википедии и поисковиком не нужно!

не нужно, не будем

право. В чем отличие права хозяйственного введения и права оперативного управления от права собственности

Право хозяйственного ведения — предоставленное государственным и муниципальным унитарным предприятиям ограниченное право владения, распоряжения и пользования предоставленным им имуществом, в том числе право на получение части прибыли от использования имущества, а также право с согласия собственника продавать, сдавать в аренду и в залог недвижимое имущество. Право оперативного управления — предоставленное казенным предприятиям, а также учреждениям в отношении закрепленного за ними имущества право осуществлять владение, распоряжение и пользование этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. На праве хозяйственного ведения и оперативного управления право владения, распоряжения и пользования ОГРАНИЧЕНО в силу закона.

в чем отличие права оперативного управления от права хозяйственного ведения?

Откройте учебник. Хотя бы раз в жизни.

В чем различия права хозяйственного ведения и права оперативного управления?желательно более полный ответ)

в субъекте права и в объеме прав!

Право хозяйственного ведения и оперативного управления! Право хозяйственного ведения и оперативного управления!Кто может сказать что это своими словами и в чем различие?

проще говоря, ППХВ — право госпредприятий (гос коммерческих юр лиц) на гос имущество, которое государство дало им для осуществления предпринимательской деятельности, а ПОУ — право гос учреждений (гос некоммерческих юр лиц) на гос имущество. Соответственно, ПХВ шире по объему, чем ПОУ, например, госпредприятие (ПХВ) может продать госимущество, а гос школа, госбольница и т.п. (ПОУ) — нет. Это в общем, очень условно.

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество.

Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям — это из учебника. Гражданский кодекс почитайте, там все понятно

чем отличается право хоз ведения от права оперативного управления?

Источник: http://legaladvice4free.ru/prava_hozyajstvennogo_vedeniya_ili_prava_operativnogo_upravleniya.html