Чем отличается словообразование от формообразования

Тема: Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования

Тема: Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Цели: повторение основных терминов и понятий раздела; совершенствование навыков связной речи учащихся.

Круг рассматриваемых вопросов: сущность словообразования; основные способы словообразования в русском языке; различие между однокоренными словами и формами одного и того же слова; сущность формообразования, основные способы формообразования в русском языке.

Оборудование: интерактивная доска Smart.

Ход урока.

– Сегодня на уроке мы повторим основные термины и понятия раздела «Словообразование». Вспомним способы образования слов в русском языке.

  1. Проверка домашнего задания.

Формирование навыков связной монологической речи.

Устный ответ на тему «Состав слова»:

  1. Что такое морфема?

  2. В чём сходства и различия морфемы и слова?

  3. Что такое корневая морфема? Какова её роль?

  4. Что такое аффиксальные морфемы? Какие функции они выполняют в слове?

  5. Что такое основа слова?

  6. В чём отличие производной основы от непроизводной?

  7. Какая основа называется производящей?

  8. Что значит сделать морфемный анализ слова?

  1. Интерактивное комментированное тестирование.

  1. Задание исследовательского характера.

Четыре студента-филолога до начала занятия решили сверить домашнее задание. Оказалось, что они по-разному разобрали словоследовательно:

след-ова-тель-н-о;

след-ова-тель-но;

след-ова-тельн-о;

след-ова-тельно.

Каждый готов был доказывать правильность своего разбора. Какие

аргументы привел каждый из них? Кто из них разобрал слово подберезовик так: под-берез-овик.

Ответ: след-ова-тельн-о, т.к. образовано от прилагательного следовательный, у которого суффикс — тельн-.

  1. Знакомство с теоретическим материалом.

– Посмотрите на тему урока. Определите, что общего и чем различаются слова СЛОВООБРАЗОВАНИЕ и ФОРМООБРАЗОВАНИЕ?

– Русский язык постоянно пополняется новыми словами, которые образуются от уже существующих слов. Раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов, называется словообразованием. Слова, образованные от одного корня, называются однокоренными, или родственными.

От словообразования следует отличать формообразование. Формообразование — процесс образования грамматических форм слова.

В результате словообразования в языке появляются новые слова, которые отличаются лексическим значением.

Результат формообразования — слова с одинаковым лексическим, но различным грамматическим значением.

Термины и понятия:

Словообразование — раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов.

Формообразование — процесс образования форм слова.

Форма слова — это само слово, поэтому все формы одного слова обладают одинаковым лексическим значением, но различаются грамматическим значением.

Однокоренные слова — слова, имеющие общий корень, но различаются оттенками лексического значения.

  1. Этап первичного закрепления.

Упражнение 68. Различение форм слова и однокоренных слов. Самостоятельная работа учащихся, 1 — у доски.

(работаем со словами под цифрой 1)
Родственные слова Формы слова
уходить уходить
уход уходит
ухоженный уходил
выход уходящий
заходить
подход
выходи

– А теперь вспомним, какие способы образования слов есть в русском языке?

(Ответы учащихся).

Посмотрите на доску. Я изобразила схему, которая есть у вас в учебниках. Есть ли что-нибудь общего у того, что вы сказали и данной схемы?

Основные способы словообразования в русском языке

морфологический неморфологический

(с помощью морфем)

  1. аффиксация 1) лексико-семантический

  2. сложение 2) морфолого-синтаксический

  3. лексико-синтаксический

Работа по учебнику.

– Откройте учебник на стр. 51. Давайте прочитаем статью учебника и посмотрим: так ли разнится то, что вы сказали, с записями в учебнике.

– Путём перетаскивания распределите способы словообразования.

Аффиксация

1) образование новых слов с помощью приставки (приставочный, или префиксальный, способ): история — предыстория(то, что было “до” истории), делать — сделать;

2) образование новых слов с помощьюсуффикса(суффиксальный способ): красивый — красиво(наречие содержит в себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое), мочить — мочёный(признак, возникший в результате действия: хлеб мочили — он стал мочёный);

3) образование новых слов с помощью приставки и суффикса(приставочно-суффиксальный, или аффиксальный способ): вкус — безвкусица(то, что лишено вкуса);

4) усечение суффиксов(безаффиксный способ) — образование производного слова путём усечения производящей основы: свистеть — свист, бороться — борьба(результат получился из процесса), белый — белизна(существительное имеет признак цвета).

Сложение

1) сложение целых слов, когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом: сорви + голова = сорвиголова; еле+ еле = еле-еле;

2) сложение основ словс помощью соединительных гласных -о- и -е-: белый снег — белоснежный; ферма для птиц — птицеферма;

3) сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые словаи аббревиатуры:стенная газета — стенгазета, Московский государственный университет — МГУ;

2. Неморфологический способ– образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:

1) при помощи омонимии (лексико-семантический способ, при котором меняется значение производящего слова): среда(день недели) – среда(окружающая обстановка, общество); Ампер(учёный) – ампер(единица измерения силы тока).

2) при помощи перехода одной части речи в другую(морфолого-синтаксический способ). Ср. предложения со словом новенькая: У Машиновенькаякофточка.

– Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном числе, именительном падеже: кофточка (какая?) новенькая.
В класс пришла
новенькая.

– Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный). Оно может иметь при себе зависимое прилагательное – красивая новенькая, предлог – у новенькой.

  1. Лексико-синтаксический способ: сращение, или слияние в одно слово компонентов словосочетаний: близ+ лежащий = близлежащий; с+ ума+ сшедший= сумасшедший.

  1. Словообразовательный разбор.

  2. Работа со словарями.

– Иногда трудно определить производящую основу слова. Тогда всегда можно обратиться за помощью к «Школьному словообразовательному словарю русского языка». Составитель словаря Тихонов Александр Николаевич.

– Выполняем устно упражнение 69. Работаем в группах. (По 2 слова).

Укажите, какая основа является производящей.

Песочница песок, бескостный костный, конник конь, рыбак рыба, разрумяниться разрумянить, по-гусиному гусиный, вощёный вощить, аристократично аристократичный.

  1. Из предложения, записанного на доске, выписать слова и показать их способ образования. По 1 уч-ся «цепочкой» у доски, остальные в тетрадях.

В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым.

Обеденный ← обед

Перерыв ← перерывать

Сотрудники ← труд

Поели ← ели

Отправились ← отправили

Мороженое (сущ.) ← мороженое (прил.)

  1. Найдите и исправьте ошибки, допущенные при словообразовании некоторых слов.

1) С исчерпывающей полностьюСалтыков-Щедрин раскрывает характер Иудушки Головлёва.
2) В литературе ХIХ века народным заступникам был заготовлентрудный путь.

3) Развитие движения разночинцев показано в романе “Отцы и дети” с большой ширинойи глубиной.
4) Ехайскорей с горы!
5) Сегодня солнце так и жгёт.

6) Вы не хочетеотдохнуть после обеда?

  1. Упражнение 74. Укажите способ образования слов.

Пригородный

Садоводство

Упрощение

Победитель

Окончательный

Наконечник

Водянистый

Водопровод

МХАТ

Студсовет

Приземлить

Курилы

Педсовет

РФ

ВВЦ

Выставка-продажа

Главбух

Завхоз

Завуч

Зарплата

Самбо

Ракета-носитель

На этом уроке мы обратились к одному из важнейших разделов курса русского языка – словообразованию и познакомились со способами словообразования.

– Укажите, в чём сущность словообразования, в чём — формообразования?

– Назовите основные способы словообразования в русском языке?

– Для чего нужно знать законы словообразования?

Изучение и хорошее знание законов словообразования необходимо для прочного усвоения правил правописания, поскольку многие из них прямо опираются на словообразование.

  1. Домашнее задание § 15 -§17, упр. 77

Источник: https://multiurok.ru/files/tiema-slovoobrazovaniie-i-formoobrazovaniie-osnovn.html

Словообразование и формообразование

§ 68. В языкознании, как уже упоминалось ранее, принято различать слова как словоформы и слова как лексемы. Слово может выступать в разных грамматических формах (словоформах).

Читайте также:  Как закрасить седину хной?

Набор всех форм данного слова составляет его парадигму. Например, словоформы стола, столу и т. д. все при-/65//66/надлежат одной и той же лексеме.

Именно лексема (материально — ее основной вариант)[47] является членом словаря.

Текст, расчлененный на слова, представляет собой последовательность словоформ. Необходимо, следовательно, выяснить, какие из них тождественны с точки зрения принадлежности к одной и той же лексеме (т. е. свести словоформы в лексемы).

Разумеется, этой проблемы не существует в тех случаях, когда слова содержат разные знаменательные морфемы (корни): ясно, что слова стол и стул принадлежат разным лексемам. Проблема возникает тогда, когда совпадают знаменательные морфемы слов. В этом случае вопрос стоит так: являются данные единицы разными словами или же разными формами одного слова (лексемы)?

Поскольку разные слова с одним корнем скорее всего образованы одно от другого (или оба — от какого-либо третьего), то сформулированный вопрос предстает как вопрос о разграничении словообразования и формообразования.

Например, если в тексте имеются слова идти и идущий, то необходимо выяснить, являются они разными словами или же формами одного и того же слова.

От решения этого вопроса зависит, чтo следует включать в словарь, а чтo — не следует.

§ 68.1. В общем виде отличие словообразования от формообразования описывается следующим образом: если можно обнаружить правило, по которому словоформы данного типа регулярно образуются от словоформ другого типа, то перед нами — случай формообразования.

Так, в русском языке причастия настоящего времени регулярно образуются от основ глаголов настоящего времени несовершенного вида, поэтому причастия являются формами соответствующих глаголов, а не самостоятельными словами: идущий есть форма глагола идти, живущий есть форма глагола жить и т. д.

Именно поэтому причастия не включаются в словарь: в словарь входят глаголы (их основные варианты, инфинитивы), а в грамматику включается правило образования причастий.

Можно сказать, что для формообразования типична большая унифицированность служебных морфем, образующих соответствующие формы, обычно выбор той или иной морфемы (варианта морфемы) определяется окружением. В плане содержания для формообразования характерна передача весьма широких, абстрактных значений. /66//67/

В отличие от этого словообразовательные средства языка не обнаруживают столь же регулярных соответствий, позволяющих говорить об особых парадигмах.

Словообразование отличает большая специализированность и меньшая унифицированность соответствующих служебных морфем, выбор этих морфем часто не обусловлен строго окружением. Типичным примером могут служить аффиксы, образующие в русском языке названия жителей разных городов: ср.

москвич, ленинградец, одессит, пермяк, львовянин. В плане содержания для словообразовательных средств характерна передача относительно узких значений.

Нередко значение, передаваемое словообразовательным средством, может быть выражено отдельным знаменательным словом, например: ленинградец = житель Ленинграда, столик = маленький стол. В сфере формообразования такие случаи встречаются редко, поскольку при формообразовании сохраняется лексическое значение слова.

§ 68.2. Четкую грань между формообразованием и словообразованием провести не всегда легко.

В особенности это относится к флективным языкам, где развита синонимия аффиксов, а парадигмы часто бывают дефектными: и то и другое нарушает регулярность, стандартность формообразовательных процессов, сближая их тем самым со словообразовательными.

В русском языке особую сложность представляет разграничение формообразования и словообразования применительно к категории вида (см. об этом § 82 и сл.).

Семантически сходные явления могут в одних языках относиться к словообразованию, а в других — к формообразованию. Например, в русском языке усыплять — это отдельное слово, произведенное от глагола спать, т. е.

образование усыплять от спать представляет собой факт словообразования.

В отличие от этого в бирманском языке эй4 сэй2 ‘усыплять’ — это не отдельное слово, а форма (каузативная) глагола эй4 ‘спать’, так как аналогичные формы могут быть образованы от любого бирманского глагола (например, пйо3 ‘говорить’ — пйо3 сэй2 ‘заставлять говорить’).

§ 68.3. Аффиксы, которые образуют новые слова, называются словообразующими (словообразовательными). Словообразовательные процессы включают не только приращение, но и опущение аффиксов (обычно формообразующих).

Например, для образования слова учитель от слова учить следует отбросить окончание инфинитива и прибавить суффикс ?тель.

Для образования слова бег от слова бегать необходимо опустить окончание инфинитива вместе с тематическим гласным ?а?, при этом автоматически прибавляется нулевое окончание (не являющееся словообразующим средством).

Слово, от которого образуется другое слово, называется производящим; говорят также о производящей основе, если центральной единицей, фигурирующей в слевообра-/67//68/зовательном процессе, является основа. Слово, возникшее в результате словообразовательного процесса (деривации), называют производным.

Сложные слова являются результатом словообразовательного процесса, в ходе которого происходит сложение корней, основ или словоформ; одновременно с этим может использоваться также и аффиксация.

Например, образование слова волнолом — это сложение корней (полученных путем отбрасывания окончаний слов волна и ломать) плюс интерфиксация; образование слова gutheissen ‘одобрять’ в немецком языке — это сложение основ; образование слова сиюминутный в русском языке — это сложение слов. Основосложение и словосложение, впрочем, не всегда можно разграничить.

Особый случай словообразования — словообразование по конверсии. При конверсивном словообразовании основной вариант слова, принадлежащий словарю, остается материально тем же, но меняется набор словоформ, которые можно образовать от него, т. е. изменяется парадигма слова, или же только его синтактика.

Например, англ dog ‘собака’ имеет парадигму dog — dogs, а dog ‘выслеживать’, ‘преследовать’ — парадигму dog — dogging — dogged и т. д.

Предлог соразмерно в русском языке образуется путем изменения синтактики: наречие соразмерно сочетается только с глаголом, а предлог соразмерно — также и с существительным, например, платить соразмерно тарифу.

Имеется и несколько иное понимание конверсии, согласно которому конверсия есть образование слова без помощи специальной словообразующей аффиксации[48].

В соответствии с таким пониманием конверсии образование имени Александра от Александр есть случай конверсии, так как ?а в Александра не представляет собой словообразующий аффикс (ср. волна, гора и т. п.).

Здесь, как мы видим, основной вариант производного слова отличается от основного варианта производящего слова.

§ 68.4. Грамматику интересуют лишь такие словообразовательные процессы, которые являются продуктивными. Продуктивность означает, что в современном языке с помощью данного процесса могут образовываться новые слова.

Например, русский суффикс ?тух не является продуктивным, хотя есть вполне недвусмысленно членящиеся слова пас-тух (от пасти), петух (от петь), пи-тух (от пить): нельзя, по аналогии с ними, образовать, скажем, от глагола нести существительное *нестух.

Суффиксы ?чик, ?тель, префикс анти? безусловно продуктивны; вероятно, продуктивным можно считать и суффикс ?арь; ср. современные образования типа жаргонного технарь. /68//69/

Случайные записи:

Русский язык. Способы словообразования в современном русском языке: морфемные и неморфемные

Источник: http://mobile-warez.ru/slovoobrazovanie-i-formoobrazovanie/

Морфемы формообразующие и словообразующие; морфемы, выполняющие обе эти функции

Морфема — минимальная двусторонняя единица языка. Понятие морфемы ввел И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845—1929) как понятие минимальной значащей части слова, линейно выделимой в виде некоторого «звукового сегмента» (отрезка) при морфологическом анализе.

Говоря о формообразующих и словообразующих морфемах, сначала следует выяснить разницу между словоизменением (формообразованием) и словообразованием.

Словоизменение — образование для каждого слова (кроме слов неизменяемых частей речи) его парадигмы. При словоизменении тождество лексемы не нарушается, в отличие от словообразования.

Словоизменение в некотором классе слов представляет собой изменение по словоизменительным категориям данного класса для слов (так, для существительного это ГК падежа и числа). Иногда словоизменение ≠ формообразование (т.к.

сюда входят ещё аналитические формы, например, буду читать).

Читайте также:  Чем отличается бефстроганов от гуляша

Словообразование — образование слов, называемых производными или сложными, обычно на базе однокоренных слов по существующим в языке формальным моделям (аффиксация, словосложение и т.д.). Словообразование, обеспечивая процесс номинации и его результаты, выступает как одно из основных средств пополнения словарного запаса языка, а также установления связей между отдельными частями речи.

Граница между словообразованием и словоизменением не абсолютна: возможны промежуточные явления. Поэтому в этом вопросе лингвисты часто расходятся: напр., спорным является вопрос, входит ли в русское словоизменение образование видов глагола.

Существует 2 позиции разграничения формообразования и словообразования: 1) формообразование регулярно[4], словообразование — нет (здесь речь идёт не о законе, а о тенденции); 2) Якобсон, Плунгян: словообразование факультативно, формообразование облигаторно, признаётся существование регулярного словообразования.

Морфемы, служащие для образования слов — словообразующие, для их изменения в рамках лексемы — формообразующие.

Что касается морфем, выполняющих обе эти функции, то нужно сказать о парциальных основах (случай, когда формы слова образуются от разных корней или с помощью разных аффиксов). Пример: зайч/онок/¤/ (ед.

ч.) — зайч/ат/а/ (мн. ч.); ФОС — зайч-, а часть этих слов без флексий — парциальная основа. Действительно, с помощью этих суффиксов образуется новая сема ‘детёныш’ и разные формы: ед. и мн. ч.

41. Варьирование морфемы. Понятие алломорфемы (алломорфа). Пределы варьирования морфемы.

Морфема –абстрактная единица языка, многие морфемы выступают в ряду языковых вариантов — алломорфем (алломорфов), в потоке речи морфема представлена конкретными вариантами — морфами.

Морфема — двусторонняя единица, поэтому ее варьирование двояко: в плане выражения — варьирование экспонента (префикс над- в языке выступает в двух вариантах «над» и «нат») , в плане содержания — полисемия (значения префикса «над» 1 — прибавление сверху «надстроить» или 2 — проникновение на малую глубину «надрезать»). Экспонентное и содержательное варьирование.

В экспонентном варьировании имеем либо дистрибуцию (надписать, но надрежу) — обязательный вариант, либо свободное варьирование (рукой — рукою) — факультативные варианты.

Содержательное варьирование полностью снимается контекстом (в данном случае — окружением «над — режу» и «над — рисую»).

Пределы варьирования.

Экспонентное варьирование: чем обеспечивается единство морфемы? Одна морфема или две разные? Одна морфема, если есть тождество значения и принадлежность к одному типу, тождество позиционной характеристики, закономерные чередования (иначе worked=wrote). Если эти формальные связи отсутствуют, то это омосемия (равнозначие) разных морфем (даН и взяТ, сижУ и еМ).

Содержательное варьирование: границы полисемии определяются смысловой связью между значениями (надрезать и надписать — чувствуется связь, но диминутивный суффикс –к- в «ягодка» и женского пола «соседка» — разный). Если граница есть, то перед нами омонимы.

Омосемия, полисемия и омонимия морфем (в билете выше).

Грамматическая структура слова. Понятие основы слова и форматива (форманта) в аспекте формо- и словообразования. Типы основ. Словоизменительная парадигма. Нулевые морфемы. Смена парадигмы как словообразовательное средство (конверсия).

Морфемы –строительный материал для более высокой единицы языка — слова.

По наличиюотсутствию формообразования все слова разбиваются на два структурных типа: одноформенные (неизменяемые) и многоформенные(изменяемые).

По словообразовательной структуре лова делятся на производные и непроизводные.

Формообразование.

Одноформенные слова представлены в языке только одной словоформой (вчера, вприпрыжку, здесь, увы, и, из-за).

По составу может быть одноморфемным (вчера, здесь) и многоморфемным (из-за, вновь, вприпрыжку);

Многоформенное слово существует в виде набора словоформ (лексема не совпадает со словоформой: «читать» — лексема, словоформы — «читаю», «читаешь», «читал», «читавший», «читал бы»…).

Состав: строится в разных словоформах частично, а иногда и полностью из разных морфем.

При анализе выделяется постоянная часть — формообразующая (лексическая) основа (определяется как часть слова, обязательно содержащая корень и постоянно повторяющаяся без изменений во всех грамматических категориях) и переменная часть — форматив (формант). Например, в словах стол, стола, столу, столы — формообразующая основа –стол-, а форманты: -#-, -а-, -у-, -ы-.

Набор формообразовательных формантов (формативов) — формообразовательная (словоизменительная) парадигма. Форманты могут быть одноморфемными (окончание) или многоморфемными (-ла в пела), может включать супрасегментные морфемы (ударение) — рогА (сравн. рОга)

Словообразование.

Производность и непроизводность слова имеет место только в синхроническом аспекте (язык на современном этапе) и также производность сравнима с мотивированностью, на диахроническом аспекте (язык на протяжении всего времени) все слова от чего-то произведены.

Внимание заострено на синхроническом аспекте!

Если сравнить производное слово с производящим, то выделятся общая часть — производящая словообразовательная основа и отличительная черта — словообразовательный форматив. Например, в прилагательном горох при сравнении выделяем словообразовательную основу «горох» и словообразовательные формативы «ов», и набор окончаний этого прилагательного.

Словообразовательная основа и формообразующая основа, в принципе аналогичны, но различаются способом выделения: в первом случае производное слово рассматривается как лексема (целое) и сравнивается с производящим, во втором случае мы просто сравниваем разные формы одного слова.

Словообразовательная основа содержит обязательно корень, но также может содержать аффиксы (скорый — скорость — скоростной — скоростник — всякий раз повторяются какие-то аффиксы). Выявляем ее в строгой бинарной оппозиции вплоть до конечных составляющих.

Типы основ:

1 — в качестве производящей основы выступает основа производящего слова (скорый — скорость «скор»)

2 — в качестве производящей основы выступает отдельная словоформа (ты — тыкать)

О смене парадигмы.

Иногда производное слово от производящего отличается только формообразовательной парадигмой. Это явление описано Смирницким и называется морфологическая конверсия.

Например, английский master (хозяин, мастер) — to master (овладеть, справится). Налицо омонимия, но не в ней суть! Образование слова происходит без аффиксов, основ.

А только сменой парадигмы (так у «master (хозяин, мастер)» в парадигме будут формы the master, a master, master’s, masters, а у «to master (овладеть, справится)» — to master, I master, he masters, I’m mastering).

В русском языке конверсия представлена в таких парах, как супруг-супруга, Евгений — Евгения, соль — солю.

Конверсиятакже может быть и синтаксической, т.е. в основе словообразования — изменение синтаксической сочетаемости (наречие «остался позади» сочетается с глаголом и образованный от него предлог — «позади дома» сочетается с существительным в Р.п.).

Про нулевые окончания, эмм, не совсем к месту — идет в список вопросов на консультации (ибо зачем они здесь??) Также полезно почитать в библии страницы 151-152 (в вопросе освещаемые там моменты не заявлены, но полезно бы их тоже знать) — словообразовательная структура сложных слов.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/37039.html

Словообразование и формообразование | открытый класс

Submitted by Ирина Петровна Блохнина on Tue, 27/04/2010 — 09:24
Тема: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ФОРМООБРАЗОВАНИЕ Целевая аудитория: учащиеся 10 класса универсального профиля Цель урока: повторение основных терминов и понятий раздела, совершенство-вание навыков связной речи учащихся.Круг рассматриваемых вопросов: сущность словообразования; основные способы словообразования в русском языке; различие между однокоренными словами и формами одного и того же слова; сущность формообразования, ос-новные способы формообразования в русском языке.

ХОД УРОКА I. Знакомство с теоретическим материалом.

Тема: Словообразование. Формообразование

СЛАЙД №1 (определение закрыто шторкой) О каком понятии идёт речь?

В чем разница между формой слова и однокоренными словами?

РАБОТА СО СЛАЙДОМ №2

Распределите слова в два столбика. Охарактеризуйте выделенные морфемы.
Каким принципом распределения слов вы руководствовались?

Читайте также:  Как построить вольер для собаки? своими руками!

Учащиеся должны самостоятельно прийти к выводу, что в основе группиро-вания слов лежит понятие СЛОВООБРАЗУЮЩИЕ И ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ аффиксы.

Перечислите известные вам морфемы

РАБОТА СО СЛАЙДОМ №3 Запишите равенство к производному слову по формуле: а) исходное слово б)словообразовательный аффикс в) дополнительный компонент

значения. Определите способ словообразования.

Учащиеся вспоминают основные морфологические способы словообразова-ния.

РАБОТА СО СЛАЙДОМ № 4

Ученики анализируют способ словообразования предложенных слов, обращаются к неморфологическим способам словообразования, вспоми-нают о способе сложения и нулевой аффиксации.

РАБОТА СО СЛАЙДОМ №5 Подведение итогов работы в виде обобщающей схемы:

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫ-КЕ

Подведение итогов урока. 1. Укажите, в чем сущность словообразования, в чем — формообразо¬вания? 2. Назовите основные способы словообразования в русском языке. 3. Приведите примеры аффиксальных способов образования слов. 4. Расскажите о путях образования сложносокращенных слов. 5. В чем особенность неморфологического способа образования слов? 6.

Назовите известные вам словообразовательные словари. 7.

В чем сущность словообразовательного разбора слова? Как вы¬полнить словообразовательный разбор слова? В чем отличие разбо¬ра морфемного от словообразовательного? Учащиеся должны знать: • основные способы образования слов в русском языке; • основные виды словообразовательных словарей; • порядок словообразовательного разбора слова.

Учащиеся должны уметь: • определять, каким способом образовано анализируемое слово; • различать морфологические и неморфологические способы обра¬зования слов; • выполнять словообразовательный разбор предложенных к анали¬зу слов; • пользоваться словообразовательным словарем для уточнения спо¬соба обра-зования слова. IV. Домашнее задание. § 15, 16, 17. Упр. 76, 77, 79, 82. Вопросы и задания для повторения на стр. 60.

Задание по развитию речи. (По вариантам.) Упр. 78,80, 85 (написать изложе-ние-миниатюру по тексту).

Прикрепленный файлSize
urok gwb.rar 220.87 KB

» Tags for document:

»

Источник: http://www.openclass.ru/node/120568

Глава 5. Словообразование

Лексический состав языка постоянно пополняется. И не только за счёт заимствований из других языков, как кому-то может показаться.

Например, вместе с компьютерами в мир пришло слово компьютер, которое было заимствовано русским языком из английского: computer.

Это слово быстро стало широкоупотребительным и уже в русском языке по правилам нашего словообразования от него были образованы другие новые слова:

компьютер→компьютерный,
→компьютерщик,
→компьютеризация

Значит, для образования новых слов у языка есть собственые внутренние механизмы. Их изучает словообразование.

Не удивляйся: термин словообразование употребляется в разных значениях: 1) процесс образования слов в языке;

2) раздел языкознания, эти процессы изучающий.

§2. Производная и производящая основы

Производное слово — это слово, основа которого образована от другой основы и мотивирована ею. Мотивирована — значит, связана с ней по смыслу и объясняется, толкуется ею.

Домик — это маленький дом (связь по смыслу)
Домик←дом (слово домик образовано от основы дом с помощью суффикса -ик, производная основа: домик)

Следовательно: слово домик производное, а слово дом нет.

Производная основа — основа нового слова, например: конфетка←конфета, весенний←весна.

Производящая основа — основа, ближайшая по форме и смыслу к производной основе: весна→весенний, конфета→конфетка.
При образовании сложных и составных слов у них бывает две производящие основы: вод (вода) и воз (возить)→водовоз или комбинация производящих основы и слова: жёлт (жёлтый) и красный→жёлто-красный.

Производная основа образована от производящей. Если в современном языке у слова не определяется производящая основа, то слово непроизводное. Это слова, которые не образованы от других слов: весна, там, около.

§3. Средства словообразования

Средство словообразования – это то, с помощью чего образуются слова. Природа словообразовательных средств различна. К ним относятся:

  • словообразовательные морфемы
  • специальные операции с основой слова

Природа средств различна, но предназначение у них схожее: служить для образования одних слов от других.

Словообразовательные морфемы — это

  • приставки, например: за-, на-, до-, пере- в словах записать, написать, дописать, переписать
  • суффиксы, например: -тель-, -ик-, -онок- в словах писатель, садик, медвежонок

Cпециальные операции с производящей основой или несколькими основами — это особые действия, которые позволяют образовывать слова без участия приставок и суффиксов, к примеру, такими операциями являются:

  • сложение основ: дымоход, водопровод
  • сращение основ: труднодоступный, малопонятный
  • сокращение основы: спец, комп и некоторые другие.

При образовании слов могут использоваться одно или сразу несколько средств. Например, при образовании слов бездомный, справа, по-нашему использованы одновременно и приставки, и суффиксы.

§4. Способы словообразования

Внимание:

На иллюстрации видно, что бессуффиксный способ словообразования отличается от других. Во многих учебниках об этом способе не сказано ничего: авторы его не выделяют. Однако в КИМах ЕГЭ этот способ учитывается.

Поэтому в нашу схему бессуффиксальный способ включён, но его особое место среди прочих, безоговорочно выделяемых всеми авторами учебников, отмечено пунктиром.

И в дальнейшем, на других иллюстрациях такая линия покажет, что элемент содержания вызывает разные интерпретации.

У ряда авторов встречается термин бессуффиксальный.

Способ словообразования — сам процесс образования производной основы от производящей основы. Способ определяется в зависимости от средства словообразования. Возможна комбинация разных способов.

Понятия: средство и способ словообразования — разные, эти термины следует различать и употреблять правильно. При этом важно понимать, что способ словообразования определяется в зависимости от используемого средства.

Например, если средством является суффикс, то способ суффиксальный, если приставка, то приставочный, если суффикс и приставка вместе, то приставочно-суффиксальный. Названия же операциональных средств и способов словообразования совпадают.

У слова нефтепровод средство словообразования — сложение основ, способ словообразования — тоже сложение основ. Не удивляйся этому. Таким образом лингвисты подчеркивают своеобразие операциональных средств, их особой природы.

Для русского языка характерны различные способы словообразования:

  • Приставочный: образование слов с помощью приставок: посмотреть←смотреть, пригород←город, недорого←дорого
  • Суффиксальный: образование слов с помощью суффиксов: вторник←второй, выдумщик←выдумать (усечение основы), заборище←забор
  • Приставочно-суффиксальный: образование слов с помощью приставок и суффиксов: подоконник←окно, втихаря←тихо (усечение основы), затенить←тень
  • Бессуффиксный (бессуффиксальный): выход ← выходить, высь ← высокий
  • Сложение: соединение частей основ разных слов: лесостепь, диван-кровать
  • Сложение в сочетании с суффиксацией: головоломка, вагоноремонтный
  • Сращение: долгоиграющий, быстрорастворимый
  • Сокращение основы: зав, зам
  • Аббревиация, то есть образование сложносокращённых слов: РФ, МГУ, зарплата, военком
  • Изменение части речи: больной, столовая

Частотно образование слова сопровождается явлениями, которые облегчают взаимоприспособление производящей основы и словообразующего средства: приставки, суффикса, корня.

  • Чередование гласных и согласных, например: дорога→дороженька (чередование г//ж)
  • Вставки интерфикса — соединительного элемента, служащего фонетической связкой при сложении основ, например: пар+ ходить (усечение основы)→пароход
  • Усечение производящей основы: катать→кат+ок (суффикс глагольной основы –а при образовании нового слова усечен)
    Эти явления нужно уметь заметить и прокомментировать.

Слов в языке великое множество. Среди них вы должны находить производные. Они образованы по-разному. Школьная программа требует уметь определять производную и производящую (или производящие) основы. Нужно понимать, с помощью каких средств образовано производное слово, а также называть способ словообразования.

В школьном курсе словообразованию уделяют много внимания, но при обучении теории отводится совсем немного времени. Однако сделать словообразовательный анализ правильно невозможно, если ты не знаешь основ теории. Не обольщайся тем, что тебе легко удаётся словообразовательный разбор самых простых примеров.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

    • Способ словообразования
    • Средство словообразования
    • Приставочный
    • Суффиксальный
    • Приставочно-суффиксальный
    • Вставка интерфикса
    • Усечение основы
    • Чередование согласных

Правильные ответы:

  1. Производящей
  2. Производной
  3. Производящей
  4. Две
  5. Две
  6. Три
  7. Три
  8. Способ словообразования
  9. Да
  10. Да
  11. Приставочно-суффиксальный
  12. Чередование согласных

Смотрите также

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/159