Чем отличается эпоха возрождения от эпохи нового времени

Философия Возрождения и Нового времени

Возрождение или Ренессанс — это период истории, непосредственно последовавший за Средними веками. Хронологические рамки этой эпохи: 14 — начало 17 вв. Возрождение зародилось в Италии в качестве широкого культурного течения, представители которого выступали за возвращение к культурным образцам античности, якобы забытым в средневековье.

Одним из основных свойств мышления эпохи Возрождения становится совершенно иное отношение к Богу. Бог отныне утратил положение центрального существа во Вселенной. Новые представления о Боге нашли свое отражение в философии пантеизма. Согласно этому философскому учению Бог растворен в окружающей природе (Бог есть все) и отождествляется с действием законов природной необходимости.

Еще одной чертой философии Возрождения становится антропоцентризм, согласно которому человек становится центральным существом во Вселенной. Новое отношение к человеку было выражено в философии гуманизма, основные принципы которой заложили в своих работах итальянские поэты Данте Алигьери и Франческо Петрарка.

Однако если человек Возрождения претендует на место центрального существа космоса, то есть Бога, он должен будет измениться, чтобы соответствовать своему статусу. Титанизм — установка мышления эпохи Возрождения, согласно которой человек должен превзойти границы человеческих возможностей и сравняться с Богом.

Социально-политические идеи мыслителей эпохи Возрождения нашли уникальную форму выражения — утопию. «Утопия», изначально, это художественное произведение английского писателя и мыслителя Томаса Мора.

В этом произведении Мор дат описание некоторого идеального государства, тем самым, излагая свои социально-политические взгляды. Работа получила широкую известность и породила множество подражаний, которые стали называть утопиями.

Среди наиболее известных утопий можно называть «Город Солнца» итальянского мыслителя Томмазо Кампанелла и книгу «Новая Атлантида» английского философа Френсиса Бэкона.

Философия политики эпохи Возрождения представлена Никколо Макиавелли, мыслителем, писателем, общественным и политическим деятелем Флоренции. В своем основном произведении «Государь» Макиавелли развивает новую концепцию добродетели государя.

Политика отделяется, в мысли Макиавелли, от религии и этики в самостоятельную независимую область. Отсюда добродетель государя, о которой пишет Макиавелли, не соответствует этической добродетели.

Добродетель — это энергичность и сила, зачастую предполагающая, в ситуациях, когда это необходимо, применение весьма жестоких методов управления.

Одним из результатов деятельности мыслителей Возрождения по борьбе с идеями спекулятивной схоластической философии стало формирование в Новое время научного мировоззрения. Показательной, в этом отношении, стала борьба ученых относительно гелиоцентрической системы мира, созданной польским астрономом Николаем Коперником.

Известно, что Николай Коперник взамен господствовавшей тогда и официально признанной католической церковью геоцентрической системы предложил гелиоцентрическую систему мира, согласно которой Солнце, а не Земля находится в центре мира.

Учение Коперника было запрещено церковью в 1616 году. Следствием этого решения стал судебный процесс по делу другого выдающегося ученого — итальянского физика и астронома Галилео Галилея, нарушившего этот запрет.

Суд над Галилеем стал символом противостояния религии и науки.

Формирование научного мировоззрения сопровождалось ростом интереса к теории познания в философии. Было необходимо сформулировать методологические основания науки, понять, почему наука является источником истинного знания в противовес спекулятивной философии.

В деле разработки принципов научного познания мира преуспели два мыслителя: основатель эмпирической философии Френсис Бэкон и основатель рационализма Рене Декарт.

Френсис Бэкон (1561-1626) выразил базовую заповедь нового мышления в афоризме «Знание — сила«. В знании, в науке Бэкон видел мощный инструмент социальных изменений.

Бэкон считал, что истинным является знание, добываемое из опыта, то есть эмпирическое знание. При этом для Бэкона то, что на практике «наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно». Исходя из этого, Бэкон различает плодоносные и светоносные опыты.

Первые — те, что дают непосредственный полезный результат, тогда как второй род опытов проливает свет на глубокие связи, без знания которых малозначимы и плодоносные опыты. Соответственно и философию Бэкон разделяет на практическую и теоретическую.

Прежде чем строить новое здание философии, Бэкон проводит «очистительную» работу, критически исследуя природу человеческого ума, формы доказательства и характер предшествующих философских концепций. В русле исследования природы человеческого ума находится его критика идолов (призраков).

Идолы представляют собой предрассудки, с которыми человек настолько сжился, что не замечает их существования. Для адекватного отражения мира Бэкон специально выделяет и критически анализирует четыре типа идолов — «рода», «пещеры», «рынка» и «театра».

Идолы «рода» порождаются природной ограниченностью человеческого ума, несовершенством его органов чувств. Человеческий разум похож на неровное зеркало, которое, отражая вещи, «смешивает свою природу и природу вещей», что приводит к искажению самих вещей.

Идолы «пещеры» обусловлены индивидуальными особенностями каждого человека, который в силу специфики развития и воспитания видит мир как бы из своей пещеры.

Идолы «рынка» возникают в результате взаимодействия людей, тех многочисленных связей, которые складываются между ними в процессе общения, решающую роль в формировании этих идолов играют устаревшие понятия, речь, неправильное использование слов.

Наконец, идолы «театра» возникают из-за слепой веры в авторитеты, в частности, в абсолютную истинность устаревших философских систем, которые своей искусственностью похожи на действия, разыгрываемые в театре.

Только преодолев эти предрассудки человек, по мнению Бэкона, сможет достичь истинно научного знания. Бэкон также разработал новый метод научного познания. Таким методом стала индукция — метод рассуждения, предполагающий восхождение от частного к общему.

Другим мыслителем, сделавшим наиболее значительный вклад в разработку методологии научного познания, был Рене Декарт (1596–1650). Рационализм, основателем которого был Декарт, опирается на постулат причинности: все сущее имеет причину.

Принцип всеобщей детерминации предполагает знание не только о настоящем, но и о будущем. Такое знание возможно, поскольку мир подчиняется определенным законам, а, значит, предсказуем. Декарт, в отличие от Бэкона, не считает чувства единственным источником достоверного знания.

Основой научного познания, по мнению Декарта, должно стать рациональное мышление субъекта, основанное на ясных и отчетливо осознаваемых постулатах.

Что же может быть источником этих аксиом, которые сами лежат в основе познания индивида? Ответ на этот вопрос Декарт дает в своей теории врожденных идей, согласно которой человеческое сознание изначально, с рождения, содержит ряд самоочевидных истин.

Однако, как выявить эти очевидные истины? Точнее, как отделить их от предрассудков и ошибочных мнений, препятствующих научному познанию? Декарт предлагает радикальный метод очищения разума от предрассудков — принцип сомнения. Он считал необходимым подвергнуть сомнению все содержание своего сознания с целью выявить истины, в которых невозможно сомневаться.

Декарт осуществил задуманное и выявил идею, которую он не мог подвергнуть сомнению. Это была истина его собственного существования.

Действительно, если я, тот, кто сейчас сомневается в моем существовании, не существует, то кто же тогда осуществляет само это действие? Итог своих размышлений Декарт сформулировал в известном афоризме «Cogito ergo sum», то есть «Мыслю, следовательно, существую». Таким образом, Декарт сделал основанием познания субъекта.

Разрабатывая методы рационального постижения мира, Декарт абсолютизировал метод дедукции, то есть рассуждения, предполагающего переход от общего к частному.

По мнению Декарта только данная модель познания, предполагающая выведение следствий из достоверных исходных положений (аксиом) сможет обеспечить истинность полученных знаний.

За образец в данном случае бралась математика, данные которой достоверны и обладают всеобщностью и необходимостью.

Одной из основных задач социальной философии Нового времени становится попытка вывести происхождение общества и государства из природы самого человека. Результатом таких попыток стало создание теории общественного договора. Различные версии теории общественного договора создали Томас Гоббс, Джон Локк и Жан Жак Руссо.

Предыдущие теории государства и общества обосновывали его существование внесоциальными причинами (космос, Бог и другие). Томас Гоббс осуществляет задачу выведения происхождения общества из природы человека при помощи теории естественного права и естественного состояния.

Естественного состояние — абстракция, описывающая состояние людей в отсутствие государства. Естественное право — комплекс прав человека, логически, естественным образом, вытекающих из его природы.

Человек же от природы, по мнению Гоббса, является злым и эгоистичным, склонным к заботе лишь о своих собственных интересах.

Соответственно, основное естественное право каждого человека — право на сохранение собственной жизни и на все, что для этого понадобится.

Однако, ситуация, когда все люди имеют равные права на ограниченное количество ресурсов, порождает войну всех против всех.

Тот же самый инстинкт самосохранения приводит людей к необходимости заключения общественного договора, то есть ограничения своих прав и свобод ради общего блага и делегирования их суверену.

Таким образом, образуется государственная власть в лице суверена и народ в лице подданных.

Как и Томас Гоббс, Джон Локк искал предпосылки возникновения общества и государства в сущности человека. На вопрос о том, что же составляет человеческую сущность, он отвечает предельно просто — это Разум.

Изучая человеческий разум, Локк разработал теорию опытного происхождения идей. Согласно этой теории разумная способность человека формируется постепенно, в ходе накопления жизненного опыта индивида.

Изначально сознание человека представляет собой «чистую доску» (tabula rasa), на которой общество мир могут написать что угодно.

В свою очередь Жан Жак Руссо утверждал, что человек изначально был добр и наивен, а происхождение государства и общества объяснял фактом обмана.

Одним из наиболее значительных достижений рациональной философии Нового времени стало учение о субстанции. Рене Декарт определяет это понятие как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. В узком значении слова субстанцией является лишь Бог.

Однако в широком значении субстанцией является все, что не требует для своего существования ничего, кроме воли Бога. Декарт заявляет, что мир состоит из субстанций двух видов: материальных и духовных. Материальные субстанции обладают свойством протяженности, духовные — свойством мышления.

Человек, в этом отношении, уникален, поскольку сочетает в себе материальную и духовную субстанции.

Развивая идеи Декарта, нидерландский философ Бенедикт Спиноза создает пантеистическую философскую систему на основе понятия субстанции. Термин «субстанция» у Спинозы объединяет понятия Бога и природы. Основная идея — субстанция является причиной самой себя. Спиноза описывает мир как систему, которая организует саму себя, действуя по определенным законам.

Основным законом, управляющим миром, по мнению Спинозы, является закон причинно следственной связи. Однако абсолютизация причинности ставит перед Спинозой вопрос этического характера: как возможна свобода воли человека, если все в мире имеет свою причину? Спиноза отвечает на него, давая новое определение свободы: «Свобода — это познанная необходимость».

Иную теорию субстанции развивает немецкий мыслитель Готфрид Вильгельм Лейбниц. В противовес Декарту и Спинозе, утверждавших единство субстанции-бога, Лейбниц создает теорию множественных субстанций, которые называет монадами.

Монады просты и неделимы, вечны и неуничтожимы. Они не имеют физических и геометрических характеристик и могут быть познаны лишь при помощи разума. По сути своей монады — это единицы Бытия, постоянно движущиеся и действующие.

Логическим завершением идей мыслителей Нового времени можно считать философию Просвещения. Этим термином обозначают французскую философию 18 века. Основными чертами Просвещения являются:

  • 1. Торжество рационализма. Представители философии Просвещения верили во всемогущество разума.
  • 2. Гносеологический оптимизм — уверенность в возможности познания мира рациональными средствами.
  • 3. Вера в социальный прогресс.
  • 4. Критика религии, проявившая в формах деизма, атеизма и материализма.

Деизм — направление в философии, представители которого допускали существование Бога как первопричины, творца всего сущего, однако отвергали возможность его влияния на окружающий мир, человека и общество.

Источник: http://hron.com.ua/kultura/filosofiya/filosofiya-vozrozhdeniya-i-novogo-vremeni/

Развитие науки в эпоху Возрождения и Нового времени

Последние века истории средневековья (XIV — XV вв.) ознаменованы возникновением интереса к познанию природы, изначально чуждого средневековой мысли.

Предпосылкой данного явления послужили, прежде всего, новые переводы сочинений Аристотеля.

Были возрождены основные натуралистические сочинения Аристотеля, а также труды, содержащие его методологию натуралистического опыта и наблюдения.

Первые рассуждения о необходимости опытного знания с использованием аристотелевской методологии в рамках средневековой философии принадлежит Роберту Гроссетесту (1175-1253).

Однако главная роль в обращении средневековой учёности к опытному познанию и в развитии эмпирической методологии принадлежит ученику Гроссетеста Рождеру Бэкону (1214-1292). Бэкон различает 2 способа познания — с помощью доказательств и из опыта.

Читайте также:  Чем отличается соленая капуста от квашеной

При этом он указывает на ограниченность первого, основанного на умственных построениях, и на спасительность второго, дающего успокоение не только уму, но и душе. Опытная наука, согласно Бэкону, выступает в качестве критерия достоверности познания того или иного явления.

Умозрительное как таковое, которое до сих пор составляло ядро схоластического метода, представляется Бэкону неудовлетворительным. Доказательство без обращения к опыту абстрактно, т.е. лишено связи с материалом познания и потому не защищено от ошибок.

Постепенно в учениях Гроссетеста, Бэкона и ряда других учёных позднего средневековья преодолевается бездна, разделявшая небесное и земное, божественное и тварное.

Но несмотря не принципиально новые тенденции в развитии средневековой мысли, она непреодолимо далека от научного знания, которое обретает силу только в Новое время, потому что решает, по сути, старую задачу — укрепление церковного авторитета.

Опыт здесь как никакая другая сфера деятельности делает более очевидным, убедительным и доступным для человека истины божественного Писания.

Реализация идей опытной науки Р. Гроссетеста, Р. Бэкона, «калькуляторов» и др. оставалась вопросом будущего. В частно­сти, проведение экспериментов предполагало создание соответ­ствующей экспериментальной техники, устройств, приборов и т. д.

Но для развития техники и инженерного искусства требовались огромные материальные ресурсы, которые реально появились лишь в эпоху Возрождения.

Создание новой техники, в свою оче­редь, предполагало гораздо более широкое применение матема­тических расчетов, использование прикладных математических моделей, которое стимулировало развитие математических иссле­дований.

Первая научная революция произошла в период конца XV — XVI веков, в период, относящийся к эпохе Возрождения.

В эпоху Возрождения характер познавательной деятельности определялся прежде всего стремлением к свободе от авторитета церковных догматов. Особенность познавательного отношения к сущему связана, прежде всего, с пристальным вниманием к индивидуальному, т.е.

сущему не в отношении к Творцу, но в его собственном неповторимом многообразии. Акцент всё больше смещается от вопроса о том, что есть сущее по замыслу Творца, к вопросу о том, каково сущее в своём природном проявлении.

Отныне авторитетное слово церковных отцов кажется сковывающим и препятствующим познанию.

Основным методом познания в эпоху Возрождения становится опыт, подразумевающий союз разума и чувств, настроенных на созерцание природы, которая служит единственным источником подлинной мудрости.

Устремление к Богу, как и прежде представлявшее истинную цель человеческого существования на Земле, но приобретает своеобразный «деятельностный» характер. Это означало, что оно «должно быть реализовано в посюсторонних творческих усилиях, подтверждено земной судьбой и славой индивида, самораскрытием возможностей его человеческой природы».

Именно в это время появляется учение польского астронома Н. Коперника. Коперник обосновывает утверждение о том, что Земля не является центром мироздания. Таким образом, на смену геоцентрической (от греч.  — земля) системы мира Птолемея приходит гелиоцентрическая (от греч. helios — солнце) система мира Н. Коперника.

С появлением учения Н. Коперника, можно сказать, наука впервые указала на то, какую существенную роль она может играть в решении мировоззренческих проблем. Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника подорвала устоявшиеся догматы религиозного мировоззрения, которые опирались на считавшуюся в то время неопровержимой геоцентрическую систему мира Птолемея.

Однако «революционность» этого учения проявилась не только в борьбе с религиозными догматами.

Можно заметить, что гелиоцентрическая система мира основывается на предположении о том, что истинное движение, оказывается, может обладать иной наглядностью, чем та, которая дает визуальное наблюдение (ведь мы наблюдаем движение Солнца вокруг Земли, а не наоборот), — это предположение по своей значимости можно расценивать как переворот в научном мышлении, переворот, открывающий перед разумом человека богатые перспективы.

«Наконец, следует подчеркнуть и то, что в отличие от птолемеевской астрономии, опиравшейся на аристотелевскую (качественную) механику, гелиоцентрическая система не имела прочной механической базы и стимулировала её создание.

Она не столько завершала старые наблюдения, сколько стимулировала новые, ибо, устранив ряд прежних противоречий и несоответствий и продемонстрировав свою способность решать сложнейшие проблемы (например, вычислять расстояние между планетами было недоступно Птолемею), она оставила целый ряд вопросов открытыми.

Именно эта открытость и делала её столь привлекательной для последующих исследований. Таким образом, в отличие от системы Птолемея система Коперника не завершала, а открывала новую эру исследований в астрономии».

Одним из сторонников учения Н. Коперника был Д. Бруно, который вообще отрицал наличие какого-либо центра вселенной. В учении Д. Бруно вселенная, будучи бесконечной, заключала в себе множество систем подобных нашей Солнечной системе.

Человек становится творцом, поднимаясь почти на один уро­вень с Богом, ведь он наделен свободой воли и должен сам ре­шать свою судьбу, способен творить, стать мастером, которому по силам любая задача.

Отсюда и характерное для эпохи Возрож­дения стремление познать принципы функционирования механиз­мов, приборов, устройств и самого человека.

В этой связи особый интерес представляют попытки Леонардо да Винчи (1452—1519) применить в анатомии, которой он занимался на протяжении всей своей жизни, знания из прикладной механики и найти соответ­ствие между функционированием органов человека и животных и функционированием известных ему технических устройств, ме­ханизмов.

Как и Р. Бэкон, Леонардо да Винчи считал, что «опыт никог­да не ошибается, ошибаются только суждения ваши», и что для получения в науках достоверных выводов следует применять ма­тематику, в которую он обычно включал и механику.

Следует добавить, что механика мыслилась им еще не как теоретическая наука, а как чисто прикладное искусство конструирования различ­ных машин и устройств.

Леонардо да Винчи подошел к необходи­мости органического соединения эксперимента и его математического осмысления, которое и составляет суть того, что в даль­нейшем назовут современным естествознанием, наукой в собствен­ном смысле слова.

Несмотря на значительное увеличение числа инженеров, стро­ителей и ученых-практиков, идея о том, что законы природы мо­гут быть описаны языком математики, исключительно медленно пробивала себе дорогу на протяжении всей эпохи Возрождения.

Вторая научная революция произошла ориентировочно в XVII веке, в эпоху Нового времени. Собственно говоря, именно эту эпоху и связывают с эпохой рождения современной науки, фундамент которой был заложен такими выдающимися учеными как Г. Галилей, И. Кеплер и И. Ньютон.

В учении Г. Галилея, применявшим научные методы познания, содержались основы — фундаментальные принципы и законы — классической механики (например, принцип существования инерциальных систем отсчета и закон свободного падения тел).

Кроме того, Г. Галилей открыл законы колебания маятника, экспериментально нашел вес воздуха, установил вращение Солнца вокруг своей оси, обнаружил спутники у Юпитера. В своей научной деятельности Г. Галилей отстаивал взгляды Н. Коперника.

Выдающийся ученый И. Кеплер занимался исследованием небесной сферы и работал над составлением звёздных таблиц. И.

Кеплер прославился, в первую очередь, формулировкой трех законов движения планет относительно Солнца, которые представляли собой обобщение данных астрономических наблюдений.

Кроме того, он разработал теорию солнечных и лунных затмений, предложил несколько способов их предсказания, уточнил величину расстояния между Землей и Солнцем.

Научное наследие И. Ньютона весьма обширно. Он разработал, независимо от Г. В. Лейбница, дифференциальное и интегральное исчисление, которым успешно пользовался при решении сложнейших задач в механике. Ему принадлежит открытие законов динамики и закона всемирного тяготения.

В своём главном сочинении «Математические начала натуральной философии», И. Ньютон возвел величественное здание механики, фундамент которого составили постулаты движения. В этой работе И.

Ньютону удалось математически вывести все известные к тому времени факты механики земных и небесных тел, в том числе и кеплеровы законы движения планет.

Таким образом, к концу XVII века, благодаря ряду революционных открытий, была почти полностью построена классическая механика.

Этот успех науки оказал очень сильное воздействие на все духовные формы жизнедеятельности человека. В том числе — на его мировоззрение. Результаты классической механики легли в основу механистической картины мира, которая с единых позиций объясняла строение всего мироздания.



Источник: https://infopedia.su/8×950.html

Эпоха Нового времени (стр. 1 из 2)

Полтора века от начала английской буржуазной революции (1640 г.) до начала французской буржуазной революции (1789 г.) вошли в историю под названием Нового времени. Новое время представляет собой глубочайшие культурные истоки современной западной цивилизации со всеми её достоинствами и недостатками.

В этот период произошёл великий культурный переворот, с одной стороны, коренным образом изменивший миросозерцание и обыденное мышление людей, что существенно отразилось и на их повседневной жизненной практике, а с другой стороны — во многом определивший русло всего будущего развития народов Европы.

В европейских странах в 17 в. Наступил кризис, который был охарактеризован историками как “всеобщий”. И это не только по той причине, что кризис охватил большинство европейских стран, но и прежде всего в силу того, что он оказал влияние практически на все стороны общественной жизни.

Буржуазные революции в Нидерландах (1566-1609 гг.) и в Англии (1640-1688 гг.) дали миру первые образцы буржуазного строя.

Старый феодальный порядок подрывали многочисленные народные восстания, происходившие в Италии, Франции, России, Испании и других странах.

Синхронность этих проявлений кризисных общественно-политических ситуаций свидетельствовала об универсализме глубинных противоречий, процессов, не знавших национальных границ.

Столь же общеевропейский характер носили сдвиги в ментальности европейских народов.

Кризис мироощущения, обусловленный реформационным движением, наметился уже во второй половине 16 вв. — духовный оптимизм сменился глубоким пессимизмом.

Консервативное и пессимистическое мироощущение было связано с отрицанием разумности всего сущего, с иррационализмом, приобретавшим у одних форму признания неисповедимости воли божьей, у других — абсолютизации роли случайности в жизни отдельного человека и в истории, у третьих — скептического отношения к нравственным нормам.

Раз люди склонны нарушать освященные богом и веками обычаи подчинения “высшим” и “лучшим”, значит, человек — существо дурное, греховное. Такова логика пессимистического взгляда не природу человека.

И человек — игрушка каких-то высших, непознаваемых, в конечном счете, потусторонних сил, и вовсе не так он могущественен, как твердили гуманисты и как показал Микеланджело, и сама история идёт по какой-то странной кривой.

Отсюда один шаг и до “спасения” через “очищение” (костром), и до упования только на бога, и до жажды наслаждений, пользования “сегодняшним днём” по принципу “после нас хоть потоп”.

На этой почве выросла и монашеская святость, и религиозный фанатизм, и моральная “терпимость” Лувра и Версаля с галантными похождениями их обитателей, с лёгкими связями и светской непринуждённостью.

Таким образом кризис феодальной культуры углубился, первые симптомы которого появились в эпоху Возрождения. Консерватизм, пессимизм, иррационализм — таковы главные черты духовного кризиса.

В 17 в. Феодально-католическая реакция потерпела кризис в области науки, не в силах уничтожить её великие завоевания. Это столетие с полным правом можно назвать веком познания научных законов и овладения природой, временем подчинения её власти человека.

Развернувшаяся в начале 17 в. научная революция заложила основы опытного знания. Открытия Галилея (1564-1642 гг.) и Кеплера (1571-1630 гг.) создали новую механику и новую астрономию.

Это было время великих открытий Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики; такие ученые, как Гарвей, Мальпиги, Сваммердам и Левенгук, внесли важный вклад во многие разделы биологии. Трудами исследователей была создана база для технического прогресса.

В тесной связи с точными и естественными науками развивалась и философия.

Воззрения Бэкона, Гоббса и Локка в Англии, Декарта и Гессенди во Франции, Спинозы в Голландии имели огромное значение в утверждении материализма, в формировании передовых общественных идей, в борьбе с идеалистическими течениями и реакционной идеологией церкви.

Завершение научной революции 17 в. связано с именем И. Ньютона (1642-1727 гг.), математически обосновавшего новую картину мироздания. Результатом научной революции 17 в. явилось фундаментальное обновление самого метода научного познания.

Читайте также:  Чем отличается иранская хна от индийской

Средневековая концепция знания не требовала эмпирического подтверждения.

Пришедшая ей на смену опытная наука основывалась на методах точного исследования, измерения, взвешивания, нагревания и на других процедурах, результаты которых фиксировались методами математики.

Отмечавшийся с наступлением 17 в. кризис в художественной сфере имел в пределах европейского континента многообразные и в высшей степени противоречивые проявления.

Прежде всего, это относится к искусству, занявшему во всей культуре Нового времени высокое место.

Художественное отражение действительности, конечно, уступало научно-теоретическому в логической стройности и чёткости, но оно обладало тем преимуществом, что более тесно связано с духовным миром человека.

Для нового времени характерны многие художественные направления и стили. Два основных для 17-18 вв. — барокко и классицизм.

Проявления барокко легко определить по богатству пространственного разворота, стремительному движению, пышной орнаментации, изломанности линий, вычурности, обилию скульптурных украшений, парадности в архитектуре, скульптуре и живописи, в конфликтном раскрытии человеческого образа, его повышенной эмоциональности в литературе и музыке.

Барокко зародился в Италии, являясь в целом стилем, отражавшим преимущественно систему ценностей, идеалов и вкусов дворянства.

Общие принципы барокко были порождены кризисным состоянием общества, которое проявилось в ходе Реформации буржуазных революций, в столкновении научных и религиозных представлений о мире. Поэтому в искусстве барокко духовное находилось в контрасте с материальным.

Художники этого стиля стремились запечатлеть движение, нереальность, сказочность мира. Лоренцо Бернини (1598-1680) был самым ярким мастером римского барокко. Архитектор, скульптор, живописец, он наиболее полно вобрал изящность стиля со всеми его достоинствами и недостатками.

Главное и наиболее величественное сооружение католического Рима- собор св. Петра — представляет собой своеобразный музей творчества Бернини.

Под его могучим куполом, воздвигнутым ещё Микеланджело, возвышается тридцатиметровая сень — монументально-декоративное сооружение мастера, а в алтаре — сверкающая белизной мрамора и игрой золота, украшенная фигурами, изображениями отцов церкви, ангелами и амурами, гениями и святыми кафедра Петра.

Однако самое незабываемое впечатление от барочного Рима 17 в. производит площадь перед собором св. Петра. Это грандиозное творение Бернини, состоящее из 284 колонн, обнимает в четыре ряда огромное пространство.

В барочной литературе жизнь человека была представлена цепью трагических случайностей собственных страстей. Типичным явлением эпохи было напыщенная галантно-эротическая лирика итальянского поэта Д. Марино и порождённое им целое направление в поэзии, так называемый “маньеризм”.

Для музыки барокко были характерны контрасты “высокого” и “низкого”, духовного и материального, покоя и экстаза. Тяготение художественной культура 17 в. к синтетическому объединению различных видов искусства получило отклик в блестящем расцвете итальянской оперы и возникновению новых музыкальных жанров — кантаты и оратории.

Элитарность, мистика характерны для искусства барокко. Оно прославляло монархов, католическую церковь, вельмож. Пышность, изысканность барочных церквей и дворцов, литературы и музыки демонстрировали прочность и надёжность власти, богатства.

Зрелищность была самой массовой приманкой католицизма.

Подразумевалось, что под эгидой власти, имеющей право отпускать грехи, все католики могут созерцать великолепие и упиваться зрелищами в отличие от протестантов, обреченных на скудную и сухую простоту оголённых церквей.

Классицизм возник во Франции в 17 в. Предпосылкой появления классицизма было создание централизованного французского государства. Он выражал идеи, художественные вкусы преимущественно сторонников абсолютизма.

Главная идея классицизма нашла отражение во всех направлениях художественной культуры. Это гармония, разумность, упорядоченность, успокоенность, пропорциональность. Классицизм 17 в. был далёк от античности. Его основа — стремление к рационализму, к порядку, которые должны были бы главенствовать в централизованном государстве.

Но так как идеал разумного устройства расходился с действительностью, то классицизм 17 в. утверждал в искусстве скучные академические правила.

Классическая доктрина культивировала возвышенное и героическое, понимаемое как торжество чувства долга над неразумными чувствами, отстаивала согласие искусства с “природой” — но только с “прекрасной”, облагороженной.

Вождём классицизма в живописи Франции 17 в. был Никола Пуссен (1594-1665)

Образцом классической архитектуры стал построенный по повелению Людовика XIV знаменитый Версальский дворец. Строгая планировка ансамбля, геометричность парковых аллей, скульптур, даже подстриженные деревья и кусты — всё возвеличивало человеческий разум и отражало веру в могущество человека.

В литературе и театре классицизм отличался однозначностью этических и эстетических категорий. Мужественный герой должен был быть мужественным во всём до конца — переходы и оттенки не признавались.

Существовали неписаные правила о том, что разумно и правильно. Французские драматурги Корнель, Расин даже исторические сюжеты старались изменить в соответствии с ними.

Такие строгие рамки стиля становились препятствием художественного прогресса, способствовали возникновению штампов, стандартов.

В целом драматургия и театр французского классицизма дали образы выдающихся достижений мирового искусства. Жан Батист Мольер (1622-1673 гг.) создал качественно новый жанр комедии, разоблачив все социально-значительные пороки человека в виде весёлого зрелища (“Мещанин во дворянстве”, “Тартюф”, “Дон Жуан” и др.).

Источник: http://MirZnanii.com/a/134704/epokha-novogo-vremeni

Ренессанс — это… Эпоха Возрождения :: SYL.ru

За время своего существования человеческая цивилизация проходила несколько эпох, которые оказали большое влияние на все ее развитие. Некоторые вехи истории были печальными и кровавыми, они откинули человечество на несколько десятков лет назад.

А вот другие принесли с собой духовный свет и поспособствовали небывалому творческому всплеску, затронувшему абсолютно все сферы жизни и искусства.

Такое важное значение в истории человечества имеет Ренессанс — эпоха Возрождения, подарившая миру великих скульпторов, живописцев и поэтов.

Что значит термин “эпоха Возрождения”?

Ренессанс невозможно охарактеризовать сухой статистикой либо кратким перечислением великих людей, рожденных в этот период времени. Но необходимо понимать, что включает в себя это название.

В переводе с итальянского термин “Ренессанс” — это название, созданное слиянием двух слов “снова” и “родиться”. Поэтому понятия “Ренессанс” и “эпоха Возрождения” являются тождественными. Их можно одинаково применять в объяснении периода европейской истории, который породил массу гениев и шедевров искусства.

Изначально эпохой Возрождения называли конкретный временной промежуток, когда художниками и скульпторами было создано самое большое количество шедевров. Этот период характеризуется появлением новых видов искусства и изменением отношения к ним.

Ренессанс: годы эпохи Возрождения

Долгие годы историки спорили о том, какой именно период истории относить к эпохе Возрождения. Дело в том, что Ренессанс является некоторым переходным этапом от Средневековья к новому времени. Он был связан со множеством перемен, имеющих под собой основу из сплава старых понятий и возникающих новых течений в философии, науке и искусстве.

Все это проявлялось в каждой европейской стране в разное время.

Например, в Италии Ренессанс начал проявлять себя в конце тринадцатого века, а вот Франция оказалась под влиянием новой эпохи практически спустя целый век.

Поэтому сегодняшнее научное сообщество понимает под эпохой Возрождения период с тринадцатого по шестнадцатый век. Многие историки с нежностью называют его “осенью Средневековья”.

Философия эпохи Ренессанса: основы нового течения

Средневековье характеризуется распространением идей о преобладании духовного над земным.

В этот период было принято отвергать все потребности своего тела и стремиться только к тому, чтобы очищать душу от греха, дабы подготовить ее к жизни на Небесах.

Человек не стремился запечатлеть свое земное существование в ярких красках, ведь оно являлось всего лишь ожиданием чего-то необыкновенного в будущем.

Эпоха Возрождения существенно изменила мировоззрение людей. Историки связывают это с определенным экономическим подъемом, который затронул страны Европы в начале четырнадцатого века.

Человек получил возможность взглянуть на мир под другим углом и оценить его красоту.

Небесная жизнь отошла на второй план, и люди стали с восхищением относиться к каждому новому дню, наполненному красотами обычной повседневной жизни.

Многие искусствоведы считают, что Ренессанс — это возвращение к идеям античности. В некотором смысле это так. Ведь в эпоху Возрождения стали распространяться идеи гуманизма и достижения равновесия между человеком и природой. Античность также апеллировала к этим идеям, человеческое тело являлось предметом изучения и восхищения, а не чем-то постыдным, как в период Средневековья.

Но несмотря на подобное сходство, эпоха Возрождения являлась абсолютно новым этапом в искусстве и науке. Появлялись не только новые научные идеи, но и многочисленные приемы в живописи и скульптуре, позволяющие сделать изображение трехмерным и реалистичным. Человек вышел на абсолютно иной уровень восприятия окружающего мира, что заставило его пересмотреть все теории и догмы прошлых веков.

Где зародился Ренессанс?

В понимании искусствоведов Ренессанс — это в первую очередь Италия. Именно здесь зародились новые веяния, распространившиеся по всей Европе через несколько веков. Даже термин “Ренессанс” был введен в обиход итальянцем, заменившим им на некоторое время обозначение эпохи античности.

Если задуматься, то трудно представить, что эпоха Возрождения могла зародиться где-то еще кроме Италии. Ведь все в этой стране пронизано духом красоты и поклонения этой красоте.

Римская империя когда-то оставила множество исторических памятников, которые вдохновляли своим совершенством скульпторов и живописцев.

Считается, что Флоренция — город купцов и богемы — дала жизнь Ренессансу и стала его колыбелью.

До сих пор именно в этом городе можно отыскать самые яркие работы эпохи Возрождения, которые прославили своих создателей на весь мир. К ним относятся шедевры Леонардо да Винчи и Микеланджело. Параллельно с искусством развивалась и итальянская философия. За несколько десятилетий было написано множество научных трудов, посвященных новому времени и гуманистическим идеям.

Итальянское и французское Возрождение

Так как Ренессанс — это довольно длительный исторический период, то искусствоведы делят его на итальянский и французский. Вдохновленная и питаемая едиными идеями Эпоха Возрождения проявилась в этих странах по-своему, оставив в конечном итоге абсолютно различные по своей сути памятники архитектуры и живописи.

Даже в Италии принято разделять Ренессанс на несколько периодов:

  • Раннее Возрождение.
  • Высокое Возрождение.
  • Позднее Возрождение.

В некоторых источниках указан еще один период — Проторенессанс, ставший самым первым этапом становления новой философии. Но это — весьма спорный момент, который до сих пор опровергается некоторыми учеными, включающими период с тринадцатого по конец четырнадцатого века в Раннее Возрождение.

Стоит отметить, что на итальянское Возрождение существенно влияло наследие античности.

Но вот французский Ренессанс является абсолютно самобытным, он представляет собой смешение итальянских теорий с вольнодумством французских философов, породивших новый виток развития искусства.

Эпоха французского Ренессанса характеризуется большим числом именно архитектурных сооружений. Особенно ярко представляют эту эпоху замки в долине Луары, построенные по велению французских королей.

Стиль Ренессанс: внешний вид людей и костюм

Неудивительно, что эпоха Возрождения оказала влияние на все сферы жизни людей. Конечно, необычные веяния были подхвачены знатью и аристократами, стремящимися воплотить в свою жизнь все новое. В первую очередь среди людей полностью изменилось отношение к красоте.

Мужчины и женщины стремились максимально украсить себя, одновременно стараясь подчеркнуть естественность и выделить свои достоинства, данные от природы. Это очень ярко характеризует Ренессанс. Стиль, принятый в этот период, породил массу правил по созданию причесок и нанесению макияжа.

Женщина должна была выглядеть сильной, нежной и удивительно земной.

К примеру, женский костюм эпохи Возрождения отличается некоторой объемностью, подчеркивающей приятные формы и прелести. Он декорировался множеством мелких деталей и украшений.

Представительницы прекрасного пола, с восторгом принимающие Ренессанс, стиль которого диктовал неуемное стремление к красоте, носили глубокое декольте, имеющее обыкновение съезжать на одно плечо или внезапно обнажать грудь. Прически тоже становились объемными с большим количеством кудрей и вплетенными нитями.

Часто на волосах закреплялась тонкая сетка с жемчужинами и драгоценными камнями, иногда она спускалась до плеч и полностью закрывала волосы сзади.

Мужской костюм эпохи Возрождения имел некоторые элементы, пришедшие из античности. Представители сильной половины человечества носили некое подобие туники с плотными чулками. Дополнением к костюму стал служить длинный плащ с воротником.

В современном мире он часто используется в качестве официальной одежды на научных симпозиумах и других мероприятиях. И это неудивительно, ведь именно Ренессанс — эпоха Возрождения — заложил основы интеллигенции как социального класса.

Впервые за всю историю человечества умственный труд стал цениться и позволял безбедно существовать.

Читайте также:  Чем отличается социология от других наук

Живопись Возрождения

Особенно много шедевров создали художники эпохи Ренессанса. Они породили новое отношение к изображению человеческого тела, которое представало на полотнах во всей своей красе.

Но для этого необходимо было в мельчайших подробностях знать все анатомические особенности человека.

Поэтому все знаменитые и успешные художники эпохи Ренессанса были одновременно и учеными, находящимися в постоянном поиске новых знаний и моделей.

Самым яркими представителем мира искусства является Леонардо да Винчи. Этот необыкновенно одаренный человек был одновременно художником, ученым, скульптором и архитектором.

Многие из его идей значительно опередили свое время, что дает право называть его еще и изобретателем. Самыми знаменитыми полотнами Леонардо да Винчи являются “Тайная вечеря” и “Джоконда”.

Многие ученые современности смело называют гениального да Винчи “универсальным человеком”, который с лихвой воплотил в себе все основные идеи Ренессанса.

Говоря об эпохе Возрождения, нельзя не упомянуть великого Рафаэля, написавшего огромное количество мадонн. В начале шестнадцатого века он был приглашен в Ватикан и принимал участие в росписи Сикстинской капеллы, где написал несколько библейских сюжетов. Одной из самых знаменитых его работ стала так называемая “Сикстинская мадонна”.

Ренессанс: литература

Литературный жанр претерпел большие изменения, которые принес Ренессанс. Литература эпохи Возрождения характеризуется обличением церкви, человек становится главным действующим лицом всех сюжетов. Уже немодно использовать библейские притчи и восхваления церковнослужителей. На первый план выходят отношения людей и их чувства.

Среди жанров становятся популярными новеллы и сонеты. Эти стишки в несколько строк вмещали в себя огромный смысл и эмоциональный посыл. Появились первые публицисты, пишущие о реалиях жизни в философском жанре. Большое значение приобретает драматургия. В эпоху Возрождения творили Шекспир и Лопе де Вега, которые до сих пор считаются величайшими представителями своего времени.

Научная мысль Эпохи Возрождения

Идеи гуманизма серьезно повлияли на науку Ренессанса. Естественно, огромное значение оказало книгопечатание. С этого мгновения распространять свои идеи на широкую аудиторию становится гораздо проще. И теперь все новые веяния быстрее проникают в умы обычных людей.

Научные деятели Ренессанса были, скорее, не просто учеными, а представляли собой сплав философов, общественных деятелей и писателей. Петрарка и Макиавелли, например, стремились познавать человека целиком во всех его проявлениях. Героем их трудов становился обычный горожанин, который должен был получить от научного прогресса массу плюсов.

Архитектура эпохи Ренессанса

Для архитектуры Возрождения характерно стремление к симметрии и соблюдению пропорций. В моду входят арки, купола и ниши. Архитекторы создают здания, которые словно парят в воздухе. Они, несмотря на свою монументальность, кажутся легкими и очаровательными.

Больше всего памятников эпохи Возрождения сохранилось во Флоренции и Венеции. Достаточно просто один раз взглянуть на собор Санта-Мариа-дель-Фьоре в городе купцов, чтобы понять все те идеи новой эпохи, которые вдохновили архитектора на создание подобного шедевра.

О Ренессансе можно говорить бесконечно долго. Этот период в истории человечества можно назвать одним из самых ярких и продуктивных. До сих пор творения многих представителей того времени современные искусствоведы изучают с большим трепетом и восхищением. Можно с уверенностью говорить о том, что деятели эпохи Возрождения опередили свое время на несколько столетий.

Источник: https://www.syl.ru/article/297354/renessans—eto-epoha-vozrojdeniya

Эпоха Возрождения в искусстве и культуре

Эпоха Возрождения имеет мировое значение в истории становления и развития культуры в странах Западной и Восточной Европы. Период идейного и культурного развития приходится на 14-16 вв., когда на смену религиозного доминирования и системе вассалитета возникла культура светского характера. Возрождается интерес к античности, откуда и берет название период Ренессанса.

Первые признаки начала эпохи возникли еще в 13-14 вв. в Италии, но в свои права она вступила только в 20-х годах 14-го столетия. Незыблемый феодальный строй Средних Веков начинает расшатываться — торговые города вступают в борьбу за права самоуправления и собственную независимость.

Человек теперь рассматривается как личность, поднимается вопрос о свободе и личной деятельности. В крупных городах появляются светские центры искусства и науки, функционирующие вне тотального контроля церкви. Наблюдается активное возрождение античности — она олицетворяет яркий пример неаскетичного гуманизма.

В середине 15-го века изобретается книгопечатание, благодаря чему новое мировоззрение и античное наследие широко распространились по территории Европы. Пик рассвета Ренессанса приходится на конец 15-го века, но менее чем через столетие назревает идейный кризис.

Это положило начало для возникновения двух стилевых направлений: барокко и маньеризм.

Сикстинская капелла, 1481 год

Периоды

Проторенессанс

Проторенессанс начался во 2-й половине 13-го столетия и закончился в конце 14-го века.

Он является так называемой первой ступенью в подготовке к возникновению Ренессанса. До 1337 года известных архитектор и художник Джотто ди Бондоне занимался разработкой нового подхода к изображению пространственных фигур.

Он наполнил религиозные композиции светским содержанием, наметил переход от плоского изображения к рельефному, а также изобразил интерьер в живописи. В конце 13-го века был возведен собор Санта Мария дель Фьоре (Флоренция). Автор этого главного храмового сооружения — Арнольдо ди Камбио.

Джотто спроектировал кампанилу Флорентийского собора, тем самым продолжив работу Арнольдо.

Санта Мария дель Фьоре

После смерти Джотто ди Бондоне на Италию обрушивается эпидемия чумы и активное развитие периода завершается.

Длительность периода Раннего Возрождения составила не больше 80-ти лет (1420-1500 гг).

За время этого этапа не произошло существенных изменений в области искусства, и лишь некоторые элементы из классической древности дополняли работы художников того времени.

Но к концу 15-го века средневековые основы полностью заменяются примерами античной культуры, что наблюдается как в концепции картин, так и в мелких деталях.

Архитектура Раннего Возрождения, Дворец Фондако Деи Турки

Высокое Возрождение

Самым непродолжительным, но в то же время пышным периодом Ренессанса стал третий этап, названный Высоким Возрождением. Продлился он всего 27 лет (1500-1527 гг.).

После вступления на престол Юлия II центр влияния искусства Италии перемещается в Рим.

Новый римский папа привлек ко двору самых талантливых итальянских художников, что привело к активному развитию культуры и искусства:

  • Возводятся шикарные монументальные здания.
  • Пишутся картины и фрески.
  • Создаются уникальные скульптурные творения.

Каждая отрасль искусства тесно переплетается друг с другом, гармонируя и развиваясь в унисон. Идет более основательное изучение античности.

Замок Шамбор, Луара, Франция, 1519-1547 гг.

Позднее Возрождение

Последний период Возрождения охватывает примерно 1590-1620 годы. Его отличительной чертой является разнообразие культуры и искусства. На территории Южной Европы активно продвигалась Контрреформация. Это движение не приветствовало свободомыслие, выражало протест против возрождения античности в культуре и искусстве, а также воспевания человеческого тела.

Во Флоренции противоречия привели к тому, что появилось направление под названием маньеризм.

Точных сроков Позднего этапа как таковых не существует. В Британской энциклопедии говориться, что эпоха Ренессанса закончилась после падения Рима (1527 г).

Постройки в стиле «маньеризм»

Интерьер

На новое понимание внутреннего пространства глубокое влияние оказали простые и четкие интерьеры Филиппо Брунеллески. Это можно наблюдать на примере капеллы Пацци (церковь Санта-Кроче, Франция).

Талантливый скульптор и архитектор использовал светлые тона для отделки оштукатуренных тонированных стен, добавляя архитектурные рельефные членения из серого камня. В богатых домах и дворцах особое внимание уделялось вестибюлям, где принимали гостей. Выделялись огромные комнаты под библиотеки.

Появление книгопечатания сразу же привлекло внимание богачей Европы. Столовых комнат как таковых не существовало, и обеденные столы были преимущественно раскладными. Их выставляли на лоджии, которые играли важную роль в загородных и городских домах.

Изображения на мебели были без оттенков, почти монохромными. Самые распространенные композиции декоративного характера:

  • Акантовый лист.
  • Натюрморт.
  • Городские пейзажи.
  • Вьющиеся стебли.
  • Музыкальные инструменты.

На створках резных буфетов, шкафов и прочих деталях мебели применялся прием позитивно-негативного узора. Технология изделия выглядела следующим образом:

  • Два листа фанеры окрашивались в разные цвета и накладывались один поверх другого.
  • Выпиливался фрагмент определенного узора.
  • Готовый узор наклеивался на основу.
  • Разные по цвету, но одинаковые по рисунку фрагменты, менялись местами.

Мотивы и приемы украшения поверхности мебели видоизменялись и ширились: применялось окрашенное дерево, появлялись фигуральные композиции, гротеск, осваивался прием тонирования при помощи раскаленного песка.

Пример витиеватых орнаментов на предметах мебели

Искусство

В Италии 14-го века стали появляться предвестники искусства Ренессанса. Создавая полотна на религиозную тематику, художники использовали за основу интернациональную готику.

Интернациональная готика — это один из стилистических вариантов готического стиля, который развивался в Северной Италии, Бургундии и Богемии (1380-1430 гг). Отличительные черты: изысканность форм, красочность, утонченность, декоративный характер.

Также присутствуют признаки стиля классицизм и маньеризм: гротеск, острота и экспрессивность ярких форм, графичность. Свои картины они дополняли новыми художественными приемами:

  • Использование объемных композиций.
  • Изображение пейзажей на задних планах.

Благодаря использованию этих приемов художникам удавалось передать реалистичность изображения и его оживленность.

Андреа Мантенья

Активное развитие изобразительного искусства начинается на первом этапе эпохи Возрождения — Проторенессанс. В истории изобразительных направлений в Италии существует несколько периодов:

  • 13-й в. — дунченто (двести). Интернациональная готика.
  • 14-й в. — треченто (триста). Проторенессанс.
  • 15-й в. — кватроченто (четыреста). Ранний — Высокий этап.
  • 16-й в. — чинквеченто (пятьсот). Высокое — Позднее Возрождение.

Архитектура

Архитектура эпохи Ренессанса стала активно видоизменяться. Большое внимание уделяется формам античного зодчества: четкой симметричности, порядку составных деталей и пропорции. Ассиметричные очертания сменяются на полукруги арок, купольные полусферы и эдикулы. А четкое расположение мощных колонн, притолок и пилястр заменяют сложные пропорции построек средневековья.

Конструкции и строительные приемы в Эпохе Возрождения

Выдающиеся личности

Мишель де Монтень

Философы Ренессанса придерживались общего мнения о том, что человеческий разум является бесценным даром свыше, который делает человека богоподобным и отличается от всего сущего. Яркими личностями, поддерживающими гуманизм, были французский писатель Мишель де Монтень и Дезидерий Эразм Роттердамский, которого прозвали «князь гуманистов».

Культура

Основой культуры Ренессанса считается принцип гуманизма, который говорил о красоте и достоинстве человека, его творческих возможностях, разуме и воле. Жизнеутверждающая культура гуманизма имела светский характер, что в корни отличалось от культуры средневекового времени.

Европа освободилась от мощного церковного влияния, что способствовало быстрому подъему и развитию науки. Буржуазный строй, набирающий силы, оказал влияние на победу светского движения.

Но гуманистический характер направленности искусства выражал поддержку не только развивающейся буржуазии, но также и прогрессивным слоям населения. Непреодолимое стремление познания окружающего мира отразилось на изобразительном искусстве. Огромную популярность в монументальной живописи Италии получила фреска.

Зарождается пейзажная и историческая живопись, воздвигается портрет. В Нидерландах и Германии широкое применение получает гравюра. Ее часто используют при оформлении книгопечатных изданий.

Тайная вечеря, Леонардо да Винчи

Как создавались эпохи: Мир глазами Леонардо да Винчи

Одной из ключевых фигур в становлении Эпохи Ренессанса был Леонардо да Винчи. Это великий творец, художник, создатель и основоположник развития науки во Флоренции. Более подробно с его работами можно ознакомиться с этим видео. Приятного просмотра!

Выводы

В эпоху Возрождения наступил невиданный ранее рассвет искусства, который возник в виде отблеска классической древности в стиле ампир.

На основе культуры Ренессанса возникло множество стилистических ответвлений, благодаря которым появлялись новые произведения искусства в области живописи, архитектуры и скульптуры.

Как пример, комната в скандинавском стиле, где за основу взяты светлые тона мрачной Скандинавии. Или же стиль прованс, получивший широкое применение в Америке.

Источник: http://TrendsDesign.ru/interiorstyles/histiric/renessans/epoha-vozrozhdeniya.html