Понятие новации и инновации как объектов инновационного менеджмента (стр. 1 из 2)
Содержание
Понятие новации и инновации как объектов инновационного
менеджмента……………………………………………………………………………….3
Список используемой литературы…………………………………….12
Понятие новации и инновации как объектов инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент — одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании.
Его цель — определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих вопросах:
– разработка и внедрение в производство новой продукции (инновационная деятельность);
– модернизация и совершенствование выпускаемой продукции;
– дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции;
– снятие с производства устаревшей продукции.
Под новшеством (новацией) понимается новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования. Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу.
Новация, прежде всего, характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны.
Поэтому к новшествам можно относить то, что является результатом творческой или интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), и то, что является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.).
Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс.
Новшества могут быть зафиксированы в головах людей, на бумажных или электронных носителях. Информация о новшествах содержится в научной и технической литературе, а также в нормативных и методических документах (стандартах, рекомендациях, методиках, инструкциях и т. п.
), отчетах о маркетинговых исследованиях и т. д.
Новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара. В частности, в рамках стратегического маркетинга, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и т.д.
Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в производственный процесс выпускаемой фирмой продукций (выполняемой услуги), то есть превращения в форму инновации.
Инновация является синонимом нововведения. Инновацией является новшество, которое стало предметом процесса освоения, внедрения.
Новшество становится нововведением с момента принятия его потребителем для дальнейшего преобразования или использования. Новшество к тому же обладает признаком новизны для потребителя.
Лишь при соблюдении двух условий новацию или новшество следует считать инновацией или нововведением:
- новшество должно быть принято данным потребителем;
- новшество должно обладать признаком новизны для данного потребителя.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо.
Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).
Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.).
Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время.
В условиях рынка как система экономических отношений купли — продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения.
Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции — рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) — рынок чистой конкуренции нововведений.
Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности. Главными субъектами инновационной деятельности являются: новатор, инноватор, инвестор.
Новатор — участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшества на их основе.Новаторами могут быть физические и юридические лица.
Инноватор — участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке.Фирма (менеджер) становится инноватором при соблюдении как минимум двух условий: после приобретения новшества и при определенной работе с нововведением.
Инвестор — участник инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшества.
Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.
); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
Основными критериями выбора принципов классификации инноваций являются: комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования; возможность количественного (качественного) определения критерия; научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.
В общем множестве нововведений, выделяют ряд наиболее часто встречающихся типов, соответствующих принципам классификации.
По уровню утверждения, финансирования и реализации инновационные проекты могут подразделяться: на межгосударственные; на федеральные (государственные); на региональные; на отраслевые; на инновационные проекты отдельного предприятия.
По типу инновации выделяют: материально-технические и социальные.
Особенности социальных нововведений по сравнению с материально-техническими заключается в том, что они имеют более тесную связь с конкретными общественными отношениями и деловой средой; имеют большую сферу применения, т.к.
реализация технических новшеств часто сопровождается необходимыми управленческими и экономическими нововведениями, в то время как сами социальные нововведения не требуют нового технического оснащения; их реализация характеризуется меньшей наглядностью обеспечения преимуществ и сложностью расчета эффективности; при их реализации отсутствует стадия изготовления (она совмещена с проектированием), что ускоряет инновационный процесс; вызывают особую авторскую активность, т.к. разрабатываются коллективно и со многими согласованиями.
С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации материально-технические инновации подразделяют: на инновации-продукты (продуктовые инновации), инновации-процессы (технологические инновации) и социальные инновации.
Продуктовые инновации позволяют обеспечивать рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (на краткосрочную перспективу), так и за счет увеличения объема продаж (на долгосрочную перспективу).
Инновационный продукт должен обладать следующими признаками: многофункциональность, многократный прирост единичной мощности, повышенный уровень автоматизации, изменение характера воздействия на предмет труда, высокая экономичность, наличие новых свойств.
Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели за счет: совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что в конечном итоге приводит к снижению издержек производства, а также к повышению качества продукции; увеличения объема продаж вследствие производительного использования имеющихся производственных мощностей; возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии.
Технологические нововведения появляются либо в результате единого инновационного процесса, т.е. при тесной взаимосвязи НИОКР по созданию самого изделия и технологии его изготовления, либо как продукт самостоятельных специальных технологических исследований.
В первом случае, инновации зависят от конструктивных и технических особенностей нового изделия и последующих его модификаций.
Во втором случае, объектом инновации служит не конкретное новое изделие, а базовая технология, которая подвергается в процессе технологических исследований эволюционным или революционным преобразованиям.
Социальные инновации включают: экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, мотивация и пр.), организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений и контроль за исполнением и пр.), правовые и педагогические инновации, инновации человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение конфликтов и пр.).
По инновационному потенциалу выделяют: радикальные (базовые), улучшающие (модифицированные) и комбинаторные (использующие различные сочетания) инновации.
Радикальные инновации включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления. Потенциальными результатами радикального нововведения являются обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций.
В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, совершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара. Создание радикальных нововведений связано с высоким уровнем рисков и неопределенностей: технических и коммерческих.
Эта группа нововведений не является распространенной, но отдача от них непропорционально значительная.
Источник: http://MirZnanii.com/a/344021/ponyatie-novatsii-i-innovatsii-kak-obektov-innovatsionnogo-menedzhmenta
Новая университетская жизнь
Ведущая рубрики — А.Н. Сперанская
Некоторое время в рубрику «НЛП» не поступало вопросов, я предлагала темы, подмеченные мной. И вот появилась просьба рассказать о слове инновация. Это в связи с прошедшим конкурсом «инновационных образовательных программ».
Люди, серьезно взявшиеся за разработку программ, хотели точно знать, что стоит за словом.
Тем более, что в документе содержалось много таких сочетаний: «результаты научной и инновационной деятельности, наличие признанных научных школ, научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры».
К такому нехитрому способу понимания происходящего — прояснить смысл слова — очень полезно прибегать, чтобы не утратить чувство реальности.
«Принятие огромного количества заимствованных слов привело к созданию сложной сети однозначно неопределенных терминов». Это слова известного лингвиста В.В.
Колесова, который очень хорошо понимает происходящее с языком и называет это «покушением на русскую ментальность».
(«Ментальность, как замечает автор, есть средство национального самосознания и способ создания традиционной картины мира, коренящиеся в категориях и формах родного языка»).
Чем же заимствования покушаются на русское коллективное сознание? Здесь нет возможности назвать все причины (отсылаю к книге Колесова «Жизнь происходит от слова…»), для нашего разговора важна следующая: в языке появляются пары-тройки слов, совпадающие по смыслу.
Разница в объеме понятий таких слов — минимальна, однако внешне это выглядит как стремление к точности и как богатство речи. Но это псевдоточность и не богатство, а бедность, точнее скудость. Скудость запаса слов, называющих нужный нам смысл. Мы можем назвать такие синонимы слову инновация: новшество, нововведение, обновление, изменение.
Заметьте, все они русские. Попробуем заменить этими понятными словами предложенный текст: «существующее состояние ОБНОВЛЕННОГО потенциала вуза», «НОВОЕ развитие СФУ», «образовательная, научная и ИЗМЕНЯЮЩАЯ деятельность». Вот и стала очевидной неправомерность использования слова инновация.
Стало понятно, что оно попало в обойму модных слов, используемых не по назначению, возможно, просто ради красного словца.
А ведь есть еще одно слово, почти близнец — новация. Здесь как разобраться? Разница между этими словами вообще мало ощутима. Судите сами: инновация — от англ. innovation — обновление; новация восходит к латинскому novatio — обновление, изменение. Латинская приставка in обозначает в-, при-, движение внутрь.
В словаре к слову инновация приведено 3 значения: общее — нововведение и два профессиональных: в лингвистике этим словом называют новое явление в языке, новообразование; в экономике — вложение средств (финансовая инновация), обеспечивающее смену поколений техники и технологии; новая техника, технология, экономические новшества; привнесение новых идей на уровне рынка (продуктовая инновация) или производства (технологическая инновация). Слово новация используется в двух значениях: общее — что-нибудь новое, новшество и в гражданском праве — соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим.
Сходство почти полное, отметим нюансы: слово новация шире по употреблению и именует сам факт новшества, а слово инновация ограничено специальными сферами и содержит компонент процессности, процесса.
Хотя лингвисты не раз отмечали, что при использовании почти полностью совпадающих слов в одном из них обязательно произойдет какая-то замена смысла (вплоть до его подмены, что и влечет размывание смысла слова). А раз смысл неясен, значит и использование безответственное. Язык — это средство общения и передачи информации. Какого качества информацию мы получим, если средство будет дефектным?
Откуда взялась мода на популярные слова, я уже говорила: это свойство нашего общества — подхватывать «словечки», бездумно внедряя их в свою речь. Заразиться модным словом легко, этому способствуют леность ума, невзыскательность вкуса и отсутствие стиля.
Вот и проникают в окружающее языковое пространство и укореняются там гламур, проект, озвучить, инновационный. Эти слова относятся к жаргонным: жаргон «тусовки», политико-административный, бюрократический, публицистический.
Употребление жаргонизмов притягательно: они выполняют особую социопсихологическую роль, служа приметой принадлежности к одному кругу.
Однако за рамками этого «круга» жаргон не просто не уместен, а «является грубым нарушением нормы, искажающим законы сочетаемости слов и эстетиче-ски оскорбляющим слух носителя языка» (цитата из книги «Не говори шершавым языком»).
Почему никого не удивляет, что 2+2 всегда 4 и не может быть, если нам очень надо, 5 или 3. А со словом, выходит, так можно: «Пусть, дескать, слово в словаре что-то значит, а у нас оно будет значить немножко другое, мы его так будем использовать, может и другие поверят, что так оно и есть». И ведь верят.
Вопросы автору рубрики присылайте на uzhik@krasu.ru
Источник: http://gazeta.sfu-kras.ru/node/41
Нововведения как объект инновац управления. Отличия новшества от нововведения
Новшество — это определенная новизна, явление, несущее в себе новые средства, формы и методы орг-ции произв-го процесса. Новш-во пред-ет собой товар, на кот распр-ны авторские и патентные права.
Нововведение(н/в): 1)процесс внедрения, распространения и использования новшеств с целью непосредственного удовлетворения общественных потребностей в продуктах, услугах, процессах более высокого качественного уровня; 2)это процесс доведения изобретения или открытия до стадии практического использования, когда оно начинает давать экономический эффект; 3)это рез-т целенаправленной организ-ой деят-ти инн менеджеров.
Н/в харак-ют след аспекты: 1)н/в явл-ся рез-том планируемой творческой деят-ти людей, направленной на совершен-е сущ-щей системы; 2)н/в-ем считается новшество, реализованное на практике; 3)объектами изменений, осуществленных в рез-те внедрения инн-и, м.б. техническая, технологич, организационно-управленч, фин, социал, экологич, правовая и прочие сферы; 4)н/в могут способ-ть преодол-ю кризисов на макро- и микроуровнях, увелич-ют конкурентосп-ть; 5)н/в связаны с рисками.
Инновация– это прибыльное исп-е новшеств, конечный рез-т инн деят-ти, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, процесса внедренного на рынке или произ-ве, либо в новом подходе к социальным услугам
26.Основные риски осуществления инн.деят-ти (ИД). ИД сопряжена с риском, тк полная гарантия благополуч рез-та практически отсутствует.
Риск ИД тем выше, чем более локализован инн проект, если же таких проектов много, и они в отраслевом плане рассредоточены, риск минимизируется,и вероятность успеха возрастает.
Риск в ИД — вероятность потерь, возникающих при вложении организацией средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта. Виды рисков: 1)риски ошибочн выбора инн проекта из-за необоснованного определение приоритетов экон и рыночн стратегий организации, из-зи неправил прогноза конъюктуры на ранках ресурсов, неадекватной оценки потребносте сферы потребл-я и собств-го произв-ва.
2)риски необеспечения инн проекта достаточным уровнем финансирования (риск ненахождения единств источника финанас-я, риск неэффек-ти выбранного метода финанс-я).
3)маркетинг риски текущего снабжения ресурсами, необход-ми для реализации инн проекта (риск ненахождения поставщиков уникал рес-в, поставщков рес-в по ценам, заявленным ранее,риск отказа намеченных поставщиков от заключ-я договора) и сбыта рез-тов инн проекта (ошибочная стратегия продаж, ошиб ценообразов-е, неэффект реклама).
4)риски невыдерживания сроков проекта. 5)риски взаимодействия с контрагенами и партнерами (неплатежеспособ партнеры, риск невыполнения договорных обязат-в, выхода их из совместного предпр-я).
6)риск непредвид расходов и превышение сметы проекта (риск повыш-я цен на ресурсы, возможного увелич-е плавающей ставки по кредиту).
8. Механизм поддержки НИОКР через внебюджетные фонды.
Ключевым звеном в финанс-и НИОКР являются внебюджетные фонды (ВФ), которые, по сути, являются связующим звеном между предпринимательским сектором и орг-ми, занимающимися научно-исследовательской работой в качестве основной деят-ти. Согласно п. 1 Порядка образования ВФ (10) “федеральные органы исполнительной власти и комм орган-и могут создавать следующие ВФ для фин-я научных исследований и экспериментальных разработок:
Министерство науки и технологий Российской Федерации — росс фонд технологического развития; Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти — фонды финанс-я научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих федеральных министерств и иных федеральных органов исполнит власти; коммерческие организации — фонды финан-я научных иссл-й и экспериментальных разработок соотв-щих коммерч орг-ций.
ВФ федеральных органов исполнительной власти формируются за счет: — добровольных отчислений, осуществляемых на договорной основе организациями (хозяйствующими субъектами), находящимися в их ведении; -1,5% — х отчислений; -отчислений коммерческих организаций.
ВФ комм орг-й формируются за счет собств-х отчислений (1,5%), а также отчислений на договорной основе другими коммерч орг-ми.
Федеральные органы исполнит власти и комм орг-и в соотв-ии с договором с Министер науки и технологий РФ ежеквартально перечисляют в росс фонд технологическ развития 25% средств, поступающих в их ВФ. Представляется, что механизм фин-я НИОКР за счет средств ВФ является весьма эффективным.
Выделение средств ВФ осущ-ся на договорной основе, на основе проведенных конкурсов и экспертиз проектов. Фонды начали играть связующее звено между заказчиками и исполнителями НИОКР, осуществляя фин-е, в том числе, на возвратной основе.
Наиболее успешными с точки зрения поставленных задач оказались Росс фонд фундамент-х исследований, отпочковавшийся от него Росс гуманитарный научн фонд, и Фонд содействия развитию малых форм предп-й в научно-техническ сфере.
44. Патентование результатов инн деят-ти.
Патент удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование, производство, продажу изобретения в течение срока действия патента. Патент-это запрет на использ-е его кем-либо без согласия патентообладателя.
Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями.
Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инн менеджера, который должен владеть ситуацией на рынке инн продукции. В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляется Роспатентом.
Непосредственному получению патента предшествует подача заявки, которая содержит сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, объеме и сроках охраны. При выдаче патента устанав-ся, что соотв-щее изобрет-е обладает новизной, что используемый в изобр-нии принцип не явл-ся общеизвестным.
Патент выдается на основании прохожд-я экспертизы. Патент имеет террит-ое действие, те изобрет-е не может беспрепятственно ибезвозмездно исп-ся в др странах, если оно там не запатентовано. Критерии патентоспособности- новизна, изобретательский уровень, промышл применимость.
40. Роль гос-ва в инновационном бизнесе. проявляется в его функциях, направленных на регулирование всех процессов, имеющих место в инн сфере. Основные гос функции в инн сфере:
1) распределительная — достигается за счет распред-я фин ресурсов на науч исслед-я и инновации через бюджет и за счет формирования специал фондов.
2) стимулирующая — через поощрение конкуренции, фин субсидии, льготы участникам инноваций. Гос-во может осущ-ть полное или частичное страхование инн рисков.
3) координация инн деят-сти (ИД). Для опред-я общих стратегич ориентиров ИД и их реализации гос-во содействует взаимодействию различных структур, осущ-щих инн-и. Гос-во формирует единое технологическое пространство, что обеспечивает совместимость нововведений.
4) правовую защиту инн-й обеспечивает: -формирование законодат базы; -создание функционирующего правового мех-ма, системы соблюдения правовых норм.
5)кадровое обеспечение инн-й, нач-ся во время профес обучения, сочетающего в себе фундаментальные, универсальные и специал знания.
6) информац обеспечение. Гос-во должно спос-ть распр-ю нововведений путем создания научно0ииновац инфраструктуры.
7) институциональное обеспече-е ИД –путем создания гос орг-й, выполняющих НИОКР и проводящих нововведения в отраслях гос сектора (обороне, здравоохр-и,образ-и).
8) обеспечение социал и экономич направленности инн-й. гос-во обеспечивает поддержку нововв-ям, обеспечивающим соц стаб-ть и предотвращает негативные воздействия, связанные с НТП.
Источник: https://cyberpedia.su/15x501f.html
Педагогические инновации. Инновации (от англ, innovation — нововведение, новация) — это изменения внутри
Инновации (от англ, innovation — нововведение, новация) — это изменения внутри педагогической системы, улучшающие течение и результаты учебновоспитательного процесса.
Современные истолкования сущности и направленности педагогических ийноваций весьма противоречивы. Чаще всего hu связывают с разработкой и внедрением новых технологий, методов и средств. Но инновации не сводятся только к ним.
Инновации — это рассматриваемые в неразрывном единстве идеи, процессы, средства и результаты совершенствования педагогической системы.
Какие проблемы чаще всего оказываются объектами инноваций? Все те же вечные педагогические беды: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности, как увеличить объем материала, изучаемого на уроке, как ускорить темпы обучения, как устранить потери времени и т. д.
Внедрение более продуманных методов, использование активных форм учебновоспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания — постоянные области внедрения инновационных идей. Если под таким углом зрения посмотреть на инновационные призывы, то окажется, что никаких существенно новых аспектов они не содержат.
Зачастую нет и новых «рецептов» решения старых проблем.
По большому счету, подлинно инновационными мы вынуждены признать лишь те идеи, которые основываются на новом знании о процессах человеческого развития и предлагают не использовавшиеся ранее теоретические подходы к решению педагогических проблем, конкретные практические технологии получения высоких результатов.
Анализ большого количества общих и частных инновационных проектов по критерию соответствия уровню разработанности предлагаемых идей в педагогической науке (отбор по принципу известно—неизвестно), а также использования в педагогической практике (отбор по принципу было—не было) позволил отнести к общим педагогическим инновациям:
1) не новую, но постоянно актуальную и далеко не исчерпавшую себя общую идею и практическую технологию оптимизации учебно-воспитательного процесса, охватывающую систему педагогической науки и педагогической практики;
2) гуманистическую педагогику во всей совокупности ее теоретических положений и практических технологий;
3) основанные на новых идеях подходы к организации и управлению педагогическими процессами;
4) технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации.
Главными направлениями инновационных преобразований в педагогической системе являются теория, технология (содержание, формы, методы, средства), управление (цели и результаты), учебные заведения.
Инновационные процессы заметно оживили педагогическую мысль. Инновационная педагогика, например, требует замены парадигмы воспитания. Парадигма (от греч. paradigma — образец, эталон) — господствующая теория, положенная в основу решения теоретических и практических проблем.
По мнению инноваторов, современная педагогическая теория безнадежно устарела, строить на ней воспитание нынешних поколений в новых условиях нельзя.
В этой связи инновационным направлением развития педагогической теории чаще всего называют возврат к прочно установленным наукой и подтвержденным многовековой практикой классическим основаниям природосообразной педагогики.
К сожалению, прогрессивные в своей основе инновационные процессы сопровождаются прожектерством. Отличие новаций от прожектерства рассмотрел акад. Ю. К.
Бабанский, отметив, что в последнее десятилетие в науке возникло принципиально новое и важное направление — теория новаций и инновационных процессов. Новаторство — это обязательно прогрессивные нововведения, продвигающие практику вперед.
При ином подходе под новаторство могли бы рядиться и прожектерство, и откровенные спекуляции на отрицании всего существующего. Повторение старого не есть новаторство. Это полезные применения известного.
На какой основе возникают прогрессивные новации? Как правило, на научной. Случайные находки — исключение из правил. На сугубо эмпирической основе возникают лишь прожектерство, т. е.
нереальные для практики предложения, которые не могут пробить себе дорогу.
Учитель-новатор обязательно в той или иной мере опирается на известные ему теории обучения, берет на вооружение то, что помогает ему в работе, вносит изменения, коррективы, дополнения.
Прожектерство произрастает на почве нарушения закономерностей и принципов обучения и воспитания. Например, предлагается в младших классах bbeqrh сокращенный курс высшей математики — тем самым нарушается закономерность возрастных возможностей детей, принцип доступности обучения.
Вносится проект реорганизации начальной школы из четырехлетней в двухлетнюю, так как, мол, найдены пути сокращения вдвое сроков обучения, уменьшения вдвое числа правил правописания и пр. Разрабатываются проекты интеграции курсов, нарушающие закономерности построения каждого предмета.
Вносятся варианты суггестивного изучения физики, математики, на которые (вопреки логике этих предметов) распространяется опыт изучения иностранного языка. Таких примеров нарушения научных закономерностей, ведущих к прожектерству, хоть отбавляй.
И ученым надо иметь мужество, чтобы противостоять им, получая затем в отместку замечания по своим научным работам. Прожектерство проявляет себя и в педагогической маниловщине, в оторванном от реальных возможностей школы построении учебного и воспитательного процессов.
Например, вносят предложения дифференцировать обучение в классах, формируемых из «жаворонков» и «сов», т. е. активно работающих утром и вечером; перестроить процесс обучения с учетом особенностей восприятия левого и правого полушарий коры головного мозга.
Обе эти идеи имеют под собой научные основания, но мировая психология пока не располагает средствами надежной диагностики как первых, так и вторых особенностей и тем более проверенных методов работы с каждой из названных групп учеников. Так неплохие по своей сути идеи приобретают прожектерский характер.
Источник: https://megaobuchalka.ru/8/28733.html
Новации и инновации
Слайд 1
Новации и инновации в педагогической науке и практике Выполнила Ольга Викторовна Неустроева
Слайд 2
Основополагающие понятия — новация (новшество) ; — нововведение; — инновация
Слайд 3
Новации Новации — это новшества по поводу одного из компонентов образовательной системы : — содержание образования; — содержание обучения (включая и инструментальное обеспечение оценивания образованности обучающихся);
Слайд 4
– профессиональная компетентность педагогического персонала; — материально-техническое оснащение; — финансово-экономическое обеспечение; — система управления (обмен информацией в рамках, прежде всего, методической работы)
Слайд 5
Образовательное нововведение Образовательное нововведение — процесс введения новых средств, направленных на изменение образовательной системы (процесс введения нового)
Слайд 6
Инновация Первое значение: инновация — «целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом» В.А. Мижериков, П.И. Пидкасистый
Слайд 7
Второе значение: инновация — «процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.). Третье значение: инновация — «поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление»
Слайд 8
Типы инноваций Первый тип — инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса.
Инновации этого рода не всегда связаны с полнотой научного обоснования, чаще они происходят на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований.
К инновациям этого типа можно отнести деятельность учителей-новаторов, воспитателей, родителей и т.д.
Слайд 9
Второй тип — инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной и (или) управленческой деятельности
Слайд 10
5 смыслов инновации Изменение психологического климата в организации общеобразовательного и дополнительного образования, которое обусловлено новыми целями и ценностями образования Внедрение и распространение разработанных педагогических систем
Слайд 11
Разработка новых технологий проектирования, управления и обучения в образовательных организациях, занимающихся инновационной деятельностью, вынужденных постоянно преодолевать возникающие противоречия
Слайд 12
Втягивание инновационными образовательными организациями в свою орбиту новых финансовых, информационных, социокультурных структур и механизмов Педагогическая деятельность приобретает характер устойчивой творческой деятельности и оказывает положительное влияние на все компоненты образовательного (воспитательного) процесса
Слайд 13
Инновации в обучении Это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, интеграционные межпредметные программы, методы оценивания образовательного результата: — разработка образовательной программы; — внедрение современных педагогических технологий;
Слайд 14
Гуманизация оценночной деятельности: — работа с одаренными детьми и испытывающие трудности в обучении; -внедрение инновационных технологий; — формирование ключевых компетенций; — оснащение учебным и компьютерным оборудованием
Слайд 15
Различие понятий новации и инновации (по В.И.
Слободчикову) Критерии Новация Инновация Масштаб целей и задач Частный Системный Методологическое обеспечение В рамках существующих теорий Выходит за рамки существующих теорий Научный контекст Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки Характер действий (качество) Экспериментальный (апробирование частных нововведений) Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат
Слайд 16
Критерии Новация Инновация Характер действий (количество) Ограниченный по масштабу и времени Целостный, продолжительный Тип действий Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества Проектирование новой системы деятельности в данной практике Реализация Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности Результат, продукт Изменение отдельных элементов в существующей системе Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы Новизна Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности Последствия Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок
Слайд 17
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ ОБ ОБРАЗОВАНИИ (01.09.2013г.) Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования 1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений
Слайд 18
социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования 3.Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования
Слайд 19
и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями
Слайд 20
Инновационная деятельность Инновационную деятельность (в системе образования) как «деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новаций (новшеств) в практике обучения и воспитания обучающихся». Ключевые слова в этом определении являются слова: создание, освоение, использование. Инновация не может длиться вечно: если она привела к чему-то позитивному, то она становится традицией
Слайд 21
Педагогическая инновация Педагогическая инновация представляет собой результат педагогической инновационной деятельности, обеспечивающий получение нового образовательного эффекта, включая его экономические, управленческие, социальные, экологические, здоровьесберегающие и иные аспекты. Именно инновации являются механизмом их трансформации и транс- ляции педагогических исследований в практику
Слайд 22
Важнейшие составляющие педагогической инновации ( П.Г.Щедровицкий ) -наличие соответствующего исследовательского компонента; -наличие соответствующего проектного компонента; -наличие соответствующего управленческого компонента
Слайд 23
Критерии инновационной школы -авангардные, пилотные школы, школы-лаборатории, т.е.
школы с устойчивой и системной инновационной деятельностью; -экспериментальные и опытно-экспериментальные школы, в той или иной степени сконструировавшие или воспринявшие и отрабатывающие новые модели ( проекты, системы) образовательной деятельности либо ведущие опытную деятельность в одном или нескольких направлениях;
Слайд 24
– поисковые школы с выраженным инновационным потенциалом, стремлением к обновлению, поиском путей «обретения собственного лица»
Слайд 25
Некоторые наиболее известные в мире «Новые школы» 20 столетия «Школа делания» (Д. Дьюи, США) стремилась приблизить обучение к жизни и опыту детей, стимулируя их естественное развитие.
То есть организовать обучение посредством делания.
В процессе обучения учитывались основные импульсы естественного роста ребенка: социальный (стремление общаться), конструктивный (стремление к движению в игре), исследовательский (тяга к узнаванию и пониманию
Слайд 26
экспрессивный (стремление к самовыражению). Для общения детей различного возраста отводилась внеклассная деятельность
Слайд 27
Из данного направления выросли « Лабораторная школа» (Д. Дьюи); «Игровая школа» (К. Пратт), основывающаяся на принципе использования игры и метода драматизации в процессе обучения;
Слайд 28
«Детская школа» (М. Наумберг), руководствовавшаяся девизом «только живя мы учимся» и отдававшая предпочтение индивидуальным занятиям; «Органическая школа» (М. Джонсон), ориентировавшаяся на занятия в групп
Слайд 29
Авторские школы Школа «Универс» Школа «Диалога культур» Школа «Развивающего обучения Давыдова» Центр — класс «Казарновского» Опыт пещеры о. Петра
Слайд 30
Школа Щитинина «Текос» Школа — интернат Владивосток под руководством Н.Н. Дубинина (перевоспитание малолетних нарушителей) Школа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан). Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде. Агрошкола А.А. Католикова Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард
Слайд 31
Инновационные педагогические программы, технологии, методики. Гуманно –личностная технология Ш.А. Амонашвилли. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета формирующего человека. Технология витагенного образования . А.С. Белкин Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) . Проблемное обучение
Слайд 32
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик) Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов) Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова) Технология индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков.
Слайд 33
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович) . Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов.
Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев) Методика Шаталова. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков)
Слайд 34
Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов) Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).
Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского — Г.К. Селевко. Школа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан). Интегративная технология развивающего обучения Л.Г.
Петерсон
Слайд 35
Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский) Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А.
Бройде Технология обучения детей с признаками одаренности Технология продуктивного образования (Productive Learning) Технология вероятностного образования (А.М.
Лобок) Обработки и передачи информации, обеспечения удобства преобразования и структурирования информации для трансформации ее в знание
Слайд 36
Case-study . Это метод обучения, когда студенты и преподаватели (instructors) участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases).
Основное их назначение — получение нового продукта, не имевшегося в опыте ни игроков, ни ведущих игру. Дистанционное обучение .
Технология обучения, базирующаяся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств. Контекстное обучение . Мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей
Слайд 37
Некоторые педагоги — новаторы Иванов Игорь Петрович основоположник «Педагогики сотрудничества», автор методики КТД (коллективно — творческое дело), инициатор социально-педагогического движения «коммунаров». Газман Олег Семенович вдохновитель и разработчик «педагогики поддержки». Ильин Евгений Николаевич. Автор оригинальной концепции преподавания изящной словесности
Слайд 38
Лысенкова Софья Николаевна. Решила неразрешимую задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий Щетинин Михаил Петрович. Основатель экспериментального лицея в пос.
Текос, автор уникальной системы обучения «методом погружения». Амонашвилли Шалва Александрович. Авторская система Ш.А.
Амонашвили «Школа жизни» взята за основу учебного процесса во многих школах России и зарубежья
Слайд 39
Национальная образовательная инициатива «Наша новая Школа» Россия Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.
В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Все эти навыки формируются с детства
Слайд 40
Школа является критически важным элементом в этом процессе.
Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации
Слайд 41
Характеристика школы 21 века Новая школа — это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем.
Новая школа — это школа для всех.
В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Слайд 42
Новая школа — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Новая школа — это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы
Слайд 43
Новая школа — это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями,с добротной и функциональной школьной архитектурой — столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой и тд.
Новая школа — это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом
Слайд 44
Основные направления развития 1. Переход на новые образовательные стандарты. 2.Развитие системы поддержки талантливых детей. 3. Совершенствование учительского корпуса. 4.Изменение школьной инфраструктуры. 5.Сохранение и укрепление здоровья школьника. 6.Расширение самостоятельности школ
Слайд 45
Роль инновации в современном образовательном процессе весьма велика, даже со всей уверенностью можно сказать, что определяющая. Данному явлению способствует большое количество различных факторов и с уверенностью можно констатировать, что развитие всего будущего напрямую зависит от оперативности внедрения инновационных методов и технологизации непосредственно в образовательный процесс
Слайд 46
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/06/02/novatsii-i-innovatsii
Понятие «инновация», ««нововведение», «новшество» — основные свойства
Инновационная составляющая в развитии социально-экономической системы.
Национальная инновационная способность — возможность распространять в масштабах всей экономики результаты научно-исследовательской деятельности — показывает, насколько эффективно используются возможности, которые открывает наука. Если инновационная способность страны низка, то даже выдающиеся результаты базовых научных исследований, крупные открытия весьма слабо используются обществом.
https://www.youtube.com/watch?v=E84X1QBLRR0
Одна из причин, тормозящих инновационное развитие нашей страны — отсутствие инновационной культуры, инновационного менталитета, понимания того, что только инновационный путь, освоение новых технологий, внедрение конкурентоспособной продукции может укрепить нашу экономику. До сих пор в стране не создана целостная нормативно-правовая база инновационной деятельности, не в полном объёме сформированы эффективные механизмы взаимодействия государства с предпринимательским сектором экономики.
Важнейшим конкурентным преимуществом нашей страны является уникальный научно-технический потенциал, который необходимо применять для вхождения России в международную систему высокотехнологичных производств. Успешное решение проблемы инновационного развития России возможно только при организации эффективного управления инновационной деятельностью.
В настоящее время основной акцент сделан на исследовании таких показателей инновационной деятельности, как инновационное развитие и инновационный потенциал — мера готовности экономической системы выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленных инновационных целей или программ инновационных стратегических изменений.
Инновационное развитие является более общим понятием, включающим не только потенциальные возможности системы, но и степень вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот. Основное назначение инновационного развития состоит в том, чтобы способствовать экономическому росту организации на основе разработки и реализации новых и улучшающих технологий.
Такое определение допускает естественное обобщение на любую экономическую систему (страна, регион и т.д.).
Инновационный процесс включает в себя следующие стадии:
научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские разработки, выпуск опытных партий, массовое производство и реализацию инновационной продукции.
Для поддержания непрерывности инновационного процесса важно и необходимо, чтобы ресурсы, высвобождающиеся после окончания очередной стадии, были доступны для использования в следующей стадии.
Этот процесс перетекания ресурсов в рамках инновационной деятельности называется трансфером инновационных технологий.
Такие показатели как «наличие технопарка», «число фирм-клиентов технопарка» и т.д.
, номинированные как показатели, определяющие инновационную активность экономической системы, в действительности говорят о стремлении руководства к ресурсному обеспечению инновационной деятельности.
Наличие технопарка и большее количество фирм-клиентов в нём вовсе не означает эффективности его функционирования.
Таким образом, наличие ресурсов, обеспечивающих инновационную деятельность, является необходимым, но не достаточным критерием эффективности инновационного развития. Задача получает исчерпывающее решение, если оценить не только ресурсную составляющую, но и эффективность процесса перетекания ресурсов в рамках инновационной деятельности, иными словами — эффективность трансфера технологий.
2.Тенденции и разновидности развития. Управление развитием.
Понятие «инновация», ««нововведение», «новшество» — основные свойства.
Под инновацией чаще всего понимают «инвестицию в новацию».
Новация (новшество) — это результат интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых отношений, обладающий признаками: новизны, т.е. новыми качествами; практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности; экономической эффективности (конкурентоспособности).
Инновация (нововведение) — это:
– полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке (Я. Кук, П. Майерс);
– процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание (Б. Твисс);
– процесс, включающий такие виды деятельности, как исследования, проектирование, разработка и организация производства нового продукта, технологии или системы (Д. Месси, П. Квинтас, Д. Уилд);
– это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применяемых и способных удовлетворить определенные потребности (А.В. Сурин, О.П. Молчанова).
Инновация (англ. innovation — нововведение, буквально означает «инвестиция в новацию») — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»:
Инновации — введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
Инновационный проект — комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов.
Инновационная инфраструктура — совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.
Инновационная деятельность — деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.
Инновациям присущи в равной мере три свойства:
– научно-техническая новизна,
– производственная применимость,
– коммерческая реализуемость.
С понятием «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие».
Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструменты, другие приспособления, созданные человеком.
Открытием же является результат получения ранее неизвестных данных или наблюдения ранее неизвестного явления природы.
Открытие отличается от инновации по следующим признакам:
1) открытие, как и изобретение, возникает, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация осуществляется на уровне технологического (прикладного) порядка;
2) открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация продуцируется коллективами (лабораториями, отделами, институтами) и воплощается в форме инновационного проекта;
3) открытие не преследует цель получить выгоду, инновация же всегда нацелена на получение осязаемой выгоды, в частности больший приток денег, большую сумму прибыли, повышение производительности труда и снижение себестоимости производства за счет применения конкретного нововведения в технике и технологии;
4) открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом научного поиска.
Инновационный продукт — конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде качественно новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в социально-экономической системе.
Инновационная экономика — экономика, развивающаяся на паритетном использовании новых знаний и инновационных продуктов, готовности к их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности.
Инновационная экономическая система — это система, в которой технология является базовой основой ее развития.
Инновационная деятельность — процесс, направленный на разработку и реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке; в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, реализуемых в инновационных технологиях и новом оборудовании. Результатом инновационной деятельности являются новые продукты (услуги) или продукты (услуги) с новыми качествами.
Классификация инноваций.
Инновации принято разделять на: продуктовые, процессные, технологические и структурно-организационные, социальные.
Структурно-организационные могут сопутствовать внедрению продуктовых и технологических инноваций.
Инновация продукции — представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д.
Инновация технологии — это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы.
Социальные инновации представляет собой общий процесс планомерного улучшения социальной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.
В широком экономическом смысле инновация представляет собой завершенный процесс качественной модификации технологического базиса производства, характеризуемый, с одной стороны, неопределенностью и краткосрочностью для данного звена общественного производства, а с другой — долгосрочным и синергетическим эффектом, достигаемым суммой отдельных инновационных процессов, объединенных в непрерывный единый инновационный процесс.
Существуют классификации инноваций по следующим признакам: распространенность, место в производственном цикле, преемственность, охват рынка, степень новизны и инновационный потенциал.
5.Становление инновационной теории.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s29769t3.html