Роман и рассказ — чем они отличаются
Читатель, открывающий первую страницу любого литературного произведения, неизменно становится заложником вымышленного мира со всеми свойственными ему реалиями и событиями. Он погружается в жизнь героев произведения, переживает вместе с ними все взлеты и падения.
Иногда это во всех отношениях замечательное путешествие не длится более пары часов, либо завершается еще стремительнее. А иногда любимые книжные герои становятся постоянными спутниками человека на недели и даже месяцы, связывая воедино реальный мир и вселенную, созданную воображением писателя.
От чего же зависят основные характеристики писательских творений? Как узнать, насколько объемным будет произведение, насколько сложной станет сюжетная линия или их комбинация? Все просто: для таких случаев литературоведы разработали понятие «литературный жанр» и систему классификации этих самых жанров. Роман и рассказ — два совершенно разных жанра литературы. Итак, в чем же их отличие?
Определения жанров
Роман — один из старейших эпических литературных жанров. Это придуманное писателем обширное полотно со сложным, разветвленным сюжетов. Может быть написан и в прозе, и в стихах (самый знаменитый пример романа в стихах — «Евгений Онегин» Пушкина).
Первые упоминания о термине «роман» относятся к 12 веку. Тогда романами называли все литературные произведения на живом романском языке. Это были, в основном, повести и рассказы с простым, незамысловатым сюжетом, на житейске темы. Они очень быстро стали популярны среди простого народа. Определение «романский» обособилось немного позже.
Сегодня данный литературный жанр — это вымышленная либо основанная на реальных событиях история со сложным, часто — многоуровневым, но неизменно цельным сюжетом, которая описывает жизнь нескольких героев.
Современный роман — жанр многоплановый, многоракурсный: в большинстве текстов можно заметить элементы фарса, комедии, драмы, эпопеи, трагедии и так далее.
Что, в общем, не удивительно для литературы последних нескольких веков.
Рассказ, в отличие от уже рассмотренного романа, относится к малым прозаическим жанрам.
Обычно это относительно небольшое по объему законченное повествование о судьбе либо некоторых эпизодах жизни одного или нескольких героев. Мастерами рассказа среди русских классиков были Горький, Тургенев, Чехов и другие.
Литературоведы полагают, что этот малый жанр напрямую происходит из фольклорного жанра притчи (устный пересказ интересной поучительной истории).
В чем же конкретно разница?
Чтобы понять, чем, кроме очевидного — объема — отличаются рассказ и роман, необходимо детально рассмотреть особенности обоих жанров. Роман — одна из самых больших форм литературы эпического толка.
Большинство романов немаленькие (как минимум) по объему, описывают достаточно продолжительные события в ходе развития сложного сюжета со многими линиями. Однако правила — на то и правила, чтобы их нарушать: к примеру, действие романа У.
Голдинга «Воришка Мартин» в реальном времени занимает всего… несколько секунд. Но… для героя эти секунды растягиваются на гораздо более продолжительный промежуток времени.
Сюжет романа описывает не оторванный от общей канвы эпизод либо несколько, он рассматривает длительный процесс, который часто затрагивает большое количество значимых для общества и человечества в целом проблем и вопросов. Большой круг действующих лиц романа подразделяется на главных и второстепенных персонажей. Важно помнить, что у каждого действующего лица в сюжете — своя роль, собственное место и задачи.
Иногда часть событий романа излагается с точки зрения одного героя, а другая часть — с точки зрения другого. Часто роман начинается с пролога и заканчивается эпилогом.
Это как-бы дополнительные части текста, не имеющие прямого отношения к основному сюжету, в которых, соответственно, кратко описывается предыстория событий романа и подводятся итоги, а также говорится о дальнейшей судьбе персонажей.
Также стоит повториться: роман может быть написан не только в прозе (что более привычно для массового читателя), но и в форме стихотворного цикла.
Рассказ, в отличие от романа, представляет из себя малую, компактную форму эпического повествования. Это — отличие номер один.
Отличие номер два: сюжет рассказа характеризует неразрывное единство художественных событий. Обычно сюжет рассказа охватывает один или несколько эпизодов автора или главного героя.
Сюжет рассказа не слишком многолинеен, да и персонажей в нем относительно немного.
Обыкновенно предметом сюжета рассказа становятся кратковременные события, эпизоды из жизни героя или героев. Некоторые рассказы начинаются со вступления и заканчиваются заключением, но эти части текста не выносятся в отдельные главы, а остаются в общей массе.
И, да, рассказа в стихах не написал еще никто, поэтому литературоведы считают жанр строго прозаическим.
Источник: http://vchemraznica.ru/roman-i-rasskaz-chem-oni-otlichayutsya/
Чем отличается повесть от рассказа
В русской литературе, как и в литературе других стран, есть разнообразные жанры написания произведений в прозе. Это может быть рассказ, повесть, роман, новелла. Каждый автор выбирает для себя тот или иной жанр написания, а кто-то даже работает в нескольких сразу. У каждого жанра есть свои отличительные особенности. Из данной статьи вы узнаете, чем отличается повесть от рассказа.
1
Что такое рассказ
Прежде чем говорить об отличиях вышеупомянутых жанров, нужно разобраться что собой представляет каждый из них по отдельности. Начнем, пожалуй, с рассказа.
Рассказом считается такой жанр эпической поэзии, которому присущи следующие особенности написания:
- Во-первых, рассказ сам по себе небольшой по объему. Зачастую он может быть написан на паре-тройке страниц, ну, или листов.
- Рассказ — это произведение, в котором освещается определенное событие. Именно ему отведено основное место в тексте. Произведение чаще всего реалистическое.
- В данном жанре не должно быть каких-то лирических отступлений, длинных описаний, предыстории. Тут все развивается стремительно, происходящее событие не растягивается на долгие годы.
- Написан может быть как от первого, так и от третьего лица.
- Любой рассказ имеет определенную структуру написания. Начинается он введением, где вкратце автор нас знакомит с главными лицами, рассказывает о месте и времени действия. Далее следует начало сюжета. Потом мы наблюдаем, как развивается сюжет. И, наконец, мы видим кульминацию, а затем и развязку сюжета.
- Примечательным также является тот факт, что в рассказе ограничено число персонажей. Это позволяет нам, как читателям, быстрее представить себе картину произведения, потому что не нужно “распыляться” на изучение и анализ множества действующих лиц при прочтении.
Мы перечислили основные особенности написания рассказа. Их в принципе достаточно для проведения сравнительной характеристики. Для того чтобы прочувствовать все нюанса данного жанра, можете прочесть, к примеру, рассказ “Старуха Изергиль” М.Горького, “Человек в футляре” А.Чехова.
2
Что такое повесть
С рассказом разобрались, теперь ознакомимся с тем, что собой представляет повесть.
Повесть — это один из жанров эпической поэзии, который характеризуется следующими особенностями:
- достаточно велика по объему, если сравнивать с рассказом и романом, то она по величине имеет среднее значение между ними;
- в повести описывается достаточно большое количество фактов и событий, однако они все объединены одним сюжетом;
- повесть является жанром только русской литературы, в литературе других стран такого термина не существует;
- в повести мы можем встретить и различные описания пейзажей, и лирические отступления, и предысторию;
- сюжет в повести может разветвляться и иметь несколько линий, зачастую главный персонаж принимает участие в судьбах других персонажей;
- повесть имеет повествовательный характер, это могут быть летописные, хроникальные и др. произведения, также произведения;
- в данном жанре произведений события протекают плавно, в основном, в хронологическом порядке, без каких-либо резких неожиданностей;
- чаще всего, это выдуманная история, а не реалистическая.
Чтобы конкретно прочувствовать данный эпический жанр, можете почитать такие повести, если вы их еще не читали: “Бедная Лиза” Н.М.Карамзина, “Капитанская дочка” А.С.Пушкина, “Шинель” Н.В.Гоголя и т.д.
3
Какие отличия между повестью и рассказом
Зная полностью характеристики и того, и другого вида жанра, мы смело можем сказать, чем же они все-таки отличаются. Итак, отличия между повестью и рассказом следующие:
- В первую очередь, они различны по объему: рассказ — меньше, повесть — больше
- Если в повести автор может описывать множество событий, которые объединены одним сюжетом, то в рассказе все внимание сконцентрировано только на одном событии.
- В рассказе малое количество персонажей, в повести же, наоборот, судьба главного героя может переплетаться с судьбами многих персонажей на протяжении всего произведения из-за разветвления сюжетной линии.
- Повесть, как жанр эпической поэзии, уникальна в своем роде, она присутствует только в русской литературе, в зарубежной же такого жанра нет. А рассказ существует как в русской литературе, так и в разных формах, в литературе других стран.
- В повести сюжет развивается плавно, неторопливо. В рассказе же все происходит стремительно.
- В повести могут присутствовать и авторские отступления, и описания, и предыстория. В рассказе же такого нет.
Разобраться в отличиях между повестью и рассказом порой достаточно непросто, и многие литературоведы не всегда это могут. Однако прочитав нашу статью, вы сможете с легкостью определить грань между рассказом и повестью, так как теперь вы знаете все нюансы написания произведений и в том, и в другом жанре.
Источник: https://sovetclub.ru/chem-otlichaetsya-povest-ot-rasskaza
Чем отличается сказка от рассказа: сравнение, отличия. Рассказ, повесть, стихотворение, быль, басня, сказка: в чем их различие? «Храбрый утенок» Житкова — это сказка или рассказ?
В данном материале мы рассмотрим различия между литературными произведениями.
В данной статье мы разберемся в различиях сказок от повести, стихотворения, басни. А также разберем каждый из этих литературных видов подробней.
Чем отличается сказка от рассказа: сравнение, разница и сходство
Сказка и рассказ относятся к прозаичному изложению какого-либо сюжета, во многом есть сходство между ними, а также разница. Схожая манера повествовательного описания, наличие героев первого и второго плана, а также присутствие захватывающего сюжета и развязки истории.
Различие состоит в том, что сказка основана больше на выдуманных событиях, с нотками волшебства и фантазии и практически всегда имеют счастливый конец. Конечно, поэтому сказки так легко запоминаются детям и взрослым. В сказках часто скрывается очень важная мораль, а благодаря тому, как ее преподносят в виде волшебных историй, эту мораль легко донести деткам.
В сказке используются вымышленные истории
Рассказ же основан на реалистичных событиях, чаще всего в рассказах используют небольшое количество героев и участников, и зачастую небольшой объем произведения. Благодаря присущим монологам, логическим рассуждениям, образ главного героя кажется достаточно правдоподобным и реальным.
Основные отличия:
- В сказке с каждым эпизодом, открываются новые приключения. Рассказ — то и есть краткий эпизод, который для героя становится главным
- В сказке используется вымысел и аллегория, а в рассказах — реалистические события
- В рассказе время ограничено и пространство, вот в сказке наоборот
- В рассказе не используют много действующих лиц, в отличие от количества героев сказки
Чем отличаются сказки от рассказов о животных: сравнение, разница и сходство
В сказках всегда присутствуют элементы выдуманного, чародейства и волшебства, в рассказах же повествуется о более реальных событиях, даже если они взяты не из настоящей жизни, то основаны на реальных действиях.
Сказочные животные всегда имеют человеческие черты, например, в сказках животным присуще умение разговаривать, ходить как человек и многое другое. В то время когда в рассказах используют животных в их обычной интерпретации.
О животных могут быть и сказки, и рассказы
С детства каждый может вспомнить чудесные сказки на ночь, в которых рассказывается о различных животных и выдуманных персонажей, которые своим поведением напоминают людей. В сказках действующие лица в виде животных наделены эмоциями и чувствами, чего нельзя встретить в обычных рассказах о жизни.
Чем отличаются сказки от фантастических рассказов: сравнение, разница и сходство
Фантастика — это жанр художественной литературы, в котором используется элементы чего-то странного, необычного, выходящего за рамки привычной жизни. Такой жанр однозначно присущ всем известным сказкам, но также используется и в реальных рассказах.
Отличие сказок от фантастики
- Одно из главных отличий сказок и рассказов — это то, что в рассказах всегда есть автор, а в сказки зачастую имеют фольклорное происхождение.
- Второе отличие заключается в том, что фантастические рассказы не направлены на то, чтобы научить чего-то, в то время, когда в сказках всегда присутствует скрытая мораль и учит нас зачастую любви, добра, уважения и т.д. Другими словами фантастические рассказы существуют для развлечения, а сказки — для обучения.
- Третье отличие фантастических рассказов и сказок — это конец истории. Всегда сказки заканчиваются хорошо и счастливо, что очень привлекает маленьких читателей, а вот рассказы не всегда имеют благоприятное окончание, по крайней мере, целевая аудитория рассказов рассчитана на более старшее поколение.
«Храбрый утенок» Житкова — это сказка или рассказ?
Сказка «Храбрый утенок» стала классикой в художественной литературе и бесспорно пользуется широкой популярностью среди юных читателей. Вводят в программу уже во втором классе и детки с радостью слушают и перечитывают эту сказку.
- Несмотря на то, что у данного произведения есть автор и сюжет достаточно небольшой, это не рассказ, а сказка, т.к. животные определенно наделены человеческими качествами, эмоциями.
- Также, данное произведение имеет мораль и учит маленьких читателей храбрости, силы воли и смелости, необходимости иметь внутренний стержень и веру. Автор подчеркивает важность дружбы, ведь в одиночку противостоять врагу очень сложно. Всем вместе можно стать непобедимой силой.
- После прочтения данного произведения, можно понять важность храбрости и бесстрашия, ведь все что кажется, нам страшным не всегда является таким на самом деле. Сказка учит смотреть в глаза своему страху, и дает мотивацию для того чтобы перебороть его.
Благодаря тому, что произведение имеет мораль, главные герои в виде утят, которые наделены человеческими качествами, и счастливый конец — можно с легкостью определить что «Храбрый утенок» Бориса Житкова — это сказка.
Чем отличается повесть от рассказа и сказки?
Для того чтобы разораться в чем разница между рассказом, повестью и сказкой, сначала нужно понять определение этих терминов.
- Сказка, как нам известно, это художественное произведение, которое основано на выдуманных и нереальных событиях. Всегда имеет счастливый конец, и целенаправленна на то чтобы донести мораль, и чего-то научить читателя.
- Рассказ — это короткое произведение, основанное на более реалистичных событиях и описывает какой-то фрагмент из жизни главного героя. Конец не всегда заканчивается хорошо, и зачастую используется небольшое количество действующих лиц.
- Повесть — это исключительно жанр русской литературы, в остальных же такого термина нет. Грубо говоря, повесть — это что-то среднее между романом и рассказом. Имеет достаточно большое количество действующих лиц, которые могут меняться в ходе рассказа. Также повесть больше по объему чем рассказ.
Отличие повести от рассказа и сказки
Основные отличия:
- Количество персонажей в сказке и повести может быть одинаковым и доходить до большого количества героев, которые меняются на протяжении истории. А в рассказах всегда используется небольшое количество действующих лиц.
- Объем повести намного больше чем в рассказах.
- Для жанра повести, а также для сказки характерно отслеживания ряд событий, которые переплетаются между собой, а в рассказах встречается всего лишь одно авторское событие, или взят фрагмент из жизни, истории.
- В повести можно встретить предысторию, плавно развивающийся сюжет, чего не встретишь в рассказах и сказках.
Чем отличается быль от повести, рассказа и сказки?
Быль — это один из жанров фольклорной литературы, события передаются на «народном языке», другими словами, как пересказ. Если сравнивать с рассказом, повестью и сказкой, то были больше схожая с последним жанром.
Разница между сказкой и былью:
- Сказка имеет более устойчивую структуру, чем быль
- Быль имеет неповторяющийся сюжет, главная мысль сохраняется, но могут поменяться герои, место происхождения и др.
- Героем были, чаще бывает человек, который совершил захватывающие подвиги, такой сюжет также интригует, как и сказка, но в отличие от сказки используется меньше волшебства и чародейства
- В рассказе и повести всегда есть автор, в отличие от были и сказки, т.к. это народное творчество
- Конец у сказки всегда счастливый, чего не скажешь об остальных жанрах. Быль может заканчивается даже трагедией или драмой
Чем отличается басня от сказки и рассказа?
Басню от сказок отличить не всегда получается, т.к. у них достаточно много общего и схожего. Рассказ же имеет большинство различий с таким жанром, как басня.
- Басня относится к эпическим жанрам, и основана на мифологии, которая возникла в процессе расцвета античной культуры. Так же как и сказка, у басни есть мораль, имеет поучительный и развлекательный характер. Сходство фигурирует и в конце сюжетов, как и в сказке, так и в басне — всегда добрый и нравоучительный конец, зачастую описывается в форме пословицы или присказки.
- Отличительной чертой сказки есть то, что в ней развитие сюжета происходит как цепь событий. Сюжет басни развивается как одно целое.
- В басне можно встретить мифических созданий и животных, которые символизируют определенные человеческие качества, например: лиса — это символ хитрости, волк — алчности, сова — мудрости, заяц — трусости и мн.др.
Отличие басни от сказки и рассказа
Также различие между басней, сказкой и рассказом, в том что басня — это сатирическое произведение, чаще написанное в стихах, а вот рассказ и сказка — в прозе. Басня, как и рассказ — это короткое произведение, а сказка не имеет четких границ написания.
Чем отличается стихотворение от рассказа и сказки?
Стихотворение — это поэтическая форма лиро-эпичного жанра художественной литературы. Отличить стихотворение от сказки сможет даже начинающий читатель, т.к. особенностью стихотворений является ритмичная форма написания. Рифма — не читается отличительной характеристикой стихов, т.к. в белом стихотворении она отсутствует.
Чаще в стихотворении поэт выражает свои чувства, переживания и эмоции. В отличии от сказок и рассказов, стихи нельзя пересказать. В стихах всегда упорядочен текст, автор задает определенный ритм произведения, который при пересказе можно утратить.
Основные отличия:
- Рассказ и сказка — это прозаичные произведения, а стихи — имеют свою упорядоченную структуру
- В рассказах не используется рифма, в то время, когда в большего количества стихов — рифма это обязательное условие написания, не считая белых стихов
- В стихотворениях отсутствует сюжетная линия, в отличие от рассказов и сказок
- Рассказы и сказки основаны на эпичном сюжете из жизни героя, а благодаря стихотворению автор может передать свое эмоциональное состояние
- Пересказать рассказ и сказку возможно, а вот если пересказать стихотворение — его смысл утратится.
Чем отличается басня от стихотворения?
Стихотворением называется небольшое произведение с рифмой, через которое автор передает внутреннее состояние, эмоции и переживание читателю. Ритм и рифма такому виду произведения присуща не во всех случаях, например при написании белого стиха, но определить стихотворение можно благодаря повышенной эмоциональности и небольшому объему произведения.
Басня — это небольшое произведение основано на мифологии и выдуманных историях, также написана как и в стихах, так и в прозе. По своим характеристикам такой жанр очень схож со сказками, но имеет также отличительные черты.
- В отличие от басни стихи не ограничены в своих целях, то есть в стихах отсутствует мораль и поучительный характер. А басня всегда несет в сюжете нравоучительный характер.
- Отличие между басней и стихом — это действующие лица. В басне чаще используют героев животных, которые наделены человеческими чертами. В то время, когда героем стиха может быть кто угодно.
- Также, отличительная черта стихов и басни — это то, что произведения в стихах может быть тесно связанно с реальностью и действительностью, но это не является главным условием. Также в стихах нет описания конкретного события.
Отличие произведений
В то время, когда басня основана на вымысле, описывается воображаемый и несуществующий мир. А в ходе сюжета описывается «наболевшая» проблема, которая касается человечества и общества.
Видео:«Храбрый утёнок». Б.Житков
Источник: https://heaclub.ru/chem-otlichaetsya-skazka-ot-rasskaza-sravnenie-otlichiya-rasskaz-povest-stihotvorenie-byl-basnya-skazka-v-chem-ih-razlichie-hrabryj-utenok-zhitkova-eto-skazka-ili-rasskaz
Чем отличается ПОВЕСТЬ от РАССКАЗА
Неискушенному читателю бывает сложно отличить один литературный жанр от другого. Разницу между романом и рассказом, например, на бытовом уровне понять нетрудно: рассказ меньше, чем роман. А выделить четкие различия между рассказом и повестью не всегда удается даже литературоведам.
Повесть − жанр эпической поэзии, по объему находится между рассказом и романом. Для повести, в отличие от рассказа, характерно описание ряда фактов, объединенных общим сюжетом. В действительности, в литературоведении нет четких критериев повести. Термина “повесть” не существует в других языках, таким образом, повесть является только жанром русской литературы.
Повесть берет свое начало в древней русской литературе. Под повестью тогда понималось то, что повествуется. В Древней Руси повестью назывались агиографические, житийные, хроникальные, эпические, воинские, летописные произведения.
«Слово о полку Игореве», которое является одним из древнейших текстов (предположительно было написано неизвестным автором в 1085 году), можно отнести к жанру воинской повести, которая несет в себе сильную лирическую струю, отличительную особенность воинских повестей Древней Руси. К жанру древней воинской повести можно отнести «Задонщину», произведение о мамаевом побоище, на которое значительное влияние оказало «Слово о полку Игореве». А также «Повесть об Азовском сидении» и многие другие.
В силу того, что житийная литература не могла удовлетворить все потребности общества по причине своей узкой тематики, появился жанр, который отвечал запросам реальной, мирской жизни — светская повесть.
Она появилась только в XVII веке с ослаблением влияния церкви и усилением роли купечества. Таковыми являются «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Савве Грудцине».
Древнерусская светская повесть стала прообразом современной повести.
Позже повесть становится излюбленным жанром Н.М. Карамзина, сентименталиста, который призывает к простоте и красоте. Далее повесть находит свое место и в творчестве Н.В. Гоголя, А.С Пушкина.
С развитием русской литературы большую популярность приобретает роман, а к повести обращаются писатели-реалисты, такие как И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов. Жанр повести развивают и советские писатели: В.П. Астафьев, Р.П. Погодин, А.П. Гайдар.
Для повести нашлось место не только в творчестве писателей-классиков, но и в современной российской литературе этот жанр довольно распространен.
Для повести, в отличие от рассказа, характерно равномерное, неторопливое развитие действия, простота композиции, персонажей в повести больше, чем в рассказе, также в повести можно проследить развитие характера героя.
Рассказ, как и повесть, является жанром эпической поэзии. Обычно рассказ представляет собой небольшое реалистическое произведение, повествующее об отдельном событии. Обычно рассказ соотносят с западноевропейской новеллой, но некоторые литературоведы выделяют ряд особенностей, которые отличают новеллу от рассказа: острый напряженный сюжет, неожиданная развязка.
Рассказ в русской литературе появился в XVII−XVIII вв. в стилях низшего сословия. Рассказ внес в литературу бытовое, повседневное содержание. Рассказ отличается простотой языка и лаконичностью формы. Мастером короткого психологического рассказа является А.П. Чехов, социального — М. Горький, народного — Л.Н. Толстой.
Рассказ — это всегда законченное повествование, развитие действия в рассказе может быть обусловлено психологическими, социальными противоречиями. Таким образом, рассказ может быть бытовым, сатирическим, психологическим, авантюрным, фантастическим.
В рассказе, в отличие от повести, ограничено число персонажей, обычно отсутствует предыстория, действие сконцентрировано вокруг одного события. Также рассказ отличает небольшой объем.
Выводы:
- Повесть по объему больше, чем рассказ.
- В повести больше персонажей, можно проследить развитие героя на протяжении сюжета; в рассказе персонажей немного.
- Для жанра повести характерно описание нескольких событий, объединенных общим сюжетом, а в рассказе обычно описано одно событие, вокруг которого сконцентрировано действие.
- Повесть как жанр русской литературы уникальна: ее аналогов нет в литературах других стран. Рассказ имеет соответствующие формы в литературе разных народов.
- Развитие сюжета в повести равномерное, неторопливое; в рассказе показан отдельный эпизод, обычно нет предыстории.
- Повесть отличается от рассказа простотой композиции, в рассказе же может быть обратная композиция.
Источник: https://thedb.ru/items/Chem_otlichaetsya_POVEST_ot_RASSKAZA/
Что такое повесть?
Существуют различные прозаические жанры: рассказ, новелла, повесть, роман. Чем отличается один жанр от другого? Что такое повесть и чем отличается она от рассказа или романа?
Повестью называется один из жанров прозы. По своему объему повесть занимает промежуточное положение между рассказом и романом. Сюжет повести обычно воспроизводит естественные отрезки жизни и лишен интриги. Он сосредоточен на главном герое и на характере его личности. В повести обычно есть только одна сюжетная линия, в которой изображается всего несколько эпизодов из жизни главного героя.
Чем повесть отличается от рассказа
Повесть отличается от рассказа своим большим объемом. Так, если объем рассказа измеряется десятком страниц, то объем повести может составлять одну или несколько сотен страниц печатного текста.
Помимо этого, рассказ представляет собой повествование об одном-двух эпизодах жизни главного героя, в то время как в повести может рассказываться о большем отрезке его жизни.
В отличие от рассказа, в повести больше действующих лиц, а также событий.
Чем отличается сказка от повести
Прежде чем объяснить, чем отличается сказка от повести, расскажем о том, что между ними общего. Прежде всего, они относятся к прозе. Помимо этого, и сказка, и повесть рассказывают об определенном периоде из жизни главного героя.
Но повесть строится на описании событий, которые происходили или могли бы происходить в обычной жизни, а сюжет сказки строится на вымысле. Таким образом, построение сюжетной линии повести базируется на принципе правдоподобия, что полностью исключено при создании сказки.
Большинство сказок (кроме вторских) относится к фольклорному жанру, то есть, такие сказки не имеют конкретного автора.
Чему учит повесть
Как и любое произведение литературы, повесть таит в себе определенные уроки, которые читатели должны понять.
Давайте, например, разберемся, чему учит повесть «Старик и море». Вроде бы такое небольшое литературное произведение, но как много оно дает нам! Мы читаем эту повесть Хемингуэя и учимся настойчивости и преданности, борьбе за выживание и уверенности в том, что будущее будет лучше настоящего. Помимо этого, повесть учит кротости и покорности, надежде и смирению.
А вот повесть Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» учит умению преодолевать любые жизненные трудности и стремиться жить полноценной жизнью, помогать людям и при этом быть скромным человеком.
В чем смысл финала повести
Любая повесть имеет свой смысл, который чаще всего выражается в ее финале. Давайте проанализируем, в чем смысл финала повести Хемингуэя «Старик и море». Старик Сантьяго не чуждается людей, он не уходит от жизни, не замыкается в себе.
Фактически остается открытой и перспектива дальнейшей деятельности, что можно рассматривать как веру автора в творческую и созидательную силу человека. В финале этой повести затрагивается также и тема непонимания между людьми, неумения ими слушать друг друга.
Ведь группу туристов интересует только огромный скелет рыбы, и они не слышат рассказа о трагедии старика.
Источник: https://elhow.ru/ucheba/literatura/literaturnye-ponjatija/chto-takoe-povest
Роман как литературный жанр. Как написать роман
Особенности жанра роман. Как пишут роман
Мы ещё вернёмся к малым повествовательным формам, но сегодня поговорим о таком грандиозном жанре, как роман.
Краткая история романа. Изначально им именовалось любое произведение, написанное старофранцузским языком. Однако в XVII веке медленно, но верно роман стал обрастать индивидуальными характеристиками и превращаться в самостоятельную ветвь нашей многоликой литературы. Вскоре он и вовсе полюбился писателям, особенно представителям буржуазного общества.
Роман имеет ветвистое разделение на виды, но мы выделим несколько общих черт.
- Особенности жанра роман
- Значительный объём произведения (тут уже не обойдёшься даже несколькими десятками страниц).
- Масштабное изображение жизни (исторические реалии, полноценное описание героев и исследование их внутреннего мира, широкая география).
- Множество сюжетных линий, обилие событий, происходящих за длительный период времени.
- Обязательная связь героев с обществом и с исторической действительностью.
- Сюжет подкрепляется аналитическими заметками автора, который фактически проводит целое исследование жизни.
Таковы особенности жанра роман. Для того, чтобы написать настоящий роман, нужно обладать не только вдохновением и даром красноречия, но и научиться анализировать всё, что происходит вокруг, подмечать самые неприметные детали. Для того, чтобы написать роман, недостаточно быть писателем и освоить особенности жанра роман, нужно стать и немножко философом. Так как пишут романы?..
Как написать роман: краткое руководство к действию
Если вы хотите подарить своему будущему роману долгую и процветающую жизнь, то для начала стоит присмотреться к современной литературе и понять, чего, собственно, сейчас хотят читатели? Посетите несколько книжных выставок, зайдите в магазины, пообщайтесь со знающими людьми, как они пишут романы, каким на их взгляд должен быть роман. Выбрав востребованное направление, вы уже обеспечиваете себе часть успеха. Осталось только сесть и написать.
- Роман подразумевает длительную и напряжённую работу. Если сейчас у вас есть вдохновение, а завтра уже нет, — это никуда не годится: вы рискуете утратить все особенности жанра роман, оборвать нить писательского ремесла. Писать надо регулярно, иначе вы не сможете жить жизнью своих героев и понимать их поступки. Следовательно, вдохновение надо научиться призывать. Можно посмотреть какой-нибудь сильнодействующий фильм или послушать любимую музыку. Например, меня всегда вдохновляет «Танго смерти» Вивальди. Эпично, как сейчас сказали бы современные дети. Можно сделать то, чего раньше не делали, решиться на какой-нибудь безумный шаг. Главное, это получить, как можно больше ярких впечатлений, которые и станут источником рождения Музы.
- Упражняйтесь в малом, чтобы достичь успеха в большом. Игра со словом — это, пожалуй, лучшее, что можно придумать. Переделывайте всем известные строки классиков, превращайте скучную прозу в весёлые стихи, а весёлые стихи в философские размышления. Экспериментируйте со стилем, находя свой уникальный, который и будет использован в вашем грандиозном замысле. Ищите т.н. ответы на вопрос как написать роман.
Хорошенько продумайте все коллизии сюжета до тех пор, пока не начнёте писать. Обратите внимание на концовку. Она должна быть фееричной. Если вы закладываете в основу какую-нибудь тайну, то берегите её до конца, чтобы читатель не смог ни о чём догадаться. Наоборот, вводите его в заблуждение, давайте туманные намёки, пусть он идёт противоположным путём. Недавно мне привелось прочитать два детектива Буало и Нарсежака. Пожалуй, это лучшие учителя в своём жанре. Им удаётся создавать глубокое психологическое повествование и тешить читателя иллюзиями, что тот абсолютно всё знает. А в конце, как по мановению - волшебной палочки, вылезает такой неожиданный факт, что диву даёшься, как же ты об этом не подумал!
- Герои должны быть неоднозначными и крайне интересными. Читатели хотят узнавать в них себя, но при этом, чтобы те были несколько выразительнее. Когда устаёшь от скуки бытия, хочется уйти в мир запретных страстей. Погрузиться в такую жизнь, о которой мечтаешь, но которую так и не удаётся достичь. При этом не стоит заниматься пропагандой человеческих слабостей и пороков. Лучше всё-таки ненавязчиво мотивировать читателей на собственный успех и процветание.
- Для того, чтобы создать объёмного персонажа следует обратить внимание на три пункта: физиология, психология и социология. Не забывайте прорисовывать внешний портрет. Обратите внимание на детали одежды, на цвет туфелек или даже размер ресниц. Но при этом раскрывайте всю глубину внутреннего мира ваших героев, никого не идеализируйте. Читатель сразу чувствует обман и теряет доверие к писателю. Создайте такого героя, который будет узнаваем каждым, но при этом обладать одной изюминкой, выделяющей его среди окружающих.
- Не стоит делить всех персонажей на резко положительных и резко отрицательных. Все они должны сочетать в себе реалистичные черты обычного человека. Чем сложнее будет характер, тем весомее будет он в глазах общественности. Неоднозначность всегда покоряет и заставляет задуматься. Неразрешимые ситуации и вопросы позволяют и нам ответить для себя на вопрос: «А как бы я поступил на его месте»? Чем больше будет таких вопросов, тем сильнее читатель привяжется к вашей книге.
- Если это ваш первый роман, то обязательно перечитывайте его. Возвращайтесь к первым главам через неделю-две. Не бойтесь переписывать их, доводя до совершенства. Оцените, не скучно ли развиваются события. Не выглядят ли герои марионетками, которых вы неумело дёргаете за ниточки. В идеале через определённое количество страниц герои должны жить от автора отдельной жизнью. Они должны сами начинать совершать какие-то действия и произносить те или иные речи, заставляя вас, своего творца, удивлённо замирать над исписанным листком.
- Помните, что в романе, несмотря на его заявленный формат, главное — это всё же качество, а не количество. Не стоит вымучивать из себя тысячу страниц графоманского текста. Когда вы видите несколько книг нового автора, вы возьмёте себе сразу самую большую? Например, я выбираю те, что поменьше. Уж если и постигнет разочарование, то времени на это уйдёт минимальное количество. Если автор нравится, то читаю уже без разбора, начиная радоваться уже большему количеству страниц. Нам же, начинающим романистам, хватит около 200-300 страниц. Наверное, это тот объём, который уже тянет на полновесную книгу, но при этом не отягощает нас излишней информацией.
- Наконец, не забывайте постоянно сверяться с достоверной информацией. Сейчас у нас всегда под рукой есть Интернет, в котором заложено много полезных сведений. Не ленитесь пару раз кликнуть мышкой, чтобы проверить, насколько вы точны в изложении каких-либо фактов. Особенно если вы решаетесь на исторический или приключенческий эксперимент. Впрочем, иногда даже правильное название улицы или духов будет не лишним вспомнить, чтобы проявить себя в качестве профессионала, а не самоуверенного дилетанта.
Как пишут романы
Теперь, когда основные тайны того, как написать роман, приоткрыты, хочется остановиться на нескольких практических советах, которые, возможно, помогут вам не совершать общих ошибок и не оказаться в глупом положении.
- Вкусовые ощущения, всевозможные запахи, цвета — это обязательное наполнение вашего романа. Если в рассказах это всё можно было опустить, то теперь следует раскрывать в полной мере. Недостаточно просто «приготовить ужин». Читатель уже ждёт, чуть ли не подробного рецепта от вас. Не подведите ожидания!
- Не забывайте про изменения времён года, суток и даже выпадение осадков. Если первое может оставаться статичным, то последние постоянно меняются, ведь вы изображаете жизнь во всех её проявлениях. Мир в вашем романе должен быть настолько точно и подробно описан, чтобы каждый смог нарисовать его в своём воображении и поселиться там, пока вы не придёте к логичному завершению.
- Обязательно обратите внимания на такие слова, как «был, «свой», «какой-то», «когда-то». Используйте, как можно меньше неопределённости. Удовлетворяйте все возможные вопросы читателей, пусть и не сразу. Так даже лучше. Но не оставляйте неразрешённых конфликтов и неопределённых финалов!
- Пусть художественные средства станут вам на время лучшими друзьями. Ваш текст строится на образности, поэтому метафоры и сравнения обойти никак нельзя. И чем оригинальнее они будут использоваться, тем лучше для вашего же писательского спокойствия.
- Аккуратно используйте союзы и местоимения. Помните, что их обилие отдаёт безвкусицей, которую гурманы-читатели не прощают. Начинать предложение тоже стоит изысканно и оригинальное. Главное, не переусердствуйте и не повторяйтесь.
- Сохраняйте плавность и грациозность речи. Не торопитесь оборвать предложение, но при этом не утяжеляйте его постоянными причастными и деепричастными оборотами. Самое сложное — это найти золотую середину: вовремя начать/вовремя закончить; использовать детали, но не впадать в маразм. А то бывает, когда описание комнаты растягивается на десять страниц. Нет, конечно, если у вас криминальное расследование — это одно. Если же попутная картина, то дайте широкий портрет и остановитесь на нескольких деталях, если того требует ваш авторский замысел.
- Избегать банальных словосочетаний. Одно дело — использовать фразеологизмы, другое — употреблять избитые выражения. Хотя лично я сама себя на этом частенько ловлю. Что делать? Опять же развивать словарный запас и проводить постоянные пробы пера. Пока мы не найдём свой собственный стиль, мы так и будем подражать (кто-то великим классикам, а кто-то авторам бульварных романов).
Теперь мы выяснили как пишут романы. Наконец, хочется сказать о вечном противоречии между хорошей книгой и продаваемой книгой.
Наверное, многие из вас замечали, что часто раскрученные авторы совершенно не владеют словом, их произведения однотипны, а образы до невозможности сухи и бесцветны.
Бывает и так, что открываешь книгу, зная уже, чем всё это дело закончится. Однако люди известны и люди востребованы. Уподобляться им как-то не хочется.
Другая сторона медали — нежелание писать в стол. Хочется, чтобы наше чтиво оказалось нужным, а по возможности и доход приносило. Возможно? Безусловно. Используйте знания о том, как написать роман. И идите к своей цели!
И вот тут хочется каждому писателю (настоящему или будущему) пожелать, чтобы их произведения всегда отличались первой свежестью (она же и самая последняя, как вы помните), но при этом находили отклик в сердцах и умах окружающих людей. Всё в наших руках, ибо именно мы лепим нашу вторую действительность. Точнее пишем (учимся писать книгу здесь). Успехов вам, друзья!
Ирина Смирнова.
Всех вам благ!
С уважением, Liter-RM
Источник: http://liter-rm.ru/roman-kak-literaturnyj-zhanr-kak-napisat-roman.html
Чем отличается роман от повести? Особенности жанров
Искусство и развлечения 11 декабря 2016
В этой статье мы поговорим о том, чем отличается роман от повести. Для начала дадим определение этим жанрам, а затем сравним их.
Что такое роман и повесть
Романом называют довольно крупное художественное прозаическое произведение. Этот жанр относится к эпическим. Главных героев может быть несколько, и их жизнь напрямую связана с историческими событиями. Кроме того, в романе рассказывается обо всей жизни персонажей или о какой-то значительной ее части.
Повесть — это литературное произведение в прозе, которое обычно рассказывает о каком-то важном эпизоде в жизни героя. Действующих персонажей обычно немного, при этом главным является только один из них. Также объем повести ограничен и не должен превышать примерно 100 страниц.
Сравнение
И все-таки чем отличается роман от повести? Начнем с романной формы. Итак, этот жанр предполагает изображение масштабных событий, многоплановость сюжета, очень большие временные рамки, которые включают в себя всю хронологию повествования. Роман имеет одну основную сюжетную линию и несколько побочных, которые тесно сплетаются в композиционное целое.
Идейная составляющая проявляется в поведении героев, раскрытии их мотивов. Действие романа происходит на историческом или бытоописательном фоне, затрагивая большой круг психологических, этических и мировоззренческих проблем.
Роман имеет несколько подвидов: психологический, социально-бытовой, приключенческий, детективный и пр.
Теперь подробнее рассмотрим повесть. В произведениях этого жанра развитие событий ограничивается конкретным местом и временем. Личность главного героя и судьба раскрывается в 1-2 эпизодах, которые являются поворотными для его жизни.
Сюжет в повести один, но в нем может быть несколько неожиданных поворотов, которые придают ему многоплановость и глубину. Все действия связаны с главным героем. В таких произведениях нет ярко выраженных привязок к истории или социально-культурным событиям.
Проблематика прозы намного уже, чем в романе. Обычно она связана с моралью, этикой, личностным становлением, проявлением личностных качеств в экстремальных и необычных условиях.
Повесть подразделяется на поджанры: детективные, фантастические, исторические, приключенческие и пр. Редко в литературе можно встретить психологическую повесть, зато большой популярностью пользуются сатирические и сказочные.
Видео по теме
Чем отличается роман от повести: выводы
Подведем итоги:
- Роман отражает социальные и исторические события, а в повести они служат только фоном для повествования.
- Жизнь персонажей романа предстает в социально-психологическом или историческом контексте. А в повести образ главного героя может быть раскрыт только в определённых обстоятельствах.
- В романе существует один главный сюжет и несколько второстепенных, которые образуют сложную структуру. Повесть в этом плане намного проще и не осложнена дополнительными сюжетными линиями.
- Действие романа происходит в большом временном промежутке, а повести — в очень ограниченном.
- Романная проблематика включает большое число вопросов, а повесть затрагивает лишь несколько из них.
- Герои романа выражают мировоззренческие и социальные идеи, а в повести важен внутренний мир персонажа и его личностные качества.
Романы и повести: примеры
Перечислим произведения, которые являются примерами повестей:
- «Повести Белкина» (Пушкин);
- «Вешние воды» (Тургенев);
- «Бедная Лиза» (Карамзин).
Среди романов можно назвать следующие:
- «Дворянское гнездо» (Тургенев);
- «Идиот» (Достоевский);
- «Анна Каренина» (Л. Толстой).
Итак, мы выяснили, чем отличается роман от повести. Если говорить кратко, то различие сводится к масштабности литературного произведения.
Источник: fb.ruДомашний уют
Чем отличается веранда от террасы. Особенности строительства
Трудно представить летний отдых на даче или в загородном доме без долгих и душевных разговоров за чашечкой ароматного чая или бокалом вина. Но гораздо приятнее проводить свое время на открытой террасе или веранде вмес…
Здоровье
Чем отличаются артерии от вен: особенности строения и функционирования
Кровеносная система человека, кроме сердца, состоит из разных по размеру, диаметру, строению и функциям сосудов. Чем отличаются артерии, вены и капилляры? Какие особенности строения обусловливают возможность осуществл…
Искусство и развлечения
Чем отличается опера от оперетты: сравнение жанров
Вопрос о том, чем отличается опера от оперетты, интересен тем, что позволяет понять особенности этих музыкальных произведений. Данная тема может быть познавательной для всех меломанов, которые интересуются классически…
Красота
Чем отличается мелирование от колорирования? Особенности, описание технологий и отзывы
Каждая женщина мечтает выглядеть лучше всех окружающих. Чтобы чувствовать себя увереннее, девушки обращаются в салоны красоты. Окрашивание волос — это одна из самых популярных процедур. Мелирование и колорирован…
Образование
В чем отличие оплодотворения от опыления: особенности и характерные черты процессов
Опыление и оплодотворение являются важнейшими процессами, которые обеспечивают генеративное размножение семенных растений. В чем отличие оплодотворения от опыления, кратко будет рассмотрено в нашей статье. Их роль в п…
Домашний уют
Чем отличается эмаль от краски: особенности, свойства и описание
Давайте разберем вопрос, который актуален для собравшихся делать ремонт и на который не всегда могут дать ответ профессионалы. А именно: “Чем отличается эмаль от краски?” Кто-то скажет, что эмаль и эмалевая краска — э…
Бизнес
Чем отличается УСН от ЕНВД? Особенности и требования
Открытие нового бизнеса непременно порождает вопрос о выборе системы налогообложения. Если с крупными корпорациями и предприятиями все предельно ясно, то вот у индивидуальных предпринимателей и начинающих бизнесменов …
Домашний уют
Чем отличается мотоблок от культиватора: особенности и критерии выбора
Современная техника способна облегчить физический труд человека. В зависимости от площади участка, а также разновидности сельхозработ, стоит выбрать “железного помощника”. Рассмотрим, чем отличается мотоблок от культи…
Новости и общество
Чем отличается пневматика от травматики. Особенности этих видов оружия
Ношение и хранение огнестрельного оружия в нашей стране карается законом. Но существует огромное количество доступных и законных средств для самообороны. Выбор вида оружия — очень ответственная процедура. Нужно …
Новости и общество
Чем отличается пневмат от травмата — особенности, виды боеприпасов, наносимый вред здоровью
Наверное, любой человек, хоть немного интересующийся оружием, слышал такие термины, как пневмат и травмат. Но при этом из-за созвучия и отсутствия более-менее глубоких знаний их вполне можно спутать, хотя вещи это сов…
Источник: http://monateka.com/article/118993/
Отличие повести от романа и малых форм эпоса — Cкачать сочинение
Понятие «повесть» в терминологическом смысле является весьма дискуссионным в литературоведении. В западноевропейских языках ему соответствуют различные наименования: recit и conte (франц.); Erzahlung и Geschichte (нем.); tail, story, short novel, long short story (англ.).
В славянских литературах «повестью» еще с древности называли сказание, житие, поучение и т.д. Как одна из литературных форм в современном понимании повесть появляется в конце XVIII — начале XIX веков («Философские повести» Вольтера, «Кандид» Д. Дидро, «Гобсек» О. де Бальзака и др.).
В русской литературе повесть активно развивается в XIX — XX веках. Русская повесть имеет многочисленные разновидности: историческая, бытовая, философская, психологическая, фантастическая и др. И все-таки проблема дефиниции повести, размежевание повести и других жанров (например, романа, рассказа, новеллы и др.) до сих пор остается актуальной.
Пожалуй, следует согласиться с автором статьи о повести в «Лексиконе общего и сравнительного литературоведения» (2001) Ю. Поповым, который предлагает продуктивный подход к повести как к особой жанровой форме. Согласно этому подходу, повесть представляет собой принципиально иной вид эпической прозы. Ю.
Попов пишет: «Повесть отличается от романа выбором и характером событий, которые изображаются, ее действие больше сосредоточено на привычном бытии и последовательном течении событий в отличие от экстраординарности и динамизма романа и новеллы.
Как следствие, для повести характерно сравнительно замедленное развитие событий, ровный ритм повествования, относительная простота композиции. Доминируют статичные составные: положения, душевные состояния, пейзажи, описания, объединенные нередко по принципу нанизывания.
Финал повести чаще всего открыт и обусловлен логикой развития событий, а не противостоит ей, как в новелле. Важную роль в повести играет языковая стихия, голос автора и повествователя, независимо от того, насколько непосредственно он выражается… Существенно отличается в романе и повести отношение к художественному времени.
Если в романе время является словно функцией действия, им манипулируют, оно может идти назад или останавливаться, то в повести время — основной показатель, именно он чаще всего определяет ее размеры…».
Таким образом, повесть отличается от романа не только небольшим объемом, но и меньшим количеством персонажей и сюжетных линий, что дает возможность писателю сосредоточиться на отдельных проблемах, раскрыть внутренние состояния личности, показанной в той или иной ситуации.
Внимание автора сконцентрировано на одном-двух центральных конфликтах, которые получают предельное обнажение в рамках повести. Изображение определенного эпизода, ограниченного промежутка времени из жизни героев, относительная простота композиции способствуют углубленной характеристике персонажей и явлений.
Большое значение в повести играют различные описания (пейзаж, интерьер и т.д.), а также особенности нарративной структуры.
Отличие повести от малых форм эпоса, например, от рассказа, еще более неопределенно. Но все-таки можно найти некоторые существенные различия. Так, в рассказе внимание автора сосредоточено прежде всего на сюжете, событийной основе, а в повести возрастает роль описаний, пейзажных зарисовок, способов отражения душевных состояний.
Если в рассказе сюжет динамизируется, то в повести он, наоборот, замедляется. По сравнению с рассказом в повести не только большее количество персонажей, но и полнее их характеристики.
В центре рассказа — одно или два события, а в повести могут быть представлены несколько событий в их причинно-следственной взаимосвязи, объединенных вокруг одного или нескольких центральных персонажей.
Не претендуя на окончательную истину в решении вопроса о размежевании повести и других эпических форм, отметим, что своеобразие повести лучше всего просматривается на конкретно-исторических этапах литературы. В разные периоды в повести проявлялось влияние тех или иных жанров, а также направлений, течений, стилей.
Несмотря на всю сложность идентификации повести в системе прозаических жанров, эта эпическая форма достаточно самобытна и играет большую роль в художественном осмыслении действительности. В ареал антиутопии как жанра входит не только роман, но и повесть.
В течение XX века в русской литературе появились такие повести-антиутопии, как «Котлован» и «Ювенильное море» А. Платонова, «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце» М. Булгакова, «Говорит Москва» Ю. Даниэля и др.
В них заметно стремление авторов укрупнить характеры героев, показанные в условиях тотального насилия, проследить, какие же процессы происходят в душе личности в условиях несвободы.
Возрастание удельного веса повести-антиутопии наблюдается во второй половине XX века, особенно начиная с 1980-х годов.
Активизация повести вызвана прежде всего ее мобильностью и пластичностью как жанра, способностью отражать самые разнообразные конфликты и проблемы, соединять элементы разных литературных форм. Среди наиболее известных современных авторов повестей-антиутопий можно назвать А.
Зиновьева, В. Маканина, А. Курчаткина, А. Кабакова, А. Куркова и др. Проследим на материале их произведений характерные черты и разновидности современной повести-антиутопии.
Источник: http://schooltask.ru/otlichie-povesti-ot-romana-i-malyx-form-eposa/