Что изучает онтология

Что такое онтология, онтологические функции и категории, основные понятия и онтологический смысл

Онтология — это раздел философии, изучающий бытие, а также его формы и закономерности. Как у любой другой науки, у онтологии есть предмет, который она изучает, и основные онтологические категории, которыми она оперирует.

Предметом онтологии в широком смысле является бытие и сущее. Что это за предметы и чем они различаются?

Предмет онтологии

Бытие невозможно определить традиционным образом. Это существование в целом, как оно есть безо всякой причины. У бытия не может быть причины. Оно само является причиной для себя и для всего сущего. Сущее — это всё, что существует. Бытие — первично, сущее — вторично. Онтология изучает взаимосвязь между бытием и сущим. К проблемам онтологии относятся вопросы:

  • Как бытие выражается через сущее?
  • Какие формы оно принимает?
  • Какие закономерности существуют?

При этом бытие можно условно разделить на природное целое, и осознаваемое человеком.

Предметом онтологии в узком смысле является противопоставление бытия и небытия, сущего и не-сущего. Проще говоря, онтология в узком смысле изучает вопрос “Что существует, а что нет?”

Основные категории онтологии

Какие категории и основные понятия онтология в широком смысле использует в процессе познания бытия? В основном это понятия из философии:

  • Небытие — полное и абсолютное ничто. Но бытие познаваемо лишь на фоне небытия.
  • Ничто — пустота, из которой под воздействием бытия может возникнуть сущее.
  • Сущее — категория, которая употребляется для обозначения всех существующих вещей и процессов. В некоторых онтологических концепциях сущее используется как синоним бытия, а в других — противопоставляется ему.
  • Сущность или “вещь в себе”. Эта категория описывает внутреннее существование вещей и зачастую используется как синоним бытия.
  • Материя — всё то, что существует в объективной реальности и познаётся человеком через органы чувств.
  • Движение — изменение всего сущего в пространстве и времени.
  • Пространство — взаиморасположение объектов и элементов материального мира.
  • Время — категория, предназначенная для определения продолжительности протекания процессов.
  • Субстанция — основа мироздания, которая может быть как материальной, так и духовной.

Ознакомившись с основными понятиями онтологии, можно приступить к рассмотрению концепций этой науки.

История развития онтологии

Онтология, как особый раздел философии, складывалась веками. Основной фундамент заложили древние греки.

Выдающиеся мыслители средневековья и нового времени добавляли по кирпичику в здание онтологической науки, выявляя её функции и задачи.

Чтобы разобраться в онтологических концепциях и проблемах, необходимо проследить за развитием философской мысли с древних времен и до наших дней.

В античные времена

Древнегреческий философ Парменид был первым, кто рассматривал не только существующие объекты и процессы, но и поднял в своих трудах вопрос бытия в целом.

Он определял бытие как нечто, являющееся причиной всего, в том числе самого себя. Оно, согласно Пармениду, ни от чего не зависело и поэтому не могло возникнуть или исчезнуть. Оно едино, неделимо, неизменно и самодостаточно.

Как материальный мир, так и духовный, божественный, являются лишь проявлениями бытия.

Зенон Элийский — ученик Парменида — предложил несколько парадоксов в подтверждение теории о единстве и неделимости бытия. Во всех этих парадоксах использовалось предположение, что бытие делимо, что и приводило к противоречию. Самые известные парадоксы Зенона:

  • Ахиллес и черепаха,
  • Дихотомия,
  • Летящая стрела.

Парадокс Ахиллеса и черепахи заключался в том, что в соревнованиях по бегу Ахиллес, дав фору черепахе, никогда её не догонит. Доказательство строилось на делимости расстояния. Черепаха получила какое-то расстояние форы.

Пока Ахиллес преодолеет это расстояние, черепаха тоже немного продвинется вперед, и Ахиллес вновь останется позади. Пока он преодолеет то расстояние, что черепаха прошла за это время, черепаха вновь окажется ненамного, но впереди.

И так до бесконечности.

Аналогичен парадокс дихотомии. Он утверждает, что любой путь непреодолим. Ведь пройдя половину пути, человеку надо пройти половину оставшейся половины, потом половину оставшейся четверти и так далее. В любой момент времени его будет отделять от финиша половина пути.

Парадокс о летящей стреле опровергает предположение о делимости времени. Ведь в любой момент времени стрела в пространстве покоится, так как занимает в пространстве место, равное её длине . Но из моментов покоя не может сложиться движение, значит, летящая стрела неподвижна.

Следующим философом, внесшим значительный вклад в развитие онтологии, стал Платон. Его учение об идеях гласило, что идеи — это первообразы, первопричины и цели всех вещей. Сущность вещей в понимании Платона единична, а идеи общи.

Но единичное причастно к общей идее, а общая идея временно присутствует в единичном. Согласно диалектике Платона, бытие представляло собой совокупность идей. В познании же он видел интеллектуальное восхождение к сущности бытия.

Если Платон провёл границу между бытием и материальным миром, то его последователи, названные неоплатониками, изобразили это различие, как две ипостаси: “единого” и “ума”.

Единым они называли совокупность идей, умом обозначали познание материального мира. Далее идеи Платона развил и систематизировал Аристотель, описал их в своей “Метафизике”.

Но он уделял больше внимания сущему и объектам физического мира.

В Средние века

В средневековой философии основной проблемой онтологии стало то, что оказалась на службе у теологии. Некоторые мыслители разделяли понятие бытия и Бога. Бог для них мыслился источником и дарителем бытия.

Тем самым они противоречили самому определению этого понятия, как неизменного и не имеющего причины.

Поэтому большинство средневековых философов персонализировали бытие как Бога, который является причиной самого себя и всего сущего.

В это время формируются два направления в философии и, в частности, в онтологии: аристотелевскую и августинскую.

Представитель первого направления — Фома Аквинский — выявляет различия между сущностью и существованием, а также ввёл такое понятие, как “чистый акт творения”, сосредоточенный в самом бытии.

Его главный оппонент — представитель второго направления — Иоанн Дунс Скотт убежден, что абсолютная полнота сущности — это и есть существование, а Бог свободен лишь в выборе идей. Подобные споры схоластов порождали новые установки и понятия в онтологии.

Уильям Оккам придерживался идеи об абсолютной свободе Бога в акте творения, указывая, что Бог не ограничен даже идеями. Более тог он отрицал идеи, как некие универсалии и рассматривал их как внутреннюю реальность индивидов.

Именно идеи Оккама привели к тому, что онтология в новом времени ушла на задворки философии и её место заняла гносеология, а проблема бытия была заменена проблемой познания.

В эпоху Ренессанса появляется сам термин онтология, близкий по значению к метафизике.

В новое время

Однако философы нового времени возвращаются к онтологии. Самой яркой фигурой в онтологии нового времени становится Иммануил Кант, хотя сам он считал эту науку бессодержательной метафизикой. Кант раскладывает бытие на две составляющие:

  • материальные феномены,
  • идеальные категории.

Объединение этих граней реальности он видит только в мыслящем “Я”. Здесь отчётливо видно влияние гносеологии на философию Канта. Его мало интересует бытие само по себе, вне действительного или возможного опыта. Основой для идеальных категорий у Канта служит свобода и целесообразность. Именно его взгляды заложили основу для, так называемой, новой онтологии.

Если Кант утверждал, что онтология, как учение о бытие без опоры на человеческий разум и познание, бессмысленна, то Гегель опровергал это утверждение. Согласно Гегелю, жизнь любого индивида подчинялась определенный законам мирозданья, единым для всех и существующим независимо от людских знаний о них.

Фейербах не разделял идеализма Гегеля. Он полагал, тот навязывает бытию формы и наделяет его самостоятельностью. В то время как сам Фейербах считал, что бытие познаётся через органы чувств. Таким образом, в новом времени столкнулись идеализм и диалектический материализм в рамках онтологии.

Диалектический материализм полагал, что бытие исключительно материально. А идеализм считал, что бытие лишь проявляется в материальном мире, но представляет с собой нечто большее. Идеалисты были ближе к изначальным идеям Парменида и Зенона. Исключительная материальность бытия противоречит идеи о его неизменности.

Идеалисты считали, что материально лишь сущее, а форму и смысл ему придаёт бытие.

Нельзя не упомянуть такого яркого представителя диалектического материализма, как Карл Маркс. Он не считал онтологию наукой, так как она не имела собственного метода познания. Взгляды Маркса на сущность и сущее были весьма прагматичны.

Он считал, чти идеальная субстанция или дух — это нечто такое, через что можно выразить все объекты материального мира.

Такой идеальной субстанцией, в понимании Карла Маркса, были деньги, так как любой объект материального мира можно было выразить через них.

Двадцатый век

На сегодняшний день авторство наиболее структурированной онтологической концепции принадлежит Николаю Гартману. Но не поддерживает определение бытия как некой абстрактной сущности.

Гартман утверждает, что бытие неотделимо от познания и смысл онтологии видит в изучении этого бытия. Именно в этом и заключается новая онтология, основы которой заложил ещё Кант.

Именно новая онтология стала использовать категорийный анализ как метод познания, что должно было положить конец спорам о её научности.

Хайдеггер в своей фундаментальной онтологии расширяет понятие реальности, включая в него не только материальное, но и духовное.

Также он отделяет бытие от его проявлений и выделяет “чистую субъективность” в познаниях человека.

Ему противостоят сторонники неопозитивизма, считающие, что возрождение онтологии — это возврат к заблуждениям прошлого, а все проблемы онтологии решаются путём логического анализа её постулатов.

Роль онтологии в других науках

Пока философы ведут споры о том является ли онтология в широком смысле наукой, онтология в узком смысле таких вопросов не вызывает. Она активно используется другими науками как гуманитарными, так и естественными и техническими. Всякий раз когда в любой науке возникает необходимость выстроить понятийный аппарат, она обращается к онтологии.

Именно онтология в узком смысле определяет понятия и термины, описывает их и организует таксономию. За правила вывода одного термина из другого тоже отвечает онтология. Это используется не только в науке, но и в компьютерных играх при создании виртуальной реальности. Чтобы продумать и выстроить бытие виртуального мира, без онтологии не обойтись.

Источник: https://obrazovanie.guru/nauka/chto-takoe-ontologiya-eyo-problemy-i-funktsii.html

Онтология в философии это что такое: понятие и проблема

Онтология в философии занимает значимое место, особенно в становлении философской мысли и современных научных теориях. Учение обо всем сущем стремится объяснить природу и взаимосвязь предметов: материальных и нематериальных.

Определение учения

Онтология —это подраздел систематической философии о бытие, которая в общефилософской системе выступает в качестве одной из ее составляющих. Если рассматривать это направление, как раздел философии, то онтология занимается изучением фундаментальных основ устройства, истоков и характеристик мироздания.

Понятие онтология впервые введено Р. Гоклениусом (1613 г.) и одновременно И. Клаубергом, которые применил термин, как «онтософия» в виде эквивалентия к определению «метафизика» (1656 г.).

Позднее, понятие было рассмотрено и расширено в работах Хр. фон Вольфа («Первая метафизика, или Онтология», 1730 г.), где учение изучается в качестве фундаментальной части метафизики. В Европе 18 века работы Хр. Вольфа становятся популярными.

Однако, затем, К.Больф разделил понятия метафизики и онтологии. Эволюция бытия происходит двумя путями:

  1. Бытие, как неосязаемое, неощущаемое. Это закономерное явление, которое строится на универсальных закономерностях.
  2. Развитие бытия, как философской природы.

Переломный момент завершается Кантом, который провозглашает априорные типы чувственности, благодаря которым субъект может принимать бытие.

Онтология, гносеология, аксиология и антропология считаются основными разделами философии.

Как развивалась онотологическая мысль

Развитие философии обо всем сущем, делится на следующие периоды:

  1. Античность. Проблемы онтологического учения восходят к досократовскому времени. Огромный вклад в расширение онтологического знания внесен Платоном и Аристотелем. В это время проводится поиск истоков материального и идеального. Ответы ищутся в природе. Философы стараются отыскать первоначало.
  2. Средневековье. В средневековой онтологии внимание уделялось проблемам существования универсалий — неких абстрактных субстанций. В этот период познается сущность бытия Бога. Онтология используется для решения теологических вопросов.
  3. 16 век связан с появлением термина «онтология», который введен Я. Лорхардом. В 1606 году он опубликовал работу, где впервые было прописано слово «онтология». Затем Р. Гоклениус и И. Клауберг также используют этот термин в своих произведениях. Христиан фон Вольф закрепил употребления термина на практике. В этот временной интервал учение изучает методы научного знания.
  4. 20 век. В это время, проблемами онтологической философии занимались Н. Гартман, М. Хайдеггер и другие философы. Особое место в философии современности занимают онтологические вопросы сознания. В центре всего стоит проблема осознания человеческого существования в универсуме. В это время, изучается бытие с различных сторон, связанных с плюрализмом направлений.
Читайте также:  Как сделать ремонт в комнате недорого?

Онтологическая теория

Классическая философия рассматривает онтологическое учение, как совокупность общепринятых понятий бытия, которые характеризуют его к деятельности людей без прямого отношения к ним, к их познанию и образу мыслей.

Онтология — своеобразная картина реальности, обозначающая место человека в мироздании, позицию различных видов деятельности и познания, назначение и границы конкретных наук.

Таким образом, учение становится над философским и научным познаниями, являясь их обобщением и объединяя разнообразные интерпретации бытия в категорийной системе.

Ближе к середине 20 века, ясно выявляется ограниченность бытийного учения в традиционном понимании, которое претендует на объединение метафизических законов бытия, но ограничено к изучению новых областей реальности. Онтология не использует инструменты научной познавательной деятельности и пренебрегает обширным количеством форм человеческого опыта и схемами взаимоотношений индивидуумов.

Кризисное состояние классической онтологии раскрывает в учении отсутствие точного понимания источников мироздания из деятельности, взаимозависимости данных понятий от различных условий.

Таким образом, встает вопрос: или философское направление отказывается от традиционной онтологии и затем базируется на развитии научных дисциплин (их методологии и картинах действительности), или строится онтологическое учение нового типа, который формируется на основе понятий бытия человека и проецирует человеческий опыт на мироздание.

Данная ситуация напрямую указала на то, что учение строится на предпосылках, оно зависит от обусловленных культурой форм общественного бытия. В связи с этим современная неоклассическая философия рассматривает онтологию, как раскрытие методов бытия с неопределенным статусом.

В области научных дисциплин, данное направление определяется, как система некой сферы объектных знаний, которая представляет собой концептуальную систему, состоящую из организованных данных из совокупности предметов, их классов и взаимосвязей.

В области методологического знания, онтологическое учение рассматривается, как основная форма отражения объективности в пределах определенной мысленной деятельности. Онтологическое представление порождается мыследеятельностью (знанием) о предмете, которое одновременно применяется в качестве самого предмета, независимо от мыслей о нем.

Таким образом, рассматривая онтология на основе той или иной мыследеятельности, как систематизированная и структурная целостность, она исполняет функцию реальности, проецируя мысленную деятельность на логику реальности.

В связи с этим, все части мыследеятельности интерпретируются с точки зрения онтологии и рассматриваются объективно, находя и получая свою сущность.

Методология конструирования онтологической картины получила названия онтологизации.

Сейчас, создано большое количество онтологических теорий, которые предлагают разнообразные модели деятельности. Такое многообразие форм учения связано с огромным количеством проблем познания — от постижения сущности познания до философии появления вещей, от осмысления структуры предметов до проведения анализа всего сущего, как объединение процессов.

Философско-правовая онтология

Сущность права нераздельно связана с пониманием философско-правовой онтологии. Обыденной жизни противопоставляется мир, как система нормативно-оценивающих определений, в подчинении которой находится человек.

Индивидууму диктуются правила и предъявляются требования. Такая система подчиняет своим нормам, которые вносятся в жизненный круговорот человека (например, посещение школы).

Здесь закреплены поведенческие нормы, отклоняясь от которых человек становится отщепенцем.

Философско-правовая онтология — метод систематизации и трактования общественной жизни и человеческого бытия.

Право и само бытие отличаются, поскольку правовое бытие предполагает исполнение конкретных обязательств. Человек обязан чтить общепринятые законы. Философско-правовая онтология специфична.

Правовая реальность рассматривается как система, существующая в пределах человеческого существования. Оно включает в себя составляющие, которые выполняют конкретные функции.

Это надстройка, включающая правовые структуры, отношения и сознание.

Фундаментальная онтология Хайдеггера

Мартин Хайдеггер занимался изучением человеческого бытия. В произведении «О сущности истины», философ описывает понятие свободы, как суть истинной реальности. Свобода не есть несвязность действий или возможность делать что-то.

Свобода частично раскрывает сущее, как оно есть. В экзистентном понимании, объяснено само обнаружение, где есть простота простого. В этой форме бытия, человеку предоставлена основа существования, которая долго была необоснованна.

Предмет учения о бытие

Бытие — центральный объект изучения в онтологической науке, который понимается, как полное объединение всех типов реальности.

Действительность по традиции рассматривается, как материя и делится на косвенную, живую и социальную.

Бытие, в качестве объекта мысленной деятельности, ставится в противоположность неосмысливаемому небытию. В феноменологической и экзистенциальной философии 20 века, все сущее ассоциируется с человеком, как существом, которое может мыслить и задаваться вопросами о сущем. Однако в метафизике рассматривается теологическая основа бытия. Человек в этом смысле волен в выборе.

Как рассматривается онтология в точных науках

В науках программирования, под онтологией понимается очевидное описание большого количества объектов, взаимосвязанных между собой (концептуализация). На формальном уровне онтология складывается из таких составляющих:

  • определений и понятий, обобщенных в таксономию — науку о принципах подразделения и систематизации сложных сущностей, соотносящихся по иерархиям;
  • их истолкования;
  • правил подведения итогов.

Виды онтологий

Онтологическое учение подразделяется на несколько видов:

  1. Мета-науки онтологии, которые рассматривают общие понятия, независящие от объектных сфер.
  2. Онтология предметной сферы — формализованное описание предметной сферы, применяемое, как правило, для уточнения понятий из мета-онтологии и/или определения общей терминологической базы объектной сферы.
  3. Онтология определенной задачи — учение, которое определяет общую базу терминов для конкретной задачи или проблемы.
  4. Сетевые онтологии зачастую применяются для рассмотрения итогов действий, которые выполняются объектами предметной сферы.

Антология в философии — сборник произведений от отдельных авторов, представляющий собой литературу определенного временного периода.

Модель онтологической науки

Онтология в философии предполагает поиск и применение связанных и зависимых между собой трех составляющих:

О=, где:

  • Х — количество определений объектной сферы;
  • R — количество взаимоотношений между терминами;
  • F — количество функциональных особенностей интерпретации.

Обобщение некоторых моделей учения производится так, чтобы:

  • представлять большое количество концептов в форме схемы;
  • использовать достаточное множество R, содержащее как отношения в таксонометрии, так и отношения, которые отображают специфичные особенности определенной сферы, а также инструменты, позволяющие расширить множество R;
  • применять декларативные и процедурные интерпретации и отношения, в том числе определение новых понятий.

После этого, можно рассматривать модель расширяемой онтологии, которая представляет собой учение для создания пространств знаний в интернете. Одновременно с этим, эта модель не является полной, поскольку пассивна в определении процедурных интерпретаций и введении специализированных функций расширения учения.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/ontologiya.html

Вопрос 16. Онтология: понятие и виды

Онтология — раздел философии, изучающий проблемы бытия; наука о бытии.

К онтологии , по Гартману, относятся вопросы о структуре бытия и способах его существования, о сферах, их классификации, отношении реальной сферы и идеальной. Они взаимосвязаны, их решение должно привести к обоснованию “единства мира”. Философия — это прежде всего онтология , а онтология — это прежде всего поиски целостности мира.

Нас окружают многочисленные вещи, предметы с самыми различными свойствами. Они образуют то, что, мы называем «окружающим миром». При всем различии представлений разных людей об этом мире, исходным для них является признание его реального существования, т.е. его бытия.

Сущность философского понятия бытия заключается в том, что в ее содержании фиксируется не просто существование вещи, человека, идеи или мира в целом, а более сложная связь всеобщего характера. Предметы со всем многообразием их свойств существуют, и это существование обусловливает связь этих предметов между собой и со всем тем, что существует в мире.

Бытие — это то, что присутствует в мире, т.е. движется и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий.

Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира 3 вида бытия: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное.

Бытие природы — первая форма реальности, универсума. Включает все существующее кроме человека, является следствием длительной универсальной эволюции.

Бытие социальное — второй вид бытия. Включает в себя бытие общества и бытие человека (экзистенция). Структура социального понятия бытия или социума: индивид, семья, коллектив, класс, этнос, государство, человечество. По сферам общественной жизни: материальное производство, наука, духовная сфера, политическая сфера, сфера обслуживания и т. д.

Бытие идеальное, духовное — третья форма реальности. Тесно связано с бытием социальным, на своем уровне повторяет и воспроизводит структуру социума.

Включает неосознаваемые духовные структуры индивидуального и коллективного бессознательного (архетипов), сложившиеся в психике людей в доцивилизационный период. Роль этих структур признается существенной и определяющей.

Новые информационные технологии и средства связи сделали духовное бытие более динамичным, подвижным.

17. Диалектика природного и социального в человеческой жизни

Рассматривая проблему антропосоциогенеза (происхождения и развития человека), не миновать проблемы соотношения в человеке биологического и социального начал.

Неоспорим тот факт, что человек двойственен–он и животное и не животное. Это существо природное и социальное. Будучи животным, человек обладает теми же органами чувств, системами (кровеносной, мышечной и т.д.)

Как существо социальное, человек развивает такие виды деятельности как труд, сознание, реч.

Как соотносятся в человеке эти 2 начала?

1 крайность: сведение человека к животному, плотскому началу. З.Фрейд: во всех сферах жизни человеком движут главным образом животные инстинкты, но человек не свободное, ограничение, сдерживание и сексуальная энергия направляется на иные формы жизнедеятельности.

2 крайность: подчеркивается значение общественного, социального в человеке и недооценка и игнорирование биологических основ существования человека, объяснение биологических особенностей социальными причинами: акселерация, неполноценные дети, влияние радиации на гены.

Вопрос о двух типах наследственности в развитиии общества:

Биологическая наследственность–возможность воспроизводства и развития биологических свойств людей.

Социальная наследственность–передача социального опыта предыдущих поколений, их культуры.

Как биосоциальное существо, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ.

Носитель генетических свойств–молекула ДНК; носитель социальной программы–опыт человечества, передается путем обучения и воспитания. Естественный отбор уже не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. А социальные условия существования стали все более определять развитие людей и развитие общества

18. Движение и системность как атрибуты материи

Системность означает, что имеется фундаментальное понятие или принцип, из которых развертывается все содержание учения.

Взаимодействие — процесс взаимного влияния одного тела на другое, это всеобщая форма связей тел и явлений, выражающая их взаимное изменение.

Современное естествознание показало, что всякое взаимодействие связано с материальными полями и сопровождается переносом материи, движения и информации.

Без способности к взаимодействию материя не могла бы существовать. Именно поэтому Энгельс определял взаимодействие как конечную причину всего сущего, за которой нет других, более фундаментальных свойств материи. Взаимодействие носит объективный и универсальный характер, т.е. осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия.

Движение — способ существования материи. Движение есть всякое изменение, поэтому движение является способом существования материи или атрибутом (т.е. неотъемлемым всеобщим свойством материи).

Это означает, что движение происходит независимо от сознания, т.к. всегда имеется материальный носитель движения (движутся, изменяются элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, организмы, люди). Т.о.

движение материальноДвижение всегда и повсюду, при всех условиях обладает абсолютно всеобщим характером — это с одной стороны, а с другой — означает, что движение, как и материя, неуничтожимо и несотворимо.

Абсолютность движения всегда реализуется в относительных, конкретных, качественно и количественно определенных, исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий и в этом смысле относитель-ных формах. Следовательно, движение есть единство абсолютного и относительно-го.

Противоречивость движения проявляется в том, что любое движение и изменение оказывается неразрывно связаным со своей протиовоположностью — сохранением, устойчивостью, покоем.

Читайте также:  Чем отличается синтетический счет от аналитического

Пример: полет камня есть процесс изменения им своего местоположения со временем, но сохранение камнем состояния полета есть его устойчивость, покой как летящего камня. Т.о.

любое, сохраняющееся состояние движения можно рассматривать как покой и наоборот — любой покой всегда есть ни что иное как сохраняющееся состояние движения.

19. Пространство и время как атрибуты материи

Пространство — означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным.

Время — форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развити систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.

20. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект

Проблема познаваемости мира.

Вопрос состоит не в том, познаваем ли мир, — этот вопрос в буквальном смысле никем не ставится, — вопрос заключается в том, можно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности.

В истории философии сложились две позиции: познавательно-реалистическая и агностическая, и не всегда в активе первой было чуткое улавливание реальной сложности проблемы.

Агностицизм — учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Юм: все познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы. Отмечал ограниченность монокаузализма, универсализировавшего тождественность причины и следствия в механиче ских взаимодействиях.

Он показал, что следствие отличается от причины, а потому не может быть в ней выявлено. Из этого, по его мнению, следовало, что доказать существование причинно-следственных связей невозможно: они не выводимы из опыта и не устанавливаемы также и логическим выведением следствий из причин.

Есть, однако, субъективная причинность — наша привычка, наше ожидание связи одного явления с другим. За пределы этих психических связей мы проникнуть не можем. Разновидность агностицизма — конвенционализм — концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными.

Виднейший представитель — французский математик А. Пуанкаре отделял отношения между вещами от сущности самих вещей, считал, что познаваемы только отношения, но природа вещей непознаваема.

Специфика агностицизма — в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем. Это — главный признак агностицизма. Таким образом, агностицизм — это учение (или убеждение, установка), отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины и т.п.

Концепции истины:

1. Классическая (истина — это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании).

2. Когерентная (истина, как соответствие одних знаний другим).

3. Прагматическая (истина — то, что полезно).

4. Конвенциальная (истина — то, что считает большинство).

5. Экзистенциалистская концепция (человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир).

6. Неатомистическая концепция (истина — божье откровение). Общая черта различных концепций истины в современной западной философии — отрицание объективности содержания знания.

Абсолютная истина — такое знание, которое полностью исчерпывает предмет познания и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин. Истина всегда конкретна.

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Познание — это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.

Познание делит мир на две части:

– на объект (в переводе с латинского — противопоставлять себе);

– на субъект (в переводе с латинского — лежащий в основе).

Субъект познания — глубоко понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности.

Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой — все социальное целое.

Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия.

Когда субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п.

Но чаще всего под субъектом познания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.

Научное познание исследует не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности.

Объект познания — это любая существующая независимо от сознания данность, на которую нацелена познавательно-преобразовательная деятельность субъекта.

Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение.

Объект в его отношении к субъекту — это в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума.

Со стороны познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект — без субъекта.

В современной гносеологии различается объект и предмет познания:

– объект познания — это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию;

– предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек — это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован.



Источник: https://infopedia.su/1x4c9b.html

что изучает онтология, что является ее предметом?

  • Онтоло#769;гия (новолат. ontologia от др. -греч. #8036;#957; род. п. #8004;#957;#964;#959;#962; сущее, то, что существует и #955;#972;#947;#959;#962; учение, наука) раздел философии, изучающий бытие.

    Термин Онтология был предложен Р.

    Гоклениусом в 1613 году в его Философском словаре (Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter. Fransofurti), и чуть позже И. Клаубергом в 1656 году в работе Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia, предложившем его (в варианте онтософия ) в качестве эквивалента понятию метафизика .

    В практическом употреблении термин был закреплн Х. Вольфом, явно разделившим семантику терминов онтология и метафизика .

    Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.

    Основной вопрос онтологии: что существует?

    Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное) , пространство, время, движение.

    Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

    Иное понимание онтологии дат американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.

    Вопросы онтологии это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий) .

    В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман (новая онтология) , Мартин Хайдеггер (фундаментальная онтология ) и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания.

    Предмет онтологииОсновным предметом онтологии является бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.Реальность традиционно ассоциируется с материей и подразделяется на косную, живую и социальную материю.

    Бытие как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещ-не-бытию возможности в философии аристотелизма) .

    Поскольку мышлением и постижением возможностей бытия обладает только человек, то в последнее время (в феноменологии и экзистенциализме) именно он отождествляется c бытием.

    Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек как бытие обладает свободой и волей.

  • Источник: http://4u-pro.ru/obrazovanie/samosovershenstvovanie/filosofiya/chto-izuchaet-ontologiya-chto-yavlyaetsya-ee-predmetom

    ОНТОЛОГИЯ. Основные понятия, модели, классификация

    Лекция 7: ОНТОЛОГИЯ

    Основные определения

    Определение термина «онтология» зависит от контекста и целей его использования

    Онтоло́гия (от греч. οντοσ — сущее, то, что существует и λογος — учение, наука) — раздел философии, изучающий проблемы бытия, наука о бытии

    Онтология — это формальная спецификация концептуализации, которая имеет место в некотором контексте предметной области (Gruber, 1993).

    Концептуализация представляет собой описание понятий, а также всю информацию, имеющую отношение к понятиям (свойства, отношения, ограничения, аксиомы, утверждения), необходимую для описания и решения задач в избранной предметной области.

    Концептуальная модель — система концептов и отношений предметной области.

    Концепт — понятие, отражающее некоторый конкретный или абстрактный объект реального мира

    Формально онтология состоит из понятий (терминов, организованных в таксономию), их описаний и правил вывода.

    Таксономия (от греч. taxis — расположение, строй, порядок и nómos — закон), теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности

    Определение онтологии

    Онтология — это подробная спецификация структуры определенной проблемной области;

    Онтология включает в себя словарь (т.е. список логических констант и предикатных символов) для описания предметной области и набор логических высказываний, формулирующих существующие в данной проблемной области ограничения и определяющих интерпретацию словаря;

    Онтология предлагает словарь для представления и обмена знаниями по интересующей проблеме и набор связей и свойств, которые определены между имеющимися в ее словаренеделимыми сущностями.

    Аспекты интерпретации термина “онтология

    Философское понятие (какие свойства являются общими для всего сущего?)

    Неформальная концептуальная система (базис для определенной БЗ)

    Формальный взгляд на семантику (формализация семантических структур)

    Спецификация концептуализации (в рамках ИИ-сообщества)

    Представление концептуальной системы через логическую теорию (характеризуемую формальными свойствами или только ее назначением)

    Словарь (используемый логической теорией)

    Спецификация логической теории (метауровневая)

    Онтология (в информатике) —

    это попытка всеобъемлющей и детальной формализации некоторой области знаний с помощью концептуальной схемы. Обычно такая схема состоит из иерархической структуры данных, содержащей все релевантные классы объектов, их связи и правила (ограничения), принятые в этой области

    Онтологии — базы знаний специального вида, которые могут «читаться» и пониматься, отчуждаться от разработчика и/или физически разделяться их пользователями. Это формально представленные знания на базе концептуализации (описания множества объектов и понятий, знаний о них и связей между ними) (Гаврилова, Хорошевский)

    Модель онтологии

    Формально онтология определяется как

    O = , где

    X – конечное множество понятий (концептов) предметной области,

    R – конечное множество отношений между понятиями,

    F – конечное множество функций интерпретации, заданных на концептах и/или отношениях.

    При R=0 и F=0 онтология трансформируется в простой словарь. Пример — индексы поисковых машин

    Модель онтологической системы

    Z= , где

    O — онтология верхнего уровня (метаонтология)

    (содержит общие понятия и отношения, не зависящие от предметной области — «объект», «свойство», «значение» и т.п.);

    P — множество предметных онтологий и онтологий задач предметной области (с учетом предпочтений пользователя);

    M — модель машины вывода данной онтологической системы (например, для изменения критериев релевантности поиска или критериев формирования репозитория).

    Модель онтологической системы позволяет описывать взаимосвязь онтологий разных уровней

    Классификация онтологий

    метаонтология — содержит общие понятия и отношения, не зависящие от предметной области («объект», «свойство», «значение» и т.п.);

    Читайте также:  Чем отличается капитализм от социализма

    предметная онтология — содержит понятия, описывающие конкретную предметную область и отношения, семантически значимые для данной предметной области;

    онтология задач (и методов) — содержит в качестве понятий типы решаемых задач, а отношения специфицируют декомпозицию задач на подзадачи;

    прикладная онтология (онтология приложения) – описывает концепты, зависящие как от предметной области, так и от задач

    сетевая онтология – используется для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.

    Другие классификации:

    • по уровню детализации

    • по “природе” предметных областей

    • по степени разработки и сопровождения

    Основные направления применения онтологий

    Формализованное представление знаний

    – организация общей и предметной терминологии

    – описание предметных областей для совместного использования человеком и компьютером

    – индексирование, фильтрация и классификация формализованных знаний

    – приобретение, структурирование знаний и формирование новых знаний

    Семантическая интеграция информационных ресурсов (Формирование единого сетевого пространства знаний)

    Обеспечение возможности поиска нужной информации (индексирование, фильтрация и классификация формализованных знаний)<\p>

    Практическое применение онтологий

    • Порталы

    • Системы автоматизированного сбора информации

    • Управление корпоративными информационными ресурсами

    • Обучающие системы

    • Мультимедийные энциклопедии и коллекции

    • Взаимодействие электронных бытовых устройств

    Направления развития онтологий

    • совершенствование способов доступа к знаниям

    • развитие средств разработки онтологий

    • совершенствование методов автоматического вывода онтологий

    • развитие средств представления

    • развитие средств взаимодействия онтологий

    Языки представления онтологий

    • традиционные языки спецификации онтологий (LOOM, OKBC, OCML, Flogic, LBase)

    • специальные языки спецификации онтологий (Ontolingua, CycL, SHOE)

    • языки основанные на Web-стандартах (UPML, DAML, OIL, XODL, XML, RDF, RDFS, OWL)

    Выбор языка зависит от целей разработки онтологии

    OWL (Web Ontology Language) — язык Web-онтологий

    Основное назначение OWL  — для использования приложениями, которые должны не только представлять информацию человеку, но и обрабатывать ее.

    OWL спроектирован для хранения и отображения большого количества разнородной информации и знаний, а также для поддержки семантики и связей между этими знаниями.

    OWL предназначен для описания классов и отношений между ними, которые присущи для Web-документов и приложений

    Коллекции онтологий

    • (KA)2 (Knowledge Annotation Initiative of the Knowledge Acquisition Community) — Аннотация знаний сообществом приобретения знаний (разрабатываются онтологии организаций, проекта, личности, направления исследований, публикаций, событий, исследовательских продуктов, тсследовательских групп) Инструментарий — Ontobroker

    • SHOE (Simple HTML Ontology Extensions)) — осуществляет аннотацию Web-страниц семантической информацией

    • CYC — ориентация на создание мультиагентной базы знаний всех общих понятий, включая семантическую структуру терминов и связей между ними

    • TOVE (Toronto Virtual Enterprise Project)- предметно ориентирована на представление модели корпорации

    • Plinius — предназначена для полуавтоматического извлечения знаний в области химии

    Критерии разработки онтологий (Gruber)

    Ясность- онтология должна эффективно описывать смысл определяемых терминов.

    Согласованность-онтология должна быть согласованной, определения и выводимые утверждения должны быть непротиворечивыми.

    Расширяемость- онтология должна предусматривать возможность определения новых терминов без необходимости пересмотра существующих определений.

    Минимум влияния кодирования- концептуализация должна быть специфицирована на уровне знаний вне зависимости от конкретного способа кодирования.

    Минимальное онтологическое соглашение- для онтологии должен быть достигнут минимальный объем словаря, достаточный для описания знаний, которые предполагается совместно использовать.

    Жизненный цикл онтологий

    Планирование (задачи, ресурсы, сроки)

    Разработка

    Спецификация — определяет цели создания, предполагаемое использование и потенциальных пользователей

    Концептуализация — обеспечивает структурирование предметных знаний

    Формализация — трансформирует концептуальную модель в формальную или вычислительную

    Реализация — вычислительная модель программируется на соответствующем языке представления знаний

    Проверка – включает в себя идентификацию и редактирование неопределенных терминов; выявление конфликтов и несогласованностей; проверку онтологии на полноту; идентификацию семантических различий между двумя терминами в различных онтологиях; синтаксический анализ; анализ таксономии; семантическую оценку

    Поддержка (одновременно с разработкой) — приобретение знаний, оценка онтологии, интеграция при построении новой онтологии с использованием существующих

    Уровни формализации онтологии

    1. Неформализованный. Слабо описанная на естественном языке онтология
    2. Неформально-структурированный. Онтология описана ограниченным набором лексики естественного языка в структурированном виде
    3. Полуформальный. Онтология описана на специальном формально определенном языке
    4. Строго формальный. Для описания используются тщательно определенные термины с формальной семантикой, теоремы и доказательства для таких свойств, как надежность и полнота онтологии

    Основные этапы разработки онтологий:

    • определение классов в онтологии (понятий в рассматриваемой предметной области);

    • определение слотов (свойств и атрибутов каждого понятия);

    • описание допускаемых значений этих слотов и ограничений, наложенных на слоты.

    • отображение иерархии классов (подкласс — надкласс);

    • определение других отношений между классами.

    Источник: http://mei06.narod.ru/sem6/pz/shpora/lec7.htm

    Онтология

    Онтология (от греч. — сущее и слово, понятие, учение) — учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

    Иногда понятие Онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, т. е. как метафизика бытия. Термин «Онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р.

    Гоклениуса (1613) и был закреплён в философской системе X. Вольфа.

    Онтология выделилась из учений о бытии тех или иных объектов как учение о самом бытии ещё в раннегреческой философии.

    Парменид и другие элеаты объявили истинным знанием только знание об истинно существующем, каковым они мыслили лишь само бытие — вечное и неизменное единство; подвижное многообразие мира рассматривалось элейской школой как обманчивое явление.

    Это строгое различение было смягчено последующими онтологическими теориями досократиков, предметом которых было уже не «чистое» бытие, а качественно определенные начала бытия («корни» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита). Подобное понимание позволяло объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого с чувственным восприятием.

    Платон синтезировал раннегреческую Онтологию в своём учении об «идеях». Бытие, по Платону, есть совокупность идей — умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провёл границу не только между бытием и становлением (т. е.

    текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и «безначальным началом» бытия (т. е. непостижимой основой, называемой им также «благом»). В Онтологии неоплатоников это различение изображалось как две последовательные ипостаси «единого» и «ума».

    Онтология в философии Платона тесно связана с учением о познании как интеллектуальном восхождении к истинно сущим видам бытия. Аристотель систематизировал и развил идеи Платона, однако его вариант Онтологии является скорее описанием физической реальности с онтологической точки зрения, чем изображением автономной реальности «идей».

    Онтология Платона и Аристотеля (особенно её неоплатоническая переработка) оказала определяющее воздействие на всю западно-европейскую онтологическую традицию.

    Средневековые мыслители приспособили античную Онтологию к решению теологических проблем. Подобное сопряжение Онтологии и теологии было подготовлено некоторыми течениями эллинистической философии: стоицизмом, Филоном Александрийским, гностиками, неоплатонизмом.

    В средневековой Онтологии понятие абсолютного бытия отождествляется с богом (при этом парменидовское понимание бытия соединяется с платоновской трактовкой «блага»), множество чистых сущностей сближается с представлением об ангельской иерархии и понимается как бытие, чередующее между богом и миром.

    Часть этих сущностей (эссенций), наделяемых богом благодатью бытия, толкуются как наличное существование (экзистенция).

    Зрелая схоластическая Онтология отличается подробной категориальной разработкой, детальным различением уровней бытия (субстанциального и акцидентального, ак¬туального и потенциального, необходимого, возможного и случайного и т. п.). Различные онтологические установки проявились в споре схоластов об универсалиях.

    Философия нового времени концентрирует своё внимание на проблемах познания, однако Онтология остаётся непременной частью философской доктрины (в частности, у мыслителей-рационалистов).

    В системах Декарта, Спинозы, Лейбница Онтология описывает взаимоотношение субстанций и соподчинение уровней бытия, сохраняя некоторую зависимость от схоластической Онтологии. Однако, обоснованием систем рационалистов является уже не Онтология, а гносеология.

    У философов-эмпириков онтологические проблемы отходят на второй план (напр., у Юма Онтология как самостоятельная доктрина вообще отсутствует) и, как правило, решение их не сводится к систематическому единству.

    Поворотным пунктом в истории Онтологии явилась «критическая философия» Канта, противопоставившая «догматизму» старой Онтологии новое понимание объективности как результата оформления чувств, материала категориальным аппаратом познающего субъекта. По Канту, вопрос о бытии самом по себе не имеет смысла вне сферы действительного или возможного опыта. Предшествующая Онтология толкуется Кантом как гипостазирование понятий чистого рассудка.

    Фихте, Шеллинг и Гегель вернулись к докантовской рационалистической традиции построения Онтологии на основе гносеологии: в их системах бытие является закономерным этапом развития мышления, т. е. моментом, когда мышление выявляет своё тождество с бытием.

    Однако характер отождествления бытия и мысли (и соответственно Онтологии и гносеологии) в их философии, делающей содержательной основой единства структуру субъекта познания, был обусловлен кантовским открытием активности субъекта.

    Именно поэтому Онтология немецкого классического идеализма принципиально отличается от Онтологии нового времени: строение бытия постигается не в статичном созерцании, а в его историческом и логическом порождении; онтологическая истина понимается не как состояние, а как процесс.

    Для западно-европейской философии 19 в. характерно резкое падение интереса к Онтологии как самостоятельной философской дисциплине и критическое отношение к онтологизму предшествующей философии. С одной стороны, достижения естественных наук послужили основой для попыток нефилософского синтетического описания единства мира и позитивистской критики Онтологии.

    С другой стороны, философия жизни пыталась свести Онтологию (вместе с её источником — рационалистическим методом) к побочному прагматическому продукту развития иррационального первоначала («воли» у Шопенгауэра и Ницше). Неокантианство и близкие к нему направления развивали гносеологическое понимание природы Онтологии, намеченное ещё в классической немецкой философии.

    К концу 19 — началу 20 вв. на смену психологической и гносеологической трактовкам Онтологии приходят направления, ориентирующиеся на пересмотр достижений предшествующей западно-европейской философии и возврат к онтологизму.

    В феноменологии Гуссерля разрабатываются пути перехода от «чистого сознания» к структуре бытия, к полаганию мира без субъективных гносеологических привнесений. Н.

    Гартман в своей Онтологии стремится преодолеть традиционный разрыв абстрактного царства онтологических сущностей и действительного бытия, рассматривая различные миры — человеческий, вещественный и духовный — как автономные слои реальности, по отношению к которым познание выступает не определяющим, а вторичным началом.

    Неотомизм возрождает и систематизирует Онтологию средневековой схоластики (прежде всего Фомы Аквинского). Различные варианты экзистенциализма, пытаясь преодолеть психологизм в трактовке природы человека, описывают структуру человеческого переживаний как характеристики самого бытия.

    Хайдеггер в своей «фундаментальной Онтологии» вычленяет при помощи анализа наличного человеческого бытия «чистую субъективность» и стремится освободить её от «неподлинных» форм существования. При этом бытие понимается как трансценденция, не тождественная своим опредмеченным проявлениям, т. е. сущему.

    В современной буржуазной философии подобным тенденциям противостоит неопозитивизм, рассматривающий все попытки возрождения Онтологии как рецидивы заблуждений философии и теологии прошлого. С точки зрения неопозитивизма все антиномии и проблемы Онтологии решаются в рамках науки или устраняются путём логического анализа языка.

    Марксистско-ленинская философия на основе теории отражения и раскрытия диалектики субъекта и объекта в процессе практической деятельности человека преодолела характерное для домарксистской и современной западной философии противопоставление Онтологии и гносеологии, учения о бытии и теории познания. Фундаментальный принцип диалектического материализма — совпадение диалектики, логики и теории познания: материалистическая диалектика как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления тождественна теории познания и логике. Законы мышления и законы бытия совпадают по своему содержанию: диалектика понятий является отражением диалектического движения действительного мира. Категории материалистической диалектики имеют онтологическое содержание и одновременно выполняют гносеологические функции: отражая объективный мир, они служат ступеньками его познания.

    Современное научное познание, для которого характерен высокий уровень абстрактности, порождает ряд онтологических проблем, связанных с адекватной интерпретацией теоретических понятий и обоснованием теоретического фундамента новых направлений и методологических подходов (напр., квантовая механика, космология, кибернетика, системный подход).

    Источник: http://www.SoleCity.ru/slovar/ontology