Чем отличается фрегат от корвета

О бедных корветах…

…замолвите слово. Потому что печаль гнетет отечественных мореманов: Флот отказался от проекта 20385 и достраивать будет корабли по проекту 20380. В общем-то, конец был немного предсказуем — о варианте отказа от серии корветов 20385 писалось еще два года назад. Слишком уж дорогой получалась игрушка, но обо всем по порядку.

Итак. Чтобы сразу было понятно, о чем речь — инфографика по 20380:

Достаточно «крепкие» ТТХ, но и без фанатизма. Впрочем, минимум один нюанс тут есть. Главной особенностью серийных корветов 20380 было совершенно невероятное для корабля такого размера и назначения ПВО.

Система «Редут», использующая дальнобойные ракеты 9М96М и малой дальности 9М100 от комплекса С-400. Три серийных корабля проекта на сегодняшний день, пожалуй, являются самыми мощными судами ПВО Балтийского Флота, намного превосходя советский «Кинжал», установленный на СКР 11540.

Правда, сначала с системой возникли проблемы (РЛС «Фурке» никак не желала давать целеуказание ракетам большой дальности, а использование хороших, годных, но совершенно другого класса 9М100 на корню губило идею использовать столь дорогой и мощный комплекс ПВО.

В конечном счете все «починили» и на учениях в 2013-м корабль успешно отразил атаку, перехватив ракету-имитатор ПКР, «но осадок остался»©

Чем же 20385 отличался от своего прародителя? Во-первых усовершенствованным вооружением — ПУ «Редута» перенесли в кормовую часть, число ячеек увеличили с 12 до 16, основное вооружение корабля с легких ПКР «Уран-У» поменяли на УКСК системы «Калибр».

Согласно официальным заявлениям, такие действия увеличили огневую мощь корвета более, чем вдвое при практически том же водоизмещении. Добавьте сюда апгрейд электронной части и измененную надстройку и конструкцию корпуса.

Второй момент — коломенские дизеля 16Д49 вызвали определенные нарекания (что, отчасти, можно списать на «проблемы роста», хотя я бы не сказал, что 1ДДА12000 — офигенно новый движок), и, как выясняется сейчас, для серии 20385 планировалось приобрести дизеля MTU.

Подлинные причины такого решения мне неизвестны, известно лишь, что такое решение вышло боком (да, надо было брать «Вяртсили». Шутка).

Ладно, оставим двигатели в покое — они вне моей компетенции, поговорим о вооружении.

По большому счету, корветы 20385 вооружены если и не лучше, то на уровне фрегатов 11356Р/М — кораблей вдвое большего водоизмещения. И есть мнение — вполне обоснованное, кстати, — что для корвета подобная вооруженность излишня.

Например, УКСК можно понять на МРК 21361 — там кораблик суть ракетная платформа для КР, «канонерка», дешевая замена ракетным эсминцам. Размещенное во внутренних морях (на ЧФ и Каспийской Флотилии), это «суденышко» может накрывать своими ракетами половину Европы, Ближнего Востока и Азии.

На остальное, по большому счету, всем плевать — пара таких корабликов со стоимостью чуть более половины корвета имеют огневую мощь, как полностью снаряженный Ту-160. Понятное дело, что ценой с корветами и тем более «Лебедями» они несравнимы, и контроль ближних акваторий лучше организовать их силами.

То есть по большому счету «Буяны» — это супер-малые ударные корабли, корабли-платформы КР с минимальными для УКСК габаритами и водоизмещением. Но корвет предназначен немного для других целей, это прежде всего эскортное и патрульное судно, а не ударный корабль.

Но да бог с ним, с «Калибром» — как говорится, он не настолько габаритнее «Урана», чтобы отказываться от столь перспективной платформы. Гораздо интереснее — ПВО.

Вообще, «Редут» — это система обороны соединения. По идее, такое ПВО располагается на кораблях не ниже фрегата и предназначено для создания эшелонированной воздушной обороны. В комплект входят как имеющиеся, так и перспективные ракеты 40Н6Е с дальностью перехвата до 400 километров.

В идеале — это очень мощная система, способная на равных конкурировать (а по дальности — и переигрывать) европейский PAAMS, считающийся лучшей морской ПВО на глобусе. Штука столь же дорогая, сколь мощная и сложная. И решение установить такую систему на корвет — оно, скажем так, спорно.

С одной стороны, ближайшие годы именно эти корветы должны будут составлять основу новых соединений Тихоокеанского и, в особенности, Балтийского флотов — именно в Японском море и на Балтике их возможности максимально востребованы.

И там, где большая часть корабельной ПВО представлена упоминавшимися «Кинжалами» и ниже, такое усиление ПВО оправдано.

С другой — возникает вопрос, а нужен ли корвет с оружием и стоимостью фрегата? Возможно, лучше построить фрегат?

Тем более, что первым большим недостатком проекта 20380 и его побратимов является чудовищное, нет, не так — ЧУДОВИЩНОЕ время строительства. Нет, серьезно, каждый из четырех построенных на сегодняшний день кораблей строили восемь(!) лет.

Отчасти это объясняют тем, что системы вооружения, дескать, не были готовы — но тогда тем более возникают вопросы, а нужно ли было вооружать массовые недорогие корабли дорогими, требовательными и к тому же еще проходящими испытание системами? Второй момент — «Редут» официально работает с 2012-го, а «Совершенный» как не выходил на испытания, так до сих пор и не вышел, так что, будем откровенны: это больше похоже на отмазку, чем на реальную причину неудач.

Наконец, корабль получился просто неадекватно дорогим: если головной корабль проекта 20380 обошелся бюджету в 5,76 млрд. рублей (180 млн.$ по ценам 2012 г. — это очень хорошо) , первый и второй серийные — в 7 млрд. (около 220 млн.

$ — еще терпимо, но уже напрягает), то за приснопамятного «Совершенного» и его побратима «Громкого» государство заплатит… 13 млрд.рублей.

Причем в данном случае не столь важно, кто в этой ситуации виноват — те, кто придумал собирать корабли в другом конце страны и возить каждый болтик (да хрен бы болтик — надстройку(!) в сборе) через четверть экватора, те, кто принципиально не может выполнить сборку и монтаж, или те, у кого расчет смет по рекламным буклетам, факт остается фактом: корвет(!) стал стоить, как фрегат. Нет, серьезно, в 2013-м году, во время последней корректировки, стоимость 20380 от АСЗ и фрегата 11356Р/М как бы сравнялись, что поставило вопрос «а нафига такой корвет?» ребром. Тем более, фрегаты при всех косяках и задержках, все равно строятся вдвое быстрее. О цене 20385 в таком случае можно лишь догадываться — есть подозрение, что цена вопроса приближается к стоимости «Адмирала Горшкова» и его систершипов проекта 22350. Которых, будем откровенны, даже два корвета не заменят.

Впрочем, почитателям отечественного уберкорвета не стоит печалиться: как минимум заложенные корабли (а это, ни много, ни мало, шесть вымпелов) будут достроены, а там на подходе «усовершенствованный» проект 20386, который, судя по обрывочным сведениям — совсем «убер» и так плотненько подходит к фрегатам, что уже не различить. Ну, за вычетом водоизмещения, конечно. Хотя — есть варианты, но об этом позже.

Ну, с этим понятно. Я же предлагаю откатиться назад и задуматься вот над чем: а так ли нужен был вот такой «уберкорвет», с огневой мощью на уровне иных фрегатов? Ведь по логике корветы — это промежуточный класс, что-то между судами 2-го и 3-го ранга.

Причем корабли массовые, дешевые, занимающие промежуточную нишу между разного рода мелкими сторожевыми катерами и кораблями береговой охраны и «полноценными» боевыми вымпелами. Именно таким, по логике, должен был стать новый российский корвет, а задачи ПВО соединения можно и нужно было передать более крупным фрегатам.

В конечном счете, каким бы классным ни был корабль, но он не может закрыть акваторию в одиночку. На Балтике сейчас четыре 20380 — и их, по факту, мало, нужно еще два-три, а лучше довести общее число вымпелов до 10. Та же ситуация на Дальнем Востоке, где даже десятка корветов будет мало.

И если перебиться полудюжиной фрегатов можно, то патрульными кораблями ближней зоны — нельзя, акватория слишком большая.

Не секрет, что едва ли не идеальным корветом ваш покорный слуга считает китайский Тип 056. Давайте внимательно посмотрим на этот корабль и определим, чем же он отличается от отечественных 20380:

Во-первых, кораблик — реально небольшой, всего 1300 тонн водоизмещения (1600 — полное), почти в полтора раза меньше 20380, но при этом обладает сходными дальностью плавания, скоростью, автономностью и мореходностью.

Вооружение — 4 ПКР YJ-83 («одноклассница» наших «Уранов» Х-35; для сравнения, 20380 несет 8 таких ракет) и комплекс ракетного ПВО ближнего боя — 8 ракет комплекса FL3000N, по характеристикам близки к 9М311 из ЗРАК «Кортик», установленному на головном 20380.

Артиллерия представлена 76-мм АУ H/PJ-26 и двумя 30-мм автоматами H/PJ-17, расположенными побортно. Борьбу с субмаринами обеспечивает торпедный аппарат. Как видно — по вооружению китаец уступает отечественным корветам почти вдвое, а в плане ПВО — так и вообще не ровня, на судне отсутствует ангар для вертолета.

Однако корабль способен вести патрулирование, охоту за субмаринами и надводными кораблями, а так же отражать воздушное нападение при использовании штурмовиков и вертолетной авиации — то есть делать то, для чего корветы, в общем-то, предназначены.

Разумеется, этот кораблик не станет связываться с АУГ или обеспечивать ПВО стратегических направлений, а значит ни двойной запас ПКР, ни дальнобойное ПВО, ни ударное оружие ему просто не пригодятся.

Вероятность того, что этот патрульно-рассыльный корабль столкнется с превосходящей силой — близка к нулю, а если столкнется — дополнительные ракеты ему не помогут. А главное — цена этого кораблика всего чуть более 100 млн.

$, то есть по состоянию на 2013-й год он обходился втрое дешевле 20380, который большую часть времени будет выполнять те же самые функции. При этом, объективно, без шапкозакидательства, три Тип 056 с примерно 95% вероятностью сожрут одиночный «Стерегущий» и не подавятся.

При этом с 2010-го китайцы наклепали уже 22(!) таких корвета, а всего планируют построить от 68 до 75 056-х.

И это без учета экспорта — а к корабликам, в виду «вкусности» соотношения цена-качество, присматриваются не только всякие Нигерии и Бангладеш, но и вполне себе соседский Казахстан.

По сути, на азиатском рынке китайцы задвинули европейцев с их «Сигмами» и МЕКО на дальнюю полку, попутно подгадив нам. Бывает.

Есть ли в России свои 056? Есть, без сомнения, и в количестве. Самое очевидное, что приходит на ум — продукция Зеленодольского завода им. Горького. Например, небезызвестные «Гепарды» 11661:

Два таких прямо сейчас несут службу в составе Каспийской флотилии, два — в числе ВМФ Вьетнама, еще два строятся для вьетнамцев. Кстати, Зеленодольский завод предлагал свой вариант корвета для ВМФ России (вариант модернизации «Дагестана»), вот такой:

Это последняя итерация проекта 11661 с АУ АК-190, УКСК на 8 ячеек и ангаром для вертолета. ПВО обеспечивают два ЗРАК «Палаш». Водоизмещение — 1500 тонн, дальность хода — 3500 миль, скорость хода — 28 узлов. Мореходность сравнима с 20380. Однако, ориентировочная цена такого «обновленного» «Гепарда» выходила в районе 4,8 млрд.

рублей в ценах 2012-го года. Ну, как бы даже по «оптимистичной» цене «Стерегущего» (7 млрд. рублей) выходит три корабля по цене двух, про «новые» цены даже не вспоминаем.

Однако в серию этот корабль не пошел и уже не пойдет, проиграв в конкурентной борьбе 20380 (есть версия, что получилось, как с «Талварами», но это слухи, так что не будем).

Кстати, когда пошла свистопляска с заказом второго типа фрегатов (не успевали вовремя с 22350), Зеленодольский завод выкатывал свой проект фрегата — глубокую модернизацию 11540, вот такую:

Подробнее:

Даже в самом дешевом варианте корабль выглядел «вкусно», а в самом «навороченном» неиллюзорно покушался на лавры 22350 — 16 «Калибров», восемь пакетов «Редута» (32 ячейки), А-190 и два «Дуэта» в качестве зенитной артиллерии, при этом корабль, как заявлялось, обладал на 25% большей дальностью плавания и вполовину большей автономностью.

Примечательно, что Зеленодольский завод уже зимой 2013-го привозил на выставку новый проект «облегченного» фрегата водоизмещением всего 3500 тонн, однако с все тем же составом основного вооружения и (sic!) двумя вертолетными ангарами.

К сожалению, фото этого проекта я нашел лишь на сайте Карпенко и не знаю, как у них там с копирастией, поэтому поверьте на слово.

Впрочем, 11356Р/М уже был освоен промышленностью, был просто дешевле и это, в купе со, скажем так, неоднозначной репутацией сторожевиков 11540, сыграло свою роль. На тот момент, надо признать, решение было рациональным.

Но вернемся к нашим корветам. Как выяснилось, ценой новых корветов были недовольны не только анонимусы в интернетах, но и Минобороны. В итоге, все тот же Зеленодольский судостроительный получил контракт на 6 (с опционом еще на 6) корветов нового проекта 22160. Вот таких:

Первые два корабля уже заложены:

Так что же это за кораблики такие? А кораблики весьма непростые и очень интересные.

Проект 22160 и родственный ему 22500 — корабли для отечественной промышленности революционные. Разработанные легендарным «Северным ПКБ», эти корабли отличает ряд технических решений: крупносекционная конфигурация, сборные ангары, отличная мореходность и повышенные автономность и дальность плавания. Но главное — модульность конструкции.

Экипаж — до 80 чел., водоизмещение стандартное — около 1300 т., скорость полного хода — до 30 уз., дальность плавания патрульной скоростью (16 уз.)- до 6 000 миль, автономность — 60 сут.

Читайте также:  Чем отличается пчела от шмеля

Вооружение в «базе» — одна ПУ ЗУР «Гибка» и 57-мм артустановка А-220М, плюс пара КПВ на тумбах, плюс — вертолет в стационарном ангаре + еще один — опционально, в ангаре складном.

Кажется, что на уровне чудовищного 20380 это вооружение — ни о чем, вот только фишка тут в том, что на установку ударного комплекта вооружения (2х8 «Калибров» — на уровне «Горшкова», в общем-то) в условиях любого центра ПМТО требуется не более суток. Т.е.

чисто патрульный корабль переделывается в ударный за сутки, основное время на таская с собой ненужный балласт в виде ракетного вооружения.

И таких вот корабликов уже сейчас планируют приобрести не менее 12.

Есть у «Северного ПКБ» и Зеленодольского завода и другой проект — 22500, в общем случае являющийся несколько другим воплощением все той же идеи: дешево, с огромным радиусом действия, большой автономностью, когда 90% функций корабля — охрана чрезвычайной морской зоны и охота за «заблудшими» браконьерами и субмаринами, с возможностью в случае надобности «переобуться» за небольшое время под выполнение абсолютно любой задачи. И, возможно, это правильно: стране с такими морскими границами, как Россия, крайне трудно контролировать свои акватории десятком даже самых хорошо вооруженных корветов.

Что же касается проекта 20380… Эти корветы — корабли не плохие, они, скажем так, странные.

Вооруженные, оснащенные и стоящие, как фрегат, фрегатами притом не являются, будучи ограничены в автономности, факторах обитаемости и многих других вещах банальным водоизмещением.

Избыточная огневая мощь — спорное преимущество, если помнить о стоящих перед ними задачах. А вот цена и проблемы с постройкой — однозначные минусы, которые не перекрыть ничем. Особенно если знать, что таких кораблей еще вчера нужны десятки.

Источник: https://topru.org/14573/o-bednyx-korvetax/

Бпк против фрегатов, или причуды классификаторов

Часто приходится слышать вопрос: Как соотносятся отечественные БПК и Сторожевые Корабли с иностранными Крейсерами и Фрегатами? Ответы бывают самые разные. Попробуем разобраться.

В конце 50-х годов американцы прекратили постройку Крейсеров и Эскадренных Миноносцев (единственным исключение стал экспериментальный «Лонг Бич»), сосредоточившись на строительстве двух новых классов кораблей: Фрегатов УРО (Управляемого Ракетного Оружия) и больших океанских Эскортных Эсминцев.

Первые предназначались, в первую очередь, для охраны авианосных ударных соединений от атак вражеской авиации и подводных лодок. В силу этого они несли мощное вооружение ПВО-ПЛО (зенитные ракетные комплексы большой и средней дальности, противолодочные ракетные комплексы «АСРОК») и практически не имели вооружения ударного, ведь задачу уничтожения надводных кораблей противника брала на себя палубная авиация. Одна одноствольная 127-мм артустановка, да и то не на всех — этим исчерпывались противокорабельные средства Фрегатов УРО типов «Кунц» (10 корпусов),

«Леги» (9),

и «Белкнап» (9).

К последним двум сериям прилагались их атомные аналоги: «Бейнбридж»

и «Тракстан».

В дальнейшем эта линия продолжилась сериями атомных Фрегатов УРО «Калифорния» (2)

И «Вирджиния» (4).

Второй класс был представлен в основном кораблями типа «Нокс» (46 штук). Эскортные эсминцы предназначались для охранения трансатлантических конвоев, и имели, как правило, только противолодочное вооружение.

Тут то и началась путаница, ведь Фрегатами во флотах европейских держав (членов НАТО, что немаловажно) именовались корабли, классифицируемые в США как эскортные эсминцы. Свои же аналоги Фрегатов УРО европейцы называли Легкими Крейсерами, как англичане свои корабли типа «Каунти»,

или Эсминцами (французские «Сюффрен» и «Турвиль»).

В СССР то ли по причине очередного витка борьбы с низкопоклонством перед Западом, то ли по какой другой, предпочли заменить термин Фрегат УРО на вновь изобретенный Сторожевой Корабль Противовоздушной-Противолодочной Обороны, что являлось простой калькой американского наименования.

Сокращенно это звучало как СКР ПВО-ПЛО и приводило плавсостав, зачастую, в состояние полного лингвистического ступора. Пришлось принять более короткий и запоминающийся термин: Большой Противолодочный Корабль или БПК.

При этом американцы, как бы не зная о противолодочной ориентации ракетоторпед «Метель», лукаво предпочли считать их противокорабельными, классифицируя БПК семейства 1134 («Адмирал Зозуля»), 1134А («Кронштадт») и 1134Б («Николаев») как Крейсера УРО.

Правда в 1977 году руководство отечественного ВМФ передумало и перевело «Зозули» в ранг Ракетных Крейсеров. Модернизированные БПК проекта 61 и ЭМ 56-м после установки на них противокорабельных ракет П-15М превратились в Большие Ракетные Корабли (БРК).

И над кораблями проекта 1135, классифицируемых, в США тех лет, как Эскортные Эсминцы, пришлось задуматься. Сначала их обозначали как БПК 2-го ранга, но в том же 1977 переклассифицировали в Сторожевые Корабли (СКР).

В итоге получилась вот такая таблица:

США НАТО СССР
РКР
ФР УРО КРЛ/ЭМ БПК
БРК
Эск.ЭМ ФР СКР

В начале 70-х годов, в связи с резким увеличением числа скоростных советских ПЛА, американцы решили, что скорость «Нокса» не худо бы и увеличить.

Хотя вооружение увеличилось всего на одну 127-мм артустановку, водоизмещение «поплыло» и новый корабль превзошел своего прототипа (по массе) почти вдвое.

Назвать такой корабль Эскортным Эсминцем язык не поворачивался, вот и решили назвать просто Эсминцем. Так родился знаменитый «Спрюенс».

После принятия в 1977 году на вооружение противокорабельной ракеты «Гарпун», американцы подумали и, одним росчерком пера, превратили свои Фрегаты УРО в Крейсера УРО («Леги», «Белкнап», «Калифорния» и «Вирджиния») и в Эсминцы УРО («Кунц»), обозначение же Фрегат было передано Эскортным Эсминцам, что сделало классификацию НАТО более однородной.

Следующие корабли, построенные в корпусе «Спрюенса», именовались уже Крейсерами УРО («Тикондерога»).

В СССР же продолжали играть по старым правилам, стараясь запутать противника как можно сильнее. В итоге проект 956, разрабатывавшийся в качестве корабля поддержки десанта, по мере усиления вооружения, и как следствие увеличения водоизмещения, стали именоваться Эсминцами, причем без приставки — Ракетный, хотя по логике вещей должны были классифицироваться как БРК.

К классу БПК был причислен советский аналог «Спрюенса» — «Удалой» (проект 1155), а так же его развитие «Адмирал Чабаненко», хотя последний, в связи с установкой на нем противокорабельных ракет «Москит», вполне может претендовать на обозначение Эсминец.

Отрадно, что эпоха оригинальной национальной классификации, наконец, закончилась и новые российские корабли получают обозначения в соответствии со стандартной международной системой.

Источник: http://alternathistory.com/content/bpk-protiv-fregatov-ili-prichudy-klassifikatorov

В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсером | щит и меч

Российский корвет “Стерегущий”

Корвет — тип малых боевых судов, предназначенный для выполнения сторожевых и конвойных функций. Основными задачами такого корабля является обнаружение и борьба с подводными и воздушными силами противника.

Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.

Из вооружения корветы, как правило, несут на борту ракетные или артиллерийские установки калибром до 102 миллиметров, зенитные орудия и бомбометы для сбрасывания глубинных бомб. Изредка корвет может быть оборудован торпедным аппаратом.

Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.

В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.

Эсминец

Эсминец “Сарыч”

Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.

Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.

Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.

Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.

К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.

Фрегат

Фрегат проекта 22350

По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.

Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.

Крейсер

Ракетный крейсер “Москва”

Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.

В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.

Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.

Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.

До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.

Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.

Линкоры

Линкор Российского/Советского флота “Севастополь” выведенный из эксплуатации в 1956 году

Говорить много о линкорах, думаю, не стоит. Эти корабли в середине ХХ века были настоящими морскими монстрами — огромными и тяжеловооруженными, однако Вторая Мировая война показала их несостоятельность и после нее строительством линкоров больше никто не занимался, а оставшиеся потихоньку выводились из эксплуатации.

Авианосцы

Единственный российский авианосец “Адмирал Кузнецов”

Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.

Источник: http://maxpark.com/community/5234/content/6501865

Новый корвет «Дерзкий» — первый корабль секретного проекта 20386

?

vladimirkrym

March 20 2018, 19:00

28 октября 2016 года в ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» был заложен первый корабль проекта 20386. Корветы, которые должны быть собраны в рамках проекта 20386 являются самыми перспективными из всей линейки проекта 20380. Корвет «Дерзкий» — первый корабль из серии 20386 — является модернизированным боевым кораблём, который взял лучшие черты от корветов серий 20380 и 20385.

История появления проекта 20386.

История проекта 20386 началась с появления более раннего проекта 20380. Корветы данной серии — это совершенно новые суда, которые оснащаются мощнейшей системой противоракетной обороны «Редут». В данную систему входят ракеты 9М96М, а так же ПЗРК С-400, предназначенная специально для флота.

Следующим витком развития проекта 20380 стали боевые корабли проекта 20385, которые получили ещё более мощное вооружение, даже по сравнению с корветами предыдущего проекта.

Если сравнивать корабли по боевой мощи, то корветы проекта 20385 (да и корветы проекта 20380 тоже) можно поставить на одну доску с мощными фрегатами проекта 11356.

Несмотря на столь высокую боевую мощь, новые корветы имею вдвое меньшие размеры и водоизмещение.

Почему проект 20386 стал развиваться по другому сценарию?

Хотя, казалось бы, конструкторам стоит продолжить наращивать мощность вооружения новых корветов, на самом деле, делать это не желательно. Против этого говорит целый ряд факторов:

  • Корветы с мощным и дорогим вооружением слишком дорого обходятся военно-морскому флоту;
  • Строительство таких кораблей чрезвычайно затягивается, что приводит к их моральному старению ещё до их официального выпуска в серию;
  • Постройка с таким мощным вооружением автоматически выводит их из класса, так как в задачи корвета никак не входит обязанность быть плавучим комплексом ПВО;
  • Высокая стоимость мешает наладить массовое производство.

Именно поэтому было принято решение сделать новые корветы проекта 20386 более дешёвыми за счёт уменьшения количества вооружения. Кроме того, после уменьшения количества вооружения на борту корвета, существенно повышалась скорость и маневренность судна. Корветы вовсе не созданы для того, чтобы наносить мощные удары по противнику. Их основной задачей являются следующие функции:

  • Патрулирование территориальных вод;
  • Эскорт транспортных и торговых кораблей;
  • Защита от нападений на основной флот в режиме быстрого реагирования.

Новый проект по созданию корвета было решено максимально удешевить, с целью увеличения скорости их производства.

Хотя неоднократно высказывались мысли о том, что в качестве «базы» для создания следует воспользоваться уже готовыми кораблями предыдущих проектов, было решено спроектировать новый корабль с «чистого листа».

По техническому заданию, он должен иметь небольшое водоизмещение и нести на борту достаточно легкое, но сбалансированное вооружение.

Каким будет корвет «Дерзкий»?

Первый корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий» является корветом будущего. Он представляет собой некий промежуточный класс между патрульным кораблём и полноценным фрегатом. В результате, хотя формально корабль «Дерзкий» относится к классу корветов, по своим характеристикам он больше похож на полноценный эсминец.

В соответствии с планом разработок, первый корвет проекта 20386 должен вести бой не только в ближних водах, но и противостоять противнику на дальних рубежах территориальных вод России.

Перед конструкторами нового корабля стоит поистине сложная задача — сделать универсальную боевую единицу, которая сможет заменить боевые корабли сразу нескольких классов.

Итак, в соответствии с техническим заданием, корвет «Дерзкий» должен уверенно справляться со следующими боевыми задачами:

  • Новые корабли должны защищать морские коммуникации в пределах 200 мильной зоны;
  • Оказывать противодействие противнику, который находится как на близком, так и на дольнем расстоянии от мест базирования Российского флота;
  • Обеспечивать своей системой противовоздушной обороны защиту кораблей флота от внезапных воздушных налётов противника;
  • Искать, находить и уничтожать подводные лодки противника в зоне, контролируемой корветом;
  • Обеспечивать прикрытие атакующего десанта, как за счёт своих систем ПВО, так и обычной огневой подготовкой.
Читайте также:  Чем отличается калькуляция от себестоимости

Получается, что конструкторы, заложив в потенциал нового военного корабля опять наступают на те же грабли. Вряд ли удастся реализовать подобный проект в короткие сроки, тем более, что и стоимость будет достаточно высокой.

Руководство ВМФ России продолжает придерживаться своей странной тактики, которая выражается в строительстве многофункциональных кораблей, выпускающихся очень ограниченными партиями.

Если такой вариант будет приемлем при строительстве нескольких огромных авианосцев, то корветов одной серии должно быть сразу выпущено не менее нескольких десятков.

Разрабатывая каждый раз новый проект, военная промышленность банально не успевает обеспечить военно-морской флот России необходимым количеством современных боевых кораблей.

Большинство крупных морских держав выпускают корабли подобного класса достаточно крупными сериями (в СССР тоже так поступали). Например, знаменитые американские эсминцы «Оливер Перри» были произведены в количестве 71 боевого корабля.

Подобным образом поступают и китайцы, которые в последние годы тратят огромные деньги на оборонную промышленность.

В Китае за 10 лет было построено более 20 корветов типа 056, причём закрывать их производство планируется не раньше, чем будет произведено 60-80 кораблей подобного типа.

Особенности конструкции нового крейсера «Дерзкий»

Так как новый корвет «Дерзкий» представляет собой многофункциональный боевой корабль, в его конструкции будет множество нестандартных решений:

  • В качестве силовой установки предполагается использовать новейшая газотурбинная установка, которая частично будет работать за счёт электричества. Это целый комплекс, состоящий из двух российских газотурбинных дизелей, каждый из которых будет развивать до 27 500 л/с. Кроме того, каждому из этих двигателей будет помогать специально для этих целей сконструированный электродвигатель, развивающий мощность до 2 200 л/с. В автомобильной промышленности такие силовые установки используются уже давно. Их знают как гибридные моторы;
  • Надстройку нового военного корвета ВМФ РФ планируют сделать из прочных полимерно-композитных материалов нового поколения, что значительно облегчит вес боевого корабля;
  • Появятся принципиально новые грузовые люки, которые будут располагаться в надводных частях бортов. Это поможет кораблю реализовать весь потенциал технологии Уже сейчас корабль часто называют «корвет-призрак»;
  • Корабль получит совершенно новые системы гидравлики, новую систему управления, жизнеобеспечения и электрооборудования.

Вооружение первого корвета проекта 20386.

Вооружение корвета «Дерзкий» значительно превышает потенциал его зарубежных «коллег». Например, американский USS Montgomery, который считается новейшим кораблём того же класса, обладает значительно более слабым боевым потенциалом. Если бы два этих корабля встретились один на один, то шансов уцелеть у американского корабля было бы немного.

Первый корвет проекта 20386 будет оснащаться следующим вооружением:

  • Универсальной автоматической артиллерийской установкой А190 калибра 100 мм, которая будет установлена в новой сплюснутой башне;
  • На борту корабля будут установлены два ракетных комплекса «Уран» либо «Уран-У», которые предназначаются для поражения кораблей противника на расстоянии от 130 до 260 км. Возможно, что это будет ракетный комплекс «Калибр», ракеты которого способны поражать надводные корабли на расстоянии до 375 км. Для того, чтобы снизить заметность данных комплексов, они спрятаны в походном положении корабля за специальными щитами, которые расположены в центральной части надстройки корабля;
  • В носовой части корвета расположены пусковые установки ЗРК «Редут». Они служат для уничтожения воздушных целей, как на средних, так и на малых дистанциях;
  • В средней части корпуса побортно будут установлены специальные пусковые установки комплекса «Пакет-НК». Данный комплекс предназначен для противоторпедной защиты корвета;
  • На корме с двух сторон от бортов будут расположены автоматические шестиствольные артиллерийские установки, предназначенные для отражения атак пиратов, диверсантов, а также расстрела плавающих мин.

Кроме этого, на борту корвета «Дерзкий» будет размещён корабельный вертолёт КА-27 и несколько беспилотных летательных аппаратов вертолётного типа «Горизонт».

Радиооборудование корвета «Дерзкий»

На данный момент, на корвет «Дерзкий» планируется установить радиотехническое вооружение, идентичное тому, которое размещается на корветах проекта 20385. Так как за несколько лет данные системы могут усовершенствоваться, возможно, что на новый корвет установят более совершенное радиооборудование. Сейчас предполагаемый комплект радиовооружения выглядит следующим образом:

  • Боевая информационно-управляющая система «Сигма»;
  • Радиолокационная станция «Фуркэ-2»;
  • РЛС целеуказания;
  • Две РСЛ навигационного типа;
  • Средства навигации;
  • Комплекс связи «Рубероид»;
  • Средства РЭБ;
  • ОГАС «Анапа-М»;
  • Станция «Минотавр-М».

После появления в открытом доступе изображений корабля «Дерзкий» многим бросились в глаза его внешние сходства с американским литоральным боевым кораблём типа «Фридом», который также оснащен системой модульного вооружения. Через несколько лет можно будет сверить характеристики этих двух кораблей и проверить, у какой страны корвет получился более перспективным.

#ВМФРоссии#СудостроительныйзаводСевернаяверфь#судостроение

Источник: https://vladimirkrym.livejournal.com/2737436.html

Корабли широкого профиля

Российский Военно-морской флот нуждается в быстром пополнении — прежде всего фрегатами и корветами, способными выполнять широкий круг задач. Затруднения, возникшие при строительстве современных кораблей, вынуждают обращаться к проверенным решениям. Таким, например, как фрегат проекта 11356.

Российский Военно-морской флот нуждается в быстром пополнении — прежде всего фрегатами и корветами, способными выполнять широкий круг задач. Затруднения, возникшие при строительстве современных кораблей, вынуждают обращаться к проверенным решениям. Таким, например, как фрегат проекта 11356.

{{direct}}

Сегодня перед командованием ВМФ России со всей остротой стоит проблема срочной замены в корабельном составе своих оперативно-стратегических объединений выслуживших свой срок «ветеранов» советской постройки.

К сожалению, капитальный ремонт с модернизацией для многих из них крайне затруднен по конструкционным особенностям.

Ведь в морских КБ не предполагали, что спроектированным ими детищам придется оставаться в строю больше 25–30 лет.

В результате наш ВМФ оказался перед безрадостной перспективой: если экстренно не увеличить количество вновь построенных боевых единиц, к концу текущего — началу следующего десятилетия произойдет обвальное сокращение корабельного состава. В наибольшей степени за счет «рабочих лошадок» — БПК проекта 1155, еще сохраняющихся сторожевиков проекта 1135 и эсминцев проекта 956.

При этом следует понимать, что имеющихся на флотах 25 СКР, ЭМ и БПК («советское трио») уже сейчас не хватает для выполнения всех возлагаемых на ВМФ задач. К тому же реально находятся в строю не более 15–16 из них, остальные либо законсервированы, либо в затянувшемся ремонте.

К 2025 году шансами продолжить службу обладают не более трех-четырех сторожевиков, эсминцев и БПК, «рожденных» в СССР.

Таким образом, в течение 15 лет российскому ВМФ необходимо получить не менее 20 современных фрегатов, способных возместить отсутствие кораблей трех названных выше классов.

Особняком стоит проблема ракетных крейсеров. Здесь ведется проработка вопроса о восстановлении трех ТАРКР проекта 1144, а также модернизации «Петра Великого». Обсуждается и возможность капитального ремонта трех кораблей проекта 1164.

Дополнить либо заменить советские крейсера должен эсминец нового поколения, насколько можно судить по имеющейся информации, соответствующий им по боевым возможностям и практически не уступающий по размерам (более 10 тысяч тонн водоизмещения, боекомплект универсального корабельного стрельбового комплекса — более 100 ракет различных типов). Однако осуществление проекта пока не началось.

Компенсировать списание «советского трио» изначально должен был фрегат проекта 22350 — боевой корабль нового поколения, разработанный Северным ПКБ.

При относительно скромном водоизмещении (до 4500 тонн) он обладает внушительной огневой мощью: типовое снаряжение его пусковых установок — 16 сверхзвуковых ПКР «Оникс» и 32 ЗУР средней дальности.

Это примерно соответствует огневой мощи эсминцев проекта 956ЭМ, которые имеют 8 ПКР и 48 зенитных ракет, при этом пуск последних осуществляется с помощью устаревших станковых ПУ.

Помимо перечисленного, фрегат проекта 22350 располагает внушительным арсеналом ПВО ближнего боя, противолодочным вооружением, вертолетом, оснащен современным радиоэлектронным оборудованием. Словом, речь идет о достойной замене боевых единиц советской постройки.

К сожалению, здесь отрицательную роль сыграл фактор времени. «Адмирал Горшков» был заложен в 2006-м, спущен на воду осенью 2010-го и уже в нынешнем году должен выйти в море на испытания. Его собрата — «Адмирала Касатонова» заложили на стапеле тремя годами позже и, как ожидается, введут в строй в 2012–2013 годах.

Всего при ритмичном финансировании в текущем десятилетии могут быть построены примерно 8–10 кораблей этого проекта, а до 2025 года — 12–14. Беда в том, что такого количества явно недостаточно. Естественным решением представляется увеличение объема строительства.

Однако в нынешних условиях это не так легко сделать, и трудности связаны не только и не столько с деньгами.

Проверенный вариант

Постройка фрегатов проекта 11356 для индийских ВМС — одна из самых успешных экспортных работ российского ОПК.

В начале 2000-х Индии передали три корабля, изготовленных на питерских верфях, а ныне на заводе «Янтарь» в Калининграде завершаются работы еще на трех фрегатах.

Освоенный промышленностью, имеющий прочные и хорошо знакомые флоту «корни» в виде СКР проекта 1135, именно этот корабль был выбран в качестве «резервного варианта» пополнения ВМФ России и «Янтарь» получил заказ от Минобороны РФ.

Сперва речь шла о трех боевых единицах для Черноморского флота, и головной «Адмирал Григорович» был заложен осенью 2010 года. Почти одновременно началось строительство «Адмирала Эссена» и «Адмирала Макарова».

С учетом уже освоенного процесса постройки фрегатов к осени 2014 года все три «Адмирала» должны вступить в строй. Вместе с тем с самого начала было ясно, что этим дело не ограничится — в срочном пополнении нуждается не только Черноморский флот, да и тому нужно как минимум пять новых кораблей.

В результате сейчас говорится уже о шести «триста пятьдесят шестых», и это явно не последнее увеличение заказа.

Проект, созданный на основе отработанной еще в советское время базовой платформы 1135, становится настоящим спасением. Освоенный промышленностью, с полным циклом строительства меньше трех лет и отличными ходовыми характеристиками корабль — чем не решение проблемы. Предстояло только модернизировать «начинку».

Системы, которыми оснащаются индийские фрегаты, не полностью соответствуют требованиям ВМФ России.

В частности, речь идет о ЗРК «Ураган» с одноканальной палубной пусковой установкой, которая не позволяет реализовать все возможности современного оборудования и ракет, о ряде элементов радиоэлектронной аппаратуры, о боевой информационно-управляющей системе и т. д.

Для того чтобы улучшить характеристики корабля, проект доработали с использованием ряда элементов оснащения, позаимствованных у проекта 22350, в частности универсальных корабельных стрельбовых комплексов, БИУС «Сигма» и т. д.

Обновленный фрегат уступает своему перспективному собрату по водоизмещению (4000 тонн против 4500), количеству пусковых установок УКСК (8 вместо 16), мощи артиллерийского вооружения (100-мм универсальная артустановка, а не 130-мм) и скрытности — в конструкцию фрегата проекта 22350 внедрено значительно больше элементов, снижающих радиолокационную заметность, по сравнению с 11356. Однако значительно меньшая цена и высокая скорость постройки компенсируют различия.

От успешной реализации программы зависит очень многое. Если «Янтарь» успешно справится с задачей, в дальнейшем к строительству фрегатов подключатся и другие предприятия. Вероятность успеха при этом весьма высока — индийский заказ продемонстрировал способность специалистов калининградского завода трудиться быстро и качественно, вопрос лишь в регулярном финансировании.

Исчезновение и возрождение

Классификация — один из самых интересных вопросов современного флота. Здесь наблюдается значительный разнобой. Одни и те же боевые единицы могут в разных странах называться сторожевыми, патрульными, эскортными кораблями, корветами, фрегатами.

Одна и та же боевая единица во второй половине XX века за время своей жизни считалась эсминцем и крейсером, эсминцем и фрегатом, фрегатом и крейсером и т. д. в зависимости от «политического курса».

К концу минувшего столетия отчетливо возобладала тенденция «понижения уровня» — корабли, вполне соответствующие по возможностям и задачам классическим крейсерам (советские ЭМ проекта 956, американские «Орли Берк»), причислили к эсминцам.

Сегодня, помимо прочего, ВМФ России отходит от принятой ранее классификации кораблей младших рангов — малых противолодочных и ракетных кораблей, сторожевиков — в пользу западной схемы «корвет/фрегат». Какое содержание сегодня несут возрожденные понятия, существующие еще с давних парусных времен?

200 лет назад все моряки знали: и корвет, и фрегат — трехмачтовые суда с прямым (корабельным) парусным вооружением.

При этом последний (этимология слова «фрегат» и поныне представляет собой загадку, но используется оно практически во всех европейских языках), как и сейчас, был классом выше корвета. Наиболее мощные фрегаты сражались в линии баталии наряду с линкорами.

Фрегат имел как минимум одну закрытую орудийную палубу (а иногда две — открытую и закрытую) и нес 30–50 пушек (5–6-й ранг), в том числе тяжелых.

Уступая линкорам по основным размерениям, огневой мощи и прочности корпуса, фрегаты были быстрее, маневреннее и выполняли роль «прислуги за все» — от генерального боя до разведки и от сопровождения конвоев до кругосветных экспедиций.

Корветы (франц. corvette — легкий военный корабль, малый фрегат, голланд. corver — корабль-охотник) очень тесно пересекались с так называемыми малыми фрегатами (менее 30 пушек), находившимися, как и корветы, уже «вне рангов».

Отличались корветы от малых фрегатов главным образом отсутствием закрытой батареи и также были многоцелевыми кораблями.

Они выполняли разведывательные, посыльные и эскортные задачи, а в отдаленных морях могли быть и флагманами местных сил, пугая туземцев огнем карронад, прикрывая действия парусных баркасов с легкими пушками и десантом.

Такое разделение продолжалось до наступления эпохи пара в 50-х годах XIX века, когда фрегаты и корветы в течение буквально трех десятков лет сошли со сцены. Практически всю нишу этих классов заняли сменившие их крейсера. К ним затем присоединились миноносцы и эсминцы, которые постепенно, с ростом ТТХ все увереннее осваивались в роли эскортных кораблей.

Читайте также:  Как положить плитку на стену?

Корветы и фрегаты как класс вернула к жизни Вторая мировая война, когда оказалось, что эсминцев, а тем более крейсеров не хватает для выполнения важнейшей задачи — сопровождения конвоев, ставших воистину кровеносными сосудами Объединенных Наций. Кроме того, эсминцы, не говоря уже о крейсерах, являются слишком дорогими и избыточно мощными для подобных целей.

Так забытые было два класса возродились вновь. Корветы с водоизмещением в пределах тысячи тонн вооружались артиллерией калибра до 76–100 миллиметров, 20–40-миллиметровыми зенитными автоматами (или пулеметами), бомбосбрасывателями и реактивными бомбометами.

У них было довольно солидное радиоэлектронное вооружение, что называется «джентльменский набор»: РЛС (один из наиболее распространенных радаров военных времен — знаменитый британский «тип 271» сантиметрового диапазона), ГАС (например тип 127DV) и высокоточный пеленгатор «хаф-даф».

Под это описание, скажем, подходят широко известные британские корветы «цветочной серии» (Flower), размноженные в 267 экземплярах и ставшие для туманного Альбиона примерно таким же символом, как для нас танк Т-34.

Оснащенные паровыми машинами мощностью 2750 лошадиных сил, они со своими 16 узлами деловито сновали вперед-назад вдоль строя неторопливо ползущих конвоев.

Австралийские рудовозы из Фритауна в Великобританию, «Либерти» и танкеры из США в Великобританию, те же «Либерти» и советские транспорты из Галифакса и Хваль-Фьорда в Мурманск и Архангельск… Они всюду находили себе место. Но дальность их плавания (3,5 тысячи миль) не всегда позволяла сопровождать конвои на всем протяжении маршрута, а дозаправка на ходу не всегда была возможна.

Эту проблему как раз решали фрегаты, например британский тип River. Солидные корабли, 1370 «длинных тонн» водоизмещения в стандарте, 1830 полного водоизмещения, силовая установка мощностью от 5000 до 6500 лошадиных сил (паротурбинная либо паромашинная) и скорость более 20 узлов.

В отличие от корветов они уже могли сопровождать конвои на всей протяженности маршрута.

И вооружение имели более солидное, чем собратья: пара 102-мм (или 114-мм) пушек, до десятка зенитных «Эрликонов», а также РБУ и бомбосбрасыватели с солидным запасом глубинных бомб (до полутора сотен), достаточным для серьезного противодействия подлодкам по пути следования конвоя.

Современный облик корветы и фрегаты приобрели уже в 60–70-х годах благодаря ракетному вооружению. Именно тогда начался резкий рост числа кораблей УРО (управляемого ракетного вооружения) во всех более или менее серьезных флотах, прежде всего именно за счет относительно дешевых единиц двух этих классов.

К 70-м годам корветы и фрегаты выросли в размерах (до 1,5–2 тысяч тонн корветы, до 4–5 тысяч тонн фрегаты) и начали из чисто эскортных кораблей превращаться в многоцелевые боевые единицы, которыми были их парусные предки. «Многозадачность» определялась возможностями вооружения.

Противолодочный потенциал оставался основным.

Мощные гидроакустические комплексы (ГАК), объединяющие несколько станций (ГАС), в сочетании с управляемыми торпедами и/или ПЛРК (противолодочными ракетными комплексами) и наличием (для фрегатов) палубного вертолета по-прежнему сохраняли за этими кораблями реноме «охотников за ПЛ».

Потенциал ПВО возрос благодаря появлению компактных ЗРК малой дальности и ближнего боя, а компактные ПКР (наиболее известные и широко распространенные и по сию пору — «Гарпун» и «Экзосет») завершили превращение корветов и фрегатов в многоцелевые боевые единицы, способные выполнять большую часть задач надводного флота.

Возвращение к истокам?

Сегодня развитие корветов и фрегатов, равно как и кораблей «старших классов» — эсминцев и крейсеров, вышло на новый виток благодаря универсальным пусковым установкам, позволившим резко расширить номенклатуру вооружения. В шахтах современных УВП можно разместить все что угодно — от стратегической крылатой ракеты до «пакета» легких ЗУР ближнего боя.

В результате традиционная классификация утрачивает смысл. Разница между крупными боевыми кораблями УРО нивелируется, сводясь в целом к разнице в объеме боезапаса, дальности плавания и мореходности.

Современные корветы выполняют традиционные задачи эсминцев, фрегаты и эсминцы в свою очередь по задачам соответствуют классическим легким и тяжелым крейсерам, а возможности и функционал крейсера вполне позволяют назвать его кораблем современной «линии баталии».

Это, в частности, подтверждается классификацией, которая на Западе присвоена советским крейсерам проекта 1144 — в НАТО они обозначаются как Battle Cruiser, линейные крейсера.

Вполне возможно, что имеет смысл возвращение к старинной ранговой классификации, когда ракетные корабли будут делиться на ранги в зависимости от количества пусковых «гнезд» своих УВП подобно тому, как линкоры парусных времен делились на ранги по числу пушек.

Источник: https://vpk-news.ru/articles/7822

Итоги МВМС-2017 — ВМФ необходимы лучше вооруженные и более сбалансированные “мускулистые корабли”?

Если суммировать озвученные в СМИ заявления “ответственных лиц” в дни проведения Международного военно-морского салона МВМС-2017, у меня лично возникло, надеюсь не ложное, впечатление что наконец-то отечественные проектно-конструкторские бюро (ПКБ) начали получать от ВМФ достаточно внятные тактико-технические требования и, в свою очередь, предлагать ВМФ достаточно сбалансированные проекты боевых надводных кораблей.Двигаясь от малого к большому и от простого к сложному, первым делом видимо стоит упомянуть о классе малых ракетных кораблей (МРК).

Малые ракетные корабли

Генеральный директор Зеленодольского завода имени Горького Ренат Мистахов сообщил что завод усовершенствует проект малых ракетных кораблей (МРК) типа “Буян-М”, сделав их более мореходными. Обновленный вариант МРК будет иметь новую форму корпуса, а по своим возможностям приблизится к корветам.

Информация о том, что весьма странную переделку в МРК плоскодонного малого артиллерийского корабля (МАК) “река-море” типа “Буян”, в своё время спроектированного для надводных сил Каспийской флотилии, перепроектируют в корабль с приемлемой для условий того же Средиземного моря мореходностью, и надеюсь, усиленным вооружением, может только порадовать.

Если же вооружение усовершенствованного МРК Зеленодольского завода не будет существенно отличаться по своим возможностям от вооружения уже строящихся 800 тонных МРК проекта 22800 (“Каракурт”), то эту попытку зеленодольцев стоит признать всё же контрпродуктивной.

В случае её успеха и закупки Минобороны РФ МРК нового проекта в составе ВМФ лишь увеличится число разных типов боевых кораблей мало отличающихся один от другого своими боевым возможностями.

Коветы

Кого впрочем может удивить одновременное строительство для ВМФ МРК двух разных проектов, если отечественные кораблестроители одновременно строят для нашего ВМФ корветы сразу трех разных проектов: 20380, 20385 и 20386?Всё началось в своё время с отмены уже начатого строительства СКР проекта 12441 типа “Новик”, который со своим полным водоизмещением 2900 тонн, 18-ю ПКР “Оникс” и газотурбинной ГЭУ был признан “слишком крупными и дорогостоящими для корвета прибрежной зоны”. Корветы проекта 20380 типа “Стерегущий” с проектным полным водоизмещением 2100 тонн, 8-ю ПКР “Уран” и дизельной ГЭУ, как считалось, должны были более соответствовать требованиям ВМФ к кораблям данного типа. Однако ударное вооружение и возможности ПВО кораблей проекта 20380 всё же позднее были признаны недостаточными. Установленный на головном корвете “Стерегущий” ЗРАК “Кортик-М” был на первом серийном корвете заменён на ЗРК “Редут” с УВП на 12 ячеек, а в начале 2012-го года был заложен первый корвет проекта 20385, представляющий собой усовершенствованный корвет проекта 20380 с несколько увеличенным водоизмещением. Причиной этого послужило усиление вооружения корвета за счёт замены ПК ПКРК “Уран” на 8-ми ячеечную УВП ПКРК “Калибр-НК”, и увеличение числа ячеек ЗРК “Редут” с 12-ти до 16-ти. Однако уже 2013-м году корветы проекта 20385 были признаны слишком дорогими:

“Главное, что нас не устраивает, — это слишком высокая цена и чрезмерное вооружение — крылатые ракеты “Калибр”, работающие по морским и наземным целям. Проект 20385 не отвечает требованиям флота”

Как следствие в 2016-м году был заложен первый корвет “модульного” проекта 20386… с водоизмещением 3400 тонн и дорогой газотурбинной ГЭУ. “Чрезмерное вооружение” на этот корабль, почти догнавший по водоизмещению СКР проект 11356, решили не ставить (разве что добавлять в виде модулей). Схемы демонстрируют две четырехконтейнерные ПУ ПКРК “Уран”.

Однако это ещё далеко не конец истории. Как отметил на днях вице-премьер Дмитрий Рогозин:

“Конечно, главный акцент, который мы делаем сегодня по Военно-морскому флоту, — это “мускулистые” корабли, обладающие возможностью носить огромное количество вооружений.

То есть наш условный корвет меньшего водоизмещения должен быть по мощи равен условному крейсеру, который находится на вооружении в западных ВМС”

Видимо в связи с упомянутым акцентом Крыловский государственный научный центр представил на МВМС-2017 модель корвета “Бриз” с нормальным водоизмещением 1980 тонн, дизель-газотурбинной ГЭУ, УВП на 24 ракеты “Калибр-НК”, 24 ячейками ЗРК “Редут”… и похоже без вертолётного ангара. Стало так же известно, что Северное ПКБ разрабатывает “тяжелый” корвет проекта 23800, который “станет промежуточным звеном между корветом и фрегатом”, видимо выступив альтернативой проекту Крыловского государственного научного центра.

Перспективный фрегат

В отличие от интригующего постоянного изменения концептуальных взглядов на отечественные корабли ближней морской зоны типа корвет концепция отечественного перспективного фрегата со временем претерпевала менее драматичные изменения.

Головной перспективный фрегат проекта 22350 “Адмирал флота Советского Союза Горшков” ещё не вступил в строй а его недостатки уже известны — относительно малая ёмкость УВП для ЗУР (32 ячейки) и ударного вооружения — 16 ракет комплекса “Калибр-НК” (напомню что специалисты Крыловского государственного центра планируют вооружить свой перспективный корвет “Бриз” 24-мя ракетами комплекса “Калибр-НК”), недостаточная скорость экономического хода — 14 узлов.Поэтому заявлено что число пусковых установок для ракет и водоизмещение перспективного фрегата проекта 22350М увеличатся. Не ясно лишь одно, возрастёт ли водоизмещение примерно на тысячу тонн, или вырастет до 8 тысяч тонн, как пишут СМИ в последнее время. Во втором случае корабль уже нельзя будет считать модификацией фрегата проекта 22350. Это будет совершенно новый проект, пусть и унаследовавший от фрегата проекта 22350 ряд архитектурных особенностей и внутреннего оборудования. При увеличении полного водоизмещения до 8 тысяч тонн можно ожидать увеличения числа пусковых установок для ракет в сравнении с “Горшковым” примерно вдвое и появления ангара для второго вертолёта. Даже если такой корабль в отечественном ВМФ будет классифицироваться как фрегат, за рубежом его скорее всего станут классифицировать как эсминец.

“Лидер”

В дни проведения МВМС-2017 было заявлено, что эскизный проект эсминца нового поколения “Лидер” прошёл согласование в Министерстве обороны РФ.

Было ещё раз уточнено что корабль получит ядерную энергетическую установку и отмечено, что сроки начала строительства серии будут определены на этапе технического проектирования.

Думаю что новой дополнительной информации о проекте мы в ближайшее время не получим.

Перспективные десантные корабли

В дни проведения МВМС-2017 было заявлено, что ВМФ России к 2025 году планирует получить два перспективных десантных корабля в рамках новой госпрограммы вооружений.

Пока не ясно, будут ли это спроектированные Невским ПКБ ДВКД водоизмещением около 15000 тонн с полётной палубой для вертолётов в корме, или это будут УДК авианосной архитектуры со сплошной полётной палубой. Во втором случае можно говорить о двух конкурирующих проектах.

Макет УДК “Лавина” водоизмещением порядка 23 тысяч тонн был в очередной раз представлен Крыловским государственным научным центром на МВМС-2017. Так же известно, что Невское ПКБ ведет проектирование УДК водоизмещением порядка 30 тысяч тонн.

Я уже высказывал своё мнение о проекте Крыловского государственного научного центра. Неоднократно высказывал. Повторяться не буду.

По поводу проекта УДК от Невского ПКБ неизвестно ничего, кроме водоизмещения. При этом непонятно даже нормальное ли это водоизмещение или полное. Учитывая большой опыт коллектива Невскго ПКБ, полученный в ходе перепроектирования ТАКР проекта 1143.

4 “Адмирал Гошков” в лёгкий авианосец “Викрамадитья”, а так же в ходе участия в разработке проекта индийского лёгкого авианосца “Викрант”, лично мне очень интересно, попытаются ли разработчики Невского ПКБ предложить нашему ВМФ базирование на проектируемом 30 тысячетонном УДК МиГ-29К, или нет.

Если нет, то отечественный перспективный УДК Невского ПКБ станет самым большим кораблём этого класса, на котором будут базироваться только вертолёты.

Авианосцы

Как несколько дней назад сообщил заместитель главкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук проектирование перспективного российского многоцелевого авианосца заложено в госпрограмму вооружений до 2025 года. “Да, безусловно, Военно-морской флот будет строить авианосец”, — приводит его слова ТАСС — “Проводится проработка различных бюро, чтобы определить облик данного корабля”.

Исходя из слов вице-адмирала Бурсука можно сделать вывод что с тем как будет выглядеть “техническое лицо” перспективного многоцелевого авианосца ВМФ до сих пор не определился, и думаю вряд ли окончательно определиться до 2025 года. Разве что с большой уверенностью можно полагать, что корабль будет оснащён атомной энергетической установкой.

Стоит при этом отметить что Крыловский государственный научный центр, ранее предложивший ВМФ и иностранным заказчикам концептуальный проект многоцелевого авианосца “Шторм” водоизмещением 95-100 тысяч тонн, также начал инициативную проработку технического облика более простого легкого авианосца “боевые возможности которого не сильно уступают авианосцу «Шторм»”.

Что ж, конкуренция на поприще проектирования отечественных авианосцев двух организаций, Крыловского государственного научного центра и Невского ПКБ, конечно же лучше, чем один проектировщик-монополист.Спасибо за внимание!

Источник: https://ak-12.livejournal.com/71870.html