Разница между иереем и протоиереем
Иерей и протоиерей — это титулы православных священников. Присваиваются они так называемому белому духовенству — тем священнослужителям, которые не дают обет безбрачия, создают семьи и имеют детей. Чем отличается иерей от протоиерея? Различия между ними есть, о них мы сейчас и поговорим.
Содержание статьи
Оба слова имеют греческое происхождение. «Иерей» издавна использовалось в Греции для обозначения жреца и в дословном переводе означает «священник». А «протоиерей» — «первосвященник».
Система церковных титулов стала складываться с первых веков христианства, причем и в западной, католической, церкви, и в восточной, православной, большинство терминов для обозначения разных рангов священства — греческие, так как религия зародилась на востоке Римской империи, и первыми адептами были преимущественно греки.
Отличие иерея от протоиерея состоит в том, что второй термин применяется для названия священников, стоящих на более высокой ступеньке церковной иерархии. Титул «протоиерей» присваивается священнослужителю, уже имеющему звание иерея, в качестве награды за заслуги перед церковью.
В разных православных церквях условия присвоения титула протоиерея немного отличаются. В Русской православной церкви иерей может стать протоиереем через пять лет (не ранее) после того, как он награжден наперсным крестом (носимым поверх одежды).
Или через десять лет после хиротонии (в данном случае — посвящение в сан иерея), но только после того, как он назначен на руководящую церковную должность.
к содержанию ↑
Сравнение
В православии существует три степени священства. Первая (низшая) — диакон (дьякон), вторая — священник (иерей) и третья, высшая, — епископ (архиерей или святитель). Иерей и протоиерей, как нетрудно понять, относятся к средней (второй) ступеньке православной иерархии. В этом они схожи, а в чем же между ними разница, кроме того, что звание «протоиерей» дается в награду?
Протоиереи обычно являются настоятелями (то есть старшими священниками) храмов, приходов или монастырей. Они находятся в подчинении у епископов, организуя и возглавляя церковную жизнь своего прихода.
К иерею принято обращаться «Ваше Преподобие» (в торжественных случаях), а также просто «Батюшка» или по имени — например, «отец Сергий». Обращение же к протоиерею — «Ваше Высокопреподобие».
Раньше были в ходу обращения: к иерею – «Ваше Благословение» и к протоиерею — «Ваше Высокоблагословение», но сейчас они практически вышли из употребления.
к содержанию ↑
Таблица
В представленной вашему вниманию таблице указано, в чем разница между иереем и протоиереем.
Иерей | Протоиерей | |
Что означает | В переводе с греческого означает «священник». Раньше этим словом называли жрецов, а в современной церкви оно служит для обозначения священника определенного ранга | В переводе с греческого означает «первосвященник». Титул является наградой иерею за многолетний труд и заслуги перед церковью |
Уровень церковной ответственности | Проводят церковные службы, могут совершать шесть из семи таинств (кроме таинства рукоположения — посвящения в священнослужители) | Проводят церковные службы, могут совершать шесть из семи таинств (кроме таинства рукоположения — посвящения в священнослужители). Обычно являются настоятелями храма или прихода, находятся в прямом подчинении у епископа |
Источник: https://TheDifference.ru/raznica-mezhdu-iereem-i-protoiereem/
Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия
Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви.
При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны.
Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.
Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:
- Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
- Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.
Белое духовенство
Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.
Алтарник (послушник)
Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:
- контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
- подготовка одежды и других символов священнослужителей;
- своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
- подготовка кадила и разжигание в нем огня;
- поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
- наведение порядка в церкви.
При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.
Псаломщик (Чтец)
Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).
Иподиакон
Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).
Церковные саны православной церкви
Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.
Диакон (служитель)
Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.
Протодиакон
Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе.
Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он.
Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.
Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.
Иерей
Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:
- совершать богослужения и другие таинства;
- нести учение людям;
- проводить причащение.
Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.
Протоиерей
Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.
Протопресвитер
Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.
Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.
Черное духовенство
К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.
Иеродиакон и архидиакон
Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется “архидиакон”.
Иеромона́х
Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).
Игумен (игуменья)
Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.
Архимандри́т
Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой.
Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали.
Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла — посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».
Епи́скоп (надзирающий)
Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов.
По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса.
Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.
Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».
Митрополит
Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:
- имеет голубую мантию (у епископов красные);
- клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).
Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.
Патриарх
Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе.
Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви.
Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.
Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.
Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.
Источник: https://religiya.temaretik.com/1186658890762422306/chiny-v-pravoslavnoj-tserkvi-po-vozrastaniyu-ih-ierarhiya/
Иерархия в церкви среди священников
Иерархия в церкви. Со времен апостольских и до сегодняшнего дня в Церкви существует три степени иерархии: низшая — диакон (помощник священника); средняя — священник; высшая — епископ.
Все православное духовенство разделяется на «белое» — состоящее из лиц женатых, и «черное» — монахов (от греческого «монос» — один) Овдовевший священнослужитель чаще всего принимает монашеский чин, так как не имеет права жениться второй раз.
Диаконы и священники могут быть как женатыми (но только первым браком), так и монашествующими, а епископы — только монашествующими.
Как миряне могут служить в храме? Кто такой алтарник, чтец по иерархия в церкви
Кто такой алтарник
Алтарник — именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Над алтарником не совершается таинство священства, он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре.
В обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и перед иконостасом; подготовка облачения священников и диаконов; принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; разжигание угля и подготовка кадила; подавание плата для отирания уст во время Причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; уборка в алтаре; при необходимости — чтение молитв во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря. Алтарнику запрещено касаться престола и его принадлежностей, а также переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и Царскими вратами. Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды.
Кто такой чтец
Чтец (псало́мщик; ранее, до конца XIX — дьячок, лат. lector) — в христианстве — низший чин церковнослужителей, не возведенный в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и поют во время богослужения молитвы.
Кроме того, по древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались канцелярскими делами церкви и прихода, благотворительностью, имели и другие церковные послушания. Чтец имеет право носить подрясник, поясок и скуфью.
Пономари также исполняют обязанности звонарей, подают кадило, помогают в изготовлении просфор, убирают в храме, отпирают и запирают его.
Батюшка – обобщенное традиционное для православной Руси именование священника. Обычно называют того, кто проводит службы в храме.
Диакон – первая степень священнослужения. Диаконы являются помощниками священников при совершении богослужения. Не имеет право совершать богослужения самостоятельно.
Протодиакон — титул белого духовенства, главный диакон в епархии при кафедральном соборе. В настоящее время титул протодиакона обычно даётся диаконам после 20 лет служения в священном сане.
Диакон, состоящий в монашеском чине, называется иеродиаконом, а принявший схиму — схииеродиаконом. Старший диакон в белом духовенстве называется протодиаконом — первым диаконом, а в черном — архидиаконом (старшим диаконом).
Иподиакон — это помощник диакона.
В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь. Иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями.
Кто такой священник (просвитер, иерей) в иерархия в церкви?
Священникэто служитель в храме Церкви, имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение.
Пресвитер(греч. — старший) это древнейшее название священника, духовного лица, посвященного во вторую степень священства.
Впоследствии пресвитеры стали называться священниками или иереями (с греческого «иеревс» — «священник»). Священник, состоящий в монашеском чине, называется иеромонах, а принявший схиму — схииеромонахом.
Кто такие монахи?
Монах — священники, дополнительно давшие ещё 3 обета: нестяжательство, послушания и безбрачия. В случае, когда монах принимает сан, он может стать иеродиаконом (монах-диакон), иеромонахом (монах-иерей), далее — игуменом и архимандритом.
Кто такой протоирей? Протоиерейэто старший иерей (священник), обычно настоятель храма
Кто такой настоятель храма, монастыря? Настоятель, это должность. Старшее духовное лицо в монастыре, храме
Кто такой архиерей? Архиерей — общее звание для священнослужителя, стоящего на этой ступени церковной иерархии: патриарха, митрополита, архиепископа и епископа. По древней традиции в сан епископа посвящают только священников, принявших монашеский чин.
Кто такой епископ и архиепископ? Епископ (от греческого слова «эпископос» — «смотритель, надзиратель»).
Апостолы передали им власть не только учить и священнодействовать, но и посвящать пресвитеров и диаконов, а также наблюдать за их поведением. Епископ управляет приходами целой области, называемой епархией.
По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами, как правило, управляющими епархией большего размера.
Митрополит — архиерей (главный священник) очень крупной церковной области. Например: митрополит Тверской и Кашинский Виктор. Митрополит — это епископ большого столичного города и прилегающей области, так как столица по-гречески называется митрополией.
Кто такой патриарх? Патриарх (греч. — родоначальник) это высший священноначальник (архиерей) страны. Высший чин церковной иерархии. Например патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Как правильно обращаться в батюшкам?
«Отец (имя)»— обращение к священнику и диакону, когда вы знаете его имя. Если не знаете имя, можно обратиться словом «батюшка».
Если вы видите, что перед вами важный церковный чин, то к нему следует обращаться со слова «владыка».
Священника и диакона при обращении называют «отец (имя)», в виде исключения отцами называют пожилых и многоопытных монахов. Обращение Батюшка применяется только к священнику.
Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Ведь святость человека познается по его смерти.
Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом «матушка».
К архиереям — епископам, митрополитам, патриарху — нужно обращаться «владыка», как к облеченным церковной властью.
Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать «Ваше преподобие», протоиереев — «Ваше Высокопреподобие», епископов — «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов — «Ваше Высокопреосвященство», Патриарха — «Ваше Святейшество».
Краткая таблица православных чинов. Иерархия в церкви
Белое духовенство (женатые) | Черное духовенство (монашествующие) | Степени |
Патриарх, Предстоятель Церкви | Архиереи (высшие священники) | |
Митрополит, Архиепископ | ||
Епископ | ||
Протопресвитер | Архимандрит, игумен, игумения | Священники |
Протоиерей | Иеромонах | |
Иерей | ||
Протодиакон | Архидиакон | Дьяконы(помощники священника) |
Диакон | Иеродиакон | |
Иподиакон | ||
Чтец, псаломщик, пономарь, алтарник | Послушник, инок, монах |
Источник: http://vcerkvi.ru/ierarxiya.html
Поп, священник и батюшка в православии — одно и то же или нет?
Вопросы внешнего благочестивого обихода часто волнуют прихожан многих храмов. Как правильно обращаться к священнослужителям, как отличать их друг от друга, что говорить при встрече? Эти, казалось бы, мелочи могут смутить неподготовленного человека, заставить его волноваться. Попробуем разобраться, существует ли разница в понятиях «батюшка», «поп» и «священник»?
Священник — главное действующее лицо любого богослужения
Что означают названия служителей церкви
В церковной среде можно услышать самые разные обращения к служителям храма. Главное действующее лицо любого богослужения — это священник. Это человек, которых находится в алтаре и совершает все чинопоследование службы.
Важно! Быть священником может только мужчина, который прошел специальное обучение и рукоположен правящим архиереем.
Слово «священник» в богослужебном смысле соответствует синониму «иерей».
Только рукоположенные иереи имеют право совершать Таинства церкви, согласно определенному чину.
В официальных документах православной церкви также употребляется слово «священник» для обозначения того или иного иерея.
Среди мирян и простых прихожан храмов часто можно услышать обращение «батюшка» по отношению к тому или иному иерею. Это обиходное, более простое значение, оно указывает на отношения к прихожанам как к духовным детям.
Если открыть Библию, а именно Деяния или Послания апостолов, то мы увидим, что очень часто к народу они использовали обращение «Дети мои».
Еще с Библейский времен любовь апостолов к своим ученикам и уверовавшему народу была сравнима с отцовской любовью.
Также и сейчас — прихожане храмов получают наставления от своих священников в духе отцовской любви, поэтому в обиход и вошло такое слово, как «батюшка».
Батюшка — это простонародное обращение к женатому священнику
Чем отличается поп от священника
Что же касается понятия «поп», то в современной церковной практике оно имеет некоторую пренебрежительную и даже оскорбительную окраску. Сейчас попами не принято называть священство, а если и называют, то больше в негативном ключе.
Интересно! В годы советской власти, когда были сильные притеснения церкви, попами называли всех подряд церковнослужителей. Именно тогда это слово приобрело особое негативное значение, сравнимое с врагом народа.
Но еще в середине XVIII века термин «поп» был общеупотребимым и не носил никакого нехорошего смысла.
Попами называли в основном только мирских иереев, а не монашествующих. Относят это слово к новогреческому языку, где есть термин «папас». Отсюда пошло и название католического священника «папа». Производным является и термин «попадья» — это жена мирского священника.
Особенно часто попами называют пресвитеров среди русской братии на горе Афон.
Для того, чтобы не попасть в неловкое положение, стоит помнить, что сейчас термин «поп» практически вышел из словарного обихода верующих. Обращаясь к священнику, можно сказать «Отец Владимир», или просто «Батюшка». К супруге иерея принято обращаться с приставкой «Матушка».
Для верующего человека не играет особой роли, какими словами он обращается к священнослужителю. Однако традиции и практика церковной жизни вырабатывают определенные формы общения, которые желательно знать.
Каким должен быть настоящий священник
Сен 10, 2018 10:56Администратор
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pop-svyashhennik-i-batyushka-v-pravoslavii.html
Церковная иерархия
Главная> Свет Православия> Начинающему христианину> Церковная иерархия
В православии Различают белое духовенство (священники, не приносившие монашеских обетов) ичёрное духовенство(монашество)
Чины белого духовенства:
Алтарник — именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Термин не употребляется в канонических и литургических текстах, но стал общепринятым в указанном значении к концу XX в. во многих европейских епархиях в Русской Православной Церкви Наименование «алтарник» не является общепринятым.
В сибирских епархиях Русской Православной Церкви оно не употребляется; вместо него в данном значении обычно используется более традиционный термин пономарь, а также послушник. Над алтарником не совершается таинствосвященства, он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре.
в обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и пред иконостасом; подготовка облачения священников и диаконов; принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; разжигание угля и подготовка кадила; подавание плата для отирания уст во время Причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; уборка в алтаре; при необходимости — чтение во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря.Алтарнику запрещено касаться престола и его принадлежностей, а также переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и Царскими вратами.Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды.
Чтец (псаломщик; ранее, до конца XIX — дьячок, лат. lector) — в христианстве — низший чин церковнослужителей, не возведенный в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и молитвы.
Кроме того, по древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались благотворительностью, имели и другие церковные послушания.
В православной церкви чтецы посвящаются архиереями через особый обряд — хиротесию, иначе называемый «поставлением». Это первое посвящение мирянина, только после которого может последовать его посвящение в иподиакона, а затем и рукоположение во диакона, далее — во священника и высшее — во епископа (архиерея).
Чтец имеет право носить подрясник, поясок и скуфью. Во время пострига на него сначала надевается малая фелонь, которая затем снимается, и надевается стихарь.
Иподиакон (греч. ; в просторечии (устар.) поддьякон от греч. ??? — «под», «внизу» +греч.
—служитель) — церковнослужитель в православной церкви, служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, подстилая орлец, омывает ему руки облачает и совершает некоторые другие действия.
В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь и имеет одну из принадлежностей диаконского сана — орарь, который надевает крестообразно через оба плеча и символизирует ангельские крыла.
Будучи самым старшим церковнослужителем, иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями. Поэтому иподиакон, по благословению служащего архиерея, может прикасаться к престолу и жертвеннику во время богослужения и в определённые моменты входить в алтарь через Царские врата.
Диакон (лит. форма; разг. дья?кон; др.-греч. — служитель) — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. На православном Востоке и в России диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение — быть помощниками при богослужении.
Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. Ввиду того, что священник и без диакона может совершать все службы и требы, диаконы не могут быть признаны совершенно необходимыми. На этом основании возможно сокращение числа диаконов при церквях и приходах.
К такому сокращению прибегали у нас для увеличения содержания священников.
Протодиакон или протодьякон — титул белого духовенства, главный диакон в епархии при кафедральном соборе. Титул протодиакона жаловался в виде награды за особые заслуги, а также диаконам придворного ведомства.
Знаки отличия протодиакона — протодиаконский орарь со словами «Святъ, святъ, святъ».В настоящее время титул протодиакона обычно даётся диаконам после 20 лет служения в священном сане.
Протодиаконы нередко славятся своим голосом, являясь одним из главных украшений богослужения.
Иерей — термин, перешедший из греческого языка, где первоначально обозначал «жреца», в христианский церковный обиход; в буквальном переводе на русский язык — священник.
В Русской церкви используется как младший титул белого священника.
Он получает от епископа власть учить людей вере Христовой, совершать все Таинства, кроме Таинства Рукоположения священства, и все церковные службы, кроме освящения антиминсов.
Протоиерей (греч. — «первосвященник», из «первый» + «священник») — титул, даваемый лицу белого духовенства как награда в Православной церкви.
Протоиерей обычно является настоятелем храма. Посвящение в протоиерея происходит через хиротесию.
При богослужениях (за исключением литургии) священники (иереи, протоиереи, иеромонахи) поверх подрясника и рясы надевают фелонь (ризу) и епитрахиль.
Протопресвитер — высшее звание для лица белого духовенства в русской церкви и в некоторых иных поместных церквях После 1917 года присваивается в единичных случаях священникам священства, как награда; не является отдельной степенью В современной РПЦ награждение саном протопресвитера производится «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и Всия Руси.
Чёрное духовенство:
Иеродиакон (иеродьякон) (от греч. — — священный и — служитель; древнерусское «чёрный диакон») — монахв сане дьякона. Старший иеродьякон называется архидиаконом.
Иеромонах — в православной церкви монах, имеющий сан священника (то есть право совершать таинства). Иеромонахами становятся монахи через хиротонию или белые священники через монашеский постриг.
Игумен (греч. — «ведущий», женск. игуменья) — настоятель православного монастыря.
Архимандрит ( от греч. — главный, старший + греч. — загон, овчарня, ограда в значении монастырь) — один из высших монашеских чинов в Православной церкви (ниже епископа), соответствует митрофорному (награжденному митрой) протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.
Епископ (греч. — «надзирающий», «надсматривающий») в современной Церкви — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей.
Митрополит — первый по древности епископский титул в Церкви.
Патриарх (от греч.
— «отец» и — «господство, начало, власть») — титул представителя автокефальной Православной Церкви в ряде Поместных Церквей; также титул старшего епископа; исторически, до Великого раскола, присваивался пяти епископам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому), которые обладали правами высшей церковно-правительственной юрисдикции. Патриарх избирается Поместным Собором.
Источник: http://ivblagochinie.ru/svet-pravoslaviya/nachinayushhemu-hristianinu/tserkovnyie-chinyi.html
Церковная иерархия в Русской православной церкви
Иерархический принцип и структура должны соблюдаться в любой организации, в том числе и в РПЦ, которая имеет собственную церковную иерархию.
Наверняка каждый человек, посещающий богослужения либо иным образом вовлечённый в деятельность церкви, обращал внимание на то, что каждый священнослужитель имеет определённый чин и статус.
Это выражается в разном цвете одеяния, виде головного убора, наличии либо отсутствии украшений, праве проводить те или иные священнодействия.
Иерархия священнослужителей в РПЦ
Священнослужителей Русской православной церкви можно разделить на две большие группы:
- белое духовенство (те, кто могут заключать брак и заводить детей);
- чёрное духовенство (те, кто отреклись от мирской жизни и приняли монашеский сан).
Чины в белом духовенстве
Ещё в ветхозаветном писании говорится о том, что до Рождества пророком Моисеем были назначены люди, задачей которых было стать промежуточным звеном в общении Бога с людьми. В современной церковной системе эту функцию исполняют белые священники. Низшие представители белого духовенства не имеют священного сана, к ним относятся: алтарник, псаломщик, иподиакон.
Алтарник — это человек, который помогает священнослужителю в проведении служб. Также таких людей называют пономарями. Пребывание в этом чине — обязательная ступень перед получением священного сана. Человек, исполняющий обязанности алтарника, является мирским, то есть он вправе покинуть церковь, если передумает связывать свою жизнь со служением Господу.
В его обязанности входит:
- Своевременное зажжение свечей и лампад, контроль за их безопасным горением;
- Подготовка одеяний священников;
- Вовремя подносить просфор, кагор и прочие атрибуты религиозных обрядов;
- Разжигать огонь в кадиле;
- Подносить полотенце к губам во время причащения;
- Поддержание внутреннего порядка в церковных помещениях.
В случае надобности алтарник может звонить в колокола, читать молитвы, однако ему воспрещается касаться престола и находиться между алтарём и Царскими вратами. Алтарник носит обыкновенную одежду, сверху надевается стихарь.
Псаломщик (иначе — чтец) — ещё один представитель белого низшего духовенства.
Его главная обязанность: чтение молитв и слов из святого писания (как правило, они знают 5−6 основных глав из Евангелия), объяснение людям основных постулатов жизни истинного христианина.
За особые заслуги может быть посвящён в иподиакона. Эта процедура осуществляется священнослужителем более высокого ранга. Псаломщику разрешено надевать подрясник и скуфью.
Иподиакон — помощник батюшки в проведении служб. Его одеяние: стихарь и орарь.
При благословении архиереем (он же может возвести псаломщика или алтарника в сан иподиакона) иподиакон получает право касаться престола, а также заходить в алтарь через Царские врата.
Его задача: обмывать руки священника во время богослужений и подавать ему необходимые для обрядов предметы, например, рипиды и трикирий.
Церковные саны православной церкви
Вышеперечисленные служители церкви не имеют священного сана, а, следовательно, не являются церковнослужителями. Это обыкновенные люди, живущие в миру, однако желающие стать ближе к Богу и церковной культуре. На свои должности они принимаются с благословения церковнослужителей, находящихся выше рангом.
Диаконская степень церковников
Диакон — низший чин среди всех церковников, имеющих священный сан. Его основная задача — быть помощником попа при богослужении, в основном они занимаются чтением евангелия.
Самостоятельно проводить богослужение диаконы не имеют права. Как правило, несут свою службу в приходских церквях. Постепенно этот церковный сан утрачивает своё значение, и их представительно в церкви неуклонно сокращается.
Диаконскую хиротонию (процедуру возведения в церковный сан) осуществляет архиерей.
Протодиакон — главный дьякон при храме или церкви. В прошлом веке этот сан получался диаконом за особые заслуги, в настоящее время необходимо 20 лет служения в низшем церковном сане. Протодиакон имеет характерное одеяние — орарь со словами «Свят! Свят! Свят». Как правило, это люди с красивым голосом (они исполняют псалмы и поют на богослужениях).
Пресвитерская степень служителей
Иерей в переводе с греческого означает «жрец». Младший титул белого духовенства. Хиротонию также осуществляет архиерей (епископ). В обязанности иерея входит:
- Проведение таинств, богослужений и иных религиозных обрядов;
- Проведение причащения;
- Нести заветы православия в людские массы.
Иерей не имеет права освящать антиминсы (плат материи из шёлка либо льна со вшитой в него частицей мощей православного мученика, находящийся в алтаре на престоле; необходимый атрибут для проведения полной литургии) и проводить таинства рукоположения священства. Вместо клобука носит камилавку.
Протоиерей — титул, которым награждают представителей белого духовенства за особые заслуги. Протоиерей, как правило, является настоятелем храма. Его одеяние во время проведения богослужений и церковных таинств — епитрахиль и риза. Протоиерей, награждённый правом носить митру, называется митрофорным.
В одном соборе могут служить несколько протоиереев. Посвящение в протоиереи осуществляется епископом с помощью хиротесии — возложения рук с молитвой. В отличие от хиротонии проводится в центре храма, вне алтаря.
Протопресвитер — высшее звание для лиц белого духовенства. Присваивается в исключительных случаях в качестве награды за особые заслуги перед церковью и обществом.
Высшие церковные чины относятся к чёрному духовенству, то есть, таким сановникам запрещено иметь семью. Представитель белого духовенства также может встать на этот путь, если отречётся от мирской жизни, а его супруга поддержит мужа и пострижётся в монахини.
Также на этот путь вступают сановники, ставшие вдовцами, так как они не имеют права повторно вступать в брак.
Чины чёрного духовенства
Это люди, принявшие монашеский постриг. Им запрещено заключать брак и заводить детей. Они полностью отрекаются от мирской жизни, давая обеты целомудрия, послушания и нестяжания (добровольного отказа от богатства).
Низшие чины чёрного духовенства имеют множество сходств с соответствующими чинами белого. Иерархию и обязанности можно сравнить при помощи следующей таблицы:
Соответствующий чин белого духовенства | Чин чёрного духовенства | Комментарий |
Алтарник/Псаломщик | Послушник | Мирской человек, который принял решение стать монахом. По решению игумена его зачисляют в братию монастыря, выдают подрясник и назначают испытательный срок. По его окончании послушник может решить, становиться ли ему монахом либо вернуться к мирской жизни. |
Иподьякон | Монах (инок) | Член религиозной общины, давший три монашеских обета, ведущий аскетичный образ жизни в монастыре либо самостоятельно в одиночестве и отшельничестве. Не имеет священного сана, следовательно, не может совершать богослужения. Монашеский постриг совершается игуменом. |
Диакон | Иеродиакон | Монах в сане диакона. |
Протодиакон | Архидиакон | Старший диакон в чёрном духовенстве. В Русской православной церкви архидиакон, несущий службу при патриархе, называется патриаршим архидиаконом и принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях главный диакон также имеет сан архидиакона. |
Иерей | Иеромонах | Монах, имеющий сан священника. Иеромонахом можно стать после процедуры хиротонии, а белые священники — через монашеский постриг. |
Протоиерей | Изначально — настоятель православного монастыря. В современной Русской православной церкви чин игумена даётся как награда иеромонаха. Часто чин не связан с управлением монастырём. Посвящение в игумены производит архиерей. | |
Протопресвитер | Архимандрит | Один из высших монашеских чинов в православной церкви. Возложение сан происходит через хиротесию. Чин архимандрита связан с административным управлением и монастырским настоятельством. |
Епископская степень священнослужителей
Епископ принадлежит к разряду архиереев.
В процессе рукоположения они получили высшую господнюю благодать и поэтому имеют право на проведение любых священных действий, в том числе проводить хиротесию диаконов.
Все епископы имеют одинаковые права, старшим из них является архиепископ (имеет те же функции, что и епископ; возведение в сан осуществляет патриарх). Только епископ имеет право благословить службу антимисом.
Носит красную мантию и клобук чёрного цвета. К епископу принято следующее обращение: «Владыка» или «Ваше преосвященство».
Является руководителем местной церкви — епархии. Главный священник округа. Избирается Священным Синодом по приказу патриарха. В случае необходимости в помощь епархиальному архиерею назначается викарный епископ. Архиереи носят титул, включающий название кафедрального города. Кандидат в архиереи должен быть представителем чёрного духовенства и возраст старше 30 лет.
Митрополит — высший титул епископа. Подчиняется непосредственно патриарху. Имеет характерное одеяние: голубая мантия и клобук белого цвета с крестом, выполненным из драгоценных камней.
Сан даётся за высокие заслуги перед обществом и церковью, является древнейшим, если начинать отсчёт со становления православной культуры.
Выполняет те же функции, что и епископ, отличаясь от него преимуществом чести. До восстановления патриаршества в 1917 году в России было только три епископских кафедры, с которыми обычно соединялся сан митрополита: Санкт-Петербургская, Киевская и Московская. В настоящий момент в Русской православной церкви насчитывается более 30 митрополитов.
Патриарх — высший сан православной церкви, главный священник страны. Официальный представитель РПЦ. С греческого патриарх переводится как «власть отца». Его избирают на Архиерейском соборе, которому и отчитывается патриарх.
Это пожизненный сан, низложение и отлучение от церкви человека, получившего его, возможно лишь в самых исключительных случаях.
Когда место патриарха не занято (период между смертью прошлого патриарха и выборами нового), его обязанности временно исполняет назначенный местоблюститель.
Имеет первенство чести среди всех епископов РПЦ. Осуществляет управлению церковью совместно со Священным Синодом.
Контактирует с представителями католической церкви и высшими сановниками других конфессий, а также с органами государственной власти. Издаёт указы об избрании и назначении архиереев, руководит учреждениями Синода.
Принимает жалобы на архиереев, давая им ход, награждает клириков и мирян церковными наградами.
Кандидат на патриарший престол должен быть архиереем РПЦ, иметь высшее богословское образование, в возрасте не моложе 40 лета, пользоваться доброй репутацией и доверием церкви и народа.
Источник: https://molitva.guru/interesno-znat/tserkovnaya-ierarhiya-v-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi.html
Ахилла
Вопрос читателя вынесен в заголовок. Вопрошающий далее поясняет:
Что чем-то отличается — несомненно, и все это ощущают. Не зря за батюшками прихожане толпами ходят, значит, общение со священником что-то дает. Мне видится, что миряне стремятся «погреться» в священнической благодати — пока «своей» не хватает. «В норме» со временем эта необходимость быть поближе к батюшке проходит, «в патологии» — выливается во внутреннее сектантство.
Когда только что рукоположенный священник служит сорокоуст — это нечто! Многие стараются эти службы не пропускать, кажется, что и ты — на Небесах. Но часто это быстро заканчивается.
Бывает иногда, что священник тебе что-то такое важное и нужное вовремя скажет, что буквально обалдеваешь и потом помнишь годами.
То есть благодать в чине рукоположения действительно дается.
А вот всегда ли она распространяется на пастырство? Священники — люди, каждый со своими грехами, психологическими комплексами, уровнем образования, типом мышления… И все эти особенности проявляются в общении с мирянами.
Священник может быть капризным, грубым, высокомерным, ленивым, может говорить правильные слова, и тут же, на глазах, делать нечто прямо противоположное… И это все нормально, он такой же падший человек, как и мы все.
А вот что, по-моему, явно ненормально — его представление, что на все это (и на многое другое) ОН ИМЕЕТ ПРАВО. Имеет потому, что он является «носителем духовности», и ВСЕ, что он говорит и делает — истина в последней инстанции (я здесь только об отношениях «священник — прихожанин», на других уровнях это наверняка не так).
В храмах обычные человеческие отношения зачастую много хуже, чем в светских коллективах. Можно, конечно, все на лукавого списывать, но явно ведь просматривается «священнический фактор». Батюшки позволяют себе слова и действия, которые в приличной мирской среде совершенно неприемлемы.
Могут оскорблять, унижать, обманывать… Утверждая при этом, что делают они это не «по злобе», а из высших духовных соображений. И что нормальные, уважительные, человеческие отношения в Церкви нужно отринуть, что они — мешают «духовности».
Это они так говорят, а ощущение возникает, что они просто используют свой сан и сложившиеся у паствы представления о духовности в качестве маскировки своих индивидуальных особенностей. Может быть, и не осознавая этого под влиянием уверенности в своей избранности.
Так есть эта сакральная избранность, или ее нет? Есть нечто, позволяющее священникам воспринимать себя как Того, Кто Знает, как глашатая воли Божией? А мы, миряне, понимания этого просто не можем вместить? Или все-таки эта способность не дается автоматически в рукоположении, а требует личных усилий? В том числе, и, может быть, прежде всего, чисто человеческих, душевных?
Я не из любопытства этот вопрос задаю.
Мирянам необходимо понимать, как относиться к священникам, когда их слушаться, каких вопросов лучше и не задавать, а положиться на волю Божию, не через священника воспринимаемую… «Классическое» духовничество, когда «священник всегда прав», сейчас для многих непригодно. Так же, как и представление о том, что обсуждать священников — не осуждать даже, а просто «констатировать факты» — самый страшный грех, не имеющий прощения. Не всем подходит отсутствие рассудительности, времена такие.
***
Отвечает священник Павел Радин:
Я готов ответить на суть этого вопроса.
А она (суть), как всегда, прямо в словах не выражается. Ибо мне кажется, изначально вопрос звучал так: РАССКАЖИТЕ, ЧЕМ СВЯЩЕННИК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОБЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СВЯЩЕННИКА, КОТОРЫЙ ДУМАЕТ, ЧТО ОН ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОБЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКА? Ответ лежит в области психиатрии, и настолько очевиден, что даже стыдно его озвучивать. Поэтому и я не буду, а расскажу о другом.
Мы все жертвы советского кинематографа. А конкретно — сказки «Морозко». Злые мачехи не вытирали нам попочки, не целовали пяточки, а продвигали вместо нас своих дочерей. Мало того, родные отцы добровольно отвезли нас в лес, где и бросили, окончательно спившись.
Потому-то и ползём мы, замерзшие Алёнушки, на свет детской сказки, где главный действующий персонаж — бородатое создание в длиннополых одеждах. Всемогущий. Хочет — птичку заморозит, хочет — приголубит брошенку. Почти как Баба Яга, только добрый, типа доверять можно.
Но не знаем мы, что попали не в сказку, а в хоспис, где безнадежные больные, надев докторский халат, вот уже как сорок лет водят остальных по больнице в поисках выхода.
Казалось бы, жизнь должна учить! Она тебе и ипотеку в качестве лекарства прописала, но ты все в сказку веришь и как дурак орешь: «Медвежонок! Лошадка!» и прочие безумные глаголы.
Настоящая поповская духовность пахнет вчерашним немытым телом, пятью детьми и ожиданием приезда друга из соседнего села. Такого же немытого, но высокодуховного товарища, с которым бухаешь гораздо больше, чем служишь.
В бытность свою регентом имел честь знать настоящего священника, у которого не было и подобия того, что можно назвать елейностью. Звали его Владимир, его все любили. Потом он принял монашество с именем Викторин.
Я помню, как мы, певчие, резвились, крича: «Наш Некторин идет»! Еще помню, как приходские дети лепили снеговика и батюшка им помогал. А потом, когда девочки уходили, переставлял морковку с верхнего шара на нижний.
И еще, когда я на исповеди говорил о грехах, инфернально совершенных мною во сне, он советовал меньше жрать на ночь. И еще он на запивку покупал самый дешевый коньяк, который можно найти за золото, ибо был бессребренник.
Про благодать… Да, она есть. Только мы, новоначальные попы, не умеем ею пользоваться.
Для нас она совсем не энергия добра, так как настолько сильна, что в первую очередь рождает ненависть к вам — «неразумным прихожанам» (ибо проклят народ, не знающий Закона).
Учитывайте это все почитатели «сорокоустных батюшек». Не дай Б-г, вы отступите вправо или влево от луча, в центре которого ваш обожаемый ОБЪЕКТ, — кары не миновать.
Только гораздо позднее мы понимаем, что священник ставится вверху «духовной лестницы» специально. И его путь отныне только вниз — к своим друзьям-мирянам.
P.S.: Но потомственных попов это не касается, они с этой лесенки не сойдут никогда, не ждите. Не для того их высокопреподобия выжили в семнадцатом году.
Артем Петров, протестантский священник, Новоапостольская церковь, Беларусь:
Священник — это простой человек, а значит он греховен, имеет множество недостатков, склонен совершать ошибки. Но он призван Богом на служение в церкви, на служение ближнему, а это в свою очередь требует большой ответственности и самоотдачи, и если где-то в чем-то проявить лень, как за этим последует поражение и падение авторитета священнослужителя.
Каждый священник проповедует, проповедь — это большое искусство, это когда ты подымаешь духом того, кто пал духом, даешь ответ на вопросы тому, у кого есть вопросы, вдохновляешь того, кто отчаян.
Душепопечительство и искусство проповеди — две важные составляющие практического служения священника, но есть и третья сторона, причем самая важная — это духовная составляющая священника, как то, о чем говорит, в чем наставляет, он применяет в своей жизни.
Священник отличается от прихожанина тем, что он может и должен так вдохновить, как никто и никогда (хороший пример нам дает Серафим Саровский).
Священник — это тот человек, который не имеет чувства собственного достоинства, тот, который подставит вторую щеку и даст снять с себя рубаху, и еще помолится за своего обидчика. И, по примеру Христа, у священника должно быть стремление к скромной жизни, даже если священник имеет большие возможности.
Добавлю, как протестантский священнослужитель, что священство — это прежде всего не профессия и не работа, это служение Богу. Священник не должен ожидать оплаты труда и благодарности за свой труд.
Священник Андрей Свистоплясов, РПЦ МП:
В школьном богословии написано, что священникам дана власть: учить, священнодействовать и управлять (приходом, благочинием…). Я не знаю, как это было реально в духоносные века первохристианства, но в наше время надо с большой осторожностью относиться к учениям и поучениям от лица священнослужителей, а также к их управлению, особенно это касается практики духовничества.
К сожалению, редко можно встретить просто искреннего, честного священника, не пытающегося разыграть театр одного актера, ради конвертации духовных ценностей в материальные или ради каких-то других выгод, или просто по гордости. Пастырей, которые любят давать непрошенные советы, или брать руководство над пасомыми по собственной инициативе, я считаю, надо обходить за километр.
Мне в первые годы своей церковности «посчастливилось» попасть под влияние одного творческого батюшки, художника в прошлом, который считал своим непременным долгом рулить судьбами людей, лепить из них то, что ему казалось единственно правильным.
Причем он выбирал в жертвы своего особенного попечения тех, кто был более податлив — одиноких женщин и подростков из не очень благополучных, неполных семей, где родители не могли дать должный отпор. В силу неофитской очарованности и доверия, а также подросткового возраста, я приобрел от такого руления моей судьбой немало серьезных проблем, которые пришлось разгребать годами.
Теперь я сам крайне остерегаюсь давать советы людям относительно их личной жизни, личных решений, не люблю, когда меня кто-то пробует назвать духовником.
С рукоположением священнослужитель не приобретает никаких бонусов в виде повышения интеллектуального уровня, не становится автоматически более духовным, прозорливым, знающим и т .п. Да, «Дух дышит где хочет..» (Ин.
3:8), и от только что поставленного безусого священника, не успевшего получить начальное богословское образование, можно получить ответ на актуальный вопрос, особенно, если человек имеет веру, а обстоятельства и время не позволяют искать более искусных.
И ослицы иногда могут заговорить и преподать урок пророку. Но это все же исключение, и в целом не стоит пытаться желаемое выдать за действительное.
Нам надо учиться строить свои мысли, слова и поступки на Евангельском благовестии и самому нести ответственность за свои решения. Хорошо, если у нас в досягаемости есть добрый священник, друг, который рад по возможности подсказать нам, как равному, не ради чего другого, а по любви, сочувствию, просто поставив себя на место человека, требующего помощи и совета.
Священник Виктор Пасечнюк:
Ничем не отличается священник от мирянина, если только не учитывать ту сугубую ответственность, которую на себе несет священнослужитель, поставленный в Церкви для служения Богу и народу Его.
Во-первых сказано: «не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак.3:1), а во-вторых, «кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук.12:48).
А вверено священнослужителям по обязанностям священнического служения очень много, за что и придется им дать отчет перед Всевышним. Обязанность же священника быть образцом для верных.
Что согласно словам апостола и написано на священническом кресте как памятка: «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1Тим.4:12).
Ответственность, конечно же, означает некое возвышение ответственного над подопечным, поэтому сказано находящимся в послушании у иерархов: «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр.13:17).
Но если есть некое подобие иерархических отношений между мирянами и духовенством, то это подобие должно отображаться в заботе об окормляемых духовенством людях, то есть апостол заповедует любовь в отношениях духовенства и мирян.
Если священнослужитель является для мирян образцом духовной жизни и имеет братское попечение о вверенных ему людях в научении их Евангельским словом и собственным примером, то ответными чувствами мирян будут любовь и уважение.
«Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет.5:2,3). Если священник не выполняет свою обязанность, а корыстно господствует, то и ответное чувство мирян будет соответствующим.
Отношения пастырь-мирянин — это отношения братские. Порой, в силу большой разницы в возрасте и большого периода духовного окормления, эти отношения становятся отеческими.
Но нужно признать, что сами миряне и священнослужители рады возводить между собой глубокую пропасть. Для мирян, которые недугуют церковным «магизмом», очень удобно иметь веру, что их «отченька» или «владыченька» помолится, и все их проблемы исчезнут. Прочтет, и все их грехи простятся. Вынесет решение — и самому ничего решать не нужно.
И Бог, как правило, таким мирянам уже не нужен. И Слово Его им без надобности.
И сами люди при этом теряют упование на Бога, теряют молитву и ограничивают свой духовный рост, оставаясь неразумными детьми, невзирая на слова апостола, который предупреждает нас, дабы мы «не были младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф.4:14).
Также и духовенству бывает очень соблазнительно ощущать себя наместником Бога на земле.
Любой священник при желании может (и иногда так и делает) себя поставить так, что к нему будут очереди стоять, прославляя его прозорливость и чудотворность.
Эти приемы сильно воздействуют на новоначальных христиан, но как правило, очень травмируют их, что плачевно сказывается на последующих периодах духовной жизни.
Когда-то было отделённое от народа левитское священство. Новозаветное священство — это обычные миряне, избираемые для служения в Церкви. Но возникает вопрос: если духовенство из мирян, то разве церковь ничем не должна отличатся от живущих в миру людей?
Многие ищут это отличие. Оттого и перекосы с «гуруизмом» и «папизмом». Оттого страстный поиск старцев, и последующие за этим разочарования.
Люди приходят к Богу и в Церковь с надеждой увидеть в лице священнослужителей образ святости, увидеть сверхлюдей. И это закономерное желание и стремление человека, который задумывается о духовной жизни.
Приходящий измениться жаждет увидеть тех, кто уже изменился.
И он должен встречать эти образцы святости, для того чтобы и самому стать таким же, и уже не отличаться ничем от священников, учителей и старцев, кроме ответственности, которую имеют они из-за своего служения.
И если священник рожден от Духа, то и пришедший наверняка сможет получить духовное рождение, а не подмену евангельских принципов при духовных манипуляциях корыстолюбивых и властолюбивых пастырей.
В церкви мы ничем не должны отличатся друг от друга в Духе Святом. Так как во Христе Иисусе — все новое творение. «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал.6:15), и нет уже «иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.
3:28). Если ты рожден от Духа и стал новым творением, то все равно кто ты, и кто рядом с тобой, — священник, епископ или глава административного округа, богатый или бедный — ты новое Божие творение и член народа Божьего.
И напротив, если ты священник или епископ, но от Духа Божьего так и не родился, то ты чужд славы Божией, независимо от того, какие бы знаки отличия не носил на себе, и каким почетом и роскошью не был окружен. Ведь Слово Божие категорично в этом вопросе: «Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9).
Когда-то вся церковь настолько была свята, отличалась от внешних, что «из посторонних никто не смел пристать к ним, и народ прославлял их» (Деян. 5:13).
Задающимся вопросом отличия мирян и священников могу порекомендовать книги и статьи священника Николая Афанасьева и некоторые главы книги Петра Иванова «Тайна Святых».
Задайте свой вопрос ахилловскому батюшке: ahilla.ru@gmail.com
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
С помощью PayPal
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:
Источник: https://ahilla.ru/chem-svyashhennik-otlichaetsya-ot-obychnogo-cheloveka/