Как определить спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола

Какие слова чаще встречаются в прозе, стихах, газетной передовице, да и просто в обывательском разговоре? Конечно, глаголы. Но мы их припоминаем, когда трудно установить, что писать в окончании: И или Е? Чтобы не затрудняться в этом, учите спряжение глаголов.

Спряжение — изменение глагола будущего и настоящего времени по лицам и числам.

1

Определяем спряжение глагола по личному окончанию

В русской речи у глаголов два спряжения.

В первом спряжении окончания: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Во втором: -ишь, -ит, -им, -ити, -ат, -ят.

Глаголы с ударением на окончание под силу одолеть даже стопроцентному троечнику: как ухо слышит – так и пиши.

  • Конь бежит, земля дрожит, упадет – весь день лежит.
  • Зима занесет колючим снежком извилистые тропки, заскрипит на неглубоком ручейке лед, деревья и кустарники поспешат надеть теплые белоснежные наряды.

2

Узнаем спряжение глагола по инфинитиву

Если ударение идет на корень, примените правило.

  • Поставьте глагол в начальную форму, спросив: Что делать?
  • Если в окончании присутствует -ить – это 2 спряжение.
  • В других вариантах – 1 спряжение.
  • Помните о глаголах-исключениях второго спряжения, на -ать и -еть. Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть. Но зато терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть.
  • Запомните – брить, стелить, зиждиться – 1 спряжение.

Потренируемся.

Школьник окапывает деревья, подливает их под корень дождевой водой, белит стволы известью от вредителей.

Подливает – подливать – 1 спряжение.

Окапывает – окапывать – 1 спряжение.

Белит – белить – 2 спряжение.

Некоторые глаголы, сообразно лицевой формы, обладают окончаниями первого и второго спряжения.

  • Ребята хотят съесть сливочное мороженое. 2 спр.
  • Ты хочешь гулять с собакой во дворе или останешься дома? 1 спр.
  • Вы хотите заказать билеты на прогулку на катере? 2 спр.
  • Я бегу наперегонки с ветром. 1 спр.
  • Дорога бежит через холмы, петляя, как заяц. 2 спр.
  • Мысли бегут вразброд. 1 спр.

4

Запоминаем исключения

  • Глаголы с приставкой Вы – спрягаются, как и бесприставочные.

Сильный дождь льет весь день. 1 спр.

Он выльет месячную норму осадков. 1 спр.

  • Переходные глаголы с приставками обез-(обес) относятся ко второму спряжению. Обессилю, обессилишь. А непереходные – к первому. Обессилеть – обессилею.
  • Глаголы с одной основой, но различные по виду в спряжении не совпадают. Предлагаешь(несов. вид) – предлагает – первое спряжение. Предложить (сов. вид) – предложит – второе спряжение.

Как видите, правила несложные, исключений мало. Так что дерзайте: тренируйтесь, зубрите, добивайтесь, чтобы в письменные труды ваши не проскочили досадные ошибки, а за неграмотную СМС-ку друзья вас не засмеяли.

Источник: https://sovetclub.ru/kak-opredelit-spryazhenie-glagola

Спряжение глагола

Спряжение глаголов представляет собой постоянный грамматический признак этой части речи. В статье описаны способы, как определять спряжение глаголов, приведены таблицы с наглядными примерами различных вариантов спряжений, а также указаны исключения из общих правил.

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжений — 1 и 2 спряжение глаголов.

По правилам спряжение глаголов определяется двумя способами:

  • По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
  • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.

Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
Ед. число Мн. число Примеры глаголов 1 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 2 спряжения
1-е -у (-ю) -ем рисую, сошью, растурисуем, сошьем, растем -у(-ю) -им приготовлю, куплю, держуприготовим, купим, держим
2-е -ешь -ете рисуешь, сошьешь, растешьрисуете, сошьете, растете -ишь -ите приготовишь, купишь, держишьприготовите, купите, держите
3-е -ет -ут (-ют) рисует, сошьет, растетрисуют, сошьют, растут -ит -ат (-ят) приготовит, купит, держитприготовят, купят, держат

Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо образовать неопределенную форму глагола (инфинитив) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.

Глаголы первого спряжения представлены:

  • глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
  • глаголами с суффиксом -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся к 2 спряжению);
  • тремя глаголами исключениями с суффиксом -ить (зиждиться, стелить, брить);
  • всеми глаголами с суффиксом -оть, -уть, -ть и др. (обуть, полоть, смолоть).

Глаголы второго спряжения представлены:

  • глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
  • семью глаголами исключениями с суффиксом -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть);
  • четырьмя глаголами исключениями с суффиксом -ать (дышать, слышать, гнать, держать).

Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные), которые частично спрягаются как по 1-му, так и по 2-му спряжениям. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные). Они не относятся ни к одному из спряжений в русском языке и также являются исключением спряжений глаголов.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/spryazhenie-glagola-kak-opredelit

Как определить спряжение глагола в русском языке?

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния гла­го­ла, важ­но опре­де­лить его спря­же­ние по суф­фик­су перед окон­ча­ни­ем -ть неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла.

Что такое спряжение

Спряжение явля­ет­ся одним из посто­ян­ных при­зна­ков гла­го­ла. Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния гла­го­ла, необ­хо­ди­мо опре­де­лить его спря­же­ние.

Глаголы изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни:

  • гулять — я (что делаю?) гуляю, ты гуля­ешь, он гуля­ет;
  • ска­зать — я (что сде­лаю?) ска­жу, ты ска­жешь, он ска­жет.

Спряжение — это изме­не­ние неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла, кото­рая явля­ет­ся началь­ной, на фор­мы пер­во­го, вто­ро­го и тре­тье­го лица в един­ствен­ном и мно­же­ствен­ном чис­ле, напри­мер:

гла­гол «мур­лы­кать»

  • 1 лицо: я мурлы́ч-у — мы мурлы́ч-ем
  • 2 лицо: ты мурлы́ч-ешь — вы мурлы́ч-ете
  • 3 лицо: он мурлы́ч-ет — они мурлы́ч-ут

Изменим гла­гол «сла­вить» по лицам и чис­лам:

  • 1 лицо: я сла́вл-ю — мы сла́в-им
  • 2 лицо: ты сла́в-ишь — вы сла́в-ите
  • 3 лицо: он сла́в-ит — они сла́в-ят.

Как определить глагол первого спряжения

У гла­го­ла «мур­лы­кать», как видим, лич­ные окон­ча­ния без­удар­ные, что доста­вит слож­ность в их напи­са­нии. Но по неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла, кото­рая закан­чи­ва­ет­ся на -а-ть, отне­сем его к пер­во­му спря­же­нию и напи­шем лич­ные окон­ча­ния:

  • , , -ешь (-ёшь), -ет (-ёт) — в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла;
  • -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут, -ют — в фор­мах мно­же­ствен­но­го чис­ла.

К пер­во­му спря­же­нию отне­сем все гла­го­лы, в соста­ве кото­рых перед окон­ча­ни­ем -ть име­ют­ся суф­фик­сы, обо­зна­чен­ные бук­ва­ми а, о, у (ну), е, я, напри­мер:

  • а-ть — пла­вать, бро­сать, думать, рисо­вать;
  • о-ть — про­по­лоть, смо­лоть, зако­лоть, пороть;
  • у (ну) -ть — тонуть, сох­нуть, пере­прыг­нуть, кап­нуть;
  • е-ть — осме­леть, зачерст­веть, опро­ти­веть, выздо­ро­веть,
  • я-ть — веять, зала­ять, маять­ся, учу­ять.

В этот спи­сок доба­вим гла­гол -исклю­че­ние «брить»

  • 1 лицо: я бре-ю — мы бре-ем
  • 2 лицо: ты бре-ешь — вы бре-ете
  • 3 лицо: он бре-ет — они бре-ют.

и гла­гол «сте­лить»

  • 1 лицо: я стел-ю — мы стел-ем
  • 2 лицо: ты стел-ешь — вы стел-ете
  • 3 лицо: он стел-ет — они стел-ют.

Как определить глагол второго спряжения

Чтобы опре­де­лить гла­гол вто­ро­го спря­же­ния, поста­вим его в началь­ную фор­му и посмот­рим, есть ли суф­фикс -и- перед окон­ча­ни­ем -ть, напри­мер:

  • строю — стро-и-ть
  • сохра­ним — сохран-и-ть
  • отпра­ви­те — отправ-и-ть.

Все гла­го­лы, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на —и-ть, кро­ме «брить» и «сте­лить», отне­сем ко вто­ро­му спря­же­нию.

Посмотрим лич­ные окон­ча­ния гла­го­ла вто­ро­го спря­же­ния «пере­носить»:

  • 1 лицо: я перенош-у — мы перенос-им
  • 2 лицо: ты перенос-ишь — вы перенос-ите
  • 3 лицо: он перенос-ит — они перенос-ят.

Сделаем вывод, что гла­го­лы вто­ро­го спря­же­ния име­ют лич­ные окон­ча­ния:

  • -у, -ишь, -ит в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла;
  • -им, -ите, -ат/-ят в фор­мах мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Сюда же при­со­еди­ним спи­сок глаголов-исключений на —а-ть :

гнать, держать, слышать, дышать;

семь гла­го­лов на —е-ть:

смотреть, видеть, нена­видеть, вертеть, зависеть, терпеть, обидеть.

Для того что­бы быст­ро и лег­ко их запом­нить при­ду­ма­ли сти­хи.

Вывод

Спряжение гла­го­ла мож­но опре­де­лить по его лич­ным окон­ча­ни­ям, если они удар­ные. Об этом подроб­нее узна­ем в ста­тье «Спряжение гла­го­ла «гореть».

Если же лич­ные окон­ча­ния гла­го­ла без­удар­ные, то спря­же­ние гла­го­ла опре­де­лим по неопре­де­лен­ной фор­ме.

Для это­го пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

  • поста­вим иссле­ду­е­мый гла­гол в неопре­де­лен­ную фор­му;
  • выяс­ним, какая глас­ная (суф­фикс) сто­ит перед окон­ча­ни­ем -ть (выкро-и-ть, залат-а-ть);
  • опре­де­лим пер­вое или вто­рое спря­же­ние.

Видеоурок

Источник: https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/spryazhenie-glagola.html

Как определить спряжение глагола в русском языке? Учим правило легко

Вы здесь

Определение спряжения глагола многих ставит в ступор. Хотя при написании делового письма или поста на форуме само слово «спряжение» может даже не возникнуть в сознании. Однако, чтобы не прослыть безграмотным, окончания глаголов стоит писать правильно.

Что такое спряжение глагола?

Спряжение — это как раз та грамматическая категория глагола, которая, определяя его изменение по лицам и числам, диктует, какую букву писать в сомнительном его окончании.

Известно два спряжения глагола: первое и второе соответственно. В зависимости от того, к какому из них глагол относится, и происходит выбор буквы, которую необходимо писать в его окончании.

Стоит помнить, что глаголы прошедшего времени не имеют спряжения, так как тут просто не в чем сомневаться.

Как определить спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола в русском языке, 5 класс, наверняка, ответит вам хором. Если, конечно, дети сами разобрались со сложным алгоритмом, представленным в учебниках.

Итак, давайте разбираться.

Способы запоминания

Спряжение глагола — одно из самых сложных правил «великого и могучего». И на сегодняшний день придумано огромное количество вариантов его запоминания алгоритмы, шуточные стишки и песни, таблицы.

Но суть одна: важно отследить зависимость буквы в безударном личном окончании глагола от буквы в инфинитиве, а также оставить в памяти 15 глаголов-исключений, и спряжение вы будете определять еще до того, как начнете записывать глагол.

Как определить спряжение глаголов в русском языке, лучше всего покажет таблица. Наглядность помогает подключить еще и зрительную память.

1 спр. 2 спр.
все остальные глаголы глаголы, инфинитив которых оканчивается на -ить
искл.: брить стелитьзиждитьсязыбиться искл.: гнать, держать, слышать, дышать, смотреть, видеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть

А вот стишок, который помогает с ответом на вопрос, как определить спряжение глагола в русском языке:

Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на –ить,

Исключая брить, стелить.

А еще смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Один глагол — два спряжения

Известны в русском языке и так называемые разноспрягаемые глаголы. Это такие, у которых в одних формах используются буквы первого спряжения, а в других — второго. Среди них глаголы есть, хотеть, дать, бежать, чтить, брезжить.

Например: чтить — чтят (2 спр.) — чту (1 спр.), хотеть — хочет (1 спр.) — хотят (2 спр.).

Источник: https://www.rutvet.ru/in-kak-opredelit-spryazhenie-glagola-v-russkom-yazyke-uchim-pravilo-legko-5015.html

Спряжение глаголов в русском языке

Спряжение глаголов в русском языке — это изменение глаголов по лицам и числам (например: я сплю — они спят). В современном русском языке глаголы имеют два спряжения: первое и второе. Знание спряжения необходимо для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях.

Правило гласит, что к І спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют). Ко ІІ спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Число Лицо І спряжение ІІ спряжение
окончания примеры окончания примеры
Единственное 1 — я2 — ты3 — он, она, оно -у, -ю-еш-ет брмочУбормочЕшьбормочЕт -у, -ю-ишь-ит клеюклеИшьклеИт
Множественное 1 — мы2 — вы3 — они -ем-ете-ут, -ют бомочЕмбормочЕтебормочУт -им-ите-ат, -ят клеИмклеИтеклеЯт

Ко ІІ спряжению относятся глаголы с безударными личными окончаниями на:

  • ить (за исключением: брить, стелить, зиждиться);
  • 7 глаголов на -еть(обидеть, терпеть, зависеть, вертеть, видеть, смотреть, ненавидеть);
  • 4 глагола на -ать (слышать, гнать, дышать, держать).

А легко запомнить глаголы ІІ спряжения и исключения поможет стих про спряжения глаголов:

К I спряжению относятся все остальные глаголы с безударными личными окончаниями -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть (таять, копать, мокнуть. Личное окончание указанных примеров в безударном положении имеет букву «е» — тает, копает, мокнет). Стоит обратить внимание на то, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные, от которых они образованы.

Итак, для того, чтобы выяснить, к какому спряжению относится глагол, и какую гласную букву следует писать в его окончании, необходимо выяснить, куда в слове падает ударение.

Если под ударением находится гласная буква, значит, она в сильной позиции, и сомнений тут никаких нет.

Однако, если окончание глагола находится в безударном положении, глагол необходимо поставить в неопределенную (начальную) форму.

Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, следует:

  • поставить глагол в неопределённую форму (гуляет – гулять);
  • определить, какая гласная стоит перед -ть.

Источник: http://www.fio.ru/pravila/grammatika/spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke/

Определяем спряжение глагола

Содержание

Что такое спряжение глагола?

Зачем определять спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола?

Как применять правило?

Какие глаголы называются разноспрягаемыми?

Что такое глаголы особого спряжения?

Тест по теме «Спряжение глагола»

Тест «Правописание глаголов и причастий»

Спряжение глагола — пожалуй, одна из самых сложных тем в курсе русского языка.

Однако хорошо усвоить её нужно обязательно: без глаголов не обходится ни один школьный диктант.

Кроме того, задания, связанные с определением спряжения глагола, непременно встретятся в тестовой части выпускных экзаменов по русскому языку — ОГЭ в девятом классе и ЕГЭ — в одиннадцатом.

Несмотря на то, что определять спряжение глагола и грамотно писать его личные окончания учат ещё в начальных классах, ошибок на это правило предостаточно в работах школьников всех возрастных категорий.

Покорить Его Величество Глагол непросто… Но мы всё же — шаг за шагом — попробуем это сделать. Для начала разберёмся, что же из себя представляет это пресловутое спряжение глагола.

Что такое спряжение глагола?

Как это выглядит на практике?

Вспомним эти местоимения:

Так, к глаголу идёшь можно подставить местоимение ты: (ты) идёшь — значит, это глагол 2 лица единственного числа. А к глаголу поём подставляется местоимение мы — это глагол 1 лица множественного числа. (Они) клеят — 3 лицо множественного числа, (я) рассказываю — 1 лицо единственного числа и т.д.

Теперь научимся спрягать глаголы (то есть изменять их по лицам и числам).

Вот так, к примеру, спрягаются глаголы делать и клеить:

Окончания глаголов первого, второго и третьего лица называются личными. То же название имеют и формы глаголов, образовавшиеся при спряжении.

Кстати, окончания глаголов мы выделили не случайно. В русском языке огромное количество разных глаголов. Но почти все они по своим личным окончаниям делятся всего на два типа.

Первый тип глаголов (то есть глаголы первого спряжения) имеет личные окончания:

-у (или -ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут (или -ют).

Окончания глаголов второго типа (то есть глаголов второго спряжения):

—у(или -ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат (или -ят).

Наверняка вы уже отметили, что мы проспрягали глаголы обоих типов: глагол делать относится к первому спряжению, а глагол клеить — ко второму спряжению.

Зачем определять спряжение глагола?

Действительно, зачем? Для чего учителя периодически усложняют жизнь школьникам, заставляя их зубрить — в стихах и в прозе — глаголы-исключения, вновь и вновь повторять, казалось бы, затверженное наизусть правило определения спряжения? Оказывается, причина есть — и причина важная.

Попробуйте-ка, не зная правил, вставить пропущенные буквы в глаголы:

(мы) се…м,

(мы) вид…м.

Задача не из лёгких, не так ли? Даже если природа вас наделила врождённой грамотностью, правильно писать личные окончания глаголов непросто.

Гораздо легче тем, кто определил, что глагол сеять относится к первому спряжению, а глагол видеть — ко второму.

Из списка личных окончаний глаголов первого спряжения выбираем подходящее по смыслу окончание для глагола се…м — -ЕМ. И пишем глагол правильно:

Из другого списка — личных окончаний второго спряжения — выберем нужное личное окончание для глагола вид…м — -ИМ. Напишем глагол грамотно:

Кстати, от спряжения глагола зависят и гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Если причастие образовано от глагола первого спряжения, его суффиксы будут такими:

-ущ-, -ющ-, -ом-, -ем-.

У причастий, образованных от глаголов второго спряжения, суффиксы следующие:

-ащ-, -ящ-, -им-.

Итак, умение определять спряжения глагола необходимо, чтобы правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий. Теперь возникает другой вполне резонный вопрос — как именно определять спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола?

Чтобы определить спряжение глагола, прежде всего, поставим его в неопределённую форму.

Напомним: в неопределённой форме (она по-другому называется инфинитивом) глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать? — смотреть, искать, нести, беречь, надеяться и т.п.)

Смотрим, на что оканчивается глагол. К примеру, глагол смотреть оканчивается на -еть, искать — на -ать, нести — на -ти, беречь — на -чь, надеяться — на -ять (постфикс -ся отбрасываем) и т.д.

А вот, собственно говоря, само правило.

Ко второму спряжению относятся:

— все глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ИТЬ, кроме трёх — брить, стелить, зиждиться;

11 глаголов-исключений, которые оканчиваются на -ЕТЬ и -АТЬ (их нужно запомнить!) —

7 глаголов на -ЕТЬ:

4 глагола на -АТЬ:

К первому спряжению относятся

все остальные глаголы, включая глаголы-исключения брить, стелить, зиждиться.

Примечание. Этот способ определения спряжения подходит только для глаголов, у которых на личное окончание не падает ударение.

Не пытайтесь определять по неопределённой форме спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

Во-первых в этом нет необходимости, так как гласные под ударением слышатся чётко, а значит для их правильного написания в окончаниях глаголов правило применять не требуется.

Во-вторых, определяя по инфинитиву спряжение глаголов с ударными личными окончаниями, вы рискуете запутаться: глагол лететь, например, оканчивается в неопределённой форме на -ЕТЬ (а если применить к нему правило, то окажется, что он первого спряжения).

Однако личные формы глагола лететь имеют все окончания второго спряжения (летим, летишь, летите, летит, летят).

Следовательно, и относить этот глагол нужно ко второму спряжению.

Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по самим окончаниям, а не по неопределённой форме!

Как применять правило?

Итак, мы выяснили, что определять спряжение глагола необходимо, чтобы правильно писать гласные в личных окончаниях. На практике это выглядит следующим образом.

Предположим, что требуется вставить пропущенные буквы в глаголах:

(мы) се…м,

(они) кол…тся,

(ты) пил…шь,

(он) удерж…т.

Личные окончания этих глаголов безударные, и для определения спряжений нужно поставить глаголы в неопределённую форму.

Се…м — сеять. В инфинитиве глагол оканчивается на -ять, а значит, относится к первому спряжению. Вспоминаем личные окончания глаголов 1 спряжения:

Выбираем из списка то окончание, которое нам подходит по смыслу: -ЕМ. Записываем глагол правильно: сеем.

Кол…тся — колоться. В неопределённой форме глагол оканчивается на -оть и, следовательно, также относится к первому спряжению (на постфикс -ся в данном случае внимания не обращаем: он не влияет на написание глагола). Выбираем из списка подходящее окончание:

Без пропусков глагол выглядит так: колются.

Пил…шь — пилить. Инфинитив этого глагола оканчивается на -ить — значит, перед нами глагол второго спряжения. Вспомним личные окончания глаголов второго спряжения и выберем из них то, что подходит по смыслу:

Без пропусков глагол пишется так: пилишь.

Удерж…т — удержать. Глагол оканчивается в инфинитиве на -ать. Вспоминаем: глагол держать — один из четырёх глаголов-исключений на -ать, относящихся ко второму спряжению (приставка у- на написание глагола не влияет). Выбираем из списка подходящее по смыслу окончание:

Записываем глагол в соответствии с правилом: удержит.

Разноспрягаемые глаголы

Есть в русском языке глаголы, которые при спряжении приобретают личные окончания и первого, и второго спряжения. Таких глаголов всего три: хотеть, бежать и брезжить. Поскольку ни к первому, ни ко второму спряжению эти глаголы отнести нельзя, они считаются разноспрягаемыми.

Проанализируем формы глагола хотеть. В единственном числе он имеет окончания первого спряжения: хочешь, хочет. А вот формы множественного числа спрягаются уже по второму типу спряжения: хотим, хотите, хотят.

Все личные окончания глагола бежать ударные: бежим, бежишь, бежите, бежит, бегут. Как видим, во множественном числе третьего лица глагол имеет окончание первого спряжения -ут. Остальные же его формы спрягаются по второму спряжению.

Глагол брезжить не употребляется в первом и втором лице. Что же касается третьего лица, то в единственном числе глагол приобретает окончание второго спряжения (брезжит), а во множественном числе — окончание первого спряжения (брезжут).

Глаголы особого спряжения

Глаголы в русском языке, спрягаясь, приобретают, как правило, личные окончания одного из двух типов спряжения. Исключением являются глаголы особого спряжения, имеющие специфические личные окончания. Это глаголы есть и дать — древнейшие слова, судя по всему, одними из первых появившиеся во всех языках мира. Проанализируем их формы.

Глагол есть (в значении «принимать пищу») во множественном числе спрягается подобно глаголам второго спряжения: едим, едите, едят. А вот в единственном числе окончания в формах этого глагола особенные: ем (окончание -м), ешь (окончание -шь), ест (окончание -ст).

Глагол дать во множественном числе спрягается и как глаголы второго спряжения (дадим, дадите), и как глагол первого спряжения (дадут).

Что же касается единственного числа, то здесь окончания специфические, как и у глагола есть: дам (окончание ), дашь (окончание -шь), даст (окончание -ст).

Источник: http://bacenko.ru/podgotovka-k-ege/opredelyaem-spryazhenie-glagola/

Как определить спряжение глагола?

Очень интересный вопрос Вы задали, потому что много существует спорных и запутанных вопросов по определению спряжения глаголов в рус. языке.

Как показывает практика, многие затрудняются определять спряжение глагола.

Основы изучения глагольных категорий закладываются обычно в начал-ых классах. И именно здесь, при формировании умения определять спряжение глагола, учителя подстерегает I ошибка.

Вы, вероятно, заметили, что в учебниках по рус. яз. для нач. школы при изучении темы «Спряжение глагола» вначале предлагаются упраж-ия, в которые включены глаг. с ударными личными окончаниями в одной из личных форм.

Интересно заметить, что на I взгляд, определить спряжение у такой формы глагола достаточно просто:

выделил ударное личн. окончание и назвал спряжение.

К сожалению, в учебниках не отмечается 1 важная особенность разноспрягаемых глаголов (бежать, хотеть) и глаголов с архаичным спряжением (дать, есть), а именно:

в части своих личных форм они также имеют ударные окончания (бегу′т, хотят, даду′т, едя′т).

Вас удивит, когда Вы узнаете, что ещё 1 проблема состоит в том, что уже в 4-ом классе при морфологическом разборе глагола встречаются не только личн. формы, но и формы в прошед. врем.

или в повелительном наклонении. В этом случае принято ставить глаг. в 3-е лицо мн. ч., но при этом следует учитывать, что у безличных глаголов из личн. форм есть только форма 3-го лица ед. ч.

(светает, вечереет, спится).

В школе определение спряжения используется в 2-ух направлениях:

1) спряжение в качестве языкового задания при морфолог-ком разборе глагола как части речи;

2) спряжение как орфографическая необходимость.

Лёгкость определения спряжения по ударным личным оконч-ям, к сожалению, приводит к тому, что учитель сосредоточивается на отработке спряжения только у глаголов с безударн. личными оконч-ями (работа на орфографическую необходимость), тем самым вольно или невольно формируя у детей навык ставить любой гл. в начал. форму, не проверяя, есть ли у этого глагола формы с ударн. личн. оконч-ями.

Такое упрощение, как правило, продолжается и в среднем звене. Представьте себе, какое чувство Вы бы испытали, если бы учительница по рус. яз. поставила бы Вашему ребёнку “2” только за то, что тот начал определять спряжение с поиска у глагола ударн. личного окончания?

Итак, что отвечают большинство выпускников школ на вопрос:

«Как определить спряжение глагола»?

Многие ответят:

Такой ответ свидетельствует, что в их сознании не сформирован I этап, требующий выявления ударн. личного окончания.

Кроме этого, существует ещё 1 сложность — определение спряжения у приставочных образований от глаголов исключений.

Конечно, в школьных учебных пособиях имеется информация о том, что приставка не влияет на спряж.

глагола, однако систематического подхода к формированию навыка определения спряжения у такого рода глаголов нет из-за отсутствия универсального алгоритма и специально подобранных упражнений.

Традиционно определение спряжения глагола включает в себя 2 этапа:

1) Личн. окончания глаг. 1-го и 2-го спряжения чётко определяются только под ударением. Для этого нужно установить, явл-ся ли личн. окончание глаг. ударным или нет.

2) Если ударение на личн. окончание не падает, тогда спряжение определяем по инфинитиву, предварительно отделив глаголы-исключения.

Вам хотелось бы узнать, что предлагают некоторые исследователи этой темы? Они считают, что при определении спряж-я необходимо обращать внимание не только на:

  • глаголы-исключения;
  • разноспрягаемые глаголы;
  • глаголы с архаичным спряжением.

Но необходимо ещё обращать внимание и на их приставочные и постфиксальные варианты.

При определении спряжения также нужно быть внимательным к глаголам с ударным префиксом вы-, потому что, чаще всего, в формах таких глаг. ударение сохраняется на приставке, в то время как в бесприставочном аналоге оно может переместиться на окончание:

Вы′сидеть — вы′сидят; ср. сидя′т

Вы′бежать — вы′бегут; ср. бегу′т

Вы′дать — вы′дадут; ср. даду′т

Таким образом, алгоритм определения спряж. глаг. должен выглядеть так:

Определить, в какой форме глагол.

  • Если глаг. имеет удар. личн. окончание (кроме 1-го лица), отделить (если это возможно) приставку и постфикс и убедиться, что бесприставочная форма не входит в группу разноспрягаемых глаг. с ударными личн. окончаниями (бегут, хотят) и глаголов с архаичным спряжением (едят, дадут).

Опред-ть спряжение.

  • Глагол в прошед. врем., повелител. или условном наклонении, а также в начал. форме поставить в 3-е л. мн. ч., потому что, к примеру, инфинитив кричать, сидеть (ср. кричат, сидя′т) многие сразу же, не задумываясь, ошибочно относят к 1-му спряж..

Если глаг. имеет ударн. личн. окончание, см. п. 1.

  • У гл. с безудар. личным окончанием отбросить приставку вы-, если такая есть, и проверить окончание. Если окончание ударное, см. п. 1.

Остальные глаг. с безударным личн. окончанием поставить в начал. форму.

  • Отделить (если возможно) приставку и постфикс (-ся) и опред-ть, явл-ся ли этот глаг. исключ. или нет.
  • Опред-ть спряжение гл., который исключением не является, в зависимости от того, на какой гласный оканчивается основа инфинитива.

Хотелось бы обратить внимание на то, что на послед. этапе определения спряж. глаг. применяется также и такой приём:

  • найти, на что оканчивается глагол.

Но этот приём менее удачен, потому что может привести к смешению 2-х понятий:

  • аффикс инфинитива (-ть);
  • то, на что оканчивается инфинитив (-ать, -еть, -ить и др.). Результатом этого является неумение правильно выделять аффикс инфинитива.

Примеры:

Из сырого, пахнущего тающим снегом осинника деревенские ребятишки весёлой стайкой дружно перебежали на согретую весенним солнцем полянку.

Определяем спряж. гл..

  1. Перебежали — гл. в форме прошед. времени, мн. ч..
  2. Перебегу′т — 3-е л. мн. ч. Личное окончание ударное. Форма без приставки: бегу′т.

Бегут — форма разноспрягаемого глагола бежать.

Вывод: перебежали — форма разноспрягаемого глагола.

Брат задержался на работе.

Определ. спряж. гл..

  1. Задержался — гл. в форме прошед. вр. ед. ч., мужс. рода.
  2. Заде′ржатся — 3-е л. мн.ч. Личн. окончание безударное.
  3. Ставим гл. в начал. форму — задержаться.
  4. Отделяем приставку и постфикс — держать.

Глагол держать — глагол-исключение 2-го спр..

Вывод: задержался — форма гл. 2-го спр. (исключение).

Заучите этот отрывок наизусть.

Определяем спр. гл..

  1. Заучите — глагол в форме повелител. наклонения мн. ч..
  2. Зау′чат — 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
  3. Начал. форма — заучить.
  4. Отделяем приставку — учить. Гл. учить исключением не является.
  5. Основа инфинитива оканчивается на -и. Гл. 2-го спр..

Вывод: заучите — форма гл. 2-го спряжения.

Итак, как Вы заметили, предлагается:

1) привлекать языковые упражнения не только с бесприставочными гл. в форме наст. или простого будущ. времени, но и с другими формами глаг., осложнёнными приставками и постфиксами;

2) отрабатывать навык выделения основы инфинитива, чтобы у глаг. с безударн. личн. окончаниями определять спряжение с помощью конечного гласного основы.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/125107-kak-opredelit-sprjazhenie-glagola.html

Как правильно определить спряжение глагола в русском языке: таблица, правила и примеры

Изучение самостоятельных частей речи вызывает больше всего затруднений у школьников. Особенно много вопросов появляется, когда речь идет о том, как определить спряжение глагола в русском языке.

Данную тему необходимо изучить, чтобы в дальнейшим успешно изучать морфологические признаки особых глагольных форм.

Полученные знания станут огромным плюсом при сдаче обязательного единого экзамена по русскому языку.

Особенности

Вначале дадим определение, что такое спряжение глаголов, а затем рассмотрим, как изменяется данная часть речи.

Важно! Некоторые непостоянные признаки глаголов становятся очевидными, если добавить к ним вспомогательные личные местоимения.

Что такое спряжение? Ответ простой — это изменение глагольных форм по непостоянным признакам, которыми являются лицо (1-3) и число (единств. или множ.). Лицо подсказывает, кем совершается действие. Существует три категории лица.

лицо Ед. число Мн. число
1 (кто говорит) я мы
2 (кто слушает) ты вы
3 (не принимает участия в беседе) Он, она, оно они

Пример: рисуешь, нужно подобрать к нему подходящее местоимение, здесь подходит — ты. Отсюда видно, что рисуешь стоит в ед. ч., обладает признаками второго лица. Можно сделать заключение, что спряжение глаголов в русском языке — это их изменение по непостоянным признакам.

Особенности спряжения глаголов в русском языке. Таблицы.

лицо Ед. ч. Мн. ч.
1 Я играю Мы играем
2 Ты играешь Вы играете
3 Он, она, оно играет Они играют
лицо Ед. число Мн. число
1 Я леплю Мы лепим
2 Ты лепишь Вы лепите
3 Он, она, оно лепит Они лепят

Флексии, появляющиеся во время спряжения, называются личными.

Внимание! Таблицу, представленную выше, важно очень хорошо запомнить.

Некоторые тонкости

Чтобы каждая проверочная работа по морфологии не вызывала приступов паники, и при сдаче ЕГЭ можно было чувствовать себя уверенно, нужно хорошо усвоить основные принципы и правила русской орфографии.

Например: Смех слышится. Пишем И (2 спр.). Грядки полют. Глагол первого спряж. дает букву Ю. Процесс изменения глаголов влияет на орфографию причастий, именно оно решает, какой суффикс будет у причастия.

Виды

Если флексия находится под ударением, то сомнений в правильности написания быть не может. Какие бывают окончания глаголов обоих спряжений в русском языке вы узнаете из таблицы:

лицо глаголы первого спряжения. 2 спряж.
Единств. число. Множ. число. Единств.ч. Множ.ч.
1 Пишупою Пишемпоём Держупилю Держимпилим
2 Пишешьпоёшь Пишетепоёте Держишьпилишь Держитепилите
3 Пишетпоёт Пишутпоют Держитпилит Держатпилят

Если ударением выделяется иная морфема, кроме флексии, то помощь в соотнесении лексемы и группы окажет инфинитив, а точнее, то буквосочетание, расположенное в конце слова.

Глаголы второго спряжения, согласно установленным языковым правилам, оканчиваются на –ит, кроме глаголов брить, стелить, зиждиться. Дополняют группу исключения из 1 спр. (смотреть, видеть, обидеть, зависеть, дышать, ненавидеть, слышать, гнать, держать, вертеть, терпеть).

Все глаголы, не попавшие во вторую группу, относятся к первой, включая брить, стелить, зиждиться.

Глаголы 2 спряжения включают подобные примеры: готовить, спешить.

Важно! Четко усвоить исключения для 1 -го и 2-го спряжений.

Пример использования на практике основного правила

  1. Народ бор..тся. Н.ф. бороться. Постфикс –ся отбрасываем. Буквосочетание –оть является показателем 1 спр. Таблица дает нам букву Е на месте пропуска. Народ борется.
  2. Она готов..т. Н.ф. Готовить. Это глагол второго спряжения. Непостоянные признаки: 3 л., единств. число.

    По таблице определяем, что на месте пропуска должна стоять буква И. Она готовит.

  3. Бре..т бороду. Ставим в инфинитив. Брить — определяем, какое это спряжение. Относим его к 1 группе. Бреет бороду.
  4. Мы вид..м. Ставим в н. ф. Видеть — определяем, какое это спряжение. 2 группа.

    Мы видим.

Отдельные нюансы

Глаголы брезжить, бежать и хотеть занимают особое место среди своих собратьев. Языковеды определили, что при изменении данных лексем наблюдается следующее: они приобретают флексии, как 1, так и 2 спряжения. По этой причине их называют разноспрягаемыми.

Лингвисты выделяют глаголы «есть» и «дать» в отдельную группу, потому что при изменении они показывают личные окончания, не относящиеся к традиционным. Их уникальность и обуславливает определение их в отдельную группу.

Видеоурок. Спряжение глагола в русском языке

Спряжение глаголов 1 часть. Что нужно знать, чтобы определить спряжение.

Вывод

Важно усвоить этот материал, чтобы дальнейшее знакомство с причастиями и деепричастиями не вызывало трудностей. Потратьте немного времени и качественно выучите правило, которое поможет не делать орфографических ошибок на письме во время выполнения экзаменационных заданий.

Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/kak-opredelit-spryazhenie-glagola-v-russkom-yazyke.html

Как определить спряжение глагола

Зачем вообще изучают спряжения? Чтобы понять, какое окончание глагола ставить: «е» или «и». Есть два спряжения, первое и второе.
В первом на конце ставится «е» (если употреблять после «он»): «он знает», «он играет». Во втором — «и». Например, «он пилит», «он говорит».

I спряжение II спряжение
Он знаЕт Он говорИт

Пример приведен для «ОН», то есть третьего лица. С ним чаще всего и возникают проблемы. Как же догадаться, к какому спряжению относится глагол? Дело в том, что каждому спряжению глагола присущ свой набор окончаний для разных лиц. И если непонятно, какое окончание ставить в 3 лице (знаЕт или знаИт), можно посмотреть, какие окончания ставятся в других лицах и в инфинитиве, и сориентироваться.

Определяем спряжение глагола по личному окончанию

Вот личные окончания для глаголов «знать» и «говорить».

Спряжение глаголов Знать и Говорить

Как видим, в третьем лице множественного числа окончание у первого спряжения «ЮТ» (знаЮТ), а у второго — ЯТ (говорЯТ).

В общем случае окончания таковы:

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Как видите, окончания у первого и второго спряжения разные.

Так что если вы не уверены, как писать «он знаЕТ» или он «знаИТ», то попробуйте подумать, а как писать «они знаЮТ» или «они знаЯТ».

Они знают звучит правильнее, так? Значит как видно из таблице, это глагол первого спряжения. И надо писать «он знаЕТ».

Если же со словом «они» тоже непонятно, как правильно, то попытайтесь определить спряжение с помощью инфинитива. Если честно, с инфинитива лучше бы и начинать, так как это проще.

Узнаем спряжение глагола по инфинитиву

Узнать спряжение по инфинитиву очень просто. Потому что в инфинитиве окончание очевидно, на нем обычно стоит ударение или такая буква, что не перепутать.

Если в инфинитиве окончание «ить», то это II спряжение, а иначе I спряжение.

Справа как определить спряжение по инфинитиву

Итак, чтобы узнать спряжение по инфинитиву:

  • Поставьте глагол в неопределенную форму, задав вопрос «что делать».
  • Посмотрите окончание и определите спряжение.
  • знАТЬ — АТЬ, I спряжение
  • игрАТЬ — АТЬ, I спряжение
  • говорИТЬ — ИТЬ, II спряжение
  • пилИТЬ — ИТЬ, II спряжение

Запоминаем исключения

У предыдущего правила с инфинитивом есть исключения. Вот они:

Несмотря на то, что эти глаголы, если судить по инфинитиву, относились бы к 1 спряжению, на самом деле они относятся к II спряжению.

Он смотрИТ, завиСИТ, видИТ и т.д.

Второй стих для запоминания глаголов:

гнать держать — исключения

Не забываем о разноспрягаемых глаголах

Некоторые глаголы обладают окончаниями первого и второго спряжения.

Например, глагол «хотеть»:

  • Ребята хотят съесть сливочное мороженое. 2 спр.
  • Ты хочешь гулять с собакой во дворе или останешься дома? 1 спр.
  • Вы хотите заказать билеты на прогулку на катере? 2 спр.

Или глагол «бежать»:

  • Я бегу наперегонки с ветром. 1 спр.
  • Дорога бежит через холмы, петляя, как заяц. 2 спр.
  • Мысли бегут вразброд. 1 спр.

К счастью, таких глаголов мало.

Разноспрягаемые глаголы хотеть и бежать

Источник: https://itlang.ru/kak-opredelit-spryazhenie-glagola/

“Как определить спряжение глагола”

Общие сведения об уроке

Тема урока: «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».

Время проведения: 2 академических часа.

Цели:

= обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию для верного написания безударных личных окончаний глаголов;

= развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач, развитие орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;

= воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда, привитие интереса к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация, оформление доски (на средней доске — стихотворение из 1 этапа урока, на закрытых половинах доски — задания самостоятельной работы), лист с темой урока — для доски, индивидуальные карточки, таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов», мини-тест.

План урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний и проверка домашнего задания.

Постановка проблемы.

Изучение нового материала.

Физкультминутка.

Закрепление изученного.

Контроль знаний.

Домашнее задание.

Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент:

Здравствуйте! Садитесь.

(На доске):

Интересная часть речи

В русском языке жив..т.

Кто что дела..т, расскаж..т,

Черт..т, пиш..т иль по..т,

Вышива..т, или паш..т,

Или забива..т гол,

Мо..т, чист..т, жар..т, вар..т –

Все расскаж..т нам … (глагол.)

– Сегодня на уроке, ребята, мы продолжаем говорить о глаголе, а если конкретнее — о спряжении глагола.

II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания

– И прежде чем перейти к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить, что мы знаем о глаголе.

– На парте перед вами лежат индивидуальные карточки. Я прошу каждого подписать их. Вам сегодня предстоит не только усвоить новый материал, но и выполнить ряд заданий. Также вы сможете побывать в роли эксперта. За правильные ответы вы будете получать баллы. В конце урока вам нужно индивидуальные листы сдать.

1 задание: (Слайды 2, 3)

Продолжите предложения:

Имя прилагательное изменяется по родам, падежам и числам.

Имя существительное изменяется по числам и падежам.

Глагол изменяется по лицам и числам.

При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1 балл — ставим напротив задания).

– Вы вспомнили, что глагол изменяется по лицам и числам.

– Как называется изменение глагола по лицам и числам? (Спряжением) (Слайд 4)

– Мы знаем, что у глагола только два спряжения. А чем они различаются? (Окончанием)

– Верно. Проверим то, что вы учили дома. Для этого — второе задание.

2 задание: (Слайды 5, 6)

Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их на 1 и 2 спряжения:

-им, -ет, -ут, -ют, -ите, -ит, -ешь, -ишь, -ат, -ем, -ят, -ете.

I

II

-Ет, -ут, -ют, -ешь, -ем, -ете

-Им, -ите, -ит, -ишь, -ат, -ят

При взаимопроверке обмениваются листами (за две правильные колонки 2 балла — ставим напротив задания).

3 задание: (Слайды 7, 8)

Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов:

Вед….шь, скольз….т, крич….т, зов….м, говор….шь.

– Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему? (Да, легко. Они стоят под ударением)

При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1балл — ставим напротив задания).

III. Постановка проблемы.

А теперь поработайте с другой группой слов. Это у вас листочек с самостоятельной работой. Подписывать листы не надо. Проставьте в них окончания.

Ты игра….шь

человек тон….т

лень вал….т

кто расскаж….т

мы не скуча….м

– Проверим работу сначала на доске. Работают 2 ученика: впишут нужные буквы. (Дети работают на двух разных досках, не видят работу друг друга).

– Ребята, задание у двух учеников было одинаковое? (Да)

– А выполнено оно одинаково? (Нет, по-разному)

– Как вы думаете, почему? (Не знаем…)

– В какой части слова пропущены гласные? (В окончании)

– И чем отличаются эти слова от слов третьего задания? (В них безударные окончания!)

– Легко ли определить гласные в окончаниях таких глаголов? (Трудно, так как известное нам правило применить нельзя)

– Как вы думаете, чем нам сегодня нужно заняться на уроке? Какова, по вашему мнению, будет тема нашего урока? Чему мы должны будем научиться? (Определять, как писать безударные окончания глаголов; определять в таком случае спряжение глагола; должны научиться делать это правильно)

(На доске прикрепить лист с темой урока «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»).

IV. Изучение нового материала.

– Понаблюдаем за следующими словами (Слайд 9 — первый щелчок):

Топит — топИть поможет — помОчь

светит — светИть греет — грЕть

любит — любИть забудет — забЫть

подарит — подарИть напишет — написАть

Просмотрите выделенные окончания глаголов в первых словах и выделенные суффиксы во вторых словах каждой пары. Обратите внимание на ударения в первых словах.

– Они падают на окончания? (Нет)

– Что вы можете сказать о форме каждого второго слова? (Это Н.ф.)

– Сейчас посмотрите, как распределяются спряжения к этим парам. (Слайд 9 — второй щелчок)

– Пользуясь этим слайдом, попробуйте сделать вывод о том, как суффикс неопределённой формы глагола влияет на написание безударного личного окончания глагола. (Если в суффиксе н.ф. глагола написано И, то это глагол II спряжения, а если О, Е, Ы, А, то это глагол I спряжения).

– Составим алгоритм определения спряжения глагола:

= итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать личные окончания глаголов? (Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола.)

= если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? (Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию: 1- е спряжение — ешь, ет , ем, ете, ут, (ют), 2-е спряжение — ишь, ит, им, ите, ат, (ят)).

= а если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма:

– Каждому из вас я приготовила памятку (на столе). (Слайд 10) Обратите внимание — в данной памятке указаны особые слова-исключения, которые нужно запомнить.

Как определить спряжение глагола.

1. Укажи ударение, выдели окончание.

2. Если окончание ударное, то –ЕШЬ, –ЕТ, –ЕТЕ, –ЕМ, –УТ, –ЮТ — 1 спряжение;

–ИШЬ, –ИТ, –ИТЕ, –ИМ, –АТ, –ЯТ — 2 спряжение.

3.Если окончание безударное, определи вид глагола.

4.Поставь глагол в неопределённую форму, сохраняя вид!

5.Посмотри на суффиксы: если глагол на –ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.

6.Если глагол не на –ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения(исключения):

– 7 на –ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, зависеть, вертеть, ненавидеть, терпеть;

– 4 на –АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать.

7.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

V. Физкультминутка.

Мы немного утомились, пора подумать об отдыхе.

Это легкая забава — Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно.

VI. Закрепление изученного.

1. Мы отдохнули и готовы применять полученные знания. Для начала разберёмся-ка с работами ребят на доске (объясняем с места):

ты играЕшь (играть — 1 спряжение, поэтому окончание –ЕШЬ)

человек тонЕт (тонуть — 1 спряжение, поэтому окончание –ЕТ)

лень валИт (валить — 2 спряжение, поэтому окончание –ИТ)

кто расскажЕт (рассказать — 1 спряжение, поэтому окончание –ЕТ)

мы не скучаЕм (скучать — 1 спряжение, поэтому окончание –ЕМ)

2. А теперь давайте потренируемся в правильном определении спряжения глаголов — поработаем в парах.

У вас на парте есть карточка с таблицей. (Слайды 11, 13) В первом столбике существительные, а во втором — глаголы. Вдвоём с соседом по парте соедините глаголы с существительными правильно линиями.

Рядом на строке впишите глаголы в неопределённой форме и определите спряжение. Затем проставьте гласные в окончаниях глаголов. У вас должны получиться глаголы 3-го лица множественного числа. Воспользуйтесь памяткой-алгоритмом.

(Слайд 12)

Ножницами

пилят (пилить — II спр.)

Молотком

ловят рыбу (ловить — II спр.)

Пилой

выдергивают гвозди (выдергивать -1 спр )

Клещами

режут (резать — I спр.)

Зубной щёткой

забивают гвозди (забивать -1 спр.)

Удочкой

чистят зубы (чистить — П спр.)

– Проверьте себя! Поднимите руки те, у кого в таблице ни одной ошибки.

3. Вернёмся к индивидуальным карточкам.

4 задание: (Слайды 14, 15)

Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1-го спряжения и окончаниями 2-го спряжения. Для этого 1. поставьте глагол в Н.ф., 2. определите спряжение по алгоритму, 3. вставьте и выделите окончания в исходных глаголах (форма единственного числа мужского рода), 4. распределите словосочетания по колонкам спряжений.

Наслажда…тся природой, верт….т колесо, пряч….тся в камышах, стро….т дом, держ….т крепко.

При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1балл — ставим напротив задания).

– Какие глаголы-исключения вам встретились? (Вертит, держит).

– Вы запомните, друзья, их на -Е спрягать нельзя!

– Подсчитайте количество набранных баллов в индивидуальных карточках и проставьте себе отметки (14-15 баллов — «5», 10-13 баллов — «4», остальные работы пока не оценивайте, мы доработаем этот материал завтра) и передайте карточки на первые парты.

VII. Контроль знаний.

– А сейчас будьте особенно внимательны. Вы многому сегодня научились и, конечно, мы должны узнать, что и как усвоено, чтобы знать, чем заняться в дальнейшем. У вас на парте есть листочек с мини-тестом. Подпишите его и выполните.

Мини-тест.

1. Изменение глаголов по лицам и числам называется…

A) склонением В) спряжением C) чередованием

2. Сколько в русском языке спряжений?

А) 3 B) 1 C) 2

3. Глаголы II спряжения имеют окончания…

А) –ешь, -ем, -ете, -ут, -ют B) –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят C) –ете, -ем, -ешь, -ат, -ят.

4. Укажите строку с глаголами I спряжения.

А) читать, копать, звать B) кричать, лететь, строить C) брить, терпеть, дышать.

5. Укажите строку с глаголами II спряжения.

А) шить, сеять, стелить B) доверять, петь, грохотать C) дышать, вертеть, говорить.

(Слайд 16) При взаимопроверке обмениваются листами (за правильный ответ 1балл — ставим напротив задания).

– Проставьте в мини-тестах отметки соответственно набранным баллам и соберите их: Ирина — на «5», Андрей — на «4», Миша — на «3». Если у вас баллов меньше, пока тесты не сдавайте.

VIII. Домашнее задание.

– Вам даются для работы дома листы с текстом и пропущенными глаголами. Вставьте подходящие по смыслу глаголы из данных в справочном материале ниже, обозначьте спряжение. Всё выполняется на выданном листе с текстом. Просмотрите лист.

Снеговая белая туча, огромная, как небо, ______________ весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро ______________ густою пеленою.

Вдруг ______________ ночь, ______________ буран со всей яростью, со всеми своими ужасами, ______________ пустынный ветер на приволье, ______________ снеговые сугробы, как пух лебяжий, до небес. Все ______________ белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи.

Всё: земля, небо, воздух, небо ______________ в пучину кипящего снежного праха, который ______________ глаза, ______________ дыхание, налетал со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и ______________ все, что ему ни попадалось.

Слова для справки: обтянуть, задернуть, разыграться, взрыть, вскинуть, налетать, одеть, слиться, смешаться, слепить, занимать, зареветь, свистать, выть, стонать, бить, трепать, вертеть, превратиться, обвиваться, останавливать, душить, настать, наступить, затянуть.

IX. Рефлексия.

– Ребята наш урок подходит к концу. В заключение ответьте на вопросы:

– Давайте же вставим верные окончания в стихотворение о глаголе, которое открыло наш урок (ответы детей с места по образцу: глагол из текста; ударное или безударное окончание: если ударное — сразу вставляем окончание, если безударное — н.ф.; на что оканчивается; по памятке определяем спряжение; по спряжению вставляем окончание в глаголе из текста).

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Моет, чистит, жарит, варит

Все расскажет нам глагол.

– Я посмотрю сданные вами карточки и тесты, и завтра вы узнаете, какие оценки будут проставлены в журнал. Завтра мы вернёмся к теме нашего сегодняшнего урока и наверстаем то, что было недопонято.

– До свидания!

Список использованной литературы.

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 — 9 класс /. М.Т.Баранов, Т.А..Ладыженская, Н.М.Шанский. — Просвещение, 2006.

Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. — М., Дрофа, 2004.

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. — М., Просвещение, 2010.

Богданова Г.А.. Уроки русского языка в 5 классе / Г.А.Богданова. — СПб, 2004.

Беляева О.В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др.: 5 класс. — М.: ВАКО, 2007.

Костяева Т.А.. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т.А.Костяева. — М.: Просвещение, 2005.

Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. — М.: ТЦ «Сфера», 1998.

Матюшкин А.М.. Проблемные ситуации в обучении и мышлении. — М.: 1972.

Махмутов М.И.. Проблемное обучение. — М.: 1975.

Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л.А.Тростенцова, М.М.Стракевич. — М.: Просвещение, 2004.

Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе. — М.: ВЛАДОС, 1995.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/kak_opredelit_spryazhenie_glagola_145249.html