Чем отличается спор от дискуссии

Спор, дискуссия, полемика: разделяем понятия

Если люди не соглашаются друг с другом и вступают в дебаты, то такое понятие именуют спором. При этом принято выделять различные обстоятельства, при которых люди дискутируют. Важно является ли обсуждение публичным и к чему стремятся стороны.

Прийти к единому мнению или выйти в общении победителем. Стиль ведения беседы и конечный результат определяют понятия. В разговоре любое разногласие объединяют под словом спор. В литературе каждое из понятий: спор, дискуссия и полемика имеют свое значение.

Разделим понятия и разберемся в отличиях.

Что такое спор?

У понятия спор множество синонимов — это разногласие, противоречие, ссора. С этим явлением сталкивался каждый из нас. Спорят по мелочам, важным вопросам. Столкновение происходит в результате отличных мнений. Во время беседы присутствуют двое или более человек. Подобное обсуждение называют диспутом, полемикой или дискуссией. Но, это не верно.

Что же такое спор? Это противопоставление сторон, возникающее спонтанно, без предварительной договоренности об обсуждении конкретного вопроса.

К спору не подготавливаются заранее, не собирают материалы и доказательную базу. Достаточно не согласится с мнением одного из дискутирующих, чтобы завязалось обсуждение.

В споре человек опирается на опыт, полученные знания. Редко предоставляет конкретные данные: цифры, исследования, примеры.

Спор проявляется в двух формах. Первый вариант — это устные ссоры. Такие разногласия ограничены по времени. Заканчиваются при нежелании второй стороны дискутировать или при окончании встречи.

Вторая форма — письменная. Такие споры длятся бесконечно. Выражаются в составлении писем, заявлений, петиций, протестов, которые отравляются на адрес оппонента.

Вторая сторона не может прервать поток письменных сообщений.

Люди, вступающие в спор, действуют по разным причинам. Кому-то важно доказать истину убеждений, кто-то просто заполняет свободное время. Лидеры стремятся одержать победу.

Почему человек вступает в спор и поведенческую линию людей изучают такие науки: конфликтология и психология. При этом нельзя относить спор к негативному явлению.

Достаточно вспомнить мудрость, что «в споре рождается истина».

Дискуссия, что это?

Вспомните встречу на работе, где собираются начальники отделов и пытаются прийти к решению вопросу. При этом каждый из них приходит с отличным мнением. По итогам этого собрания находится приемлемый вариант, который решает проблему. Но, это не означает, что участники встречи поменяли мнение. Если вам знакома эта ситуация, значит вы принимали участие в дискуссии.

Что же означает дискуссия на научном языке? Это публичное собрание людей, где обсуждается конкретная тема. Участники обсуждения имеют отличные мнения, высказываются, противопоставляют друг другу.

Но, при этом стремятся прийти к единому мнению, найти выход из ситуации. Дискуссия не предполагает победителей или проигравших.

Чтобы склонить оппонента на свою сторону участники беседы используют факты, подготавливают отчеты, предоставляют расчеты и другие убедительные доказательства.

Дискуссия считается одним из эффективных методов убеждения. За короткий промежуток времени выслушивается несколько идей. Чтобы убедить собеседников, достаточно правильно подготовиться, собрать факты и доказательства.

Что означает понятие полемика?

По значению полемика недалеко ушла от спора. Во время обсуждения проблемы люди оказываются по разные стороны баррикады. Против одного мнения выставляется абсолютно противоположное. Начинается беседа, именуемая полемикой. Что означает это понятие?

Это обсуждение спорного вопроса, которое в отличие от дискуссии не ведет к примирению сторон. Задача каждого из дискутирующих — это одержание победы.

Здесь нет общего мнения, только одно правильное, в котором победитель убедил других участников беседы. Остроумный, решительный и хваткий полемист выигрывает в таком сражении.

Слабовольный и застенчивый человек не в состоянии противится такому напору.

Под полемикой понимают отдельную науку, которая учит влиять на людей, убеждать, склонять на нужную сторону. При этом слов не достаточно. Человек, желающий выиграть спор, представляет неоспоримые факты и мощные доказательства. Полемистов обучают тактикам, стратегиям, психологическому влиянию на собеседника.

Какие бывают виды спора?

Если оттолкнуться от научных понятий, то становится понятно, что спор — это не просто противопоставление двух мнений. Это тонкая, умелая борьба, которой обучаются. Полемисты умеют отличать истинную дискуссию, находят лазейки, выходят победителем в любой ситуации.

Какие бывают виды спора?

Дискуссия с целью найти истину. Возникает в результате обсуждения темы людьми, хорошо разбирающимися в ситуации. Для правильного решения вопроса искусственно сталкиваются отличные мнения. К такому спору стороны тщательно подготавливаются, приносят доказательства, обосновывают точку зрения.

Обязательное условие участия в такой дискуссии — это профессиональное знание темы и желание прийти к истине. Цель спора — это поиск единственного правильного решения. Одна из сторон убеждает другую путем предоставления неоспоримых фактов и доказательств.

Конфликтующий соглашается не под давлением или ораторскими умениями собеседника, а под научными подтверждениями.

Полемика с целью убедить противника. Здесь сторона действует по разным причинам. Первый вариант — это четкое убеждение в правоте. Второй — это необходимость склонить собеседника на нужную сторону. При этом полемист не разделяет эту точку зрения, а действует по приказу начальства либо в силу других обстоятельств.Спор с целью выйти победителем.

Мотивы организатора дискуссии разнообразные. Неуверенные личности подавляют другого человека желая самоутвердиться. Либо спорят по заданию начальства, долгу службы. Еще один вариант добиться победы путем спора — это работа на публику. Стоит задача организовать громкую и фееричную победу. При этом методы достижения желаемого не учитываются.

Победа в споре достигается любыми путями.

Дискуссия ради спора. Такой человек вступает в любые обсуждения, поддаваясь спортивному интересу. Задача дискутирующего поучаствовать в полемике. При этом человек может не разбираться в теме, быть далеким от проблематики обсуждения. Не важно, кто выступает с обратной стороны, и какими качествами обладает.

Для такого человека спор — это вид спорта, где важно не только участие, но и победа, возможность блеснуть знаниями и красноречием. Посмотрите на свое окружение, такая личность есть в каждой компании. При первом столкновении человек производит впечатление эрудированного и знающего человека.

После нескольких дискуссий понимаешь, что за громкими фразами скрывается незнание темы и пустота. Старайтесь не вступать в подобные дискуссии, решение вопроса в таком обсуждении вы не найдете. К описанной схеме прибегают в подростковом возрасте.

В этот период ребенок стремится вырваться из-под опеки взрослых и отстоять мнение.

Приведенные виды условные и редко встречаются в чистом виде. При этом изначально начавшийся спор может повернуться в любую сторону. Во время дискуссии поднимаются бытовые, личные, семейные вопросы, социальные темы.

В последнем случае отстаиваются интересы групп лиц. К таким дискуссиям готовятся заранее, привлекают к обсуждению знающих людей и умеющих вести переговоры. Спор забирает время и отнимает силы.

Вступайте только в те дискуссии, которые имеют социальное значение. Не растрачивайте энергию по пустякам.

В классическом варианте разногласие возникает между двумя сторонами. Данная дискуссия выливается в диалог.

Если при обсуждении присутствует более двух человек, имеющих разную точку зрения, то спор называется полилог.

При этом не важно, ведется дискуссия за закрытыми дверьми или участники полемики выступают публично. К сбору общественности прибегают, когда стоит цель повлиять на мнение спорящих людей.

Психология выделяет еще один вид дискуссии. Это спор с самим собой. Такой человек вступает в конфликт с собой, ведет внутренний монолог. Данное состояние не считается отклонением.

Каждый из нас сталкивался с ситуациями, когда приходится принимать важные решения. На результат влияет множество факторов: личные убеждения, влияние со стороны.

В итоге человек убеждает сам себя, спорит, находит доводы, ведет монолог.

Значение понятий в современном мире

Полемика и дискуссия имеют важное значение в деловом мире. Трудовая деятельность предполагает контакт с другими людьми, умение выделять важные вопросы, проводить опросы, собирать доказательства и приводить других к правильному решению. Полемистом называют человека, обладающего такими качествами:

эрудированностью;высокими знаниями в выбранной теме для спора;нестандартным мышлением;

навыками общения и убеждения.

Такой человек умеет организовывать встречи, собирать нужных людей и готовить доказательную базу. Чтобы организовать полемику по конкретному вопросу, выполняются следующие действия:

Выбирается тематика для обсуждения. Учитывается отправная (правильная) точка зрения. Прорабатываются возражения по этой теме. Участники полемики должны понимать, какая проблематика обсуждается.Подготовка к вопросам и ответам. Чтобы беседа проходила живо и привела к результату, проговариваются проблемные вопросы.

Для этого организатор вытягивает присутствующих к обсуждению, подбрасывая «горячие» темы. По выполнению двух пунктов у полемиста на руках должен быть четкий сценарий беседы.Полное владение темой. При необходимости организатор обращается к специалистам в выбранной тематике. При изучении вопроса узнает о противоположных теориях, точках зрения.

Обрастает знаниями, повышает эрудированность и приходит к четкому мнению.

Владение ситуацией. Организатор обладает умением слушать и слышать, направляет беседу в нужное русло. Полемист проводит обсуждение в объективном русле, держит главную линию, отметает второстепенные вопросы.

При проведении дискуссии цель организатора заключается в погашении конфликтов. В результате участники не должны испытывать эмоциональное напряжение. Итог — это желание дискутирующих встретится для дальнейшего сотрудничества и обсуждения вопросов.

В чем же основные отличия между тремя значениями? Прежде чем подводить итог, отметим, что существуют сходные понятия:

Диспут. По теории понятие схоже с дискуссией. Основное отличие — это обсуждение научного или общественного вопроса. Ранее понятие означало только отстаивание научной работы. Обсуждение проходило публично.Дебаты. Слово знакомо по политическим передачам, заимствовано из французского языка. Участники разных партий обмениваются докладами, после чего вступают в дебаты.

Прения. Это последствия выступления человека с публичным сообщением, заявлением. При несогласии с мнением оратора возникают вопросы, обсуждения. Распространенное явление при проведении конференций или собраний.

https://www.youtube.com/watch?v=mlv1zvswquk

Описанные понятия уже выходят из трех основных: спор, дискуссия и полемика. По сути — это схожие значения, поскольку причина возникновения их единая. При наличии разных мнений появляются спорные ситуации. Чтобы прийти к общему знаменателю используют дискуссию. Грамотное отстаивание своей правоты — это полемика. Спонтанно возникшее обсуждение называют спором.

Источник: https://sunmag.me/sovety/20-01-2014-spor-diskussiya-polemika-razdelyaem-ponyatiya.html

Спор и дискуссия как разновидности аргументации. Виды споров

В процессе спора, дискуссии взаимно дополняют друг друга два вида деятельности: доказательство некоторого тезиса одним лицом или, возможно, группой лиц и опровержение тезиса другим лицом или другими лицами. Так или иначе, в споре участвуют, по крайней мере, два лица: пропонент и оппонент.

В массовых спорах наиболее часто выступает один пропонент — выдвигающий тезис, против многих оппонентов. Таким образом происходят дискуссии на семинарах, при обсуждении докладов.

При этом тезис не состоит из одного только утверждения, он может представлять собой целую концепцию, теорию. В связи с этим, возможны и опровержения отдельных ее частей.

Сложные аргументационные процессы разбиваются на части именно такого типа.

В отличие от простых типов аргументации в спорах и дискуссиях существенную роль играет постоянный поиск аргументов, подтверждение и критика их, отбор аргументов, приемлемых для обеих сторон.

Споры могут делиться на виды по разным аспектам. Из множества оснований деления споров обычно выделяют два — цель и манера ведения спора. Наиболее существенным основанием является первое.

По цели выделяют споры для истины, для убеждения и для победы.

Целью спора для истины является обоснование истинности или ложности выдвигаемого тезиса, т.е. выяснение оснований для принятия или непринятия его. Такие споры еще называют научными, эпистемическими или логическими.

В спорах для убеждения какая-то из сторон стремится убедить другую или присутствующих при споре в приемлемости или неприемлемости обсуждаемого положения, а иногда и просто в том, что следует или не следует совершать те или иные поступки.

В спорах для истины, выявляя основания для принятия или непринятия тезиса, мы тоже убеждаем оппонента в приемлемости или неприемлемости его. Однако при этом имеется в виду рациональное (логическое) убеждение.

К тому же это не основная задача научного спора: в строгих науках часто доказывают даже то, в чем люди уже вполне убеждены, а доказательство в таких случаях необходимо как условие систематичности знания. В спорах для убеждения убеждение является самоцелью.

Читайте также:  Чем отличается epub от fb2

Иногда даже сам убеждающий уверен в неистинности или сомневается в истинности того, в чем он убеждает другого, исходя из каких-то особых своих интересов. Здесь возможны и методы нерационального нелогического убеждения, когда наоборот, даже осознанно нарушаются правила логической аргументации; помимо логического широко применяется эмоционально-психологическое воздействие вплоть до гипнотического влияния.

Так, известный русский адвокат Ф.Н. Плевако, часто не отрицая виновности подсудимого, только благодаря своему вдохновению, остроумию, красноречию и умению глубоко проникать в психологию людей склонял присяжных заседателей к оправданию подсудимых.

Например, чтобы добиться оправдания своего подзащитного — священника, судимого за серьезное преступление, которое обычно сурово наказывается, — Ф.Н. Плевако, по существу, оказалось достаточно одной фразы: «Господа присяжные заседатели! Много лет этот человек отпускал нам наши многочисленные грехи… Так неужели мы не отпустим ему один раз его грех?!».

Когда судили полунищую старуху, укравшую у соседей грошовый чайник, прокурор, зная приемы Ф.Н. Плевако, которыми он пользуется, чтобы разжалобить присяжных, и, решив предупредить его в этом, расписал в своей речи, насколько старуха выглядит жалко и вызывает не гнев, а сострадание.

Но, заключил прокурор, она все таки заслуживает обвинительного вердикта, поскольку посягнула на святая святых — на частную собственность, которая составляет экономическую основу нашего общества… Государство рухнет, если мы решительно не будем пресекать любые посягательства на его основы! На это Ф.Н.

Плевако ответил в том духе, что Россия прошла сквозь многие испытания и лишения: набеги половцев, ужасы татаро-монгольского ига, нашествие Наполеона и т.д., но устояла при этом и лишь крепчала все более и более. Но вот старуха украла чайник… и этого Россия, конечно, не выдержит! Женщина была оправдана.

Споры для победы — это своего рода интеллектуальное фехтование.

В этом споре его участники вовсе не озабочены тем, истинны или ложны обсуждаемые ими положения, а также не стремятся убедить друг друга в том или ином.

Цель состоит в том, чтобы, во что бы то ни стало создать видимость доказанности или опровергнутости некоторого положения, лишив противника контраргументов, и таким образом одержать победу в интеллектуальном поединке.

Строго говоря, момент соревновательности, дух состязательности в той или иной мере имеет место в любом споре. Но в спорах описываемого вида к нему сводится все содержание обсуждения.

К числу таких споров относятся, в частности, известные схоластические споры — споры чисто словесного характера. Эти споры часто называют эристическими.

Широкое распространение споры такого рода имели в Древней Греции, где существовала школа софистов, которые специально практиковались в «интеллектуальном фехтовании» и демонстрировали свое искусство перед многочисленной публикой.

В спорах для убеждения возможны, а в спорах для победы обычно даже применяются так называемые уловки. Уловка — это прием, который сознательно применяется для того, чтобы затруднить ведение спора своему противнику или облегчить его ведение для себя. По существу, уловки — это некоторые нарушения принципов нормального научного спора. Поэтому в научном споре они просто неуместны.

По манере ведения споров можно различать такие, где участники с уважением относятся друг к другу, не допускают никаких личных выпадов, оскорбительных эпитетов, оценок высказываемых мнений.

Такие споры иногда принято называть джентльменскими (С. Поварнин). Противоположную форму ведения спора квалифицируют как хамскую. Естественной формой ведения научного спора является, безусловно, первая.

Вторая относится к спорам для победы и, в меньшей мере, для убеждения.



Источник: https://infopedia.su/14xb4a2.html

Культура полемики: спор, диспут, дискуссия, обсуждение. — международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)

1Заболотская М.В. 1Каждый человек имеет свой жизненный опыт, различный уровень культуры, образования и воспитания, особенности характера, нравственные ценности. Отсюда возникает свое видение мира, собственные взгляды и поэтому дискуссий невозможно избежать. Таким образом, исследование вопросов культуры полемики до сих пор остаются актуальными.

Спор является важным элементом межличностного общения и взаимодействия людей, а также неотъемлемой частью принятия любых решений. В русский язык слово «полемика» пришло из древнегреческого: «polemikos» переводится как воинствующий, враждебный.

Действительно, в отличие от дискуссии в полемике присутствует состязательность, борьба, определенная степень воинственности и враждебности, что определяется целью, которая преследуется участниками полемики. Именно поэтому в сознании большинства людей полемика ассоциируется с коммуникативным актом, называемым острым спором.

Полемика — вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение своей позиции относительно обсуждаемого предмета.1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., «Культура и искусство речи. Современная риторика», Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс». 1998 г. — 556 с2. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева. — М.

: НОРМА-ИНФРА, 1999. — 560 с.3. Русский язык и культура речи: [учеб. для вузов / В.И.Максимов, Н.В.Казаринова, Н.Р.Барабанова и др.]; под ред. В.И.Максимова. — [2-е изд., стер.]. — М.: Гардарики, 2007. — 408 с.4. http://www.schoolchildren.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=392:socpsiho-problem5&catid=585. http://evolkov.net/argument/Rodos.V.Theory.&.practic.of.polemic.

html#_Toc124394243

В русский язык слово «полемика» пришло из древнегреческого: «polemikos» переводится как воинствующий, враждебный. Действительно, в отличие от дискуссии в полемике присутствует состязательность, борьба, определенная степень воинственности и враждебности, что определяется целью, которая преследуется участниками полемики.

Именно поэтому в сознании большинства людей полемика ассоциируется с коммуникативным актом, называемым острым спором.

Полемика – вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение своей позиции относительно обсуждаемого предмета. Отметим обличительные черты полемики. Во-первых, основная задача, которую решают полемизирующие стороны, — утверждение своей позиции. Во-вторых, участвующие в полемике стороны более, чем в дискуссии, вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В полемике допускается использование большего числа корректных приемов, таких как захват инициативы, внезапность в использовании имеющихся в распоряжении спорящих доводов, навязывание своего сценария спора и т. п.

Вместе с тем существует ряд моментов, сближающих полемику и дискуссию: наличие определенного предмета спора, содержательная связность, детерминированная открытостью к аргументам другой стороны и очередностью выступлений спорящих, недопустимость использования некорректных логических и психологических приемов, нарушение этических норм.

Безусловно, победа в полемике, особенно если она получила общественный резонанс, может принести некоторое удовлетворение.

Но следует помнить, что в общественном сознании спор ассоциируется со средством достижения истины, поэтому решение, основанное на победившей в полемике позиции, влечет за собой соответствующую меру ответственности.

Следовательно, не стоит торопиться принимать за основу действий победившую в полемике позицию. [3;119с.]

Что такое спор? В «Словаре современного русского языка» написаны все значения слова спор.

  1. По словам В.И.Андреева, спор — это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины.
  2. Взаимное притязание на владение, обладание чем-либо, разрешаемое судом.
  3. Перен.Поединок, битва, единоборство (преимущественно в поэтической речи). Состязание, соперничество. [1;397с.]

Общим для всех значений слова «спор» является наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство. В современной научной литературе слово «спор» служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Однако единого определения данного понятия не существует.

Виды спора весьма многообразны.

Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), устным или письменным, организованным или стихийным, основательным или поверхностным, содержательным или формальным.

Перечисленные виды спора выделены по внешним признакам. В жизни больше внимания уделяется содержательным аспектам спора (дискуссии или полемики), которые определяются конкретными обстоятельствами. [3;118с.]

В русском языке имеются и другие понятия для обозначения спора: дискуссия, диспут, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы слова «спор». В научных исследованиях эти слова служат нередко наименованиями отдельных разновидностей спора.

Термин «дискуссия» происходит от латинского «discussio» – рассмотрение, исследование. Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема.

Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.

Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно.

От других видов споров, прежде всего полемики, дискуссия отличается своей целенаправленностью и используемыми средствами. Цель любой дискуссии — достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме.

Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, так как она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции.

Оптимальное решение является сплавом, синтезом необходимых, взаимосвязанных элементов, которые обычно содержатся в различных точках зрения, высказанных участниками дискуссии. Средства, используемые в дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками. Применение иных средств не допускается.

Итог дискуссии не должен сводиться к сумме высказанных точек зрения относительно обсуждаемого предмета. Он должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету.

Другими словами, результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством.

Таким образом, в дискуссии выявляется более четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется до известного предела момент субъективности: убеждения одного человека или группы людей получают должную поддержку других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность. [3;118с.]

Слово «диспут» происходит от латинского «disputo» — рассуждаю.

В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, на решение которых нет однозначного, общепринятого ответа.

В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки тех или иных событий, проблем. [2;149с]. Сегодня в этом значении слово «диспут» не употребляется. Под ним подразумевается публичный спор на научную и общественную тему. [4]

Слово «дебаты» французского происхождения («debat» — спор, прения). Прения — русское слово, зафиксированное в лексиконе XVII века. Толковый словарь определяет эти слова так: дебаты — прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры; прения — обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам.

Словами дебаты, прения, как правило, именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т.п. [1;399с.]

Выделяют три обобщенных типа полемики.

Во-первых, это познавательная полемика, ориентированная на логический, текстовой уровень.

Познавательную полемику можно также назвать логической или диалектической.

Во-вторых, деловая полемика, направленная на достижение и закрепление некоторого определенного, социально весомого результата. Таким результатом может быть договор, соглашение, приговор. Важно, что в этом акте должна быть отмечена общая цель — взаимовыгодный, взаимоприемлемый мир.

Другие важные названия этого типа полемики: дипломатическая, коммерческая, процессуальная, конформистская.

В- третьих, это игровой (спортивный) тип полемики. Для него характерно, что на первый план выступают личностные мотивы. Такая полемика подобна спортивному поединку, где достижение субъективных целей оказывается важнее истины и согласия.

Такой тип диалога можно назвать эристическим. Древние противопоставляли эристику диалектике, видя в ней умение, технику добиваться в словесной дуэли личных целей и прежде всего победы над соперником. [5]

Читайте также:  Как развить память и внимание?

Общими принципами полемики являются: принцип демократизма (по отношению к собеседнику), тщательности (отбора слов и выражений), недопустимости (ложных аргументов), выдержки и хладнокровия (субъектов полемики).

Полемика — самый демократичный вид диалога. Вступившие в полемический диалог добровольно отрекаются от всех своих внешних по отношению к спору преимуществ.

Не следует проявлять любой вариант неравноправия с собеседником.

Демократизм полемики требует, чтобы в ходе спора проявления реального неравноправия оппонентов ни при каких ситуациях не превращались в аргументы, не предъявлялись как неоплаченные и неоплатные долги. [5]

Принцип «тщательно выбирай слова» является двуединым. Следует внимательнее выбирать слова, чтобы они в максимальной степени соответствовали собственной мысли. Это нелегко. В серьезных диалогах можно услышать «я не точно выразился…», «попробую поточнее сформулировать свою мысль».

У принципа «тщательно выбирай слова» есть и другая сторона. Ясно выраженная мысль должна быть правильно понята.

Идеально выраженная мысль не найдет своего адресата, если собеседники говорят на разных языках. Каждый из нас имеет свой жизненный опыт, мысли и взгляды.

Любое слово, кроме общепринятого значения, для каждого из нас сопрягается с другими словами и мыслями в порядке, свойственном только для нас.

Выдержка и хладнокровие. Не следует думать, что этот словесный поединок — последний, самый главный в жизни. Будет новый день, будут новые проблемы, прибавится знаний, опыта. Завтра будет лучше, чем вчера.

У каждого свой жизненный опыт, своя жизнь, своя голова на плечах, однако «старое мышление» требовало показного, демонстративного единомыслия. «Новое мышление» признает «плюрализм мнений». Загадочный «плюрализм» не хорош и не плох. Это констатация очевидного факта: люди, отличаются друг от друга своими мыслями, способами и приемами своей аргументации.

«Гласность» — это не только «говори то, что есть, а то, чего нет, не говори». Так понятая гласность неотличима от правдивости, той минимальной составляющей порядочности, которой добиваются от подрастающего поколения родители и учителя совместными, но не эффективными усилиями.

«Гласность» — это признание, что каждый человек имеет право высказать его и отстаивать.

«Политика демократизации» — действительно политика, гарантирующая возможность для каждого высказать, обосновать и отстаивать собственное мнение, обеспечивающая юридическое право пользоваться гласностью.

Истина в споре не рождается никогда. Если бы действительно в споре рождалась истина, то зачем было бы ставить дорогостоящие и трудновоспроизводимые эксперименты? Зачем учить людей, делать их высокими, но узкими специалистами? Научить их всех одному — спору. Естественно, речь здесь идет о высокой научной истине. Истине с большой буквы.

Зато обычная истина, истина с маленькой буквы, то и дело рождается даже в самом заурядном споре.

Пытаясь убедить или даже победить своего противника, мы ищем и находим пробелы в его знаниях и интенсивно заполняем его известной нам информацией. А он, в свою очередь, стремится подавить своей эрудицией.

В ходе полемики происходит интенсивный обмен информацией. Вот и первая истина, важная пусть не для всех, но для каждого.

Мы узнаем нашего собеседника. Мало ситуаций, когда человек раскрывается так полно, как в живом, жарком споре. Чаще всего мы спорим с дорогими, близкими нам по духу людьми, с друзьями.

Более того, мы выбираем друзей из тех, с кем интересно, неоскорбительно и неунизительно спорить. Полемика —показательная ситуация человеческих отношений.

Вот и вторая истина, которой можно обогатиться в споре: полемика—проявитель внутренней сущности человека.

Ввязываясь в спор, мы иногда еще не вполне ясно можем сформулировать собственную позицию, собственное понимание вопроса. Руководит нами несогласие с предложенным. Но чего хотим, на чем бы остановились — пока не ясно.

Только в ходе спора, в процессе выяснения реального круга факторов, связей изучаемого, спорного явления появляется собственная позиция. И пусть нам не удалось убедить в своей правоте противника, зато теперь мы можем недвусмысленно сформулировать собственное мнение.

Выяснение и уточнение личной позиции — вот еще одна истина, рождающаяся в споре.

Тема эта может быть продолжена, раздроблена: мы узнаем новые слова и термины, для нас открываются новые точки зрения, аспекты, мы обогащаемся новыми аргументами. Как вести себя, степень собственной порядочности, цену объективности публики и многое, многое другое можно познать в жизни, можно и в споре.

Когда человек хочет испытать остроту своего ума, его ловкость, зоркость и изобретательность, он вступает в спор. Спорили и раньше, когда за споры не только не поощряли, но даже карали.

Спорили потому, что полемика — это практически единственная реальная возможность испытать мобильность и мощь своего интеллектуального органа. Нельзя приказом изменить веления природы, запретить весну или остановить солнце.

Никакая социальная ситуация не заморозит человеческое любопытство, потому что это природное качество человека.

Ум развивается даже в ситуации строжайшего контроля над интеллектуальной деятельностью, во времена, когда изыски человеческого разума перестают быть гордостью человечества, но становятся объектами преследования. Уму нужна сфера проявления, зал гимнастических тренировок для дальнейшей продуктивной деятельности.

В заключении следует отметить, что полемика является одним из основных видов речевой коммуникации.

С её помощью достигается более глубокое понимание того предмета, по поводу которого происходит общение, более четко обозначаются позиции людей, которые участвуют в данном коммуникативном процессе; кроме того, полемика является эффективным средством выработки оптимального решения тех или иных вопросов. Так же полемика вносит разнообразие в общение людей, украшает речевые коммуникации, делая их живыми и запоминающимися.

Библиографическая ссылка

Заболотская М.В. КУЛЬТУРА ПОЛЕМИКИ: СПОР, ДИСПУТ, ДИСКУССИЯ, ОБСУЖДЕНИЕ. // Международный студенческий научный вестник. — 2017. — № 5.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17303 (дата обращения: 18.10.2018).

Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17303

Стихотворение «Полемика или дискуссия?», поэт Legioner

Почему мы предпочитаем полемику дискуссии?

Победить нельзя проиграть?

Снова немного из учебников:

Дискуссия — это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема.

Термин “дискуссия” происходит от латинского « discussio » — рассмотрение, исследование.

Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.

Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно.

Цель любой дискуссии — достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме.

Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, так как она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции.

Средства, используемые в дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками. Применение иных средств не допускается.

Итог дискуссии не должен сводиться к сумме высказанных точек зрения. Он должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету.

Другими словами, результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством.

Таким образом, в дискуссии выкристаллизовывается более четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется до известного предела момент субъективности: убеждения одного человека или труппы людей получают должную поддержку других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность.

Полемика — вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета.

В русский язык слово “полемика” пришло из древнегреческого, переводится как воинствующий, враждебный.

Отличительные черты полемики:

– Во-первых, основная задача, которую решают полемизирующие стороны, — утверждение своей позиции.

– Во-вторых, участвующие и полемике стороны более, чем в дискуссии, вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В полемике допускается использование большего числа некорректных приемов, таких, как захват инициативы, внезапность в использовании имеющихся в распоряжении спорящих доводов, в том числе и психологических, навязывание своего сценария спора и т. п.

В отличие от дискуссии в полемике присутствует состязательность, борьба, определенная степень воинственности и враждебности, что детерминировано целью, которая преследуется участниками полемики. Поэтому в сознании большинства людей полемика ассоциируется с коммуникативным актом, называемым острым спором

Победа в полемике, если она получила общественный резонанс, может принести некоторое удовлетворение.

Но следует помнить, что в общественном сознании спор ассоциируется со средством достижения истины, поэтому решение, основанное на победившей в полемике позиции, влечет за собой соответствующую меру ответственности.

Нетрудно догадаться, каковы будут последствия и какой будет мера ответственности, если в полемике победит ошибочная точка зрения.

Вместе с тем существует ряд моментов, роднящих полемику и дискуссию: наличие определенного предмета спора, содержательная связность, открытость к аргументам другой стороны, очередность выступлений спорящих, недопустимость использования некорректных логических и психологических приемов, нарушение этических норм.

Поле́мика (греч. πολεμικά от πολέμιον, «вражда» ) — спор, диспут при выяснении вопросов или решении проблем. Наряду с этим понятием используются: прения и дискуссия.

Разновидность спора, отличающаяся тем, что ос­новные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу. Наряду с дискуссией, полемика является одной из наиболее распростра­ненных форм спора.

С дискуссией ее сближает наличие достаточно определенного тезиса, выступающего предметом разногласий, из­вестная содержательная связность, предполагающая внимание к аргументам противной стороны, очередность выступлений споря­щих, некоторая ограниченность приемов, с помощью которых оп­ровергается противная сторона и обосновывается собственная точ­ка зрения.

Вместе с тем полемика существенно отличается от дискуссии. Если целью дискуссии являются прежде всего поиски общего согласия, того, что объединяет разные точки зрения, то основная задача полемики — утвержде­ние одной из противостоящих позиций. Полемизирующие стороны менее, чем в дискуссии, ограничены в выборе средств спора, его стратегии и тактики.

В полемике, как и в споре вообще, недопустимы не­корректные приемы (подмена тезиса, аргумент к силе или к неве­жеству, использование ложных и недоказанных аргументов и т. п.) . В полемике может применяться гораздо более широкий, чем в дискуссии, спектр корректных приемов.

Большое значение имеют, в частности, инициатива, навязывание своего сценария обсуждения темы, вне­запность в использовании доводов, выбор наиболее удачного вре­мени для изложения решающих аргументов и т. п. Хотя полемика и направлена по преимуществу на утверждение своей позиции, нужно постоянно помнить, что главным в споре является достижение истины.

Победа ошибочной точки зрения, добытая бла­годаря уловкам и слабости другой стороны, как правило, недолговеч­на, и она не способна принести моральное удовлетворение.

Источник: https://poembook.ru/poem/1172290

Спор: правила ведения дискуссии

«…о вкусах не спорят? Но вся жизнь и есть спор о вкусах!», — так говаривал Фридрих Вильгельм Ницше, немецкий философ и поэт XIX века. Спор и ссора, как часто они ходят рука об руку.

Люди не любят, когда на них оказывают давление, и потому споры были и будут всегда. Однако вести спокойную дискуссию или превратить спор в высокий градус с переходом на личности — выбор участников действия.

Зависит он от общей культуры, этикета, темперамента, целей и выдержки спорщиков. В современном мире существуют правила ведения споров.

Почувствуйте разницу

Спор — это столкновение, противопоставление мнений, публичное обсуждение проблем. В результате сталкиваются разные точки зрения, каждый старается доказать свою правоту. Спор состоит из доказательств, и требует переосмысления обеими сторонами. Спор — это фаза дискуссии, часто характеризующаяся непримиримостью сторон, переходом на эмоции в ущерб логике.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), публичное обсуждение спорного вопроса или проблемы, иногда превращается в спор в чистом виде. Обычно в дискуссии принимают участие компетентные лица с намерением достичь оптимального взаимоприемлемого решения.

Читайте также:  Что делать, если завис компьютер?

Полемика (от греч. polemikos — военный, враждебный) — разновидность дискуссии, спор, переходящий в навязывание собственной точки зрения. Целью полемики, в отличие от дискуссии, является не достижение взаимопонимания и конечного оптимального результата, а доказательство своей правоты.

Дебаты (франц. debats, от debattre — спорить) — это обмен мнениями на каком-либо совещании, заседании, собрании. Это спор, но спор по правилам.

Искусству вести грамотные дебаты учат в серьезных клубах политтехнологи и бизнес-тренеры.

Дебаты подчиняются своим механизмам и правилам: честность, уважение к оппоненту и принципу «обучение важнее победы», то есть одержать верх в споре — не главное, важнее чему-то в этом процессе научиться.

Форматов дебатов в современном мире множество: парламентские дебаты (по американскому и британскому форматам), политические дебаты, модель Организации Объединенных Наций, менеджер-формат, программа дебатов Карла Поппера, открытые дебаты.

Все эти виды споров, по сути своей, беседа, общение нескольких людей или их групп. Особенность в том, что они могут незаметно перетекать из одной формы в другую, в зависимости от конечной цели.

Условия для начала спора

Спор начинается там и тогда, когда совпадают следующие условия:

  • наличие хотя бы двух сторон, у которых разный взгляд на одну и ту же проблему;
  • наличие разногласий по вопросу спора и желание отстоять свою точку зрения;
  • готовность к спору и наличие веских аргументов для победы в нём.

У спора должна быть какая-то конкретная цель. Прежде чем ввязаться в дискуссию, нужно задать себе вопрос — что я хочу достичь в результате этого спора? Оправдать свои мысли? Найти им подтверждение? Опровергнуть мысли противника? Или осведомиться о чем-то?

Осведомление сродни настоящей разведки, без этого нет смысла вообще ввязываться в спор. Вполне возможно, что никакой проблемы-то и не существует, что оба оппонента думают одинаково, только выразить словами не умеют, эмоции берут верх.

Правила ведения конструктивного спора

  • Уважение к противнику. Самое главное и самое важное правило цивилизованной дискуссии. Часто бывает, что мнение оппонента прямо противоположно, он имеет на это полное право. Не факт, что правы вы, а не он. Жизнь расставит всё по своим местам. Главное — не делать скоропалительных выводов, не скатываться до личных оскорблений и навешиваний ярлыков. Самое важное в любом споре уважать любую точку зрения противника и суметь её принять.
  • Логический такт. Если спорщик в ходе дискуссии понимает, что был не прав, то есть доводы противника достигли своей цели, лучше признать это, а не упорствовать, заводя спор в тупик. Однако слишком быстро и легко соглашаться с правильностью выводов тоже не принято. Лучше семь раз отмерить…
  • Позволительные уловки в споре. В правилах хорошего тона принято брать в споре тайм-аут, приостанавливать его или обратиться за советом к третьей, авторитетной для обоих, независимой стороне. Это возможно в тех случаях, когда аргументы иссякли или спор зашел в логический тупик.
  • Непозволительные уловки. Угрозы, хулиганские выходки, открытые, публичные оскорбления, драка, переход на личности — все эти выходки на грани фола считаются в любых действиях людей недопустимыми, а при доказательстве своей правоты в споре и вовсе грубейшими.
  • Компетентность спорщиков. Дискуссию стоит начинать только в том случае, если обе стороны хорошо разбираются в теме спора. Спорить о собственных принципах, пустяках и идеалах нет никакого смысла. Стоит избегать непроверенных фактов и безаппеляционных рассуждений.
  • Внимание к собеседнику. Открытое слушание поможет понять основную концепцию оппонента и принять или опровергнуть его мысль весомыми доводами. Потому так важно тщательно и спокойно выяснять мнения противника.
  • Сохранение спокойствия. Это правило поможет вести высокоинтеллектуальный спор, основанный на уважении и толерантности. Все доводы, не относящиеся к предмету спора, возможно отвести только в таком состоянии.
  • Простота и конкретика. В ходе ведения спора не нужно «забивать» собеседника неологизмами, сленговыми выражениями и узкопрофессиональными терминами. Это не придаст веса выступающему, лишь покажет его неумение говорить с оппонентом на доступном и понятном языке.

Немного истории

Кто был самый первый спорщик на Земле? Кто решил противопоставить свое мнение решению общества? Когда произошел первый в мире спор? Вряд ли историки смогут ответить на этот вопрос с точностью. Человеку всегда было присуще спорить.

История сохранила до наших дней легенду жизни великого спорщика Сократа, у которого были последователи и ученики. Учение Сократа сделало переворот в философии — великий гений предложил отойти от рассмотрения природы и мира и обратиться к сущности человека, его роли. Своих учеников философ приводил к знаниям с помощью диалога, развивая культуру дискуссии.

Модный жанр тех лет «апология» помог его последователям Платону, Лисию и Ксенофонту отстаивать и продвигать в жизнь учение и правое дело Сократа. Антисократовское направление противопоставило свою идею — «обвинение, обвинительные речи».

В первое же десятилетие после смерти великого античного древнегреческого философа эту литературную форму использовал ритор, писатель Поликрат.

Примеров исторических споров можно привести множество, начиная от вопросов что было раньше — яйцо или курица, что первично — дух или материя, кем быть лучше — мужчиной или женщиной, существует ли вечный двигатель, до спора физиков и лириков. Кто и о чем спорит давно уже неважно. Важно только одно — кто и как к этому относится. Рождается ли в споре истина? Не всегда. Когда кипят страсти, эта «дама» уходит, не прощаясь…

Жанна Пятирикова

Источник: http://www.luxemag.ru/etiquette/7500.html

Дискуссия — Википедия

1. В чем разница между спором и дискуссией? Обсуждение. Чем отличается спор от дискуссии? ДИСКУССИЯ — (лат., от discutere делать выводы). Дискуссия — Дискуссия ♦ Discussion Обмен противоречивыми аргументами между двумя или более собеседниками.

Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Аподиктическая дискуссия — дискуссия с целью достижения истины. Диалектическая дискуссия — дискуссия, которая претендует лишь на достижение правдоподобия.

ДИСКУССИЯ — (лат. discussio рассмотрение, исследование) спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы убеждения. То есть в ходе дискуссии оппоненты не просто стараются доказать друг другу свою точку зрения, а обязательно подкрепляют свои доводы аргументированными заявлениями.

В споре цель — доказать правоту, в дискуссии — найти истину, решение задачи, выход из ситуации. В-третьих, предмет спора обычно конкретный и незначительный, дискуссия же возникает вокруг чего-то глобального и важного.

Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу. Любое мнение — это точка зрения человека. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной.

Не давайте дискуссии превратиться в азартный спор и выяснение отношений. В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению.

Примеры тем для дискуссии: — Где лучше жить: у нас или за границей?

Знание правил ведения дискуссии способствует эффективному протеканию процесса обсуждения и выработке решения. 26 декабря 2016 года состоялась дискуссия на тему «Что такое СССР? Дискуссия о природе общественного строя, сложившегося в Советском Союзе».

Что такое прибыль при социализме и при коммунизме? После такой дискуссии, где позиции выступающих, мягко говоря, принципиально не совпадают, пора бы и «размежеваться».

Это горькая, но объективная оценка, а если кто не согласен, то пусть попытается показать, в чем научная обоснованность постулатов, о которых говорит тов. Ферберов. Это же очевидно.

Но это и поиск, выявление истинного мнения, и значит, дискуссия.

Смысл всей дискуссии сводился к тому, чтобы с помощью вопросов вынудить оппонента признать ложность своей позиции. Дискуссия обычно стремится к всестороннему обсуждению предмета разногласий.

А средствами дискуссии служат не мнения, а обоснованные позиции».

Например, в рамках диспута на тему «Как лучше использовать российский Север?» между двумя участниками возникла дискуссия «Нужен ли вахтовый метод работы на Севере?».

При этом в таких описаниях полемика именуется не иначе, как «яростная полемика». Обратимся теперь к описанию основной формы спора — дискуссии. Предмет дискуссии — это спорное положение, допускающее противоположные ответы. Это терминологический спор. Например, различные споры о значении термина «риторика». Отсутствие сформулированного предмета делает дискуссию беспредметной.

Таким образом, учет социальных и личностных качеств оппонента — это элемент культуры ведения дискуссии

Участники спора. Логика предполагает в идеальном случае для участника дискуссии отношение к оппоненту как абсолютно честному и беспристрастному партнеру.

С другой стороны, риторика совершенно согласна с логикой в том, что публичное обсуждение качеств оппонента в рамках дискуссии совершенно недопустимо.

Использование всякого рода инсинуаций переводит дискуссию в ранг базарной перебранки.

К диспутам на самом деле часто относятся реальные споры, называемые дискуссиями

По тому, какую задачу ставят перед собой участники, различают два основные вида дискуссии: спор ради поиска истины и спор ради убеждения. Обычно описания видов дискуссий осуществляется в учебниках по логике, однако характеристики этих видов носят ярко выраженный оценочный характер.

Эристическая дискуссия — дискуссия с целью склонить оппонента к своему мнению (либо спор ради спора). Д. позволяет лучше объяснить то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. LT;лат. dicussio исследование, обсуждение.

Спор, прения. Сл. 18. Мы по многим дискусиям взяли все то на донесение. Пример: Если вы затрудняетесь принять решение по оптимизации рабочего процесса единолично, соберите дискуссию с коллегами и сообща придите к наилучшему варианту построения дальнейшей работы.

Все люди — разные, но это не мешает им общаться и понимать друг друга. Часто случается, что ваши с собеседником точки зрения на что-то не совпадают. Итак, если обсуждение вопроса с собеседниками плавно перетекает в дискуссию, то, во избежание превращения ее в безрезультатный спор, придерживайтесь следующих правил.

Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекайте попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремитесь не к победе, а к истине.

Выражения типа: «Мне так кажется», «Так было всегда», «Все хохлы — жадины», «Это правильно, потому что это верно» и пр. аргументами не являются.

Иногда мнение важной персоны или авторитета изначально считается верным просто в силу статуса этого человека (профессор, опытный исследователь).

Теоретическое обоснование этой формы спора можно найти у Аристотеля в «Топике»

Люди, закосневшие в своих оценках и стереотипах. Относитесь к ним терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чем-либо.

Выберите тему для обсуждения и в ходе обсуждения попытайтесь прийти к какому-либо решению по данному вопросу. Почему? Потому что советский строй — это что угодно, но не государственный капитализм.

Это вообще никакой не капитализм, потому что здесь нет очень многого того, что должно быть при капитализме.

Какой же это государственный капитализм? Правда, есть точка зрения, что это не капиталистический, но всё равно эксплуататорский строй: бюрократия эксплуатирует трудящихся в своих интересах. Что такое прибыль по сути? Я бы обобщённо сказала, что во-первых, это промышленный ссудный процент.

Этим дискуссия отличается от скандала на базаре. Такая дискуссия соблюдает логические правила вывода. Дискуссия по вопросам литературной политики. Дискуссия — это интеллигентный спор, который ведется на принципе аргументированности.

Еще интересное:

Источник: http://seriostyn.ru/diskussiya-vikipediya/

Юридические услуги интеллектуальной собственности подробности на сайте.