Чем отличается затвор от задвижки

Чем отличается затвор от задвижки | Дизайн и Ремонт

Выбирая запорную арматуру, часто приходится разбираться в особенностях представленных на рынке изделий. Обычно выбирают из двух деталей: затвора и задвижки. Но, прежде чем сделать обоснованный выбор, необходимо разобраться в специфике этих устройств.

Особенности затворов

Так называется специальный запорный механизм, используемый для открытия и закрытия трубопроводов (перекрытия движения рабочей среды). Затвор может перекрывать или открывать движение различных жидкостей и газов.

Изделие характеризуется простой конструкцией. Оно имеет специальный клапан блокировки, изготовленный в виде диска, который с помощью рычага можно прокручивать вокруг оси. При закрытии трубопровода, клапан устанавливается перпендикулярно движению рабочей среды, а при открытии — параллельно.

Некоторые затворы дают возможность останавливать клапан в промежуточном положении, благодаря чему с его помощью можно не только открывать и перекрывать движение рабочей среды, но и контролировать интенсивность ее движения.

Герметичность затворов чаще всего не слишком высока, потому их преимущественно используют в крупных трубопроводах, где требования к герметичности не очень велики. К примеру, они подходят для тепловых, газовых и вентиляционных магистралей.

При этом затворы имеют ряд важных достоинств, к которым относят:

  • простую конструкцию;
  • легкий монтаж;
  • небольшой вес;
  • оперативность установки;
  • легкость регулировки подачи рабочей среды.

К основным отрицательным чертам изделий относят: сравнительно невысокие параметры герметичности, а также необходимость в установке редуктора из-за высокой вероятности возникновения крутящего момента во время работы дисков затвора.

Особенности задвижек


Задвижка тоже представляет собой запорное устройство, устанавливаемое при монтаже трубопроводов.

Она в большей степени, нежели затвор, подходит для регулировки интенсивности движения рабочей среды в трубопроводной магистрали.

С конструктивной точки зрения задвижка является простым изделием, в ней имеется клапан блокировки, который движется поперек трубопровода: сверху-вниз или слева-направо.

При стандартном расположении в верхней или правой части трубопровода, задвижка не препятствует движению рабочей среды по трубам.

При перемещении задвижки в другую сторону, механизм полностью блокирует передвижение рабочей среды, а в срединных положениях — обеспечивает интенсивность потока примерно на уровне 50% от максимальной величины.

Регулировка положения дает возможность просто и быстро изменять интенсивность движения рабочей среды.

К основным преимуществам задвижки следует отнести ее высочайшую герметичность. Из-за этой характеристики механизм подходит для использования в большинстве трубопроводов, вне зависимости от их назначения и характеристик транспортируемым по ним рабочим средам.

К отрицательным чертам задвижки можно отнести сложность ремонта и обслуживания, сравнительно невысокая скорость перемещения запорного клапана из положения «открыто» в положение «закрыто». Кроме того, из-за специфической конструкции, размещать задвижки часто приходится на большой высоте.

В чем разница?

Основное различие между описываемыми механизмами заключается в особенностях запорного клапана, в затворе он является вращающимся вокруг своей оси диск, а в задвижке он перемещается перпендикулярно потоку рабочей среды, к примеру: сверху-вниз.

Это различие обеспечивает и другие отличия, характерные для изделий, включая разницу герметичности, приспособленности к работе с потоками рабочей среды под большим давлением, оперативности изменения положения с «открыто» на «закрыто».

Осознавая эту разницу, можно подобрать на сайте «ООО МИК» для трубопровода запорные механизмы, полностью соответствующие особенностям инженерной системы.

Источник: https://ir-t.ru/2018/10/chem-otlichaetsya-zatvor-ot-zadvizhki.html

Портал о трубопроводной арматуре

К задвижкам относятся запорные устройства, в которых проход перекрывается поступательным перемещением затвора в направлении, перпендикулярном движению потока транспортируемой среды.

В сравнении с другими видами запорной арматуры задвижки имеют следующие преимущества: незначительное гидравлическое сопротивление при полностью открытом проходе; отсутствие поворотов потока рабочей среды; возможность применения для перекрытия потоков среды большой вязкости; относительно небольшая строительная длина; возможность подачи среды в любом направлении.

К недостаткам задвижек следует отнести: невозможность применения для сред с кристаллизующимися включениями; сравнительно небольшой допускаемый перепад давлений на затворе; невысокая скорость срабатывания; возможность получения гидравлического удара в конце хода; трудности ремонта изношенных уплотнительных поверхностей затвора при эксплуатации.

Задвижки выпускаются с выдвижным и невыдвижным шпинделем.

Если ходовая гайка, соединенная со шпинделем, расположена на затворе и, соответственно, шпиндель при вращении углубляется в затвор, то данная конструкция называется “с неподвижным шпинделем”.

Если ходовая гайка расположена в корпусе и, соответственно, шпиндель выдвигается вверх над ходовой гайкой, то данная конструкция называется “с выдвижным шпинделем”.

В части конструкции затвора задвижки классифицируются на параллельные и клиновые.

Параллельные задвижки (шифр 30, 31)

В задвижках этого типа уплотнительные поверхности седел параллельны друг другу. Затвор в параллельных задвижках обычно называют “диском”, “шибером” или “ножом”.

Однодисковые (шиберные) задвижки применяют тогда, когда не требуется высокой герметичности. Жесткая конструкция затвора позволяет использовать их для довольно больших рабочих давлений и температур рабочей среды.

Двухдисковые параллельные задвижки.

Эти задвижки обеспечивают достаточно хорошее уплотнение в затворе в закрытом положении, и их применяют, когда требуется надежная герметизация.

Клиновые задвижки

К клиновым относятся задвижки, затвор которых имеет вид плоского “клина”. В клиновых задвижках седла и их уплотнительные поверхности параллельны уплотнительным поверхностям затвора и расположены под некоторым углом к направлению перемещения затвора.

Задвижки выпускаются с цельным клином.

Эта конструкция имеет ряд недостатков: повышенный износ уплотнительных поверхностей; потребность в индивидуальной пригонке седел и клина при сборе для обеспечения герметичности (это полностью исключает взаимозаменяемость клина и седел и усложняет ремонт); возможность заедания клина в закрытом положении в результате износа, коррозии или под действием температуры.

Задвижки с упругим клином.

Конструкция затвора задвижек этого типа обеспечивает хорошее уплотнение прохода в закрытом положении без индивидуальной технологической подгонки, так как затвор выполнен в виде разрезанного (или полуразрезанного) клина, обе части которых связаны между собой упругим (пружинящим) элементом.

Под действием усилия прижатия, которое передается через шпиндель, в закрытом положении последний может изгибаться в пределах упругих деформаций, обеспечивая плотное прилегание обоих уплотнительных составным клином или двухдисковые поверхностей клина к седлам.

Задвижки с упругим клином, как правило, применяются тогда, когда требуется весьма высокая степень герметичности затвора при закрытом положении задвижки.

При необходимости задвижки сравнительно небольших типоразмеров можно заменить на клапан запорный вентильного типа или на кран.

Затвор поворотный дисковый (шифр 32)

Дисковые поворотные затворы – это тип арматуры, в котором запорный элемент в виде диска, диаметром приблизительно равным внутреннему диаметру трубопровода, открывается и закрывается вращением этого диска вокруг оси, перпендикулярной оси трубопровода.

Дисковые поворотные затворы позволяют соединить в одной конструкции две основные функции трубопроводной арматуры — регулирование и запирание потока.

Область применения дисковых затворов ограничена по сравнению с другими типами арматуры из-за того, что их конструкция плохо приспособлена для работы при средних и высоких давлениях рабочей среды.
Затворы выпускаются с различными видами уплотнения запорного элемента:

  • – с эластичным уплотнением на диске;
  • – с эластичным уплотнением в корпусе;
  • – с эластичной рубашкой в корпусе;
  • – с металлическим уплотнением.

Основное преимущество затворов с уплотнением в корпусе по сравнению с затворами с уплотнениями на диске — значительно меньшее воздействие среды на уплотнение, что существенно повышает долговечность последнего.

Читайте также:  Чем отличается маркер от фломастера

Эластичное уплотнение обеспечивает большую герметичность по сравнению с металлическим, но это достигается за счет снижения долговечности затвора.

Следует отметить, что при отсутствии затвора (или другого запорного устройства) можно изготовить в ремонтных мастерских сравнительно простую конструкцию затвора с эластичным уплотнением на диске.

Задвижка шланговая (шифр 33)

Затвор шланговый (шифр 32)

Шланговая задвижка отличается тем, что рабочая среда проходит через эластичный патрубок (шланг), который, деформируясь под действием шпинделя, изменяет площадь проходного сечения, а следовательно, и расход рабочей среды.
Шланговые задвижки могут работать в любой среде, если последняя не разрушает материал шланга.

Эластичные патрубки изготавливаются из резины (бензостойкой, маслостойкой, химически стойкой).

Основное достоинство шланговых задвижек — полная герметизация рабочей среды от внешней, главный недостаток — небольшой срок службы эластичного патрубка.

Другие преимущества шланговой задвижки: исключается застой продукта, т.к.

конструкция прямоточная с малым гидравлическим сопротивлением; в закрытом положении эластичный патрубок надежно перекрывает проход, отсекая подачу среды в отводящий трубопровод.

Другие недостатки шланговой задвижки: — невысокая температура регулируемой среды до 80 С; — небольшое рабочее давление до 10 кгс/см2;
– для обеспечения зажима эластичного патрубка необходимо значительное усилие управления.

С точки зрения замен задвижку шланговую целесообразнее всего заменять мембранным запорным клапаном. Замена на сильфонный клапан, который тоже обеспечивает полную герметичность, удорожает систему.

По конструктивному выполнению и функциональному назначению к шланговым задвижкам близки шланговые затворы, имеющие шифр 32. На основании этого часто один тип этой арматуры заменяется другим.

Источник: http://www.krani.ru/index.php/stati/229-zadvizhki-i-zatvory-opredeleniya-i-opisanie

Задвижка клиновая и ножевая шиберная — из чего состоят и где применяются такие детали

Шиберный затвор — один из видов регулирующей и запорной арматуры.

Устанавливается данное устройство обычно на магистралях, транспортирующих взвешенные технические смеси (канализация, шлам), газовые и воздушные среды, сыпучие материалы.

Справиться с потоками данных типов стандартной задвижке не под силу. Причина в том, что частицы перемещаемой субстанции попадают между седлом арматуры и запорным устройством, не давая перекрыть просвет трубы полностью.

Шиберная задвижка — это разновидность запорной арматуры, которая отличается высокой герметичностью при работе с любыми типами сред

Конструкция шиберной задвижки. Разновидности

Основное отличие задвижки шиберной от иных видов запорной арматуры заключается в её способности герметично перекрыть трубопровод независимо от структуры материала.

Роль запорного элемента в данном устройстве играет плоский либо клинообразный нож, Двигаясь перпендикулярно потоку, этот аксессуар шибер задвижки разрезает его и в конечном итоге сечение перекрывается.

Подразделять на виды данную арматуру принято именно по форме запорного элемента. В соответствии с этим критерием бывает задвижка шиберная ножевая и клинообразная.

Устройство клинового типа. Клиновая шиберная заслонка способна работать при повышенном давлении рабочей среды, благодаря чему она устанавливается, когда необходимо наиболее надёжно перекрыть поток.

В соответствии с названием её запорный элемент имеет форму клина. Такая же форма характерна и сёдлам с уплотнителями. Чаще всего это устройство применяется в качестве шиберной задвижки для канализации.

Запорный клин перемещается перпендикулярно направлению движения рабочей среды под воздействием усилия, которое создаётся при вращении шпинделя. Максимальная герметизация обеспечивается тем, что при полном закрытии просвета клин от приложенного усилия деформируется в пределах присущей материалу упругости.

Из недостатков устройства шиберной задвижки клинового типа эксперты выделяют:

  • при интенсивной эксплуатации данного устройства уплотнения выходят из строя довольно часто;
  • необходимость проведения трудоёмкой процедуры подгонки седла и клина в такой шиберной задвижке;

Клиновая задвижка имеет с своей конструкции клин, который и перекрывает поток рабочей среды

  • если поверхность клина повредится (глубокие царапины, задиры, коррозия), герметизация будет нарушена. Кроме того, подобные повреждения способны вызвать заклинивание механизма;
  • при транспортировке рабочей среды с высокой температурой клин этой шиберной задвижки расширяется. Данный фактор приводит к невозможности регулировки потока, из-за чего могут возникнуть аварийные ситуации.

Задвижка шиберная ножевая. Запорный элемент такой арматуры характеризуется относительно небольшой толщиной и работает, как обыкновенный нож.

Ими оснащаются магистрали:

  • горной промышленности;
  • целлюлозно-бумажных комбинатов;
  • нефтеперерабатывающей промышленности;
  • систем канализации и вентиляции.

Особо следует отметить, что шиберный кран ножевой может использоваться даже на ветках, работающих при разрежении. В данном случае речь идёт о вакуумной технике.

Материал корпуса и типы привода

Для производства затвора шиберного ножевого и клинового чаще всего используется сталь, в том числе нержавеющая, или чугун.

При выборе конкретной модификации учитывайте, что устройство из чугуна более чувствительно к условиям применения. Отдавать предпочтение стальному изделию следует, если эксплуатация предполагается при отрицательных температурах.

Кроме того, задвижка чугунная шиберная слабо переносит импульсные нагрузки, то есть разбить её корпус можно простым ударом.

Задвижки небольшого диаметра чаще всего имеют ручное управление

Шиберные устройства, как и запорная арматура иного типа, приводятся в действие разными способами:

  • при помощи рычага или штурвала — ручным приводом;
  • приводом электрическим;
  • гидравлическим приводом;
  • пневматическим приводом.

Рассматриваемая запорная арматура может монтироваться на трубопроводы различными методами. Так, на магистралях, по которым транспортируется шлам, стоки, нефть устанавливается чаще всего шиберный кран фланцевый. Отличиями такой модели являются простота монтажа/демонтажа благодаря креплению болтовыми разъёмными соединениями.

Особенности конструкции задвижек различного типа

Все рассматриваемые устройства подразделяются также по направлению действия и по конструкции запорного рабочего элемента. Требования, предъявляемые к уровню герметизации, допускают применение для прерывания потока задвижек с одним либо двумя ножами (шиберами).

Одноножевой шиберный кран характеризуется большей жёсткостью. Он может устанавливаться в трубопроводах, по которым рабочая среда транспортируется под высоким давлением. Его конструкция довольно проста.

Шибер перемещается благодаря вращению штока, который может быть невыдвижным или выдвижным.

Благодаря вынесению кинетической пары шток — ходовая гайка за пределы корпуса устройства, обеспечивается герметичное перекрытие потока и предотвращается контакт сальников уплотнения с рабочей средой.

Свойства одноножевой задвижки позволяют применять ее на трубопроводах с высоким давлением

Шиберные задвижки с двумя ножами герметизируют трубопровод более надёжно, но стоят они значительно дороже и поэтому широкого применения такие устройства не получили. Пользователи принимают во внимание тот факт, что многие выпускаемые современной промышленностью более дешёвые аналогичные приспособления перекрывают поток не менее эффективно.

Если взять за основу критерий «направление действия», шиберный кран бывает одно- и двухсторонним. Задвижки первого типа применяются на ветках, транспортирующих большинство известных жидкостей, включая и агрессивные, некоторые виды сыпучих материалов и взвешенные смеси. Может устанавливаться такое приспособление на бытовых коммуникациях — канализации, водопроводе и т.д.

Устройство двусторонней шиберной задвижки несколько сложнее. Не вдаваясь в его описание, будет достаточным сказать, что запорно-регулирующий элемент данного типа применяется на особых магистралях.

К ним эксперты относят трубопроводы, предназначенные для такой среды, при изменении направления движения которой даже в небольшом диапазоне возможностей стандартной задвижки для полного перекрытия просвета будет недостаточно.

Устанавливается затвор шиберный двусторонний ножевой в задвижках магистралей на предприятиях пищевой и химической промышленности.

Применение задвижки ножевой шиберной с электроприводом. Разновидности

Сфера применения задвижки с электрическим приводом (диаметр ДУ 50) — это системы водоснабжения. Электропневматический шиберный кран ВВ32 монтируется в насосы, канализационные системы и в смесители.

Запорное электроприводное устройство ДУ100 нашло широкое применение в магистралях, транспортирующих питьевую воду и системах по переработке стоков.

Контроль параметров входного напряжения, а также работы затворного элемента осуществляет шкаф управления.

Задвижки с электроприводом могут входить в автоматизированную систему управления на трубопроводах разных типов

Установка реечного шибера с электроприводом осуществляется, когда необходимо реализовать полную автоматизацию работы погружного насоса. Корректное функционирование арматуры обеспечивается тем, что шкаф управления продуцирует предельно точные сигналы.

Реечные электроприводные устройства, используемые постоянно, выполняют также регулировку количества потребляемой воды. Установка на шиберную задвижку с электроприводом дистанционной колонки предоставляет возможность управлять потоком рабочей среды.

Клиновая стальная задвижка модели 30с941нж в системах пожаротушения или орошения с высокой точностью контролирует объём подачи жидкости в соответствии с первоначально заданным режимом.

Может применяться также в системах транспортировки газ — пар, газа, нефти и нефтепродуктов.

Шиберный клиновый затвор с электроприводом допускается эксплуатировать в трубопроводах, по которым перемещается рабочая среда с температурой до +425۫С.

Разговор о запорных элементах будет неполным без упоминания факта, что современной промышленностью выпускается также задвижка ножевая шиберная с пневмоприводом.

По критерию «принцип действия» такие устройства подразделяются на струйные и поршневые. В конструкцию запорных элементов данного типа входит малоинерционная реактивная турбина. Такая реализация пневматической шиберной задвижки предполагает, что это устройство будет отлично выполнять свои функции за счёт:

  • исключения трущихся уплотнений;
  • необратимости движения;
  • плавного хода при любом значении давления управляющего газа и при любых нагрузках;
  • быстрого реверса приводного вала.

Главным достоинством затвора с пневмоприводом является возможность дистанционного управления.

И в заключение стоит сказать, что при выборе задвижек следует внимательно изучить их технические характеристики. Только тогда проблемы с управлением потоком не возникнут.

Источник: http://TrubaMaster.ru/armatura/zadvizhka-shibernaya.html

Статьи

Главная / Статьи / Запорная арматура / Задвижки против затворов

« Назад

Задвижки против затворов 11.08.2015 08:02

Дисковый затвор выгодно отличается от задвижки по таким показателям как малое время открытия, закрытия и возможность плавного регулирования расхода среды. Правда, точность регулирования у затворов все же невысока. Открытие-закрытие затвора производится простым поворотом диска на 90о. Для использования в качестве регулирующей арматуры предусмотрено несколько фиксированных положений. Затвор выбирается под определенный расход рабочей среды, который должен укладываться в поворот диска приблизительно от 15о до 75о. В этом диапазоне поворота диска затвор обладает пропорциональной характеристикой расхода, а поток рабочей среды не наносит вреда затвору.Регулирование расхода рабочей среды в узкой щели приводит к интенсивной кавитации, которая разрушает седловое уплотнение и покрытие диска. Использование эластичных уплотнений в дисковых затворах надежно исключает протечки во время эксплуатации, обеспечивая герметичность класса А в соответствии с ГОСТ 9544-93 (без видимых протечек) и одновременно выполняя функции защитного покрытия для элементов корпуса и диска. Износостойкость используемой резины при соблюдении условий эксплуатации гарантируется в течение 5-10 лет или до 100 тыс. закрытий и открытий. После этого может потребоваться замена уплотнения, что предполагает несложную операцию, не требующую особой квалификации. Использование же уплотнения «металл по металлу» требует очень внимательного отношения к рабочей среде, так как любое попадание в среду твердых фракций выводит его из строя. Потеря герметичности в затворе с резиновыми уплотнениями происходит постепенно, по мере выработки, а не лавинообразно, как у других уплотнений. Применение защитных покрытий на основе эластомерных и полимерных материалов для деталей, непосредственно контактирующих с рабочей средой, обеспечивает стойкость арматуры к воздействию агрессивных сред. Эластомерный или металлорезиновый вкладыш исключает контакт рабочей среды с корпусом затвора, а эластомерное или полимерное покрытие защищает диск.Поворотные затворы могут устанавливаться в любом положении, однако затворы больших диаметров рекомендуется устанавливать в горизонтальном положении штока, так как при вертикальной установке не исключена вероятность заклинивания, связанная с попаданием твердых частиц в область штока. Простота и удобство монтажа затворов, особенно в стесненных условиях, обусловлена малой монтажной длиной (в 4,5 раза меньше, чем у традиционной задвижки). Помимо компактных размеров дисковый затвор отличается малыми весогабаритными характеристиками. Так вес одного затвора может быть до восьми раз меньше веса задвижки того же условного прохода. Это уменьшает весовую нагрузку на трубопровод и упрощает монтажные работы, потому что не требует мощного грузоподъемного оборудования и специальных монтажных площадок.Дисковый затвор не имеет резьбовых рабочих пар. Резьбовая пара втулка-шпиндель задвижки подвергается коррозии из-за воздействия внешней среды и выходит из строя, особенно в колодцах теплотрасс, имеющих теплую и влажную окружающую среду, а также при установке задвижек на открытых площадках. Дисковый затвор, в отличии от задвижек не имеет застойных зон в проточной части, а значит, рабочая среда не застаивается в корпусе затвора даже при длительной остановке системы. Скапливающиеся в застойных зонах задвижки различные механические примеси, присутствующие в проводимой среде, рано или поздно приводят к невозможности герметичного перекрытия потока.Затвор удобен для установки на трубопроводах с теплоизоляцией. Наружный диаметр корпуса затвора не превышает наружного диаметра фланца трубопровода, а органы управления расположены выше габаритного размера теплоизоляции. Для дискового затвора возможна любая автоматизация. Он может управляться как ручными средствами (рукояткой или редуктором), так и пневмо- или электроприводом отечественного либо зарубежного производства.

Источник: http://www.k-e.by/stati/article_post/zadvizhki-protiv-zatvorov

Отличительные особенности клиновой задвижки от шиберной

Задвижки, независимо от их классификации, широки в использовании в разных отраслях. Это один из первых видов трубопроводного оборудования, которым стали активно пользоваться особенно в последнее время. Спрос становился больше, поэтому выпускались все новые и новые виды задвижек, но сейчас мы выделим два вида и расскажем о преимуществах каждого из них.

Так чем же отличаются клиновые задвижки от шиберных?

На самом деле многим, ведь никто не стал бы выдумывать два одинаковых вида. Каждый из этих видов является идеальным в своей рабочей среде и, напротив, делает невозможной работу, если поменять их местами друг с другом. Для начала опишем свойства, область применения и преимущества клиновых задвижек.

У этой разновидности запорный элемент, по форме напоминает плоский клин. Клиновые задвижки должны использоваться там, где среди технических требований есть большая степень герметичности затвора. Различают два вида таких задвижек: с жестким и упругим клином.

Разновидность, имеющая жесткий клин, обеспечивают отличную герметичность, но в то же время, со временем поддается коррозии, и становится очень сложной в эксплуатации. Упругий клин, не доставит таких неудобств, и в то же время тоже обеспечивает хорошую герметичность.

Клиновые задвижки зачастую используют в системах водоснабжения и при транспортировке агрессивных химических элементов, при условии, что они не смогут разрушить уплотнитель или корпус оборудования.

Шиберные задвижки представляют собой механизм, с затвором в виде диска. Существуют различные формы и конструкции запорного элемента: ножевые, однодисковые и двухдисковые задвижки. Если рассматривать двухдисковые, то можно сказать, что они лучше всего справятся с герметичностью.

Если же, вашим основным требованием к этому механизму является способность выдерживать колебания давления и справляться с ними, то вам вполне подойдут задвижки ножевые или однодисковые.

В отличии от клиновых задвижек, шиберные можно использовать для регулировки расхода, частично перекрыв трубопровод.

Можно выделить также общие особенности этих двух видов задвижек:

  • малое сопротивление потоку рабочей среды в открытом виде;
  • возможность использования с рабочими средами высокой вязкости;
  • простота в монтаже и эксплуатации;
  • маленькая монтажная длина.

Где можно купить клиновые и шиберные задвижки?

На нашем сайте вы можете заказать оба этих вида задвижек.

Если вы все еще не определились с тем, что вам больше подойдет, вы можете заказать обратный звонок, и в ближайшее время с вами свяжется оператор, который выяснив ваши требования к оборудованию и технические условия работы, сможет посоветовать вам оптимальный вариант. Отметим, что наши клиенты могут заказывать товары оптом и в розницу.

Источник: http://Py100.ru/otlichitelnye-osobennosti-klinovoj-zadvizhki-ot-shibernoj/

Затворы и задвижки: сравнительная характеристика

19 Февраля 2016

Одними из самых распространенных типов трубопроводной арматуры считаются дисковые затворы и клиновые задвижки.

Перед потребителем зачастую встает сложный вопрос, на каком именно оборудовании остановиться, что выбрать для крепления оборудования: затвор или задвижку.

Чтобы разобраться в проблеме, следует определить основные различия названных изделий, характеристики их строения и эксплуатации.

Особенности поворотных затворов

Затворы применяются на трубопроводах в качестве запорных устройств, но предназначены они не только для перекрытия движения рабочей среды. Дисковые поворотные затворы используются и для регулирования: с их помощью можно изменять расход вещества в соответствии с необходимостью.

Наиболее часто данный тип запорной арматуры задействуется при больших диаметрах труб, в средах с малым давлением, а также при пониженных требованиях к герметичности. Определим следующие основные преимущества дисковых затворов:

  • компактные размеры;
  • простота конструкции;
  • удобство монтажа и ремонта.

Однако говоря о плюсах данного типа оборудования, будет правильно обратить внимание и на некоторые недостатки, присущие дисковым поворотным фланцевым затворам:

  • низкая герметичность;
  • зачастую требуется установка редуктора;
  • прочистка проходит с использованием механических приспособлений.

В моменты выбора именно эти свойства затворов становятся тем переломным пунктом, что заставляют покупателя отказаться от данного устройства.

Характеристики клиновых задвижек

Запирающим механизмом систем трубопровода также может стать фланцевая задвижка. Материал изготовления зависит от характеристик и особенностей рабочей среды, ее давления и других факторов. Как правило, применяются стальные или чугунные задвижки, в зависимости от состава сплава, они могут работать при давлении до 25 МПа и выдерживать температуру более 500°С.

Такое оборудование нашло широкое применение на энергетических объектах, нефтепроводах, в системах водо- и газоснабжения.

В определенных ситуациях может даже не возникнуть выбора запорного устройства: задвижки могут быть единственным вариантом.

За счет того, что они могут выдерживать до 8 баллов сейсмоактивности, то активно используются на объектах, на территории которых возможны землетрясения.

Говоря о достоинствах чугунной фланцевой задвижки, необходимо отметить следующие моменты:

  • высокая герметичность;
  • длительный срок эксплуатации;
  • работа при высоких показателях давления и температуры;
  • небольшое гидравлическое сопротивление, необходимое при большой скорости движения потока рабочей среды.

Однако среди недостатков данного типа оборудования отмечают следующие факторы:

  • невозможность регулировки потока;
  • долгое время открытия/закрытия;
  • достаточная сложность ремонта;
  • большой вес и размер устройства.

Что выбрать: затвор или задвижку?

Мы рассмотрели основные моменты работы обоих типов запорной арматуры, охватив наиболее заметные качества.

Если же вы собираетесь купить затвор или клиновую задвижку, стоит помнить о том, что каждый отдельный случай использования оборудования требует индивидуального рассмотрения.

На выбор должны влиять многочисленные факторы, в большей степени связанные с особенностями дальнейшей эксплуатации устройства.

Нельзя оставить без внимания тот факт, что в последнее время в строительной и промышленной сферах наблюдается популяризация дисковых фланцевых затворов.

Сложно поспорить с тем, что по некоторым критериям они, несомненно, превосходят клиновые фланцевые задвижки.

Как мы отметили ранее, к их преимуществам необходимо отнести скорость открытия, а также возможность плавной регуляции потока рабочей среды.

Сравнивая эти типы оборудования, невозможно не отметить и тот факт, что затворы характеризуются значительно меньшим весом. При одном и том же диаметре вес и габариты устройств будут отличаться в несколько раз.

Значительный вес задвижки при этом определенным образом сказывается на трубопроводе, создавая дополнительную нагрузку.

Это также усложняет монтаж и демонтаж устройства, для которого необходимо грузоподъемное оборудование.

Однако несмотря на это, многие предприятия не спешат переходить на использование затворов. Основная причина — долговечность задвижки. Как правило, уплотнение задвижки более прочно, не изнашивается под воздействием температуры, не рассыхается от времени и воздействия рабочей среды.

Задвижки пока не могут быть вытеснены затворами с рынка запорной арматуры и по той причине, что гарантируют максимальную герметичность. Кроме того, дисковые затворы при некоторых типах рабочей среды вообще не могут быть использованы, поскольку они способны ухудшить гидравлические характеристики.

Источник: http://aquaboiler.ru/article/pro-produktsiyu/zatvory-i-zadvizhki-sravnitelnaya-kharakteristika/

Чем отличается затвор от задвижки?

Задвижки и затворы представляют собой запорную арматуру и предназначены для перекрытия потока транспортируемого по трубопроводу вещества. Помимо закрытия и открытия, они позволяют регулировать расход рабочей среды. Объединяет их только назначение, а конструкция и возможности у каждого разные.

Конструкционные особенности задвижек

Задвижка перекрывает поток за счет наличия резьбовых рабочих пар при помощи поступательного перемещения затвора в направлении перпендикулярном перемещению вещества по трубопроводу. Они бывают:

  • с выдвижным шпинделем — он выкручивается над ходовой гайкой, которая размещена в корпусе;
  • с неподвижным шпинделем — он углубляется в затвор, на котором находится ходовая гайка.

Задвижка клиновая муфтовая отличается такими особенностями:

  • может использоваться для перекрытия потока жидкости с большой вязкостью;
  • не имеет значения направление перемещения вещества;
  • конструкция не предполагает наличие поворотов потока;
  • малое гидравлическое сопротивление в открытом состоянии;
  • позволяет регулировать давление потока и, соответственно, расход транспортируемой среды.

Но запорную арматуру такого типа нельзя устанавливать на трубопроводах, по которым протекают вещества с кристаллизирующимися составляющими. Также задвижки характеризуются невысокой скоростью срабатывания, небольшим допускаемым перепадом давления на затворе и затруднительной заменой уплотнительных колец, изношенных в процессе эксплуатации.

Что представляют собой затворы?

Затворы — это арматура, запорным элементом которой является диск, диаметр которого совпадает с внутренним сечением трубопровода.

Перекрытие осуществляется его поворотом на 90° по оси навстречу движению вещества.

Отличается отсутствием резьбовых рабочих пар и значительно меньшей массой (до 8 раз, сравнительно с задвижками), что способствует снижению весовой нагрузки на трубопровод и легкому монтажу затвора.

Регулировка может выполняться благодаря наличию нескольких промежуточных фиксированных положений под определенный расход, но в пределах 15-75°. При этих значениях поток не наносит вреда запорному элементу.

Отличительные особенности затворов:

  • долговечность, благодаря существенно меньшему воздействию транспортируемого вещества на уплотнитель;
  • высокая скорость закрытия и открытия;
  • не склонны к накоплению грязи.

Но затворы обладают довольно низкой герметичностью запорного органа. Также затруднительно произвести расчет пропускных характеристик при его функционировании в качестве регулирующей заслонки.

Источник: http://furu.ru/chem-otlichaetsya-zatvor-ot-zadvizhki.html