Разница между обрядом и ритуалом
Некоторые действия людей могут называться обрядами или ритуалами. Есть ли разница в данных понятиях? И если можно провести такую грань, то чем отличается обряд от ритуала? Попытаемся найти ответ на эти вопросы.
Содержание статьи
В любом случае речь идет о произведении символических действий в заданной последовательности. Подчеркивается внешняя форма исполнения. В поведении людей присутствует выразительность. Обряды и ритуалы выступают определенными ориентирами, им следуют в тех или иных ситуациях, соблюдают связанные с подобными явлениями правила.
к содержанию ↑
Сравнение
Сразу стоит заметить, что однозначного мнения по поводу предмета обсуждения не существует.
В научной, исследовательской и прочих видах литературы обряд и ритуал могут рассматриваться под разными углами и соотношения данных понятий не везде совпадают.
Согласно некоторым трактовкам, отличие обряда от ритуала вовсе отсутствует. Эти названия в таких случаях употребляются как взаимозаменяемые.
В других источниках указывается, что каждое из обсуждаемых явлений имеет свою специфику. Обряд представлен как сложное массовое действие, закрепленное традицией и наглядно изображающее всевозможные социальные отношения. Здесь выполняется коммуникативная и воспитательная функция.
Обрядами, в этом понимании, сопровождаются ключевые моменты жизни. Такие действия позволяют подчеркнуть уникальность, торжественность события. Религиозные обряды являются выражением веры, а, к примеру, календарные связаны с повторяемостью работ в крестьянском быту. Подобные действия отражают народное сознание и составляют важную часть фольклорного наследия.
Ритуал же здесь изображен как стилизованное, демонстративное действие, обладающее даже некоторой театральностью. Он призван драматизировать то или иное событие и вызывать у присутствующих глубокие эмоции (трепет, благоговение, скорбь). Во время ритуала произносится четко распланированный текст, выполняются определенные движения, часто используются особые предметы.
Ритуал может быть связан с посвящением в профессию, вступлением в какое-либо общество, браком, захоронением. Обычно ходом таких действий управляет «специалист», знающий все тонкости и правила соответствующего ритуала.
Исследуемое явление не всегда имеет отношение к общественной жизни и зачастую представляет собой акт, совершаемый одним человеком.
Кроме того, в отличие от обряда, это понятие употребляется и в биологии для обозначения определенных форм поведения животных.
Между тем многие авторы разграничивают понятия еще по одному критерию.
В чем разница между обрядом и ритуалом по их мнению? В том, что первому явлению приписывают светлый, положительный оттенок, а второму — темный, негативный.
Обряд как бы скрепляет отношения человека и Творца, позволяет почувствовать Божью благодать. Ритуал, с этой позиции, приравнивается к колдовскому действию и связывается с язычеством и оккультизмом.
Источник: https://TheDifference.ru/raznica-mezhdu-obryadom-i-ritualom/
Обряды и ритуалы: в чём разница?
Изучая историю древнего мира, религии и верования прошлого, мы постоянно наталкиваемся на сакральные понятия обозначающие некие особые символические, священные или магические действия называемые ныне обрядами и ритуалами. Но в чём разница между этими двумя понятиями?
Ныне в научной, религиозной, исследовательской литературе вы не найдёте главного, коренного отличия значения этих двух понятий. Наоборот, в теологических и научных пояснениях эти понятия выступают как некие синонимы, взаимоувязанные или взаимозамняющие друг друга слова.
Но верно ли это? Такими расшифровками ныне обрядам и ритуалам приписывается некая символическая стереотипность, традиционность, торжественность, придаётся рилигиозно-символическое значение, указывается, что они способ почитания внематериальный сущностей и прочих полевых существ (богов, духов предков, существ тонкого мира и т.п.). Иные пояснения и вовсе ставят исследователей в смысловой тупик. Согласно таким: ритуал — это некая совокупность обрядов (?!), а обряд — ритуал особого символического действия (?!). В подтверждение приводится латинский корень слова «ритуал» (ritus) обозначающий торжественную церемонию или некий обряд.
(на фото: понимание сути славянских обрядов — наше единение с Предками)
Так что же обьединяет понятия обряд и ритуал и чем они различаются? Известно, что и ритуал и обряд всегда увязывают с понятием «магия» (шумерское «еmga», лат. «magia»), неким таинственным действием особой силы (у славян это «мога» — могущество).
Наука утверждает, магия — это определённое мыслителное влияние особого символического и религиозного плана на ход происходящих событий, на предметы и всё живое в материальном мире, посредством програмного влияния на тонкий мир (мир вселенского программирования).
Такое влияние осуществяляется подготовленными особями посредством мыслительного (энерго-полевого) воздействия через тонкий мир (молитвы, заклинания, просьбы) где проводящий обряд или ритуал влияет (представленными ему возможностями, энергиями) на окружающее, на выбранные предметы и живые существа.
Он в разной степени меняет программу тонкого тела живого существа, природного обьекта, тела, процесса, вызывая изменения через локальное усиление или ослабление полей, укрепление или разрушение частей тонкого тела, изменения его полевой защиты или ликвидации такой.
При этом проводящий обряд или ритуал пользуется силами тонкого мира, помощью сущностей или существ проживающих в нём. И тут мы подходим к самому главному в понимании различий обряда и ритуала как энерго-полевого действия.
Тут важно осоззнать следующее: — какие цели имеет оценеваемое сакральное действо? — с кем в тонком мире общается его исполнитель? — какие последствия возникнут для участников в результате сакрального действа? — проведённое действие что-то добавляет или отнимает у окружающего и в какой мере? Чтобы дать ясные ответы на такие вопросы следует провести небольшой экскурс в древнеславянскую мировоззренческую систему. Именно её положения чётко разделяют понятия обряда и ритуала. Начнём с обряда. В древнеславянской Старотцовско-волхвовской системе тонкий мир, называемый Ирием, имел свою высшую и особенную часть — Светлый Ирий. Именно в нём пребывали души славных Праотцов, высокие Сущности (Боги), собственно Творец. Сущности и Боги Светлого Ирия, как и сам Творец-Сварог, всегда помагали всем светлодушим людям в яви, тем, кто обращался к ним. Ибо явь — школа людских душ, место их обучения и испытания. Они давали силу лучшим из людей, Старотцам, волхвам, священникам, всячески помагали братству светлых народов — славянам ( http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/history/slavjanobrazovanie-v-evrope-istorija-prosvetitelstva.html ). В такой системе обряд — это заслуженное обретение светлой силы Творца посредством выполнения правил Прави, жизни по Прави. Результат его проведения — повышение ирийный уровней у людей и предметов (их освящение и посвящение), приобретение таковыми новых, более высоких, светлых качеств. В конечном счёте, обряд — это путь к Творцу, взаимодействие с миром Творца (Светлым Ирием), возможность заслуженно и со знанием пользоваться энергией (благодатью) Творца!
(на фото: славянские обряды всегда жизнеутверждающи и человеколюбивы)
Теперь о ритуалах. В довольно короткое историческое время в нижней части тонкого мира (Ирия), связанной с явью (материальным миром), в следствии некачественных преобразований появился энерго-полевой паразит, именуемый антимиром. Он — область низковибрационных и агрессивных энергий, некий полевой вирус и агрессор, отторгаемый Творцом как брак.
Он наполнен тёмными и хищными полевыми существами живущими по понятиям, которые не способны выполнять правила Прави ( http://slavyanskaya-kultura.ru/news/religija/sem-pravil-pravi.html ). Антимир не имеет своего источника существования (коим для Светлого Ирия есть Творец-Сварог) и может только хищничать.
Он способен только врать, убивать, красть, разлагать, паразитировать. И это он делает главным образом через явный мир, в котором есть ирийно доступные ему человеческие души ( http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/prorochestva-velesovoi-knigi-i-duhovnaja-borba-predkov.html ).
Но пользоваться украденной в яви энергией (людских душ) полевые существа антимира не могут. Эту энергию им нужно «остудить», разложить, упростить, вибрационно понизить (лишить светлости). Именно такой, разлагающей энергию человеческих душ манипуляцией, служит ритуал.
При выполнении ритуала, проводящий его жрец, маг, окультист, псевдосвященник, псевдоволх, псевдостарец, своими действиями формирует особый канал с антимиром и вызывает к себе одного или несколько (до сотен) хищных существ антимира.
Те принимают выставленную на ритуал жертву и начинают перерабатывать энергию души и тонкого тела таковой, при этом забирая львиную долю полученного с собой.
Жертводателям (организаторам ритуала) они всё же оставляют остатки своей трапезы, которая наркотически грубо стиммулирует их кратковременным энергетическим всплеском ( http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/prorochestva-velesovoi-knigi-i-duhovnaja-borba-predkov.html ).
Именно этот наркотический эффект тянет постоянных учасников к ритуальным повторам, повышая зависимость от антимира. В ритуале обязательно предполагается и наличие жертвы. Такая жертва должна ассоциироваться с человеческим телом, человеческой кровью, иметь отношение к вещам того, на кого направлен ритуал. Потому наиболее тёмные ритуалы — это те, где есть человеческие жертвоприношения. или где используется человеческая кровь. При этом не всегда обязательна смерть человека, достаточно его прямого или опосредствованного участия, главным образом через личные предметы — некие маркеры для энергетической атаки.
(на фото: кровь — частый и важный атрибут ритуалов)
Древние славяне никогда не проводили кровавые ритуалы, а в качестве обрядовых подношений и даров использовали данное природой или приготовленное из природного (фрукты, хлеб, мёд, напитки и т.п.). Новернёмся к ритуалам. В ритуалах не связаных с кровью, жертвой, как правило, становится новичок ритуала, тот кто имет желание пройти некую инициацию.
Как правило, после такой инициации, «посвящённому» становилось плохо. Он теряет часть энергии или душу и переходит после ритуала на другой тип энергетики изменённого (почерневшего) тонкого тела Но как и у наркомана или алкоголика такое состояние у него длилось не долго.
Постепенно, он, вовлечённый в ритуалистику, становился зависимым от постоянной ритуальности и принимаетсяся за поиск жертв, за приобщение к ритуалам новых участников… В последнее время в ритуальности происходят значительные изменения. В следствии приспособления, внешне всякая новая ритуалистика всё больше напоминает обрядовые действа.
Происходит это потому, что во многие обрядовые и религиозные действа умышленно вносятся не проверенные элементы, внешне мало отличимые от истинно обрядовых.
Это позволяет тёмному легко проникать в новомодные религиозные общины, подчинять их членов, подменять светлые символы и защитные молитвы на похожие но бездейственные, создавать незаметные нити энергетических потоков отнимающих у людей светлую энергию Творца.
Возникающие в следствии этого недуги (недухи) переростают в соматические болезни хронического характера, а также рак, саркому, вирусные инфекции неопределённого происхождения и т.п. Но страшнее всего, что элементы ритуальности стали элементами многих компьютерных игр, бесчисленных постановочных передач на телевидении. Они входят в режисуру большинства телешоу, окупируют молодёжные субкультуры (готизм и т.п.). Они готовят детей и молодёжь к роли доноров антимира.
(на фото: порождает ли такая компьютерная игра любовь?)
Наблюдатель и зритель на таких шоу или в таких субкультурах даже не понимает, что он становится не только учасником скрытых ритуалов, но и их жертвой.
Распознать скрытый подвох способен не каждый, ибо для этого нужно ведать Правь и жить по Прави и понимать тонкие механизмы полевых влияний! Какие же выводы можно сделать из сказанного? 1.
Обряд и ритуал — это энерго-полевые действия принципиально различной направленности: обряд — действо положительной (светлой) направленности, ритуал — действо негативной (тёмной) направленности; 2.
Обряд — это повышение энерго-полевых качеств (освящения) тонкого тела человека, предмета, процесса, посредством получения высокой энергии Творца, стараниями тех, кто живёт по Прави (закону Творца), любит его и созданную им Вселенную, то есть Стаотцами, волхвами, священниками, светлыми ирийно людьми, способными на контакт со Светлым Ирием, на использование светлой энергии во благо людей; 3. Ритуал — это кража энергии Творца в состоянии рабского служения антимиру, с подальшим её разложением (через утрату вибраций) существами антимира, использование её как пищи для существ антимира и участников, превращение участников в духовных рабов и слуг существ («богов») антимира; 4. Смешивание понятий обряда и ритуала есть принципиально не верным, в следствии разнонаправленнсти их смысла, разнонаправленности их действия, противоположности последствий для энерго-полевых конструкций — душ людей, тонких тел предметов, качества процессов. Отсюда следует, обряд — явление созидающее, повышающее качества того, на что или кого он направлен, светлая форма посвящения и возвышения, гармонизации отношения людей и Творца.
(на фото: обряд — проявление славянской любви к Творцу и Светлому Ирию)
Ритуал — явление регрессивное, понижающее и разрушающее энергию Творца (без его согласия), выполненное в узкокорыстных целях антимира и во вред гармоничному существованию Вселенной.
Поэтому, в дальнейшем важно чётко осознавать то, о каком явлении вы думаете, пишите, особенно называя что-то обрядом или ритуалом. Ибо за понятиями обряда или ритуала кроется явно несосместимое: свет и тьма, любящий Творец и хищный антимир.
И, потому, важно переосмыслить духовный опыт славянских Предков, чтобы стать ближе к истине.
Не так ли?
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/obrjady-i-ritualy-v-chyom-raznica.html
Обряды и ритуалы — большая разница
Опубликовал Малакаева Ольга Сергеевна — Сентябрь 14th, 2016
Несведущему в этом вопросе человеку сложно уловить разницу, которую имеют между собой обряды и ритуалы. Для большинства людей это практически одно и то же, выраженное разными словами. И только посвящённые люди знают и понимают всю имеющуюся глубину различий столь непохожих процессов.
Вопрос этот интересен и ответ на него c курса «Духовное исцеление» будет полезен всем:
В чем разница между обрядом и ритуалом?
Отвечает преподаватель Школы парапсихологии Елена Николаевна Кузьмина (0:05:04):
Между обрядами и ритуалами очень большая разница.
Обряды — это обширное направление. Например, национальные большие свадьбы, в которых заложено большое свадебное направление от её начала и до самого конца, вплоть до правил поведения гостей. Или танцевальные обряды, являющиеся масштабным направлением.
Или же обряд при рождении ребёнка, в котором производят определённые действия обмывания с прочтением молитвы от момента его появления на свет до той минуты, когда его показывают всем его предкам (отцу, бабушкам, дедушкам). Смерть, при которой применяется обряд погребения, от начала смерти до момента завершающего этапа непосредственного предания тела земле и т.д.
Всё это в комплексе называется обрядом. Это обширное направление без строгих законов последовательности, имеющее традиционное, социальное значение.
Ритуалы — это строго направленное действие. И кто бы, что бы Вам не говорил, ритуал это очень ограниченное действие, прописанное до самых мелких мелочей: одежда, все слова как молитва, он весь прописан.
Одна и та же молитва не может быть разной, она существует в своём первозданном виде, многие слова, например, нам не понятны, но в ней нельзя менять не только слова, но и даже звуки, а так же нельзя останавливаться. В ритуале всегда обозначены дополнительные атрибуты: свечи, ладан и др.
Если это восточные практики, то и там имеются свои ритуальные дополнения, которые строго обозначены и какие-либо изменения недопустимы.
Подытожим: обряд — это творческий процесс, а в ритуале творчеству места нет, в нём недопустимы придумки и вымыслы, он резко ограничен во всём и для него не требуется практически никакой энергии.
От того, что проведённых ритуалов было сотни или тысячи, они записаны в коллективном бессознательном (дополнительно можно прочитать статью «Ноосфера Вернадского»). И работают они по тому прописанному принципу.
Если Вы проводите ритуал, то сделать его необходимо правильно, тогда он будет в точности повторять в коллективке то, что уже там есть. Например, ритуал посвящения во что-то, мы имеем в виду серьёзный, глубинный порядок действий, что совсем не относится, к примеру, к ритуалу посвящения в студенты.
Хоть в названии и фигурирует слово ритуал, на самом деле это просто обряд, так как в нём нет последовательности в действиях.
Когда ритуал выполнен правильно (и магический в том числе), он снимается очень тяжело, потому что сформирован и прописан в коллективке, а также закреплён на всех уровнях. Всё имеет место быть и снять его тоже возможно, но только вкладывать в это приходится очень много труда.
В этом то и состоит большая разница между обрядами и ритуалами.
Источник: https://acvu.ru/obryadyi-i-ritualyi-bolshaya-raznitsa.html
Отличия обычая от традиции
Каждый человек когда-либо в своей жизни сталкивался с такими понятиями, как традиция, обычай или обряд.
Их смысловое значение уходит корнями глубоко в древность, и со временем, их историческая суть и ценность сильно изменились.
Определенные ритуалы являются неотъемлемым атрибутом жизни людей, а мы, не задумываясь, следуем обычаям и традициям, вряд ли отличая одно от другого. Наша статья поможет разобраться, в чем между ними разница.
Чем отличаются обычаи от традиций
Понятие обычая
Обычай — это способ поведения в обществе, основанный на привычке, который воспроизводится в социальной группе или в обществе, и является логичным для всех членов.
Значение этого слова несет в себе религиозный, культурный и правовой порядок, который может иметь даже принудительный характер.
Когда речь идет об обычаях, подразумевается передача из поколения в поколение обрядов, ритуалов, праздников, правил поведения на похоронах или свадьбах.
Понятие обычая
Понятие традиции
Если мы говорим о передаче основ поведения и устройства общества как такового, то подразумевается такое понятие, как традиция.
Отличием традиции от обычая считается его национальная привязка: к традициям можно отнести общепринятую национальную одежду, а вот атрибут к этой одежде, добавленный какой-то группой общества, будет носить уже понятие обычая.
Существуют семейные, общественные, народные традиции, которые могут оказывать на человека как положительное, так и отрицательное влияние.
Понятие традиции
Примеры обычаев и традиций
Для наглядности хотелось бы привести несколько примеров национальных обычаев и традиций:
- Самым известным обычаем является празднование Нового Года и Дня Рождения, а традицией — на Новый Год ставить и наряжать елку, а на день рождения — дарить подарки.
- Празднование Великой Пасхи — еще один старый христианский обычай. Традиционным на Пасху считается печь куличи и красить яйца.
- В Таиланде, по обычаю, отмечают Лой Кратонг — день духа воды, который приходит
- в полнолуние. Традицией этого праздника считается пускать по реке лодочки со свечами, цветами и монетками.
- В США считается обычаем отмечать праздник Хэллоуин. По традиции в этот день из тыквы вырезают различные физиономии, а внутрь овоща помещают горящие свечи.
- Интересной традицией празднования именин в Дании является вывешивание флага на окне.
Традиции и обычаи разных народовСовет
Если вы планируете поездку в азиатские страны, помните, что там существует обычай на праздники подавать «беш бармак». Чтобы не обидеть гостеприимных хозяев дома, это блюдо едят только руками, а перевод его так и звучит — «пять пальцев».
Интересные факты
Вопреки нашим традиционным и общепринятым понятиям, в других странах существует много странных и нелогических для нашего понимания обычаев.
Вразрез с привычным рукопожатием, которым мы привыкли обмениваться при встрече, японцы приседают, у некоторых аборигенов принято тереться носами, в Замбези делают реверанс и хлопают в ладоши, а кенийцы попросту плюют во встречного.
По традиции вежливости у нас принято спрашивать «как дела?», китайцы задают вопрос «ел ли ты?», ирландец высказывает пожелание «будь весел», в Зулу тебе просто сообщат «я тебя вижу».
Интересные обычаи и традицииВывод:
Прародителем всех традиций, ритуалов и обрядов можно считать обычай.
Он берет свое начало в первобытнообщинном строе, когда письменности не существовало, и для достижения определенной цели старейшины придумывали ряд действий в надежде на лучший исход событий.
Со временем обычаи плавно перерастали в традиции и ритуалы, которых мы придерживаемся и по сей день.
Для чего нужны традиции
Источник: http://www.xn—–6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai/otlichiya-obyichaya-ot-traditsii
Что такое обряды?
Между такими понятиями, как «Обряд», «Ритуал» и «Обычай» ошибочно принято ставить знак равенства. Но так ли это? Давайте разберёмся. Для начала стоит совершить краткий экскурс в прошлое с тем, чтобы разобраться, как жили наши предки, из чего складывался их быт, их представления о жизни, как и сама их жизнь.
Каких-нибудь лет двести назад, среднестатистический крестьянин, несмотря на существовавшее в ту пору крепостное право, на деле — подчеркнём это слово — веровал в святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.
Вера его была подкреплена действиями: он ходил в церковь, каялся и молился, обращался к богу с просьбами и благодарил его.
Ребёнок, не успев родиться, тут же должен был быть крещён, ибо по тогдашним (да и по теперешним канонам) считалось, что некрещеному младенцу в случае ранней смерти не попасть в рай божий.
Из года в год, как только зима начинала сдавать свои права, крестьяне начинали закликать весну, а каждую осень повторялось одно и то же — крестьяне поблагодарили землицу-матушку за урожай (кто-то благодарил богов и свой род, кто-то благодарил бога единого), начинали гулять свадьбы и готовиться к зиме. Но отличалась ли чем-то жизнь крестьянина от, положим, жизни человека, относящегося к иному сословию? Да, но не существенно. Ведь он точно также крестил своих детей, по выходным сам хаживал в церковь, и делал массу иных вещей, которые были приняты в его кругу.
В октябре семнадцатого всё изменилось. Религия была объявлена опиумом, церковная жизнь была, как бы задвинута за жизнь общественную, за жизнь светскую. Вместо церкви народ начал активно ходить на демонстрации, где чествовал своих новых кумиров.
Все вышеперечисленные действия в той или иной степени были, есть и будут в жизни каждого человека.
Нет, это вовсе не означает, что Вы ходили, ходите и будете ходить в церковь или на демонстрацию, это означает, что в Вашей жизни так или иначе будет нечто, что повторяется из года в год, или нечто, что повторяется от случая к случаю именно в тот момент, когда у Вас возникает в чём-то потребность.
Как только потребность возникла, Вы предпринимаете те или иные повторяющиеся действия, которым придаёте символическое значение. Вы можете делать что-то, совершенно об этом не задумываясь, просто так когда-то делала Ваша бабушка или Ваша мама, которая до сих пор делает то же самое. Откуда Вам известно это, и что это означает, Вы понятия не имеете. Вы просто делаете, особо не задумываясь.
Прежде чем выйти замуж, Вы получаете благословение от родителей, вне зависимости от вероисповедания. Прежде чем умершего человека предадут земле или огню, его моют и одевают, как бы тем самым снаряжая в дальний путь.
Новорожденного приносят в церковь, где служитель культа, осуществив ряд неких последовательных и устойчивых действий (например, вне зависимости от того, ребёнка какого пола ему принесли) совершает таинство крещения.
Таким образом, мы с Вами плавно подошли к определению термина обряд. Подытожим и актуализируем само определение. Обрядом принято считать некие последовательные (или повторяющиеся) действия, имеющие символическое значение.
У некоторых тут же может возникнуть вопрос: Что такое Обряд Инициации? Ответ прост и лежит на поверхности. Обряд Инициации — это набор неких последовательных символических и устойчивых действий, благодаря которым индивид считается приобщённым к той или иной группе, к тем или сакральным знаниям или тайнам, к тому или иному эгрегору.
С понятием Ритуал, как ни странно, всё гораздо проще. Ведь Ритуал — это несколько обрядов, объединённых между собой единой идеей (логикой или потребностью).
В воображении среднестатистического человека, при слове «ритуал» тут же рисуется картина некого торжественного акта, где роли всех участников и их действия строго регламентированы, строго последовательны и каждое из них имеет своё совершенно чёткое значение, хотя на первый взгляд, может показаться, что в данных действиях напрочь отсутствует всякая логика. Признаться честно, зачастую всё именно так и бывает. Но почему же так? Да ровным счётом потому, что виной тому является Обычай.
Наша «матрёшка» сложилась! Ведь Обычай — это комплекс Ритуалов, а Ритуал — это совокупность обрядов, Обряды же (повторимся) — это повторяющиеся устойчивые действия, имеющие сакральное значение, сакральную суть. Всё просто, понятно и логично.
Теперь, когда мы чётко понимаем и различаем между собой три вышеназванных понятия, давайте разберёмся, какие же обряды бывают.
Какие обряды бывают?
На самом деле можно выделить огромное количество обрядов, объединив их по тем или иным критериям. Мы сегодня хотим поговорить у двух из них, условно разделив их на:
- Обряды на привлечение
- Обряды на избавление.
Уже из самого названия следует, что в первом случае, целью обряда является приглашение и принятие в свою жизнь (либо в жизнь того, на кого обряд делается) чего-то или кого-то. Это что-то может быть как со знаком «плюс», так и нести в себе негативный заряд. Как правило, данные обряды совершаются на растущей Луне.
Обязательным атрибутом выступает заговор (намерение, облачённое в словесную форму). Обряд, подкреплённый заговором и некими действиями или иными компонентами (например, призывом Первостихий: Ветра, Огня, Земли, Воды или же иными магическими предметами (ножами, травами, костями и т.д.)) — будет называться ритуалом.
Обряды на избавление чаще всего делаются на убывающей Луне. Логика та же самая. Ритуал может даровать человеку избавление от кого-то недуга, много лет мучавшего его, или избавление от одиночества. А можно и «даровать» что-то не очень хорошее, что вопреки воле человека, на которого делается обряд, войдёт в его бытийность.
Сегодня наша жизнь, как и жизнь наших предков полна обрядов, суть которых мы не всегда понимаем, да и порой вообще не догадываемся, что выполняя какие-то действия, мы совершаем обряд.
У каждого обряды свои: у охотника, у строителя, у рыбака, у спортсмена, у учителя или студента, идущего сдавать экзамен, у человека, который засевает огород или ухаживает за скотиной.
Да, возможно в городе обрядов меньше, чем у жителя деревни, но они всё равное существуют.
Конечно, любые обряды, в широком смысле, можно разделить на религиозные и на нерелигиозные. И здесь каждый из нас может вспомнить о том, что каждый год накануне Пасхи, в христианских, например, семьях принято красить яйца. Почему? Зачем? Мало кто знает ответ на данный вопрос.
Просто потому, что так всегда в семье было принято. А ведь это тоже типичный пример обряда. Или, например, Колядки — тоже пример обряда, когда молодые парни и девушки ходят по домам, поздравляя хозяев с праздником, а взамен получают угощения.
Данный обмен нацелен на получение всяческих благостей в новом году.
Даже светская свадьба, казалось бы, ничего общего не имеющая с какими-то там мифологическими обрядами, всё же включается в себя оные. Обмениваясь кольцами, новобрачные тем самым символически показывают незыблемость и бесконечность семейных уз, а также крепость любви. Таким образом, обмен кольцами — это тоже обряд.
Многие спрашивают: что такое воинский ритуал? А ведь это так просто! Принятие присяги — это типичный пример воинского ритуала, передача поста новому наряду и т.д. Это всё воинские ритуалы, складывающиеся, в некотором смысле, из обрядов.
Как правило, обряду и ритуалу всегда есть место в жизни человека, когда речь заходит о чём-то действительно важном, о чём-то по-настоящему значащем.
Симоронские ритуалы — что это такое?
В последнее время начал складываться новый вид ритуалов. Имя ему — симоронский ритуал. Кто-то уже знаком с данным видом ритуалов, которые, по сути, «создаются (придумываются) на коленке», т.е. возникают довольно спонтанно. На первый взгляд вообще может показаться, что симоронские ритуалы хаотичны, но это не так.
Основная цель любого симоронского ритуала заключается в решении какого-то запроса.
Например, человеку нужно привлечь в свою жизнь что-то важное (новую работу, новые прекрасные отношения) и он, либо сам, либо в группе единомышленников придумывает некий ритуал, который в массе своей берёт из головы, чётко настраивая себя на то, что после выполнения данного ритуала, названного симоронским, он получит желаемого.
Как ни странно, но в массе своей именно так и происходит. Ведь ритуал — это вихрь позитивных эмоций, это проговаривание или пропевание аффирмаций или их выкрикивание, сопровождаемое и подкрепляемое телесными практиками: хороводами, прыжками через костёр или иные препятствия, прогулками вокруг деревьев и т.д. Это как бы заявление или заказ, который человек отправляет в Космос, в надежде получить желаемое.
Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что обряд, ритуал и обычай — это три составляющих любой национальной культуры, вне зависимости от географического местоположения, вне зависимости от вероисповедания или иных других отличительных особенностей. Пока есть человек, будут обычаи, состоящие из ритуалов, будут ритуалы, состоящие из обрядов.
Источник: https://mogura.ru/articles/chto_takoye_obryady/
Традиция как основа етнокульутры ритуал, обряд, обычай — История украинской культуры Библиотека русских учебников
ГлавнаяКультурологияИстория украинской культурыПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
Культура этноса всегда историческая: кроме преемственности ей присуща и изменчивость, кроме усвоения традиции — создание, открытие нового, в свою очередь, становится традицией.
И о традиции и об инновациях мы бы будем говорить в следующем разделе.
А сейчас лишь отметим, что наименее меняющийся и, следовательно, более устойчивый пласт культуры, который сохранил свою этничность — это традиционно-бытовая культурра.
Культура не могла бы выжить, если бы не существовало способов ее трансляции от поколения к поколению протяжении истории сложилось несколько таких способов или форм
Первичные формы преемственности культуры всегда связаны с культом. Они существуют для того, чтобы передать нечто сакральное и в этом своем качестве ценное для членов сообщества. Это – ритуалы.
Ритуал объединяет те формы поведения, которые по своей сути являются знаковыми, символичными, даже если они имеют в своей основе утилитарно-практический характер. Постепенно символично ритуальная функция начинает п превалировать над практической основой. Антрополог. М.
Дуглас определяет ритуалы как типы действий, служащие для выражения веры или приверженности определенным символическим системамам.
Вне ритуалом не происходит ни магическое действие, ни религиозный культ. Его священная цель — постоянное воспроизведение, своеобразное духовное восстановление в настоящем в большей или меньшей степени мифических событий, п связанных с важными этапами прошлого народа и тем самым подчеркивается преемственность поколений.
Например, ритуальный ремонт лодки индейцами кечуа происходит определенным образом только потому, что его сам е так чинил праотец кечуа: тем самым все кечуа подчеркивают свою преданность и мифическому предку, и друг другу. Вне ритуалом поломанный лодку они будут ремонтировать более удобным современным способом.
Но тогда это будет просто починка лодки, что не символическое наполнениеення.
В силу своего символического характера ритуал играет роль механизма регуляции внутриэтнических связей: поддерживает определенную иерархию этнических статусов; помогает членам этносов в усвоении групповых норм м и ценностей, дает им осознание сакрально обусловленной сплоченности и солидарности, а следовательно, и защищенности; помогает снять напряжение повседневной жизни; в кризисные моменты дает ощущение поддержки согласия м государства используют эту символическую мощь ритуала для собственных нужд: со временем он распространяется на государственные церемониалы и церемониальные формы бытовых отношений (этикет).
Постепенно ритуал приобретает характер систематического следования традиционным правилам, которые зачастую уже не соответствуют новейшим требованиям, но поддерживаются из соображений, связанных с интересами правителей лов, а отчасти — с неповоротливостью социальных институтов, с инерцией массовой психологии.
Но, как оказалось, отвержение одного за другим элементов ритуала последовательно, шаг за шагом ведут или к уничтожению, или к трансформации соответствующих институциональных образований, которые частично состоят именно в этих ритуализированного структурах действий.
Революции начинаются с антиритуалистичного протеста и завершаются тотальной ним ломкой соответствующих институтов”(М. Дуглас). В любом случае, ритуал означает посвящение, приобщение к определенной религии и системы ценностей, к этносу, к государству.
Так, единство исламской цивилизации в в еличезному степени поддерживается строгими и ритуально освященными предписаниям шариатми шаріату.
Вторая исторически существующая форма преемственности культуры — обряд.
Обряд — это десакрализований ритуал, который включает в себя традиционные действия, сопровождает важные моменты жизни и деятельности человека и человеческой общности (обряды, связанные с рождением, со смертью, с переходом ч члена сообщества в какую-то другую качество, например, обряды инициации; семейные, календарные обряды и т.д.
), с помощью чего утверждает значимость жизненных состояний членов сообщества (этноса). Религиозная суть ритуала, лежащий в основе обряда, чаще потеряна, но он продолжает жить по принципу”так было испокон веков”и тем самым демонстрирует различие определенного этноса от всех дру усіх інших.
Так, далеко не все украинские знают, что суть украинского обряда колядования — ведение козы. Маланки является производным от языческого ритуала.
Обряд — это то, что из культа перешло в быт, потеряло магически-релиз лигийний или государственно-установленный содержание (наши современники в. Западной.
Европе, как правило, празднуют карнавал просто как праздник весны, отнюдь не связывая его с началом религиозного поста).
В обрядах и ритуалах передается опыт религиозных, социальных и родовых отношений. Наряду с языком они сохраняют единство какой-то человеческой общности — племени, этноса, нации
Третья традиционная форма преемственности культуры — обычай. В отличие от обряда и ритуала, обычай имеет не только религиозно-магическое, но и практическое корни.
Обычай — это стереотипизированной способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для его членов.
Это привычно соблюдаемая часть быта, обломки ритуалов и обрядов, в потеряли свое первоначальное значение, но соединение с повседневной принятым нормам, это регуляторы поведения в быту, которые постепенно перешли из сознания в привычку. Это религиозные и моральные нормы,. Втр.
Аттилы свой сознательный характер, но сохранили обязательное значение в быту качестве примера приведем”чистый четверг”, когда в советское время атеисты, не имели представления о том, что такое”чистый четверг”и дл я чего он, все-таки целый день напролет мыли, убирали, выбивали ковры тощи, вибивали килими тощо.
Хотя в качестве основного регулятора человеческого взаимодействия обычай выступает, в основном, на ранних стадиях человеческого общежития и в так называемых”традиционных обществах”, однако он продолжает существовать и функ кционуваты и на уровне динамических, развитых этнических систем, олицетворяя более или менее обязательный образец поведения в быту. Человек, не соблюдающий обычаев, так или иначе отторгается от обще льства. Таким образом в обычаях проявляет себя власть социумлада соціуму.
Стабильность обычая, его сопротивляемость изменениям настолько велика, потому что обычаи всегда формируются в обществе и воспринимаются обществом как ценность, а в силу такого восприятия определяются”примусовис. Число коллективной требования”И в этом смысле можно говорить о том, что одна из основных функций обычая в обществе — сохранение, спасение безвозвратно ушедшего жизни.
Обычай — это социальная привычка, настольные ькы часто повторяемый членами группы, этноса или представителями какой-либо цивилизации, в результате он приобретает характер действия машинальной, полуавтоматической и общей для всех. Можно назвать его надындивидуальным привычке. В этой надиндивидуальности (общественности) и обязательности обычая и кроется его силться його сила.
В своей работе”Человек и люди”выдающийся испанский философ и культуролог X. Ортега-и-Гассет разделяет обычаи на два типа: обычаи слабые и мягкие и обычаи, сильные и твердые. Первые — это те, которые назывались”н вича и нравами”, т.е.
привычные нормы поведения, питания, взаимоотношений. Они закладываются в обществе в течение длительного периода времени и так же долго и постепенно выходят из употребления.
Сильные и твердые н ичаи, как правило, насаждаются политиками и государственными деятелями: такие, например, как приветствие фашистов выброшенной вперед острой, как нож, ладонью (“Хайль!”).
Они создаются в определенных политико-идеологических х целях, возникают стремительно и столь же молниеносно исчезают; скорее, это не столько обычаи, сколько политические или идеологические клишеьки політичні або ідеологічні кліше.
Обычай гораздо больше связан с практикой повседневной жизни, чем обряд или ритуал. И хотя обычай зачастую имеет дочернее отношение к этим формам преемственности, но отношение это все-таки двусторон нне.
Как ритуал или обряд могут, потеряв свой смысл, превратиться в обычай, так же возможно и превращение обычая в обряд или ритуал.
Так обычно с запретом на поедание свинины, первоначально возник т м, что в условиях жаркого климата в организме свиней размножаются смертоносные для человека бакрії.
И ритуал, и обряд, и обычай на правах составляющих входят в традицию как бытовые способы передачи культуры из поколения в поколение
Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
Источник: http://uchebnikirus.com/kulturologia/istoriya_ukrayinskoyi_kulturi_-_pavlova_oyu/traditsiya_pidgruntya_etnokulutri_ritual_obryad_zvichay.htm
Ритуал — Психологос
Ритуал — действия (набор действий), которые надо делать, потому что это надо просто делать.
Потому что всем известно, что это надо делать, потому что это все делают, потому что это здесь принято. Принесение присяги — ритуал, рукопожатие — тоже ритуал, здороваться, то есть желать здоровья — так же всем привычный ритуал.
Потому что страхи и неврозы: “Если это не сделать, случится что-то плохое (ужасное). Ритуал не наступать на трещину в асфальте, чтобы день прошел хорошо.
В отличие от рациональных процедур, ритуал живет преимущественно психологическими причинами: страхами или обещаем удачи, любовью к красоте или привычкой, заражением или внушением…
Бывают ли рациональные обоснования у ритуалов? Бывают. Сочинить их не трудно. Просто изначально ритуал живет не потому, что он обоснован. Обоснование — вторично, а внушение, привычка, красота или страхи — первично. См.→
Разнообразие ритуалов очень велико. Ритуалы бывают строгими и не очень, жесткими (формальными) и не формальными, гибкими. Ритуалы с точном смысле слова имеют очень строгий рисунок, а правила приличия, как ритуализированное поведение, имеет менее строгую поведенческую схему.
Ритуалы бывают разной степени осмысленности, от “просто принято” до “в этом скрыт глубокий смысл”. Ритуал приглашать гостей к столу — ритуал со смыслом: люди бывают и голодны, и вместе за столом люди быстрее сдруживаются. Махать рукой, прощаясь — ритуал без явного смысла, хотя… людям приятно, когда на них обращают внимание, не хотят терять их из виду до последнего момента…
Совсем бессмысленные ритуалы — практически не встречаются. Почему? Люди не любят бессмысленные вещи, и если смысл ритуала не очевиден, люди его придумывают, сами творчески находят объяснение тому: “Что это дает, почему люди этот ритуал делают”.
Иногда люди могут рассказать изначальный, процедурный смысл ритуала. Например, изначальный смысл рукопожатия — показ того, что в руке нет ножа, демонстрация дружелюбия.
Чокание рюмками — ранее хозяин и гость стукались друг о друга кубками с вином, вино переливалось через край из кубка в кубок, и это было гарантией того, что хозяин преподнес гостю хорошее, а не отравленное вино.
Если люди не находят в ритуале смысл процедурный (рациональный), они могут найти в нем смысл символический (рационально не объяснимый).
На самом деле объяснение может быть любым, если оно кажется правдоподобным и обладает внушающим эффектом, оно скоро за ритуалом закрепляется, и скоро все знают, что сказать: “Ни пуха, ни пера! — К черту” — поможет сдать экзамен. Ритуал начинает иметь не процедурный, а символический смысл, становится ритуалом внушающим.
Есть ритуалы, принятые обществом в целом, есть ритуалы пары, ритуалы могут быть исключительно индивидуальными. Ритуалы, принятые обществом в целом, составляют основу общепринятой морали. По областям применения можно выделить ритуалы гражданские и армейский, религиозные и бытовые, семейные, коммуникативные, психотерапевтические и самые разнообразные другие.
Отдельно стоит выделить мистически ориентированные ритуалы, смысл которых, хотя и не всегда осознаваемый — обращение к Высшим силам. К подобным ритуалам относятся как сложные мистические обряды, так и бытовые приметы. Встретил женщину с пустыми ведрами — плюнь через левое плечо…
И, наконец, ритуалы бывают полезными и вредными. Ритуал напиваться на праздники трудно назвать полезным, а ритуал “Бодрое утро” либо ритуалы отдыха (например, выходить из-за письменного стола каждый час на десять минут) — вещь полезная. А ритуал поздравлять друзей, родных и любимых с днем рождения — не просто польза, но и радость. Да?
Контакт между родителями и детьми — радость, удобство и гарантия предотвращения конфликтов и недоразумений. Как сохранить его с младенчества на долгие годы? Во многих семьях этому помогают привычные ритуалы, изо дня в день проходящие через всю жизнь: ритуал “Милые пальчики”, ритуал “Доброе утро” и “Спокойной ночи”, ритуал “15 минут перед сном”. См.→
Ритуалы, принятые в одном обществе (семье, кругу людей), могут быть совершенно непонятны и дики в другом обществе, однако чье-то эмоциональное приятие (или неприятие) каких-то ритуалов еще ничего не говорит о том, что данные ритуалы хороши или плохи. Эмоциональное отношение — только вопрос привычки и воспитания. Если вам дороги отношения с людьми, следует по возможности уважать их ритуалы, а если необходимо — самому в них включаться.
Другая возможность — продвигать ритуалы свои, которые вам душевно близки или кажутся более полезными.
Ритуалы повсеместно используются для решения разных разнообразных задач. Ритуалы помогают объединять людей и узнавать, кто наш и кто не наш, помогают настроиться на нужную волну, когда-то лучше лекарств помогают человеку взбодриться или заснуть. Ритуалы используются для пропагандистских, медицинских, психотерапевтических и многих-многих других задач. См.→
Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/ritual
Обряды, ритуалы, традиции
Введение
В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции.
Для того, чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучать историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер.
Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат эмпирического и духовного познания окружающей действительности.
Традиции — это элементы социального и культурного наследия передающиеся из поколения в поколение, и сохраняющиеся в определённом сообществе в течении длительного времени.
Традиции передают, закрепляют и поддерживают разнообразный социальный опыт и тем самым осуществляется духовная связь поколений.
Традиции выполняют две социальные функции: они являются средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений.
Эти функции традиция осуществляет следующим путём: традиции обращены к духовному миру человека, они выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений не непосредственно, а через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями.
Формы преемственности культуры.
Ритуал, обряд, обычай
Культура не могла бы выжить, когда бы не существовало способов ее трансляции от поколения к поколению. В течение истории сложились несколько таких способов или форм.
Первичные формы преемственности культуры всегда связаны с культом. Они существуют для того, чтобы передать нечто сакральное и в этом своем качестве наиболее ценное для членов общности. Это — ритуалы .
Ритуал объемлет те формы поведения, которые по своей сути являются знаковыми, символическими и не имеют утилитарно-практического характера. Антрополог М.
Дуглас определяет ритуалы как типы действий, служащие для выражения веры или приверженности определенным символическим системам .
Вне ритуала не совершается ни магическое действие, ни религиозный культ. Его священная цель — постоянное воспроизведение, своеобразное духовное восстановление в настоящем в большей или меньшей степени мифических событий, связанных с важными этапами в прошлом народа или группы и тем самым подчеркивающих их единство.
Например, ритуальный ремонт лодки индейцами кечуа определенным способом происходит лишь потому, что ее именно так чинил праотец кечуа: тем самым все кечуа подчеркивают свою преданность и мифическому предку, и друг другу. Вне ритуала поломанную лодку они будут ремонтировать более удобным образом.
Но тогда это будет просто починка лодки, не несущая глобального символического наполнения.
В силу своего символического характера ритуал играет роль механизма регуляции внутриэтнических связей: поддерживает определенную иерархию этнических статусов; помогает членам этносов в усвоении групповых норм и ценностей; дает им осознание сакрально обусловленной сплоченности и солидарности, а, следовательно, и защищенности; помогает снять напряжение обыденной жизни; в кризисные моменты дает ощущение поддержки свыше, оказываемой общности. Впоследствии государства используют эту символическую мощь ритуала для собственных нужд: с течением времени он распространяется на область государственных церемониалов и церемониальных форм бытовых отношений (этикет).
Постепенно ритуал приобретает характер систематического следования некоторым традиционным правилам, которые зачастую не соответствуют изменившимся потребностям, но поддерживаются по соображениям, связанным с интересами правителей, а отчасти — с неповоротливостью социальных институтов, с инерцией массовой психологии.
Вторая исторически существующая форма преемственности культуры — обряд.
Обряд — это десакрализованный ритуал, который включает в себя традиционные действия, сопровождает важные моменты жизни и деятельности человека и человеческой общности (обряды, связанные с рождением, со смертью, с переходом члена общности в какое-либо другое качество, например, обряды инициации; семейные, календарные обряды), посредством чего утверждает социальную значимость жизненных состояний членов общности (этноса). Религиозная суть ритуала, лежащего в основе обряда, чаще всего утеряна, но он продолжает жить по принципу “так было от века” и тем самым демонстрирует отличие данного этноса от всех остальных.
Обряд — это то, что из культа перешло в быт, потеряло магически-религиозный или государственно-установленный смысл (наши современники, как правило, празднуют Первое Мая просто как праздник весны, отнюдь не связывая его с Днем солидарности трудящихся).
В обрядах и ритуалах передается опыт религиозных, социальных и родовых отношений. Наряду с языком они сохраняют единство некоей человеческой общности — племени, этноса, нации.
Третья традиционная форма преемственности культуры — обычай. В отличие от обряда и ритуала, обычай имеет не только религиозно-магические, но и практические корни.
Обычай — это стереотипизированный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для его членов .
Это привычно соблюдаемая часть быта, осколки ритуалов и обрядов, утративших свое первичное значение, но сохранивших функцию соединения людей повседневно принятыми нормами; это регуляторы поведения в быту, постепенно перешедшие из сознания в привычку. Это религиозные и моральные нормы, утратившие свой сознательный характер, но сохранившие обязывающее в быту значение.
В качестве примера приведем “чистый четверг” в донельзя секуляризированное время так называемого “застоя”. Атеисты, не имевшие представления о том, что такое “чистый четверг” и для чего он, все же день напролет мыли, скоблили, выбивали ковры и т.п.
Хотя в качестве основного регулятора человеческого взаимодействия обычай выступает, в основном, на ранних стадиях человеческого общежития и в так называемых “традиционных обществах”, тем не менее он продолжает существовать и функционировать и на уровне динамичных, развитых этнических систем, олицетворяя более или менее обязательный образец поведения в быту. Человек, не исполняющий обычаев, так или иначе отторгается от общества. Таким образом, в обычаях проявляет себя власть социума.
Обычай гораздо более связан с практикой повседневной жизни, нежели обряд или ритуал. И хотя обычай чаще всего имеет дочернее отношение к этим формам преемственности, но отношение это все же двустороннее. Как ритуал или обряд могут, утратив свой смысл, превратиться в обычай, так же возможно и превращение обычая в обряд или ритуал.
Так обычай обрезания у евреев и арабов, возникший чисто из гигиенической необходимости, был затем сакрализирован в священных книгах и стал обязательным ритуалом. То же произошло и с запретом на поедание свинины, первично возникшем от того, что в условиях жаркого климата в организме свиней размножаются смертоносные для человека бактерии.
И ритуал, и обряд, и обычай на правах составляющих входят в традицию как в бытовые способы передачи культуры из поколения в поколение.
Типы и функции ритуалов
Единственная попытка проанализировать многообразные функции ритуалов как единое системно организованное целое принадлежит Э. Дюркгейму.
Дюркгеймовская классификация ритуалов — пожалуй, самая систематическая и обоснованная. Ритуалы классифицируются по разным основаниям-критериям. Важным считается разделение ритуалов на магические и религиозные.
Дюркгейм в соответствии со своими представлениями об обществе предлагал считать главным отличием магии от религии то, что первая имеет индивидуальный характер, а вторая — общественный.
Если говорить более конкретно, можно отметить, что в магии (колдовстве) отсутствует характерная для религии вера в персонифицированные сверхъестественные силы, то есть в бога.
Магические ритуалы преследуют непосредственные, ближайшие цели и, что очень важно, они являются делом индивидуумов, а в результатах религиозных ритуалов обычно бывает заинтересовано все общество (клан, племя) и поэтому, как правило, все общество (или ключевые группы, или символические общественные фигуры) участвуют в их осуществлении.
Ритуалы можно классифицировать также по их функциям. В первую очередь следует выделить кризисные ритуалы, совершаемые индивидом или группой в критические периоды жизни или как ответ на острую и совершенно неотложную проблему.
В современном обществе характер кризисного ритуала носит обращение главы государства к народу в случае бедствия, его пребывание непосредственно на месте бедствия. Календарные ритуалы совершаются регулярно по мере наступления предсказуемых, повторяющихся природных явлений, таких, как смена времен года, смена фаз луны, созревание урожая и т.п.
Во всех сельских культурах имеется огромное количество таких ритуалов, крайне сложных, насыщенных элементами эротики, со своими особенными богами, героями, мифическими персонажами. Особый класс образуют ритуалы интенсификации.
Этот термин введен американскими антропологами Чеплом и Куном для обозначения совокупности ритуалов различных типов: кризисных, календарных и других, осуществляемых для того, чтобы противостоять нарушению равновесия групповой жизни, вызванной либо внутренними, либо внешними причинами, интенсифицировать взаимодействие между членами группы и вообще повысить степень групповой сплоченности. Именно с такими ритуалами мы сталкиваемся, например, когда на свадьбу или иное семейное торжество съезжаются члены семьи, разбросанные по всей стране и до этого случая не видевшие друг друга годами, если не десятилетиями. По своему содержанию и социальной функции выделяются ритуалы родства, причем они касаются не родства по крови или по браку, а родственных отношений, сформировавшихся на основе функциональных взаимосвязей. Таковы, например, ритуалы взаимоотношений членов семьи с крестным отцом или крестной матерью. Это лишь наиболее распространенные типы ритуалов. Вообще же в зависимости от применяемых критериев и уровня анализа можно выделить буквально бесконечное количество типов ритуалов. Например, ритуалы могут классифицироваться по участию в них мужчин или женщин на чисто мужские, чисто женские и смешанные ритуалы. В чисто мужских ритуалах имеют право участвовать только мужчины, но некоторые из них фигурируют в качестве женщин и символически имитируют физиологические функции, присущие женщинам; в чисто женских ритуалах, наоборот, отдельные женщины имитируют физиологические функции мужчин.
Кроме того, ритуалы могут быть классифицированы по массовости, то есть по количеству участвующих, по степени структурированности, по чередованию элементов аморфности и структурированности, по характеристикам группы, внутри которой и во имя которой они исполняются.
Последний момент очень важен, ибо ритуалы стратифицированы, причем стратифицированы двояко — в отношении как земной, так и мифологической иерархии. Некоторые ритуалы могут исполняться только вождями, или только старейшинами, или только охотниками (или только брахманами, или только кшатриями и т.д.
), причем исполнение соответствующих ритуалов представителями других групп (или каст) влечет неисчислимые тяжелые последствия как для виновников, так и для оскверненных групп и даже самих оскверненных ритуалов
В любой культуре присутствует также множество ритуалов нерелигиозного или не прямо религиозного характера. Здесь имеется в виду ритуализованный характер любых типов действий и форм деятельности, вплоть до встречающихся наиболее часто. Такие ритуализованные формы, важные и значимые также в современной жизни, можно назвать диффузными формами ритуального поведения.
Но поскольку эти ритуалы не кодифицированы, не стандартизованы, а чаще всего даже и не рефлексированы и в то же время выполняют важнейшую функцию создания и поддержания достаточно стабильных структур межиндивидуальных взаимодействий, правильнее их можно было бы именовать диффузными формами социальности. Тонкий анализ таких ритуалов провел американский социолог И.
Гофман.
Различают уважительное поведение двух видов, каждый из которых ориентируется на соответствующий тип ритуала: ритуал избежания или ритуал презентации.
Ритуалы избежания — это предписываемые ограничения поведения, предназначенные для поддержания социальной дистанции между индивидами. Они ограничивают степень вовлеченности индивидов в социальное отношение, помогают сохранять некоторый уровень формальности и определенную степень индивидуальной автономии для его участников.
Ритуалы презентации — это тоже предписываемые модели уважительного поведения, но служащие цели поощрения и активизации взаимодействия
Ритуалы перехода — это особенный класс ритуалов, существующих в каждой культуре и выполняющих особые функции, связанные в первую очередь с последовательным прохождением индивидом стадий своего жизненного пути — от рождения до смерти . Ритуалами перехода отмечаются моменты изменения индивидуальной идентичности.
Ритуалы перехода особенно важны и имеют особенно выразительный характер в традиционных, а также в 'первобытных' обществах.
Здесь момент перехода зачастую означает полную потерю старой идентичности и приобретение новой, совершенно иной идентичности, что предполагает изменение всех социальных характеристик личности, иногда вплоть до смены имени.
В ряде культур инициация — переход в статус взрослого полноправного члена клана или племени — отождествляется со смертью и новым рождением. В некоторых культурах инициация не кратковременный акт или событие, а растянутый на несколько недель или даже месяцев процесс, во время которого действительно происходит преображение инициируемого, превращение его в другого человека.
В современных обществах роль ритуалов перехода сильно уменьшилась, а лучше сказать, сильно изменилась, хотя продолжает существовать огромное количество ритуалов этого типа: церковное причастие, получение паспорта как свидельство совершеннолетия, допуск к выборам как признание гражданской зрелости, вручение аттестата зрелости и университетского диплома, заключение и расторжение брака, переход на пенсию и, конечно, как всегда и повсюду с самых наидревнейших времен культуры,- рождение и смерть (два кардинальнейших изменения статуса, достойные отдельного детального рассмотрения). Эти современные ритуалы перехода роднит с аналогичными ритуалами далекого прошлого, во-первых, их символический характер, во-вторых (частично), их социальная функция — функция стабилизации социальной структуры, категоризации индивидов, наделения их свидетельствами статусной идентичности.
Но существует очень много отличий сегодняшних ритуалов перехода от ритуалов перехода прошлого.
Социальный порядок и контроль у первобытных народов был не так жесток, как это может показаться, а что касается современного общества, то ослабление контроля в одном отношении часто сопровождается усилением его — в другом.. Кроме того, изменился сам характер символизации в ритуалах.
Вследствие того, что ритуалам стала свойственна более формальная организация, символизация стала гораздо менее прямой и непосредственной, чем в ритуалах древних времен, можно сказать, что она вообще принимает иной характер.
ОБЫЧАЙ
Обычай — исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте.
Обычай в отличие от привычек имеют социальную природу; привычки же являются проявлениями идиосинкратического поведения индивидов, связанного с уникальным биографическим опытом.
Концепт обычая подразумевает не только статистические показатели существования того или иного поведения, но и прескриативный компонент: такого поведения придерживаются все члены общества при любых обстоятельствах, и нарушение обычая может повлечь за собой санкции начиная с общественного неодобрения до остракизма или иных форм наказания. Термин “обычай” может отождествляться с терминами “традиция”, “ обряд ”, “ ритуал ”, “нравы”, “привычки”. Однако традиция относится все же к более широкому кругу явлений и к более дифференцированным формам регуляции деятельности, хотя и получает при этом семантическую перегрузку. Обряд и ритуал — формализованное поведение или действие, имеющее прежде всего символическое значение, лишенное непосредственно целесообразности, но способствующее упрочению связей либо между постоянными членами группы, либо во взаимодействии между группами.
Источник: http://stud24.ru/sociology/obryady-ritualy-tradicii/336878-1014830-page1.html