Самые большие подводные лодки
В современном мире большое значение в обеспечении безопасности государств играет подводный флот. Особенно, если это подводные лодки, несущие на себе стратегическое атомное вооружение.
Именно они сдерживают крупные державы от открытого военного противостояния, которое может стать последним в истории человечества.
А чем больше и мощнее подводный корабль, тем больше оружия он может нести и совершать более продолжительные автономные плавания у берегов потенциального противника.
Проект 941 «Акула»
На сегодняшний день самая большая подводная лодка в мире — это творение советских корабелов, подводный атомный ракетный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Размеры его колоссальны, подводное водоизмещение равно 48 тыс. тонн.
Длина гиганта — 172 м, а ширина 23,3м, в высоту боевой корабль сравним с 9 этажным домом. В движение подлодка приводится двумя водо-водяными атомными реакторами с двумя паротурбинными установками, расположенными по отдельности в прочных корпусах.
Суммарная мощность энергетической установки — 100 тыс. л.с.
Мощная машина под водой может развивать скорость до 25 узлов, в надводном положении — 12 узлов. Погружаться она может почти на полкилометра, а обычная рабочая глубина — 380 м.
Подводная лодка управляется экипажем из 160 человек и может находиться в автономном плавании целых четыре месяца.
Причем для спасения всего экипажа большая подводная машина оснащена всплывающей спасательной капсулой. Вооружение «Акулы» состоит из:
- ракетного комплекса из 20 баллистических ракет, каждая из которых может нести 10 боеголовок по 100 килотонн с индивидуальным наведением (конструктивно была возможность нести 24 ракеты). Стартовая масса ракет Р-39 — 90 тонн, а боевая дальность — 8,3 тыс.км. Весь боекомплект ракет может быть выпущен одним залпом как с надводного, так и с подводного положения в любых погодных условиях.
- 6 торпедных аппаратов для пуска ракето-торпед и торпед калибра 533 мм и установки заграждений из мин;
- 8 комплектов ПЗРК «Игла-1» для противовоздушной обороны;
- радиоэлектронного вооружения.
Свое рождение большие «Акулы» получили на заводе «Севмаш», для этого был сооружен самый большой на планете крытый эллинг. Благодаря прочной рубке и серьезному запасу плавучести подлодка может проламывать толстый лед (до 2,5 м), что позволяет ей осуществлять боевое дежурство даже на северном полюсе.
Довольно много пространства лодки выделено для обеспечения комфорта экипажа:
- просторные двух- и четырехместные каюты для офицеров;
- маломестные кубрики для старшин и матросов;
- система кондиционирования воздуха;
- телевизоры и умывальники в каютах;
- спортзал, сауна, солярий, бассейн;
- живой уголок и салон для отдыха и т.п.
Подводные лодки типа «Огайо»
В свое время после лодок проекта «Акула» это были вторые по счету самые крупные подводные корабли в мире. Их подводное водоизмещение — 18, 75 тыс. тонн, надводное — 16,75 тонн. Длина махины — 170 м, а ширина ее корпуса — почти 13 м.
Всего было выпущено 18 машин этого типа, каждая из которых получила вооружение в виде 24 межконтинентальных баллистических ракет с разделяющейся боевой частью. Экипаж судна — 155 человек.
Скорость в подводном положении — до 25 узлов, в надводном — до 17 узлов.
Эти военные корабли имеют прочный корпус, разделенный на четыре отсека и отдельную выгородку:
- носовой, в который входят помещения боевого, обеспечивающего и бытового назначения;
- ракетный;
- реакторный;
- турбинный;
- выгородка с электрощитами, дифферентовочными и осушительными насосами, установкой для регенерации воздуха.
Проект 955 «Борей»
По длине этот ракетный подводный крейсер почти такой же, как и два предыдущих корабля — 170 м. Но это атомная подлодка четвертого поколения обладает подводным водоизмещением в 24 тыс. тонн, а надводным — 14,7 тыс.тонн.
Поэтому по этому параметру она может смело находиться на втором месте после лодок проекта проекта 941 «Акула». К 2020 году планируется построить 20 подводных крейсеров этой серии.
В настоящее время в строю находится уже три гиганта проекта 955: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах».
Экипаж подводного судна — 107 человек, причем большая его половина — офицеры. Скорость его в подводном положении достигает 29 узлов, в надводном 15 узлов. В автономном плавании подводный корабль может находиться три месяца.
Подводные лодки типа «Борей» разработаны в качестве замены атомных подводных лодок проектов «Акула» и «Дельфин». Подводные крейсеры этого проекта считаются первыми отечественными АПЛ, приводимыми в движение одновальным водометным комплексом.
Основное вооружение — 16 твердотопливных баллистических ракет типа «Булава» с боевой дальностью 8 тыс.км.
Проект 667БДРМ «Дельфин»
Это еще один российский ракетный подводный крейсер стратегического назначения, который может похвастать большими размерами.
В современном военно-морском флоте РФ это пока что самый массовый подводный крейсер стратегического назначения. Длина судна — 167 м. Подводное водоизмещение 18,2 тыс.тонн, надводное — 11,74 тыс.тонн.
Экипаж корабля около 140 человек. Вооружение стратегических АПЛ состоит из:
- межконтинентальных баллистических ракет на жидком топливе Р-29РМ и Р-29РМУ «Синева» с боевой дальностью более 8,3 тыс.км. Все ракеты могут выпускаться одним залпом. При движении под водой на глубине до 55 метров запуск ракет возможен даже на скорости в 6-7 узлов;
- 4 носовых торпедных аппаратов;
- до 8 ПЗРК «Игла».
В движение «Дельфины» приводятся двумя реакторными установками общей мощностью в 180 МВт.
Подлодки типа «Вэнгард»
Конечно, Великобритания не могла не поучаствовать в конкурсе самых больших подводных атомных ракетных крейсеров. Лодки серии «Вэнгард» имеют подводное водоизмещение 15,9 тыс. тонн, надводное — 15,1 тыс.тонн. Длина судна — почти 150 метров.
Чтобы начать постройку лодок «Вэнгард» была расширена и модернизирована судоверфь корпорации Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. В результате реконструкции она получила эллинг шириной 58 м и длиной 260 м, высота эллинга позволяет возводить не только АПЛ, но и даже эсминцы.
Также был построен вертикальный судоподъемник грузоподъемность 24,3 тыс. тонн. Основное вооружение подводного крейсера — 16 баллистических ракет Трайдент II.
Лодки типа «Триумфан»
На последнем месте среди самых крупных подводных лодок находятся судна, изготовленные французскими кораблестроителями. Лодки типа «Триумфан» имеют подводное водоизмещение 14,3 тыс. тонн, надводное — 12,6 тыс. тонн. Длина ракетного крейсера — 138 метров.
Силовая установка подводной машины — водо-водяной реактор мощностью 150 МВт, он обеспечивает скорость подводном положении до 25 узлов, в надводном — до 12 узлов.
На вооружении у лодок типа «Триумфан» 16 баллистических ракет, 10 торпед и 8 крылатых ракет для запуска которых используются торпедные аппараты.
Как видно, в список самых больших подводных кораблей попали боевые машины, сконструированные ведущими мировыми державами, обладающими одновременно как стратегическими ядерными вооружениями, так и мощными военно-морскими силами.
Источник: http://megatopof.ru/tech/bolshie-podvodnye-lodki.html
Топ 10: самые большие в мире подводные лодки
Подводные лодки входят в состав военно-морских сил многих государств. В их числе имеются такие небольшие, что в составе экипажа всего два человека, а есть просто огромные. Перечень последних и содержится в данной статье. Самые большие субмарины — подводные крейсеры водоизмещением до сорока восьми тысяч тонн и длиной в 172 метра.
10 место. Навага длиной 128 метров
Открывает рейтинг самых больших в мире подводных лодок советские субмарины под названием «Навага» проекта 667А. На них устанавливаются баллистические ракеты. В длину подлодка достигает 128 метров, при ширине — 11,7 м.
Оснащается данный проект установками, несущими ракеты Р-27, которые способны поражать цели на расстоянии до 2400 км. В общем боевом комплекте субмарины также имеются двадцать две торпеды, в их числе две, несущие ядерный заряд.
Начались работы по разработке подводных лодок этой серии начались в 1958 году.
9 место. Триумфан (Triomphant)– 138 метров
В числе самых больших подводных лодок мира субмарины французского производства типа Триумфан. Первую подводную лодку этого проекта начали строить в 1986 году.
В связи с распадом Советского Союза, была произведена корректива и вместо запланированных шести единиц, было построено только четыре. Величина подводного водоизмещения равна 14 335 тоннам.
Протяжённость корпуса составляет 138 метров, а ширина его равна 12,5 метра. На вооружении ракеты класса М45 в количестве шестнадцати штук.
8 место. Цзинь — 140 метров
Ошеломляющее впечатление остаётся и от размеров подводной лодки проекта 094 Цзинь из Китая. Эти субмарины сменили, бывшие на вооружении лодки класса 092 Ся. К строительству подводных гигантов приступили в 1999 году.
Поскольку Китаем проводится политика, не позволяющая говорить об их разработках, то информации об этих лодках очень немного. Длина лодки равняется 140 метрам, при ширине, не превышающей тринадцати метров. Объём подводного водоизмещения оценивается в 11500 тонн.
Вооружена субмарина двенадцатью баллистическими ракетами, способными поражать цели на расстоянии до 12 000 км. Первую лодку серии Цзинь. Спустили на воду в 2004 году.
Как следует из информации, озвучиваемой китайскими военными, сейчас в составе военно-морского флота этой страны шесть подводных кораблей. В 2014 году они должны были начать боевое патрулирование.
7 место. Вэнгард (Vanguard)– 150 метров
Британские подводные лодки типа Авангард также входят в число самых крупных субмарин в мире. Эти субмарины сменили на боевом посту лодки типа Resolution.
К созданию новой лодки Англию подтолкнуло производство новых типов субмарин военной промышленностью Советского союза и Америки, с целью придания ей идентичных боевых характеристик.
В стратегических планах было производство не менее семи подлодок, однако распад Советского Союза сделал такое решение вопроса неактуальным, и количество ракетоносцев снизили до четырёх, которые и поступили в военно-морские силы Англии.
Первую лодку начали строить в 1986 году. Её подводное водоизмещение равнялось 15 900 тонам, длина корпуса равнялась 150 метрам, а ширина — 12,8 метра. Вэнгард несла на своём борту шестнадцать баллистических ракет системы Trident-2 D5.
6 место. Кальмар — 155 метров
Производимые на верфях России подводные лодки Кальмар, занимают шестую строчку рейтинга самых больших субмарин мира. Разработка проекта подводной лодки началась в 1972 году, в связи с возникшей необходимостью размещения баллистических ракет Р-29Р.
При подводном водоизмещении равном 13 050 тоннам, её длина достигает 155 метров, при ширине равной 11,7 метрам. Вооружена она шестнадцатью межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29Р, радиус действия которых превышает шесть тысяч километров.
Основная масса лодок этого типа была подвергнута утилизации, а оставшиеся продолжают нести службу в составе российского Тихоокеанского флота.
5 место. Мурена-М — 155 метров
Подлодкам проекта Мурена-М принадлежит пятая строчка рейтинга. Она является модернизированной версией лодки проекта Мурена. Главным отличием является увеличение количества ракет до шестнадцати, вместо двенадцати на предыдущем проекте.
Чтобы это стало возможным, осуществили увеличение корпуса на шестнадцать метров, длина которого стала равна 155 метрам. Её подводное водоизмещение достигло 15 750 тонн. В ширину лодка достигла 11,7 метра.
Шестнадцать ракет Р-29Д, размещённые на борту, способны поражать цели на расстоянии в 9 000 км.
4 место. Дельфин — 167 метров
Продолжением развития проекта Кальмар, стала подводная лодка Дельфин. Первую субмарину заложили в 1981 году. В конечном итоге было построено семь подводных лодок. В настоящее время они все несут службу в составе российского подводного флота.
По своим физическим показателям Дельфин в числе самых больших в мире подводных лодок. При величине подводного водоизмещения равной 18 200 тоннам, её длина достигает 167 метров, при ширине 11,7 метра.
Вооружена субмарина шестнадцатью баллистическими ракетами класса Р-29РМ.
3 место. Огайо (Ohio class SSBN/SSGN) — 170 метров
Эти американские подводные лодки относятся к третьему поколению. На борту они несут двадцать четыре баллистические ракеты класса Трайдент (Trident). Их особенностью является возможность разделения головки на несколько частей, способных наносить поражение по индивидуальной схеме.
В настоящее время субмаринам типа Огайо принадлежит роль ядра ядерных сил Америки. Местом проведения их боевых дежурств являются воды Атлантического и Тихого океанов. Имея ширину 12,8 метра, в длину субмарина достигает 17,7 метра. В подводном положение водоизмещение лодки равно 18 750 тоннам.
Она способна погрузиться на глубину равную 550 метрам. Ввод в строй первой представительницы этого класса был осуществлён в 1981 году.
Известен такой интересный факт: в 2009 году экипажем субмарины USS Rhode Island, находившейся на боевом дежурстве, были спасены четыре мужчины и один мальчик, попавших в кораблекрушение и потерявших всякую надежду на своё спасение.
2 место. Борей — 170 метров
На втором месте рейтинга самых больших субмарин мира расположилась российская подводная лодка проекта Борей. На сегодняшний день закончены постройка и введение в строй трёх подводных крейсеров, а ещё три находятся на стапелях в процессе строительства. Закладка последней была осуществлена в 2015 году.
В планах военных строительство до 2018 года восьми подлодок Борей. Начало разработки было обусловлено необходимостью замены субмарин, относящихся к классам Дельфин и Акула. Подводное водоизмещение лодок класса Борей равно 24 000 тоннам. Длина их корпуса составляет 170 метров, а ширина — 13,5 метра.
В качестве вооружения используются шестнадцать ракет класса Булава.
1 место. Акула — 173 метра
Лидером ТОП 10 по праву является субмарина Акула. Человек ещё не строил больше подводного корабля чем этот. Сложно представить себе несущийся под водой девятиэтажный дом, растянувшийся в длину на два футбольных поля. Такие размеры конечно вызывают некоторые сомнения в боеспособности, но не восхищаться ею просто нельзя. Начали строительство подводной лодки 1976 году.
Предполагалось, что она послужит ответным шагом на строительство американцами лодки класса Огайо. Флоту первый подводный ракетоносец был сдан в 1980 году. Его подводное водоизмещение составляет 48 000 тонн. В длину корпус вытянулся на 172,8 метра, а в ширину расположился на 23,3 метрах.
На вооружении ракетного крейсера стоят двадцать трёхступенчатых баллистических ракет Р-39 Вариант. Для экипажа субмарины созданы отличные условия. Они могут воспользоваться небольшим бассейном, солярием, сауной, спортзалом и даже отдохнуть в живом уголке. А это значит, что Акула вполне в состоянии осуществлять боевое патрулирование в водах арктических широт.
Всего сегодня службу в военно-морских силах России несут шесть подводных крейсеров класса Акула.
Источник: http://top10-rating.ru/top-10-samyie-bolshie-v-mire-podvodnyie-lodki/
Самая большая в мире атомная подводная лодка «Тайфун» («Акула»)
К началу 70-х годов главные участники ядерной гонки СССР и США вполне обоснованно сделали ставку на развитие атомного подводного флота, оснащённого межконтинентальными баллистическими ракетами. В результате этого противостояния на свет появилась самая большая в мире подводная лодка.
Противоборствующие стороны приступили к созданию атомных тяжёлых ракетных крейсеров. Американский проект — АПЛ типа «Огайо» предполагал размещение 24 межконтинентальных баллистических ракет.
Нашим ответом стала подводная лодка проекта 941, условно названная «Акула», известная больше как «Тайфун».
История создания
Выдающийся советский конструктор С. Н.
Ковалёв
Разработка Проекта 941 была поручена коллективу ленинградского ЦКБМТ «Рубин», которым бессменно несколько десятилетий подряд руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалёв.
Строительство лодок осуществлялось на северодвинском предприятии «Севмаш». Во всех отношениях это был один самых грандиозных советских военных проектов, до сих потрясающих своими масштабами.
Тайфун на стапелях завода Севмаш
Своим вторым названием — «Тайфун» «Акула» обязана генсеку ЦК КПСС Л. И. Брежневу. Именно так он представил её делегатам очередного съезда партии и всему остальному миру в 1981 году, что в полной мере отвечало её всесокрушающему потенциалу.
Компоновка и размеры
Особого внимания заслуживают размеры и компоновка ядерного подводного исполина. Под оболочкой лёгкого корпуса находился не совсем обычный «катамаран» из 2-х прочных корпусов, расположенных параллельно. Для торпедного отсека и центрального поста с примыкающим к нему отсеком радиотехнического вооружения были созданы герметичные отсеки капсульного типа.
Все 19 отсеков лодки сообщались между собой. Горизонтальные складывающиеся рули «Акулы» располагались в носовой части лодки. На случай всплытия её из-подо льда было предусмотрено значительное усиление боевой рубки округлой крышкой и специальными подкреплениями.
«Акула» поражает своими исполинскими размерами. Не зря она считается самой большой подводной лодкой в мире: её длина — почти 173 метра соответствует двум футбольным полям. Что касается подводного водоизмещения, то здесь также не обошлось без рекорда — около 50 тыс. тонн, что почти втрое превышает соответствующую характеристику американской «Огайо».
Характеристики
Подводная скорость у главных конкурентов была одинаковой — 25 узлов (чуть более 43 км/ч). Советская ядерная субмарина могла нести дежурство в автономном режиме в течение полугода, погружаясь на 400-м глубину и, имея в резерве дополнительно 100 метров.
Проект 941 | Ohio | Проект 667БДРМ | Vanguard | Triomphant | Проект 955 | |
Страна | Россия | США | Россия | Великобритания | Франция | Россия |
Годы постройки | 1976-1989 | 1976-1997 | 1981-1992 | 1986-2001 | 1989-2009 | 1996-н.в. |
Построено | 6 | 18 | 7 | 4 | 4 | 2 |
Водоизмещение, тнадводноеподводное | 2320048000 | 1674618750 | 1174018200 | 15900 | 1264014335 | 1472024000 |
Число ракет | 20 Р-39 | 24 Trident | 16 Р-29РМУ2 | 16 Trident | 16 M45 | 16 Булава |
Забрасываемый вес, кг | 2550 | 2800 | 2800 | 2800 | н.д. | 1150 |
Дальность, км | 8250 | 7400-11000 | 8300-11547 | 7400-11000 | 6000 | 8000 |
Чтобы привести в движение этого монстра, его оснастили двумя 190-мегаваттными ядерными реакторами, которые приводили в действие две турбины мощностью около 50 тыс. л.с. Двигалась лодка, благодаря двум 7-лопастным гребным винтам диаметром более 5,5 метров.
«Экипаж машины боевой» состоял из 160 человек, более трети которого — офицеры. Создатели «Акулы» проявили поистине отеческую заботу о бытовых условиях экипажа. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты.
Матросы и старшины располагались в маломестных кубриках с умывальниками и телевизорами. Во все жилые помещения подавался кондиционированный воздух.
В свободное от вахты время члены экипажа могли посетить бассейн, сауну, спортзал или отдохнуть в «живом» уголке.
Боевой потенциал
Пусковые шахты АПЛ «Тайфун»
В случае ядерного конфликта «Тайфун» могла обрушить на врага одновременно 20 ядерных ракет Р-39, с десятью 200-кт разделяющимися боеголовками каждая. Такой ядерный «тайфун» мог бы за считанные минуты превратить в пустыню всё восточное побережье США.
Кроме баллистических ракет в арсенале лодки находились более двух десятков обычных и реактивных торпед, а также ПЗРК «Игла». Специально для оснащения «Тайфунов» ракетами и торпедами был разработан транспортный корабль «Александр Брыкин» водоизмещением 16 тыс. тонн и рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ.
В строю
Всего за 13 лет с 1976 по 1989 со стапелей «Севмаша» сошло 6 АПЛ «Тайфун». Сегодня службу продолжают 3 единицы — две в резерве и одна — «Дмитрий Донской» используется в качестве основного объекта для испытаний нового ракетного комплекса «Булава».
Источник: https://www.techcult.ru/technics/2353-samaya-bolshaya-podvodnaya-lodka
Самая большая подводная лодка
Во время холодной войны, в 70-е годы между СССР и США началась очередная гонка за то, кто первый овладеет атомным подводным флотом. Наличие подобного дало бы значительное преимущество той или иной стороне. И именно благодаря упорству конструкторов, подгоняемых военными силами, на свет родилась самая большая подводная лодка.
Американцы утвердили свои позиции за счет атомного ракетного крейсера под названием «Огайо», который в наличии имел около 24 ракет с ядерными боеголовками. Это заставило взяться российских умельцев за более мощный проект, получивший название 941 «Акула», однако иностранные СМИ окрестили его «Тайфун».
До сих пор подлодка, ставшая самой большой в мире, считается наиболее успешным и масштабным проектом, что когда-либо был реализован на территории СССР. Она имела в себе 19 отсеков, каждый из которых был доступен для посещения. Предусмотрено было даже всплытие в невероятно холодных условиях, то есть из-подо льда, что объясняет мощные уплотнение рубки и ее хорошо продуманную защиту.
Самая большая атомная подводная лодка не зря получила такое звание, ведь в длину занимает свыше 173 метров. Наиболее ярким примером, приводимым для соотношения размеров, является футбольное поле. В длину «Тайфун» занимает две такие спортивные площадки. Но впечатлить успел и своим водоизмещением — более 50 тысяч тонн, а это в два раза больше, чем у «Огайо» созданного американскими мастерами.
Сопоставимы они были лишь в скорости — 24 узла могла развить и та, и та подлодка в максимальных своих потугах. Касательно автономности «Огайо» точных данных нет, но вот русское творение могло находиться в водах мировых океанов не менее полугода, без дозаправки и потребности пополнять запасы провизии. Все было включено и предусмотрено.
В движение «Тайфун» приходил лишь благодаря двум ядерным реакторам, которые вырабатывали необходимую энергию для соответствующих каждой из них турбин. Экипаж, обслуживающий корабль, состоял из 150 людей, значительная часть которых была офицерами.
Для них были созданы наилучшие условия — обширные каюты на две или четыре персоны. Персональные небольшие кубрики и помещения имели матросы. Стоит учесть, что даже в них, в каждом имелись свои умывальники и телевизоры.
Большую часть времени экипаж проводил за вахтой, а в свободные периоды имел возможность отправиться в спортзал, посетить сауну или бассейн, которыми внутри была обустроена подлодка.
В случае тревоги и поступившего указания о том, что боевые действия разрешены, враг мог бы ощутить на себе поочередный взрыв двух десятков ядерных ракет, которые без труда бы превратили в одно сплошное выжженное место сразу несколько прибрежных Американских штатов. Именно из-за этого некогда «Акула» была переименована в «Тайфун». Стоит учесть, что кроме ракет обшитая сталью лодка так же имела в своем распоряжении около трех десятков торпед.
Изготовлено в рамках проекта 941 было, начиная с 1976 по 1988 год, ровно шесть таких подводных конструкций, каждая из которых до сих пор пригодна для действий. Трое эксплуатируются, две находятся в запасе и одна позволяет проводить испытания новых разрабатываемых орудий.
Источник: https://do-slez.com/interesnoe/3478-samaya-bolshaya-podvodnaya-lodka.html
Самая большая подводная лодка в мире
Холодная война между двумя полярными державами СССР и США дала толчок очень многим технологиям, особенно в сфере вооружений. В этот период две огромные державы соревновались между собой в силе, величине и смертоносности своего оружия, делая ставку на неуязвимость и мощность.
Именно в то время была создана самая большая подводная лодка, габариты которой до сих пор не превзошли даже самые современные аналоги. Этот подводный монстр достигает в длину 173 метра, а подводное водоизмещение равно 48 тысячам тонн. По многим параметрам советская субмарина «Акула» являлась уникальнейшей разработкой инженерного гения.
Про эту и другие самые большие подводные лодки читайте в этой статье.
Проект «Акула»
Проект “Акула”
В начале 70-х гг XX века в США была развёрнута крупномасштабная программа «Трайдент».
Она заключалась в создании новой межконтинентальной ракеты, а также ПЛАРБ (эта аббревиатура расшифровывается как «Подводная лодка атомная с баллистическими ракетами»), способной нести 24 этих мощных боеголовки.
В результате была создана субмарина водоизмещением около 19 тысяч тонн, могущая развивать скорость до 20 узлов в час.
СССР не мог не ответить врагу на такой агрессивный вызов. Так началась работа над проектом «Акула». По классификации НАТО больше известно название «Тайфун».
Постановление советского правительства о начале проектирования и строительства новой, беспрецедентной подводной лодки было принято 19 декабря 1972 г.
Над проектом предстояло работать инженерам известного ЦКБ «Рубин». И. Г. Спасский был тогда Генеральным конструктором ЦКБ, непосредственное же руководство работами легло на плечи главного конструктора С. Н. Ковалёва.
Также был назначен наблюдатель от ВМФ, им стал В. Н. Левашов.
“Акула” вмещала 20 ракет
Проектантам предстояло решить невероятно сложную задачу: как разместить на борту подводной лодки почти 2 тысячи тонн смертельного груза — именно столько вкупе весили 20 ракет, которые предстояло нести кораблю.
С самого начала работ по проекту стало понятно, что большинство существующих решений не подходят для такой грандиозной задачи. Приходилось искать новые методы и варианты. Так, например, ракеты было решено поместить между двумя особо прочными корпусами. Для такой технологии аналогов в мире не существовало.
Сам метод строительства — агрегатно-модульный — был в новинку. Это сейчас всё морское строительство в мире ведётся по такой технологии, как надводное, так и подводное, а для своего времени это был прорыв.
На «Акулу» должен был быть установлен межконтинентальный ракетный комплекс новейшей разработки. Его проектировали в КБ Машиностроения под руководством В. П. Макеева годом раньше.
На новую ПЛАРБ было запланировано установить ракеты на твёрдом топливе, так как они намного проще в установке и эксплуатации, чем ракеты на жидком. Например, твердотопливные ракеты не требуют такой длительной процедуры предстартовой подготовки.
Эти ракеты Р-39 значительно превосходили по ТТХ американские «Трайдент-1», но были значительно больше и тяжелее.
Подлодка “Акула”
Необходимость в размещении оружия такого размера и веса требовала полной перекомпоновки субмарины. Таким образом, была разработана принципиально отличающаяся от предшественников форма подводной лодки, напоминающая катамаран. У новой формы были как достоинства, например увеличенная пожаро- и взрывобезопасность, так и недостатки — существенный рост водоизмещения.
Работать новая субмарина должна была в суровых условиях Арктики. В связи с этим в конструкцию было внесено множество деталей, которые помогли бы «Акуле» справляться с суровыми полярными условиями. В частности, например, усиленное ограждение рубки позволило ей всплывать из-подо льда, толщина которого может колебаться от 1.5 до 2.5 м.
Производство подводных лодок этого класса осуществлялось 13 лет. Изготовили одну дивизию — 6 штук, строительство седьмой не было закончено. К нашему времени в строю осталось 3 из них.
Проект «Борей»
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения /РПКСН/ «Борей» значительно уступает по размерам громадной «Акуле» — его водоизмещение 24 тысячи тонн, хотя в длину он тоже достигает 170 м. Этот крейсер также был разработан в ЦКБ «Рубин». В середине 80-х гг. им планировалось заменить «Акулы», а также «Дельфины».
Корабль проекта «Борей»
Корабли проекта «Борей» несут баллистические ракеты на твёрдом топливе «Булава» /Р-30/. Из-за различных задержек первая подводная лодка этого класса «Юрий Долгорукий» начала строиться в 1996 году, а была спущена на воду только через 12 лет. Сейчас на вооружении российского флота находится 3 судна этого класса, постройку ещё 8 планируется завершить к 2020 году.
Проект «Огайо»
Третий по величине подводный крейсер принадлежит ВМФ США. Это именно та субмарина, в соревновании с которой советские инженеры родили «Акулу». Длиной она также почти не уступает грандиозной «Акуле» — 170 м, зато она намного легче. Её водоизмещение по сравнению с рекордсменами невелико — всего 18 750 тонн. «Огайо» предназначен для запуска 24 МБР «Трайдент».
“Огайо” — единственный ракетоносец США
В настоящее время эта лодка — единственный ракетоносец США. На балансе стоят 18 лодок, которые регулярно выполняют боевые службы. На сегодняшний день именно эта подводная лодка удерживает рекорд по количеству ракетных шахт — их 24, а также стоит на предпоследнем месте по уровню шумности — тише неё только французские лодки «Триумфан».
Проект «Дельфин»
Это ещё один советский проект, серия атомных ракетоносцев, также разработан в ЦКБ «Рубин», а изготавливался на заводе «Севмаш». Длина судна 167 м, водоизмещение — 18 200 тонн.
Проект «Дельфин»
Компоновка этих лодок классическая, так как перед конструкторами не ставились задачи по перевозке слишком больших и тяжёлых грузов, зато для них были разработаны новейшие системы снижения шумов, систем управления и вооружения. Многие разработки впоследствии были использованы при проектировании «Акулы».
В Советском Союзе это были первые лодки, способные выстрелить все ракеты одним залпом. Лучший результат был показан на учебных стрельбах в 1998 году, когда были одновременно выпущены 20 ракет. Для сравнения: рекордом для «Трайдента» были 4 ракеты одновременно. Эту лодку также использовали, чтобы вывести несколько искусственных спутников на орбиту.
Проект «Вэнгард»
Подводные лодки «Вэнгард»
Подводные лодки «Вэнгард» принадлежат Королевским военно-морским силам Великобритании. В настоящее время в строю их 4. Эти суда были построены в 90-х годах, и их вывод из эксплуатации планируется не раньше, чем в 2028 г.
«Вэнгарды» могут иметь на борту 16 баллистических ракет «Трайдент-D5». Вообще, в постройке и проектировании лодок этого проекта США оказали Британии очень большое содействие в части вооружения, технологий и даже комплектующих и сырья.
Источник: https://24smi.org/news/51641-samaia-bolshaia-podvodnaia-lodka-v-mire.html
Самая большая в мире подводная лодка — рейтинг подлодок
Самая большая советская субмарина Акула, созданная как симметричный ответ США после создания ими подлодки «Огайо».
Целью разработчиков было создание корабля еще более мощного и значительного по размеру, нежели американский аналог.
Настоящее название подлодки — «Проект 941», на Западе ее зовут «Тайфун», а имя «Акула» объясняется тем, что на боку субмарины помещен рисунок акулы (правда, видеть его можно было только пока корабль не был спущен на воду).
Именно так назвал новую боевую единицу Л.И. Брежнев, а позже изображение акулы появилось и на форме моряков, которые несли службу на субмарине.
«Акула» — АПЛ и в самом деле внушительных размеров. Ее длина соответствует примерно протяженности двух настоящих футбольных полей, а высота — девятиэтажному дому. Водоизмещение субмарины — 48 тысяч тонн в спущенном под воду состоянии.
Как и когда появилась самая большая подводная лодка в мире
Создание этого мощного боевого корабля связано в периодом «холодной войны» и гонки вооружений. Подлодка «Акула» должна была показать превосходство советского военного флота над западным. В 1972 году ученые получили задание создать субмарину более мощную, большую, опасную, нежели «Огайо» (США).
Работа над подлодкой «Огайо» началась в Соединенных Штатах в начале 70-х; субмарину планировалось вооружить 24 твердотопливными ракетами «Трайдент» с дальностью более 7 тысяч км, т.е. межконтинентальными.
Она значительно превосходила все, что имелось на вооружении СССР, ведь огромная (водоизмещением 18,7 тысяч тонн) субмарина могла осуществлять пуск ракет на глубине до 30 м и была довольно скоростная — до 20 узлов.
Советское правительство поставило перед конструкторами задачу создания советского ракетоносца, еще более мощного, нежели американский. Поручена эта работа была конструкторскому бюро «Рубин», которое в то время возглавлял И.Д.Спасский, и конструктору С.Н. Ковалеву — ведущему специалисту в этой области; по проектам Ковалева были созданы 92 подводные лодки.
Строительство было начато на предприятии «Севмаш» в 1976 году; первый крейсер спущен на воду в 1980, а испытания он прошел даже раньше, нежели «Огайо», работа над которым началась раньше.
За всю историю существования проекта было создано 6 подводных лодок «Акула», а седьмую, уже начав, достраивать не стали в связи с начавшимся разоружением.
Три подлодки из уже имеющихся утилизированы при финансовой помощи США и Канады, две не успели утилизировать и теперь решается вопрос, что с ними делать дальше, а одна — «Дмитрий Донской» — была модифицирована и сейчас находится на вооружении.
Переоборудование «Акул» — слишком дорогое удовольствие, оно стоит столько же, во сколько обойдется строительство двух новых современных субмарин.
Конструктивные особенности подлодки «Акула»
В связи с необходимостью вооружить самую большую подводную лодку в мире твердотопливными ракетами перед конструкторами встали трудно разрешимые задачи. Ракеты были слишком большими и тяжелыми, их трудно было разместить на крейсере обычного вида, ведь даже для погрузки массивного оружия требовался инновационный кран, а подвозили из по специально проложенным рельсам.
Да и возможности судостроительного завода были ограничены созданием кораблей, не превышающих нормы по осадке судна.
Конструкторы приняли нестандартное конструктивное решение: крейсеру придали вид, если можно так выразиться, катамарана для плавания под водой. Он состоит не из двух корпусов (внешнего и внутреннего), как обычно, а пять: два основных и три дополнительных.
В результате — великолепная плавучесть (40%).
Едва ли не половина балласта, когда крейсер находится под водой, приходится на долю воды. Уж как ни ругали за это конструкторов АПЛ! И «победа техники над здравым смыслом», и «водовоз» (прозвище подлодки «Акула»), однако именно эта особенность позволяет крейсеру всплывать, проламывая 2,5-метровый слой льда, так что он может нести службу чуть ли не на Северном полюсе.
Внутри общего корпуса находится еще пять, два параллельные; необычно расположены ракетные шахты: они находятся перед рубкой; механический, торпедный отсеки и модуль управления изолированы и находятся в промежутке, образованном основными корпусами, что делает конструкцию более безопасной.
Этому служат и пара десятков водонепроницаемых отсеков и две спасательные камеры, на которых может поместиться весь экипаж.
Внешний стальной корпус покрыт специальной резиной в целях звукоизоляции и противолокации, чтобы субмарину было трудно обнаружить.
На огромной субмарине созданы довольно комфортные условия проживания экипажа: кубрики для небольших групп матросов, удобные каюты для офицеров, телевизоры, спортивный зал, даже бассейн, солярий и сауна, две кают-компании и «живой уголок».
Вооружение субмарины
«Акула» имеет на вооружении два десятка Р-39 «Вариант» (это ракеты баллистические, каждая из них весом по 90 т). Имеются также торпедные аппараты (6 штук) и ПЗРК «Игла-1». Интересно, что даже с глубины до 55 метров эти ракеты подлодка может выпустить почти залпом.
Интересные факты
На огромной субмарине созданы довольно комфортные условия проживания экипажа: матросы проживают в небольших, на несколько человек, кубриках, офицеры же занимают двухместные каюты.
Кроме спортивного зала и двух кают-компаний, на борту имеются сауна и небольшой бассейн, есть даже солярий и «живой уголок».
Креслом командира в рубке может воспользоваться исключительно капитан; даже министр обороны П.Грачев, посетивший в 1993 году подлодку и нарушивший традицию, был единодушно осужден всеми присутствующими.
1 | СССР | Акула | 172.8 — 23.3 |
2 | Росси | Борей | 170 — 13.5 |
3 | США | Огайо | 170.7 — 12.8 |
4 | СССР-Россия | Дельфин | 167 — 11.7 |
5 | СССР | Мурена — М | 155 — 11.7 |
6 | СССР-Россия | Кальмар | 155 — 11.7 |
7 | Великобритания | Вэнгард | 150 — 10.8 |
8 | Китай | Цзинь | 140 — 13 |
9 | Франция | Триумфан | 138 — 12.5 |
10 | СССР | Навага | 128 — 11.7 |
Источник: http://vsesravnenie.ru/top/samaya-bolshaya-v-mire-podvodnaya-lodka-submarina-akula.html
Подводные лодки проекта 941 «Акула» — самые большие в мире
Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по кодификации НАТО) — серия советских и российских подводных лодок, самые большие в мире атомные подводные лодки (и подводные лодки вообще).
Подводные лодки проекта 941 «Акула» — видео
Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году).
Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку.
По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога.
Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.
Первая лодка этого типа ТК-208 (что означает «тяжелый крейсер») была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа.
Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула».
Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции.
Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды. Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС.
Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16 000 т, он принимал на борт до 16 БРПЛ.
В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей.27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета.
Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.
В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.
Конструкция подводных лодок проекта 941 «Акула»
Энергетическая установка выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в разных прочных корпусах. Реакторы оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения и импульсной аппаратурой для контроля состояния реакторов.
При проектировании в ТТЗ включался пункт о необходимости обеспечения безопасного радиуса, для этого были разработаны и проверены экспериментами в опытных отсеках методы расчёта динамической прочности сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи).
Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально возведён новый цех № 55 — самый большой крытый эллинг в мире. Корабли обладают большим запасом плавучести — более 40 %.
В погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в конкурирующем КБ «Малахит» — «победа техники над здравым смыслом».
Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лёд толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса.
Корпус
Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана.
В передней части корабля, между главными прочными корпусами, расположены ракетные шахты, которые впервые были размещены впереди рубки. Кроме того, имеются три отдельных герметичных отсека: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек.
Вынос и размещение трёх отсеков в пространство между основными корпусами позволило повысить пожаробезопасность и живучесть лодки.
Оба главных прочных корпуса соединены между собой тремя переходами через промежуточные прочные отсеки-капсулы: в носу, в центре и в корме. Общее число водонепроницаемых отсеков лодки — 19. Две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж, размещены у основания рубки под ограждением выдвижных устройств.
Прочные корпуса изготовлены из титановых сплавов, лёгкий — стальной, покрыт нерезонансным противолокационным и звукоизолирующим резиновым покрытием общим весом 800 т.
По мнению американских специалистов, звукоизолирующими покрытиями снабжены и прочные корпуса лодки. Корабль получил развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями, размещёнными непосредственно за винтами.
Передние горизонтальные рули выполнены убирающимися.
Для того, чтобы лодки были способны нести дежурства в высоких широтах, ограждение рубки выполнено очень прочным, способным проламывать лёд толщиной 2-2,5 м (зимой толщина льда в Северном ледовитом океане варьирует от 1,2 до 2 м, а в некоторых местах достигает 2,5 м).
Снизу поверхность льда покрыта наростами в виде сосулек или сталактитов значительных размеров.
При всплытии подводный крейсер, убрав носовые рули, медленно прижимается к ледяному потолку специально приспособленным для этого носом и ограждением рубки, после чего резко продуваются цистерны главного балласта.
Силовая установка
Главная ядерная энергетическая установка спроектирована по блочному принципу и включает в себя два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 с тепловой мощностью по 190 МВт и мощностью на валу — 2×50 000 л. с.
, а также две паротурбинные установки, расположенные по одной в обоих прочных корпусах, что значительно повышает живучесть лодки.
Применение двухкаскадной системы резинокордной пневматической амортизации и блочной компоновки механизмов и оборудования позволило значительно улучшить виброизоляцию агрегатов и, тем самым, снизить шумность лодки.
В качестве движителей используются два низкооборотных малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага. Для уменьшения уровня шума винты установлены в кольцевых обтекателях (фенестронах).
На лодке имеются резервные средства движения — два электродвигателя постоянного тока по 190 кВт. Для маневрирования в стеснённых условиях имеется подруливающее устройство в виде двух откидных колонок с электродвигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами.
Подруливающие устройства размещены в носовой и кормовой частях корабля.
Обитаемость
Экипаж размещён в условиях повышенной комфортности. На лодке имеются салон для отдыха, спортивный зал, плавательный бассейн размером 4×2 м и глубиной 2 м, заполняемый пресной или солёной забортной водой с возможностью подогрева, солярий, обшитая дубовыми досками сауна, «живой уголок».
Рядовой состав размещается в маломестных кубриках, командный состав — в двух- и четырёхместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования. Есть две кают-компании: одна — для офицеров, другая — для мичманов и матросов.
Субмарины типа «Акула» моряки называют «плавучим „Хилтоном“».
Регенерация среды
В 1984 году за участие в работах по созданию ТРПКСН пр. 941 «Тайфун» ФГУП «Специальное конструкторско-технологическое бюро по электрохимии с опытным заводом» (до 1969 года — Московский электролизный завод) награждено орденом Трудового Красного Знамени.
Вооружение подводных лодок проекта 941 «Акула»
Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20-ю трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант».
Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ.
Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая.
Из-за больших габаритов Р-39 лодки проекта «Акула» были единственными носителями этих ракет.
Конструкция ракетного комплекса Д-19 испытывались на специально переоборудованной по проекту 619 дизельной субмарине БС-153, которая базировалась в Севастополе, но на ней смогли разместить только одну шахту для Р-39 и ограничились семью запусками бросковых макетов. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет.
Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям.
Благодаря амортизационной ракетно-стартовой системе АРСС старт ракеты осуществляется из сухой шахты с помощью порохового аккумулятора давления, что позволяет уменьшить интервал между запусками и уровень предстартового шума.
Одна из особенностей комплекса — с помощью АРСС ракеты подвешиваются у горловины шахты. При проектировании предусматривалось размещение боекомплекта из 24 ракет, но, по решению главнокомандующего ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова, их число было сокращено до 20.
В 1986 году было принято постановление правительства о разработке усовершенствованного варианта ракеты — Р-39УТТХ «Барк». В новой модификации планировалось увеличение дальности стрельбы до 10 000 км и реализация системы прохождения через лёд.
[16] Перевооружение ракетоносцев планировалось проводить до 2003 года — срока истечения гарантийного ресурса произведённых ракет Р-39. В 1998 году после третьего неудачного пуска Министерство обороны решило прекратить работы над готовым на 73 % комплексом.
Разработать другую твердотопливную БРПЛ «Булава» поручили Московскому институту теплотехники, разработчику «сухопутной» МБР «Тополь-М».
Кроме стратегического вооружения, на лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений.Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».
Ракетоносцы проекта «Акула» оснащаются следующим радиоэлектронным вооружением:
- боевая информационно-управляющая система «Омнибус»;
- аналоговый гидроакустический комплекс «Скат-КС» (на ТК-208 в процессе среднего ремонта установлен цифровой «Скат-3»);
- гидроакустическая станция миноискания МГ-519 «Арфа»;
- эхоледомер МГ-518 «Север»;
- радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
- навигационный комплекс «Симфония»;
- комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами»;
- телевизионный комплекс МТК-100;
- две всплывающие антенны буйкового типа, позволяющие принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на глубине до 150 м и подо льдами.
Представители
Первая лодка этого типа, ТК-208, была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года и вступила в строй в декабре 1981 года, практически одновременно с аналогичной ПЛАРБ ВМС США типа «Огайо». Первоначально планировалось построить 7 лодок этого проекта, однако по договору ОСВ-1 серию ограничили шестью кораблями (седьмой корабль серии — ТК-210 был разобран на стапеле).
Все 6 построенные ТРПКСН базировались на Северном флоте в Западной Лице (губа Нерпичья) в 45 км от границы с Норвегией, это: ТК-208 «Дмитрий Донской»; ТК-202; ТК-12 «Симбирск»; ТК-13; ТК-17 «Архангельск»; ТК-20 «Северсталь».
Утилизация
В соответствии с договором об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, а также ввиду отсутствия средств на поддержание лодок в боеспособном состоянии (на один тяжёлый крейсер — 300 млн рублей в год, на 667БДРМ — 180 млн руб) и в связи с прекращением производства ракет Р-39, являющихся основным вооружением «Акул», было принято решение утилизировать три из шести построенных кораблей проекта, а седьмой корабль, ТК-210, не достраивать вовсе. В качестве одного из вариантов мирного применения этих гигантских субмарин рассматривалось переоборудование их в подводные транспорты для снабжения Норильска или в танкеры, однако эти проекты реализованы не были.
Стоимость утилизации одного крейсера составляла около $10 млн, из них $2 млн выделялось из бюджета России, остальное — средства, предоставленные США и Канадой.
Современный статус
По состоянию на 2013 год из 6 построенных при СССР кораблей 3 корабля проекта 941 утилизированы, 2 корабля находятся в резерве, и один модернизирован по проекту 941УМ.
В связи с хроническим отсутствием финансирования, в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999—2002 годах. ТК-208 «Дмитрий Донской» прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ в 1990—2002 годах и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава».
18-я дивизия подводных лодок, в которую входили все «Акулы», была сокращена.
По состоянию на февраль 2008 года в её состав входили, находящиеся в резерве после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра», ТК-17 «Архангельск» (последнее боевое дежурство — с октября 2004 года по январь 2005 года) и ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство — 2002 год), а также переоборудованный под « Булаву» К-208 «Дмитрий Донской».
ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» более трёх лет находились в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ, пока в августе 2007 года главком ВМФ адмирал флота В. В. Масорин не сообщил, что до 2015 года не предусматривается модернизация АПЛ «Акула» под ракетный комплекс «Булава-М».
В марте 2012 года появилась информация из источников министерства обороны РФ, что стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» не будут модернизировать по финансовым соображениям.
По словам источника, глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подводных лодок проекта 955 «Борей».
Подводные крейсера ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» не будут модернизироваться в свете недавно принятого решения, ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжит применяться в качестве испытательной платформы для систем вооружения и гидроакустических комплексов до 2019 г.
Тактико-технические характеристики подводных лодок проекта 941 «Акула»
Скорость (надводная)…………..12 узловСкорость (подводная)…………..25 узлов(46,3 км/ч)Рабочая глубина погружения…………..400 мПредельная глубина погружения…………..500 мАвтономность плавания…………..180 суток (6 месяцев)
Экипаж…………..160 человек(в т.ч. 52 офицера)
Габаритные размеры лодок проекта 941 «Акула»Водоизмещение надводное…………..23 200 тВодоизмещение подводное…………..48 000 тДлина наибольшая (по КВЛ)…………..172,8 мШирина корпуса наиб……………23,3 м
Средняя осадка (по КВЛ)…………..11,2 м
Силовая установка2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый.2 турбины по 45000-50000 л.с. каждая2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м4 паротурбинных АЭУ по 3,2 МВтРезервные:2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ, изделие 144
ВооружениеТорпедно-минное вооружение…………..6 ТА калибра 533 мм;22 торпеды: 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80. Ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал»Ракетное вооружение…………..20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52) или Р-30 Булава (пр.941УМ)
ПВО…………..8 ПЗРК «Игла»
Фото подводных лодок проекта 941 «Акула»
Длинна субмарины проекта 941 «Акула» в сравнении с футбольным полем
ТРПКСН ТК-12 «Симбирск» проекта 941 «Акула». Третья подводная лодка этой серии на утилизации.
ТРПКСН ТК-20 «Северсталь» проекта 941 «Акула». Шестая подлодка из этой серии.
ТРПКСН ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула». Первая подводная лодка из этой серии.
ТК-17 «Архангельск» проекта 941 «Акула». Пятая подводная лодка этой серии.
ТРПКСН ТК-202 пр. 941 «Акула». Второй корабль серии. Июль 1990 г. Арктика 87 гр. с.ш.
ТРПКСН ТК-13 проекта 941 «Акула». Четвертая подводная лодка серии на утилизации
Источник: http://oruzhie.info/podvodnye-lodki/77-podvodnye-lodki-akula