Как написать эссе?

Что такое эссе и как его правильно написать

В жизни современного человека нередко возникают ситуации, когда необходимо написать эссе. Бояться этого не стоит. Главное — не просто раскрыть тему, но и сделать это интересно, стараясь с первого предложения захватить внимание читателя.

Перед тем как приступить к выполнению задания, необходимо понять, что такое эссе и в чем его принципиальные отличия от других видов творческих письменных работ. Начнем с определения.

Эссе — это жанр литературной прозы небольших объемов и свободной композиции. В сочинении такого типа передается индивидуальное впечатление или мнение автора, касающееся определенной темы.

Термин происходит от французского essai — «очерк, проба, попытка», которое восходит к латинскому exagium — «взвешивание».

Более полное представление о том, что такое эссе, помогут составить академические определения.

Энциклопедия литературоведческих терминов

Словарь иностранных слов

Большой энциклопедический словарь

Виды

В зависимости от содержания, формы и стиля изложения теоретики литературоведения выделяют различные виды эссе:

  • художественные, исторические, духовно-религиозные;
  • рассказы, письма, дневники, рецензии, заметки, миниатюры;
  • описательные, повествовательные, критические, аналитические;
  • субъективные, объективные.

Границы эссе как жанра условны, поэтому для раскрытия темы автор может использовать свободный стиль изложения, делясь впечатлениями и суждениями касательно конкретного явления, предмета или глобальных тенденций, масштабных событий.

Характерные признаки жанра

От других видов сочинений эссе отличают специфичные признаки:

  • Острая злободневность темы. Затронутые вопросы должны быть актуальными здесь и сейчас.
  • Субъективность суждений. В сочинении через отношение к проблеме и индивидуализированные оценки должна быть отчетливо выражена личность автора.
  • Движение в повествовании от частного к общему. Часто роль точки отсчета играет цитата, которая может выноситься в эпиграф. От единичного случая автор постепенно переходит к обобщающим аналитическим или философским рассуждениям о поставленной в начале эссе проблеме. В силу отсутствия стандартов написания композиция может быть и обратной — от глобальных выводов к подтверждению их в финале притчей, пословицей, мудрой цитатой классика, неоспоримым фактом.
  • Небольшой объем. Каких-либо жестких границ не существует, однако обычно эссе занимают от двух до десяти страниц печатного текста.
  • Конкретика. В рамках эссе рассматривается только один вопрос — множества тем или идей не может быть.
  • Свободная композиция. Такой вид сочинения не терпит никаких формальных рамок. Часто изложение ведется алогично, подчиняясь случайным ассоциациям, смысловые связи продумываются автором самостоятельно.
  • Склонность к парадоксам. Одна из задач жанра эссе — удивить, поразить читателя. Нередко отправной точкой для размышлений становится яркое, колкое высказывание или полемичное определение, задающее тон дальнейшему изложению.
  • Непринужденность повествования. В тексте не должно быть непонятных терминов и излишне сложных конструкций. Автору необходимо постараться завоевать доверие и симпатию читателя, завлечь простыми и емкими фразами и предложениями.
  • Диалогичность. Разговор с читателем не подразумевает оформления эссе в виде реплик, как это делается в пьесе. Для достижения эффекта полемической беседы часто используются риторические вопросы, требующие мысленного ответа, не всегда совпадающего с тем, который предлагает автор.
  • Смысловое единство. Несмотря на композиционную свободу, ключевые тезисы и аргументы должны быть согласованы и не противоречить суждениям, выражающим личную позицию автора.

Несмотря на непринужденность повествования, язык эссе должен восприниматься серьезно. Следует избегать использования сленга, просторечно-сниженных выражений, сокращений.

Как правильно писать эссе

Главное условие написания хорошего эссе — свободное владение темой. Ведь автору придется выражать собственную точку зрения, рассуждать, делать выводы.

Чтобы логически структурировать работу, первым делом необходимо продумать план эссе. Обычно он состоит из отдельных кратких тезисов по заданной теме, которые по мере раскрытия должны быть аргументированы и подкреплены доказательствами.

Единственное формальное требование, которого придется придерживаться при написании эссе, — наличие заголовка.

Отдаваясь творчеству, не стоит забывать, что задача автора заключается в том, чтобы убедить аудиторию в правомерности предлагаемой точки зрения, поэтому аргументация должна быть максимально веской и наглядной.

Структура

Как отмечалось выше, эссе не имеет четкой структуры, однако его схема обычно включает:

  1. Вступление. Эта часть должна задать эмоциональный настрой, подвести читателя к рассматриваемому вопросу, заинтересовать, побудив его дочитать текст до конца.
  2. Основную часть.

    На этом этапе автор выдвигает тезисы, находит им обоснования, тем самым доказывая собственную точку зрения.

  3. Заключение. Подытоживая сказанное в основной части, автор делает общий вывод.

Если цель вступления — заинтересовать читателя, то заключение должно придать целостность общей картине, побудить к размышлению или, наоборот, не оставить сомнений в правомерности или жизнеспособности высказанных автором идей.

Содержание

Главное в эссе — это наличие ярко обозначенного авторского «я» в размышлениях на заданную тему, присутствие четко выраженного отношения к волнующему вопросу.

Конкретная смысловая наполненность произведения этого жанра полностью определяется его видом.

Так, если предмет рассуждения касается истории, то в основу сочинения может быть положено глобальное осмысление последствий революций и войн или оценка отдельных значимых событий с точки зрения автора.

Эссе по философии может посвящаться сравнению нескольких концептуальных школ, по литературе — критике с нестандартных позиций хорошо известного романа классика или вызвавшего общественный резонанс произведения современного автора т. п.

Разница между философскими трактатами и эссеистикой состоит в том, что в первых главное — поиск объективной истины путем логического познания, в произведениях второго жанра центральное место занимает субъективное мнение, которое не претендует на статус непреложной догмы.

Чтобы получить высокий балл за эссе по иностранному языку, следует уделить внимание не только грамматике, но и постараться использовать достаточное количество вводных конструкций, устойчивых словосочетаний, фразеологизмов и поговорок, чтобы не только оригинально раскрыть тему, но и продемонстрировать глубокое знание предмета.

Эссе для ЕГЭ

Мини-сочинение обязательно входит в задания Единого государственного экзамена по русскому языку, литературе. Больше всего к жанру эссе приближается письменный ответ, который надо дать на 29-е задание КИМ по обществоведению:

В демоверсии КИМ содержатся и критерии оценивания эссе. На сегодняшний день их три:

  1. Степень раскрытия смысла высказывания (К1) — проверяющий должен увидеть, что идея понята правильно.
  2. Использование при раскрытии темы соответствующего понятийного и терминологического аппарата (К2) — тема излагается на основе общепринятой научной базы и терминологии.
  3. Качество аргументации (К3) — все факты, данные и т. д., должны быть достоверными. Примеры, подтверждающие выдвинутый тезис, могут быть почерпнуты из личного опыта.

К1 — главный из критериев оценивания эссе по обществоведению. Если высказывание понято неверно или его идея не раскрыта, за сочинение суммарно выставляется 0 баллов.

Именно требование блока К1, которое, по сути, сводится к необходимости «перевести с русского на русский» предложенный для анализа афоризм, обычно вызывает сложности. Как правило, любое из высказываний посвящается:

  • роли (кого или чего);
  • сущности…;
  • единству…;
  • взаимосвязи…:
  • отношению…
  • противоречивости…

Эти базовые проблемы и надо «примерять» к отрывку — одна из них обязательно подойдет — и начинать эссе, используя речевые клише:

  • Великий (русский, французский, английский и т. д. писатель, экономист, социолог, учетный, философ и т. п.) Имя Фамилия в своем высказывании выражает отношение к… Он считает, что…
  • Высказывание (кого?) открывает простор для размышлений о роли … в жизни общества/человека. Поднятая автором проблема актуальна и сегодня, ведь…

Как вариант можно перефразировать цитату, используя научную терминологию:

  • Смысл высказывания (кого? и обязательно добавить сферу его деятельности, научных интересов — это демонстрирует эрудицию) я вижу в том, что…

Для написания основной части эссе на ЕГЭ идеальной схемой считается ПОПС-формула (позиция — объяснение — пример — суждение).

В общем, при написании эссе на экзамене главное — не забывать о критериях оценивания и следовать шаблонам аргументации.

Пример эссе

К ярким современным образцам жанра можно отнести посты в интернет-блогах. Качественные журналистские материалы написаны именно в манере письма, свойственной эссеистике. Это персонифицированная публицистика, когда автор уже не просто безликий источник информации, а рассказчик, интерпретирующий факты или события и вызывающий у аудитории интерес к своей персоне.

Если даже после изучения рекомендаций все равно сложно представить, как же все-таки писать эссе, на помощь придут образцы эссе:

Эти шаблоны послужат примерным ориентиром для выработки собственного алгоритма написания очерков на любые темы.

Правила написания эссе весьма условны, что дает автору возможность в полной мере продемонстрировать творческие способности, нестандартность и гибкость мышления, умение письменно излагать идеи и убедительно аргументировать собственную точку зрения. Всё это чрезвычайно ценится не только преподавателями любого языка или литературы, но и работодателями — неслучайно кандидатов на ответственные должности просят написать эссе перед собеседованием.

Отзывы и обсуждения

Источник: https://edunews.ru/school/info/kak-napisat-ehsse.html

5 практических советов о том, как написать эссе на 5 баллов

Как написать эссе на 5 баллов

Сапожнику — сапоги, кондитеру — пироженки, студенту-технарю — чертеж и интегралы, а гуманитарию — эссе и семинары. И не спешите думать, что написание эссе — совершенно бессмысленная работа, которая Вам никогда не пригодится.

Теперь при поступлении в любой гуманитарный вуз преподаватель практически тут же потребует написать эссе. При этом особо и не объяснив, что к чему. Или же вы просто пропустили часть объяснений мимо ушей.

Тут мы вам и поможем, раз уж никто другой не смог или не захотел.

В настоящей статье поговорим о таком вынужденно-популярном среди студентов литературном жанре как эссе. Ведь на соответствующих специальностях писать эссе студентам приходится довольно часто.

Итак, вот наши практические советы о том, как научится писать эссе и с чего начать.

Что такое эссе и с чем его едят?

Что такое эссе?

Эссе представляет собой авторское прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Французское слово essai означает «проба», «очерк».

Цель эссе — выразить мысли, идеи и соображения автора по какой-то конкретной теме. Например, можно писать эссе по статье, по произведению или даже про себя самого. Содержание эссе вольное и, как мы уже сказали, не претендует на исчерпывающую трактовку темы. В некотором роде это и литературный очерк, и философский трактат в одном флаконе.

Как писать эссе: основные принципы и практические советы

Пишем эссе

Скажем сразу: шаблонный подход к созданию эссе редок и зачастую неприемлем. Как правило, чтобы написать эссе, нужно напрячь мозги. И это прекрасно, дорогие друзья! Согласитесь — приятно почувствовать свежесть в мозгах, начинающих работать с удвоенной мощностью.

Совет первый: читайте эссе других авторов. Это поможет Вам выработать свой стиль. Ведь эссе — не диктант, и его написание, если Вы действительно хотите писать хорошо, потребует от Вас чувства стиля. Согласно мнению специалистов, стиль изложения хорошего эссе можно характеризовать как эмоциональный, экспрессивный, художественный.

Продумываем тему, структуру, план эссе

Совет второй: подготовьтесь, изучите литературу по заданной теме, осмыслите прочитанное. Мы уже говорили, что эссе — работа творческая и предполагает изложение размышлений на определенную тему.

Адресовано эссе не «чайнику», а читателю, который имеет хотя бы минимальное представление о рассматриваемом вопросе. Будь иначе, при написании мы бы просто утонули в деталях. Посему, чтобы о чем-то качественно написать, следует обладать знаниями на соответствующую тему.

Сформулируйте тезисы и аргументы.

Совет третий: продумайте структуру и план эссе. Эссе может иметь произвольную структуру. И единственным формальным правилом при его написании можно назвать только наличие заголовка. Тем не менее, наиболее популярная структура эссе выглядит следующим образом:

  • Заголовок
  • Введение
  • Тезисы-Аргументы
  • Заключение
  • Литература

Здесь тезис — собственно мысль автора, аргумент — ее обоснование. Если Вы ищете клише, как писать эссе, то вот оно.

Совет четвертый: не «перегружайте» эссе. Краткость — сестра таланта. Мы прекрасно понимаем, что у каждого свой стиль, но слишком длинные предложения могут посчитать «моветоном», что не сыграет Вам на руку.

Грамотное изложение своих мыслей — ключ к успеху

Совет пятый: будьте честны перед самим собой. Не нужно выдумывать или приписывать себе мысли других людей. Пишите естественно, и Ваше сочинение только выиграет от этого. Рекомендуем также изучить пример оформления реферата.

Здесь мы привели советы по написанию эссе от наших авторов. Это, конечно, не пошаговая инструкция о том, как писать эссе — все же, эссе слишком творческая работа, и такой подход вряд ли будет верен.

Однако можно с уверенностью сказать, что начинающим эссеистам следует немедленно намотать эти советы на ус и использовать без тени сомнения. Ведь наши авторы были доками в написании эссе еще тогда, когда сегодняшние первокурсники играли в погремушки.

И если у Вас остались вопросы или возникли дополнительные сомнения при написании эссе, помните: наши специалисты всегда готовы поработать с Вами индивидуально.

Написание эссе способствует развитию творческого мышления, умению излагать свои мысли да и мыслительному процессу вообще.

Практикуйтесь, и это поможет Вам научиться грамотно формулировать свои слова, выделять причинно-следственные связи и подкреплять свои доводы соответствующими аргументами и примерами из практики.

Возможно, в будущем Вы напишете великий роман. А пока смело садитесь за свое первое эссе!

Источник: https://Zaochnik.ru/blog/5-prakticheskix-sovetov-o-tom-kak-napisat-esse-na-5-ballov/

Структура и план эссе

Любой текст, будь то дипломная работа, реферат, статья, рассказ или эссе, должен иметь четкую структуру. Даже запись в бложике, самом ядерном «лытдыбре», имеет свою структуру. Что уж говорить об эссе.

От многих других студенческих работ эссе отличается «свободой творчества». Увы, все мы знаем: чем больше свободы, чем больше ответственности. Получая эту самую свободу, вы должны продумать структуру будущего эссе самостоятельно.

Структура во многом зависит от целей, формы, типа, объема работы. Эссе-повествование начнется с завязки, эссе-иллюстрация — с одного или нескольких тезисов. Эссе типа «причинный анализ» придется выстраивать в соответствии с законами логики.

И никак иначе.

Структуру можно просто продумать. Но лучше взять лист бумаги и набросать примерный план. План — «скелет» текста, на который вы в последующем будете наращивать «плоть». План нужен любому тексту, эссе он нужен в первую очередь.

Составляем план

Любая письменная работа, любой текст имеет:

Под «введением» и «заключением» можно подразумевать первый и последний абзац. Формально относиться к этим элементам текста не следует. Первый абзац или первая часть текста вводит читателя в курс дела, подводит его к проблеме, которой посвящено эссе. Не нужно долгого вступления — одного-двух абзацев будет вполне достаточно.

Основная часть требует наибольшего внимания. Особенно при составлении плана. Она может иметь разную структуру:

  • Тезис-аргументация, тезис-аргументация, тезис-аргументация и т.д. В этом случае сначала фиксируем мысль, затем ее доказываем;
  • Обратная структура (факты-вывод). Описываем ситуацию или приводим факты, делаем вывод. И так — несколько раз.
  • Тезис и несколько аргументов (фактов). В данном случае одну мысль подтверждаем несколькими иллюстрациями. Тезис может быть как в начале, так и после этих иллюстраций.

Под «тезисом» мы подразумеваем короткую законченную мысль, которую хочет донести автор до читателя эссе. Под аргументом — некое доказательство тезиса. Это может быть ситуация из жизни, новость, мнение ученого, научная теория или доказанный наукой факт.

В идеале один тезис должны подтверждать два аргумента. Одно читателю может показаться неубедительным, а три перегрузят текст. Впрочем, вы вольны приводить к своему тезису любое количество аргументов — многое зависит от самой мысли, логики повествования, объема, плана текста. Важно сохранить логичность, лаконичность и образность текста.

В заключении, как правило, резюмируют все, о чем было сказано в эссе. Автор вместе с читателем подводит итоги. Важно, чтобы выводы не были надуманными и не возникали «ниоткуда». В заключении — только то, к чему должен придти читатель, ознакомившись с основной частью вашей работы.

Структура основной части текста

Важно, чтобы основная часть была построена по законам логики. Можно идти от простого к сложного, можно проводить анализ или синтез, использовать метод дедукции и индукции. Для того, чтобы построить логичный текст:

— зафиксируйте тезисы; — подберите к каждому тезису несколько аргументов;

— выстройте тезисы в логической последовательности: одна мысль должна вытекать из другой.

Перед вами будет уже подробный план. Останется «нарастить» на него текст — и ваше эссе будет почти готово. Но перед тем, как начинать работать над текстом, проверьте, выстроены ли тезисы в логической последовательности и достаточно ли убедительны доказательства.

С чего начать?

Лучше всего — с основной части текста. Введение и заключение проще дописать после — после того, как вы убедитесь, что основа вашего эссе логична и понятна читателю. Если вы позаботились о подробном плане, можно писать и по порядку — будет просто.

Бывает и так, что писать эссе лень, нет времени или желание. В этом случае можно его заказать. Несколько часов — и все будет готово.

Читайте также по теме:

Источник: https://studlance.ru/blog/esse-plan-i-struktura-teksta

Примеры (образцы) написания эссе

Готовые эссе на разные темы.

« Банки охотно дают деньги тем, кто может доказать, что в них не нуждается».

Банк предоставляет свои услуги тем, у кого есть средства и источники доходов. Банковская система — совокупность национальных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. Банковская система состоит из двух уровней: Центробанка — главного банка страны, и кредитных организаций.

Функции коммерческих банков можно разделить на активные и пассивные. Одной из активных функций банка является выдача кредита. Кредит — предоставление физическому или юридическому лицу, нуждающемуся в деньгах, права осуществлять свои расходы за счёт банка при условии гарантированного возмещения банку израсходованных сумм.

Основными принципами кредитования являются: срочность, платность, возвратность и гарантированность. Кредиты могут различаться по способу кредитования, по срокам, по характеру предоставления кредита и по субъектам кредитования. В данном высказывании автор поднимает проблему активных функций банка. Я согласна с автором.

Во- первых, чем обеспеченней человек, тем большая вероятность, что он выплатит кредит в срок. Во- вторых, банкам выгоднее работать с состоятельными клиентами, так как они берут кредиты на большие суммы, обеспечивая тем самым банку большее получение прибыли. В-третьих, работа с обеспеченными клиентами связана с минимизацией рисков и увеличением престижа банка.

В России кредитные организации должны получить лицензию на деятельность от Центробанка. Развитие банковской системы России не отстает от других стран. Особым спросом пользуются ипотечные кредиты, объем которых в 2012 году превысил докризисный уровень.

В силу своего возраста, я не могу взять кредит, но считаю, если разумно и ответственно подойти к этому вопросу, то можно, благодаря кредиту, выйти из сложного финансового положения. Менее обеспеченным людям сложнее получить кредит, чем богатым, но иногда это единственная возможность решить свои проблемы.

Челоянц Наира, 10 А класс.

«Богатым человека делает его сердце»
Л. Толстой.

Нельзя судить о богатстве человека по толщине его кошелька. Только наличие высоких моральных качеств позволяет считать человека истинно богатым. Нравственность- это степень усвоения личностью моральных ценностей и следование им в повседневной жизни. Человек может не совершать дурных поступков потому, что боится наказания или дорожит мнением других людей.

Но высшая степень развития духовности- опора в своем поведении на определенные принципы. Если стремление к наживе и удовольствиям превращается в неуёмную страсть, вся жизнь человека подчинена алчности. Ненасытная жадность и стяжательство вытесняют из души человека все нравственные качества.

Такой человек находит оправдание всем дурным поступкам или даже преступлениям, если они увеличивают его сокровища. В этимологическом словаре слово «богатый» означает «хранимый богами.» Согласно христианскому учению, Господь делает человека богатым для того, чтобы он использовал своё богатство на благо других людей.

Тогда, согласно золотому правилу морали, человек получит от окружающих уважение и доброе отношение. Никакие материальные блага не заменят красоту человеческой души, а именно это и привлекает к нам других людей, создаёт широкий круг общения. Ярким примером нравственного поведения является благотворительная деятельность русского купечества.

Щедрые пожертвования на развитие культуры и образования, забота о сиротах, инвалидах и бездомных — всё это было привычными статьями расходов российских купцов второй половины 19 века. Наиболее значительными результатами благотворительности московского купечества стали: Третьяковская галерея, Бахрушинский театральный музей, Алексеевская больница и многие другие учреждения.

В наши дни традиции благотворительности стали возрождаться. Я считаю, что нам следует сохранить эту тенденцию, и тогда количество по-настоящему богатых людей будет только увеличиваться. Когда я стану экономически самостоятельным, то планирую тратить часть моих денежных средств на благотворительность.

Деньги и материальные ценности не важны сами по себе. Богатым человека делает его доброта, его милосердие, всё, чем человек дорожит.

https://5-ege.ru/primery-obrazcy-napisaniya-esse/

Павел Зайцев.

« Будь поучтивее с людьми, которых встречаешь, взбираясь наверх, — ты ещё встретишься с ними, когда будешь спускаться» У. Мизнер.

Человеческая жизнь непредсказуема, в ней бывают не только взлёты, но и падения.

На протяжении всей жизни человек приспосабливается к окружающей его среде. С младенчества до старости человек включён в процесс социализации — усвоения социальных ролей и культурных норм. Положение человека в обществе никогда не бывает одинаковым: мы выполняем множество социальных ролей, входим в различные страты, имеем различный социальный статус. Положение человека в страте на взгляд М.

Вебера определяется четырьмя основными критериями : доход, власть, образование, престиж. Положение в той или иной страте не статично. Сорокин ввёл понятие социальная мобильность — изменение места, занимаемого человека или группой людей в социальной структуре. Социальная мобильность может быть индивидуальная и групповая.

Причинами групповой мобильности могут быть социальные потрясения, войны, стихийные бедствия. Индивидуальная мобильность может зависеть от образования, способностей, смены места жительства, изменения семейного положения. Различают вертикальную мобильность — когда человек передвигается вверх-вниз по стратам и горизонтальную — когда передвижение происходит в рамках одной и той же страты.

Показателями мобильности являются скорость передвижения и интенсивность. В результате передвижения человек может утратить свой прежний статус и оказаться неспособным приспособиться к новой страте, в рамках которой он оказался. Такие люди называются маргиналами.

В зависимости от мобильности различают открытые общества, закрытые и общества смешанного типа — когда законодательно смена страты запрещена, но на деле возможна. В течении жизни человек может повысить своё образование, неоднократно изменить своё место жительство ( миграция и эмиграция), изменить своё семейное положение, заняться предпринимательской деятельностью, сделать карьеру.

Продвигаться вверх по социальной лестнице индивиду, как правило, помогают другие люди, а не только его личные способности. Но многие, достигнув вершин, забывают о тех, кто когда- то им помог, начинают смотреть свысока на своих друзей, которые находятся ниже по социальному статусу.

Я считаю, что поведение человека, который добился в жизни каких — то высот, во многом зависит от его воспитания и от тех жизненных принципов, которых он придерживается. Находясь наверху, нужно всегда помнить, что жизнь непредсказуема, и в один прекрасный день ты можешь оказаться на месте тех, над которыми ты сейчас смеёшься и которых презираешь.

В реальной жизни много примеров, когда человек из простой семьи достигает больших высот.

Никита Хрущёв родился в простой крестьянской семье и стал генеральным секретарём КПСС и руководителем Советского государства.

Билл Гейтц, родившийся в семье адвоката и отличавшийся плохим поведением в школе, стал одним из самых богатых людей мира. Так же много примеров, когда человек в ходе финансового кризиса в одночасье теряет всё.

Моё положение в обществе, несомненно, будет меняться на протяжении жизни. Но я постараюсь, не смотря ни на какие изменения, оставаться, прежде всего, человеком. Есть вещи, которые гораздо важней, чем социальное положение или материальное благополучие — любовь, дружба, уважение.

Всегда думай о том, как живётся людям, которые ниже тебя по социальному положению, оставайся человеком!

Фолимонов Сергей.

Рекомендуем:

  • Шпаргалки по обществознанию для ЕГЭ и ОГЭ 9-11 класс
  • Морфологический анализ слова, примеры
  • Шаблоны сочинений ЕГЭ
  • Проблема и позиция. Часть С
  • Примеры эссе по обществознанию (ЕГЭ)

Источник: https://5-ege.ru/primery-obrazcy-napisaniya-esse/

Как написать эссе правильно

Эссе — очень привлекательный и необычный жанр литературы. Он представляет интерес как для читателя, так и для автора. Такое внимание эссе вызывает в первую очередь отсутствием жестких рамок как в форме, так и в содержании. Однако если вы хотите написать текст, который без сомнения назовут эссе, все же необходимо учесть некоторые моменты.

1

Эссе — это ваш личный взгляд на некую реалию, ваше персональное мнение. Для того чтобы выполнить работу, вам потребуется выбрать понятную, однозначную тему. Тон эссе задается тезисом — основным положением текста, которое обычно формулируется в одно или несколько предложений в начале текста.

Таким образом, вы сообщаете читателю предмет дальнейших рассуждений. Это может быть вопрос или описание проблемы. Весь остальной текст представляет собой ваши размышления, взвешивания всех “за” и “против”, которые обязательно должны привести к выводу.

Если в начале произведения вы задавали вопрос, то основная часть текста, состоящая из ваших аргументов, в конце обязана дать ответ на этот вопрос.

2

Композиция эссе не является жесткой конструкцией. Чаще всего эссе выглядит следующим образом:

Существует вариант построения текста, когда аргументы предшествуют тезису.

Если вашу точку зрения, касательно темы эссе, можно выразить таким способом, то все рамки формы для вас снимаются. Также излагать тезисы можно постепенно, каждый подкрепляя вашим мнением.

В таком случае итог ваших стараний будет иметь следующую структуру:

  • тезис;
  • аргументы;
  • тезис;
  • аргументы;
  • тезис;
  • аргументы;
  • вывод.

Но даже при такой форме помните, что в эссе всегда развивается только один мотив. Толкования нескольких тем недопустимы.

3

Определенных правил по поводу объема эссе не существует. Теоретически ваш конечный литературный продукт может быть длиной как в одну страницу, так и в 50. Как правило, эссе представляет собой небольшое произведение. Обусловлено это тем, что в данном жанре раскрывается одна узкая тема, четкий, конкретный вопрос без околотемных рассуждений.

4

Тематика эссе самая разнообразная. Нет никаких ограничений в выборе предмета осмысления. Однако выбирайте только ту тему, в которой вы разбираетесь досконально, чтобы у читателя не возникло чувства, что вы недоговариваете или лжете в аргументах.

5

Отличительная особенность данного жанра — непринужденность и эмоциональность повествования. Автор делится собственными мыслями и ощущениями, поэтому позволительно строить речь в разговорном стиле. Главное — не переборщить и не превратить литературное произведение в безграмотный, полный сленга и легкомысленных оборотов текст.

6

Помните, что в эссе прежде всего оценивается личность автора и его уникальные взгляды на те или иные события. Поэтому эссе должно заинтересовывать сразу качественно новым словом по теме. Кроме того, эссе может состоять из одних впечатлений писателя.

В этом случае важно показать видение предметов под новым углом и оформить свои мысли живо и образно.

Несмотря на всю свободу автора при написании эссе, работа в таком жанре помогает научиться правильно формулировать свои мысли по поводу конкретных явлений, выражаться логично и в то же время художественно и живо.

Источник: https://sovetclub.ru/kak-napisat-esse-pravilno

Как писать эссе?

Эссе — особый вид сочинения, и каждому абитуриенту/студенту не единожды придётся таковое писать. Адукар поможет разобраться в отличительных чертах жанра и даст пару советов, как сделать текст содержательным.

Чем эссе отличается от других видов письменных работ?

По сути эссе — это небольшое сочинение свободной композиции, в котором выражаются личные впечатления и мысли автора по какому-либо поводу или вопросу. Текст может затрагивать философские, публицистические, исторические, литературные, научно-популярные темы.

В чём смысл?

Преподаватели в университете и организаторы конкурсов, олимпиад любят эссе, поскольку это отличный способ развития творческого мышления и тренировки навыка письменного изложения мыслей. По работе видно, как человек выделяет причинно-следственные связи, структурирует информацию и аргументирует выводы.

Как писать?

Тема должна быть конкретной. В эссе ты отвечаешь только на один вопрос.

Строгой структуры у него нет, но мысли желательно излагать в форме кратких тезисов и подкреплять их аргументами [факты, общественные события, явления, твой опыт, научные обоснования, ссылки на мнение авторитетных личностей — прим. ред.]. Чтобы доказательство в пользу тезисов было убедительным, стоит приводить по два аргумента, больше «перегрузит» текст.

Во вступлении и заключении сфокусируй внимание на проблеме: в первом абзаце обозначь её, а в последнем сделай вывод. Чтобы эссе было целостным, старайся логически связывать фрагменты между собой.

Используй преимущества художественно-публицистического стиля по максимуму. Не бойся быть эмоциональным, экспрессивным, проявлять чувство юмора. Так ты покажешь свою индивидуальность. Если речь идёт о личных качествах или способностях, можно, например, дать ответ на вопрос: «Чем это отличает меня от других?» Делая ссылки на слова авторитетных людей, поясняй, почему выбрал именно их.

Постарайся впечатлить читателя яркими высказываниями, афоризмами. Не бойся спорить с собой, сталкивай противоречащие друг другу утверждения. Тогда текст покажется интересным и запоминающимся.

Чего делать не следует?

Пренебрегать нормами языка

Текст должен быть написан грамотно. Почисти его не только от орфографических и пунктуационных ошибок, но и от двусмысленных выражений, неоправданных повторов, тавтологий, неудачных речевых оборотов. Постарайся не использовать сленг, штампы, сокращения, чтобы сочинение воспринималось читателем серьёзно.

Не подкреплять утверждения примерами

Эссе выглядит проигрышным, если в тексте только сухие факты. Иллюстрируй высказывания случаями из жизни. Иначе прочтение работы станет утомительным делом.

Пускать пыль в глаза

Никому не понравится чрезмерное приукрашивание реального положения дел. Будь честным, но позитивным в своём эссе.

Не проверять факты

Плохо скажется на оценке сочинения неправильная интерпретация данных, ошибки в датах и именах. Не поленись лишний раз всё пересмотреть.

Перебарщивать с объёмом

Избегай сложных синтаксических конструкций. Длинные фразы — не показатель экспертности. Не делай абзацы громоздкими. После завершения эссе присвой каждому отрывку буквы S-short (до 10 слов), M-medium (до 20 слов), L-long (более 20 слов). Оптимальная схема MSMLMS.

После того, как закончил эссе, задай себе несколько вопросов: «Хорошо ли я раскрыл тему? и Будут ли понятны мои мысли читателю?» Если всё в порядке, то ты справился с задачей!

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Источник: https://adukar.by/news/kak-pisat-ehsse

Методическая разработка (8 класс) по теме: Как правильно и грамотно написать эссе

Как написать эссе

Эссе — способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира

А. Эльяшевич

Эссе (франц. essai — попытка, проба, очерк, от лат. exagium — взвешивание)

– небольшой прозаический текст, выражающий индивидуальную точку зрения автора.Эссе не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета, темы. Это своеобразный «поток информации», соединяющий в себе философские размышления автора и имеющий авторскую эмоциональную окраску.

Однако, несмотря на свободу, писать в жанре эссе совсем нелегко, т.к. в эссе ценятся оригинальные идеи и нестандартный взгляд на проблему.

Условно все эссе можно разделить на две большие группы:
личностное эссе, где на первый план выступает раскрытие какой-либо стороны авторской личности и объективное или «серьезное» эссе, где личностное начало подчинено предмету описания.

Задачей эссе, в отличие от рассказа, является информирование об идеях, объяснение, убеждение, а не изображение или пересказ какой-либо жизненной ситуации. Эссе достигает своей цели с помощью высказываний авторов.

Эссе отличается от традиционного сочинения тем, что в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, а в эссе ярко выражена авторская позиция.
Кроме того, тема эссе, в отличие от традиционного сочинения, может лишь давать направление для размышлений автора.

Для эссе автор может сделать собственный заголовок, который определяет содержание эссе и, возможно, отношение темы и заголовка будут выражать отношение целого и части.

Эссе совсем не похоже на отчет!Стиль эссе отличается: • образностью • афористичностью • парадоксальностьюДля передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе: • привлекает многочисленные примеры • проводит параллели • подбирает аналогии • использует всевозможные ассоциации.

Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности: • метафоры • аллегорические и притчевые образы • символы • сравненияЭссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют: • непредсказуемые выводы • неожиданные повороты • интересные сцепления

С чего начать подготовку эссе?

1. «Роем» мысли.

  1. Прочитайте тему и поразмышляйте. Время, которое Вы затратите для размышлений — зависит от Вас, оно может составлять от нескольких минут до нескольких дней, недель.
  2. Не надо пытаться раскрыть тему целиком, старайтесь остановиться на том, что вам интересно, используйте свой жизненный опыт, старайтесь привнести свое видение проблемы.
  3. Запишите наиболее удачные, на Ваш взгляд, высказывания по данному поводу.
  4. Избавьтесь от записей, в которых представлены общеизвестные высказывания, не представляющие интереса при прочтении и не подчеркивающие Вашу индивидуальность (например: «Компьютер прочно вошел в нашу жизнь». Все это и так знают!).
  5. Замените высказывания, которые имеют общих характер (Например: «Информационные технологии улучшают качество образовательного процесса») более конкретными.
  6. Подумайте о том, что одних высказываний мало, желательно убедить читающих, что они истины.

2. Формируем «скелет» эссе.
«Скелет» Вашего эссе будет сформирован из тех высказываний, которые показались Вам удачными.

  1. Расположите высказывания в некотором порядке. Подумайте, не стоит ли какие-то из них поменять местами.
  2. Определите количество абзацев, с учетом вступления, основной части, заключения.

3. Прорисовываем детали.

  1. Развейте мысль в каждом из параграфов.
  2. Подкрепите свои высказывания доказательствами, приведите факты.
  3. Используйте яркие описания, цитаты и т.д., которые заинтересуют читателя.
  4. Используйте «ловушки» для привлечения внимания: цитату, стихотворение, вопрос, необычный факт, идею или смешную историю.

4. Осуществляем проверку.

  1. Убедитесь в том, что ваше эссе легко читать.
  2. Проверьте, последовательны ли ваши мысли, ведут ли они к логическому завершению темы».
  3. Юмор — действенный инструмент, но пользуйтесь им разумно. Саркастический или дерзкий тон часто раздражает. Настоящий юмор — искусство, он является признаком хорошего вкуса. Написание эссе не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать ваше эссе.
  4. Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя и затмевают основную тему эссе.

Избегайте употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

Построение эссе

Построение эссе — это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.

Структура эссе.

  1. Титульный лист.
  2. Введение — суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически.

На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.

При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?»,«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,« Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

3. Основная часть — теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.

Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность.

Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ.

Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое,

Постоянство — изменчивость.

В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом.

Следовательно, наполняя содержанием Темаы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.

Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел).

Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков — не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

4. Заключение — обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части.

Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение.

Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе

Доказательство — это совокупность логических приемов обоснования истинности какого—либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Оно связано с убеждением, но не тождественно ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и общественно—исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, видимости доказательности.

Другими словами, доказательство или аргументация — это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.

Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы или оценочные суждения.

Тезис— это положение (суждение), которое требуется доказать. Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса. Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах. Аргументы обычно делятся на следующие группы:

  1. Удостоверенные факты — фактический материал (или статистические данные). Факты — это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании — законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.
  2. Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.
  3. Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.

Виды связей в доказательстве

Для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последовательности, необходимо знать способы их взаимосвязи. Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента и может быть прямой, косвенной и Темаительной.

Прямое доказательство — доказательство, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом. Например: мы не должны идти на занятия, так как сегодня воскресенье. Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогииипричинн-следственныхсвязей.

Индукция — процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от частного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация.

Дедукция — процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер. Например,

все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими лидерами. По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А. Линкольн — один из самых ярких лидеров в истории Америки.

Аналогия — способ рассуждений, построенный на сравнении. Аналогия предполагает, что если объекты Л и Б схожи по нескольким направлениям, то они должны иметь одинаковые свойства.

Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации: направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу.

Причинно—следственная аргументация — аргументация с помощью объяснения причин того или иного явления (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).

Требования к фактическим данным и другим источникам

При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения). Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют необходимому для исследований времени и месту.

Соответствующая спецификация данных по времени и месту — один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может, например, стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано, а не быть голословным утверждением).

Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е.

они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том, что автор умеет использовать данные должным образом. Нельзя забывать также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не ждут определенного или окончательного ответа.

Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом (соответствующие индикаторы? насколько надежны данные для построения таких индикаторов? к какому заключению можно прийти на основании имеющихся данных и индикаторов относительно причин и следствий? и т.д.), и продемонстрировать это в эссе. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.

Как подготовить и написать эссе?

Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

  1. исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);
  2. качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);
  3. аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами)

Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий:

обдумывание — планирование — написание — проверка — правка

Планирование — определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.

Цель должна определять действия.

Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.

Аналогии — выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.
Ассоциации — отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно — психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать« первую пришедшую в голову» реакцию).

Предположение — утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.
Рассуждение — формулировка и доказательство мнений. Аргументация — ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции.

Суждение — фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?
Доводы — обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой—либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.

), доказательства (прямые, косвенные, «от противного»,«методом исключения») и т.д.

Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации. Источники. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Обычно пользуются библиотекой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками.

Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность. Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.
Мысль — это содержание написанного.

Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.

Внятность — это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.

Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания.

Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.

Корректность — это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.

Ссылка : http://festival.mggu-sh.ru/nominations/item/8/

Источник: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/05/12/kak-pravilno-i-gramotno-napisat-esse