Разница между империей и государством
Многие государства исторически рассматривались как империи. Что давало людям повод считать их таковыми?
Содержание статьи
Империя — термин главным образом исторический. Он обозначает относительно большое по площади, развитое в экономическом и военном плане государство, способное играть лидирующую либо одну из ведущих ролей в мировом политическом процессе.
Как правило, является многонациональным и к тому же готовым к постоянному включению в свой состав новых территорий, на которых могут жить совершенно разные народы. Исторически империи характеризовались монархической формой правления.
Они возглавлялись царем, королем, султаном.
Большая территория таких государств, давление извне, противоречия между народами, населяющими их, а также между политическими элитами и разными социальными классами часто приводили к возникновению масштабных кризисов. Как следствие — империи распадались. Сейчас ни одно государство в мире не рассматривается как классическая империя. Хотя многие страны и соответствуют ей по тем критериям, которые мы обозначили выше.
Империя — это понятие, которое было актуально на протяжении определенного исторического этапа — когда большинство государств были монархиями. То есть — было кого называть императором. Сейчас большинство государств — республики. Называть своего президента или премьер-министра императором граждане большинства современных государств, скорее всего, сочтут неправильным.
к содержанию ↑
Что представляет собой обычное государство?
В свою очередь, «обычное» государство (если говорить о том историческом периоде, когда в мире существовали монархии) характеризуется относительно небольшой площадью, средними возможностями в экономическом и военном плане. Однако при этом оно имеет суверенитет в отношении других стран и не входит, таким образом, в состав какой-либо империи.
«Обычные» государства времен империй часто являлись преимущественно мононациональными, или же их населяло относительно немного этносов.
Их дальнейший территориальный рост мог осуществляться главным образом за счет объединения со странами, в которых проживали близкие по культуре и языку народы.
В отличие от империй, «обычные» государства, как правило, не были готовы к ассимиляции этносов, совершенно не похожих на те, что исторически составляли основу их гражданского населения.
к содержанию ↑
Сравнение
Главное отличие империи от государства — в масштабах экономической и военной мощи, а также в размере территории.
Кроме того, для империй характерна готовность к постоянной территориальной экспансии — вне зависимости от того, какие народы заселяют присоединяемые страны.
«Обычные» государства не стремятся к обязательному увеличению своих границ. Разве что если речь идет об объединении с близкими народами.
Однако именно этот фактор и может стать основным при превращении «обычного» государства в империю. Так, до середины 19 века в Европе существовало большое количество германоязычных государств. Под предводительством Отто фон Бисмарка они постепенно были объединены и образовали влиятельную Германскую Империю.
Определив то, в чем разница между империей и государством, зафиксируем ее ключевые критерии в таблице.
Империя | Государство |
Что общего между ними? | |
Империя — это государство, достигшее высокого уровня развития экономики и военной сферы и входящее в число самых влиятельных на мировой политической арене | |
«Обычные» государства, объединяясь, могут создать империю | |
В чем разница между ними? | |
Как правило, многонациональна, готова к присоединению новых территорий | Обычно характеризуется не слишком полиэтничным населением, развивается на исторических территориях и не стремится к территориальной экспансии |
Управляется монархом | Может иметь как монархическую, так и республиканскую форму правления |
Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-imperiya-ot-gosudarstva/
Типы государств и Держав
Государство и Держава — это две абсолютно разные системы жизни общества.
Государство — это система, где на вершине общества стоит государь (правитель), т.е. какое-то лицо, неважно выбранное или захватившее власть, и его приближённые, т.е.
меньшинство управляет большинством.
Держава — это система, которая держится не на человеке, а на традициях и Вышнем Законе. Т.е.
сразу проявляется разница: государство управляется человеком на основе его законов и потребностей, а Держава — здесь происходит даже не управление, а соединение Вышних Небесных Законов, т.е.
Держава подразумевает, что её мощь покоится на могуществе каждого Рода: достаток в Роду — достаток в народе, достаток в народе — достаток в Державе, т.е. получается, что никакого светского органа в Державе нет.
Какие бывают социальные системы
№ | Государство | Держава |
1 | Рабовладельческое г-во | Родовая |
2 | Феодальное | Общинно-Родовая |
3 | Капиталистическое | Родо-Племенная |
4 | Социалистическое | Единая (фашизм) |
5 | Империя | Духовная |
6 | Союз (уния) | Церковь |
7 | Республика | |
8 | Религиозное |
* Коммунизм — от фр. commune — «община»; поэтому в таблице не указан, так как все общества, это коммунистические общества.
* Демократия (гр. demos — «народ», kratos — «власть») — это власть рабовладельцев, т.е. демократию мы уже записали под №1 — это рабовладельческое государство, народом там считались только богатые свободные люди (рабовладельцы), которые придумывали законы, как управлять рабами.
* Империя — в это понятие входят: княжества, королевства, царства, т.е. единоличное правление. Но есть различия между царством и империей. Император — это исполняющий обязанности царя. Заметьте, Петр I не был царём, он был императором, т.е. он не имел права по Роду, по Крови возглавлять и царствовать, поэтому и захватил власть. Также Наполеон (сын корсиканского еврея–аптекаря) — захватил престол во Франции, но он же не стал королём, потому что по крови не подходил, он стал императором.
* Уния (лат. unio — «единение») — это союз государств, возглавляемый одним монархом. Допустим, возьмём церковную систему (это тоже государство в государстве), в XVII веке между РПЦ и Ватиканом был заключён договор о пограничных территориях, т.е. правоверные христиане совершали свои обряды, но признавали над собой владычество Папы Римского, т.е. заключили унию.
* Республика — здесь в смысле: государственная система, находящаяся в структуре другой системы. Допустим, Канадская Республика (правление — премьер-министр), но она входит как доминион в «United Kingdom» — Соединённое Королевство. Т.е. у них республиканская форма правления.
* Религиозные государства — допустим: Ватикан, Исламская Республика Иран, Ливийская Джамахирия.
* Фашизм (итал. fascio — «союз», «пучок») — здесь не в современной трактовке, а как это пришло в Италию от этрусков. И журналисты того времени писали «мистическое единство вождя, партии и народа», поэтому и символ фашистов — 16 стрел перетянутых лентой.
* Церковь — здесь не в современном понятии, как сейчас говорят: баптистская церковь, англиканская и пр. Нет, в данном случае Держава в понятии Церковь — это от древнеславянского ЦЕРК — «Це Родовой Круг», т.е. объединение многих Родов не только по крови, но и объединённых Единым Вышним Законом, т.е.
общим законом «Отцов Вышних». Поэтому на Западе и не говорят «Церковь», у них: Кирха или Чёрч, т.е. очерченный, огороженный от остального мира.
А Родового Круга у христианской церкви нет, там межплеменное и непонятно что, просто они брали славянские названия для себя, ведь своего у них вообще ничего не было, ни храмов, ни церквей, этих каннибалов за евхаристию и пр. отовсюду изгоняли, они прятались по подземельям, катакомбам.
Государство и Держава
Государственные системы — это системы, управляемые людьми на основе законов, созданных самими же людьми.
Державные системы — это системы, созданные на основе управления древних Вышних Законов и Заповедей Богов.
В основе Державы — единство Родов, но нету так называемого «главного человека в стране». В Церкви да, есть жёсткая иерархия вертикали, но нет властной системы. Т.е. вся система построена на духовно-нравственных принципах, которые были свыше.
Допустим, если в империи простой гражданин не мог попасть к какому-нибудь начальнику или правителю, то в Державе любой человек мог запросто прийти к главе Церкви, князю, воеводе. Т.е. не ждать униженно как в государстве, а придти пообщаться на равных. И заметьте, в государстве единоначалие (человек или какой-то класс), т.е.
меньшинство управляет большинством, и не трудится, т.е. паразитирует за счёт большинства. Любое государство — есть система-паразит, поэтому на исторической арене государственные системы появляются и исчезают.
Возникает вопрос: почему руские как существовали единой системой, так и существуют? Да потому что у нас никогда не было государства, а была Держава, и держалась она Народом.
Появление государства на Руси
Когда началась христианизация, начали создавать государства: сначала феодальное, потом религиозное (Киевская Русь, Владимиро-Суздальская), но Полесская Русь, Новгородская, Поморская ещё были славянскими, т.е.
там державный принцип сохранялся, поэтому на картах название «Новгородская земля», там была Единая Держава, Единая система Законов, т.е. был фашизм — система, когда народ определяет и назначает для каких-то дел определённых личностей, но в любой момент может их убрать.
Избрание на должность, которую сам народ вводил, проводилось всенародно — эта система называлась ВЕЧЕ. Допустим, народ выбирал князя, чтобы он хранил Закон, и в случае чего мог рассудить по данному Небесному Закону. Или народ избирал воевод из лучших бойцов дружины, чтобы они охраняли земли от набегов.
Но если князь был чем-то неугоден, его могли переизбрать. Передача княжеского правления по наследству была введена только христианами, а до этого всеми вопросами (и торговли, мануфактуры, обмена и т.д.) занимались тоже выборные люди. И заметьте, выборные люди занимались своими делами, а народ давал им ещё дополнительные, т.е.
их садили на должность (долг перед Родом, перед Обществом) и они были посажённые на должность люди или посадские, а позже говорили — «посадничие дети». Взять того же воеводу Василия Буслаева, он сын посадника, но это не должность была, а просто как указание, чей он ребёнок.
Потом уже и в Новгородской земле всё менялось, потому что приезжали люди с разных земель, знакомились с системами жизни других обществ, поэтому там было привнесение.
Единственная структура, которая не менялась никогда — это Родовая структура, и она существует до сих пор: мамы, папы воспитывают ребёнка, бабушки, дедушки помогают и передают внукам Мудрость, которую они получили от своих бабушек и дедушек. Т.е. закон передачи не меняется.
См. также:
Рубрика: Держава, Философия
Источник: http://derzhavarus.ru/tipy-gosudarstv-i-derzhav.html
ИМПЕРИЯ
монархическое государство, глава которого, как правило, носит титул императора (в настоящее время — Япония).
Источник: Политическая география и геополитика. Учебно-методическое пособие
сверхгосударственное образование, объединяющее несколько народов и стран под эгидой универсальной идеи религиозного, этического или идеологического характера.
Источник: Геополитический глоссарий
от лат. imperium — власть), 1) монархическое государство, глава которого, как правило, носил титул императора. 2) Империями назывались также государства, имевшие колониальные владения (напр., Британская империя).
Источник: Словарь по политологии
лат. imperium власть, государство) — одна из древнейших форм государственного устройства. Признаками И. являются: высокая концентрация власти; распространение ее на обширную территорию; значительный этнически и культурно разнородный состав населения; экспансионистские устремления элиты; мощный бюрократический аппарат.
Источник: Политология: Словарь-справочник
политическая система, объединяющая под началом жесткой, централизованной власти гетерогенные этнонациональные и административно-территориальные образования на основе отношений метрополия-колонии, центр-провинции, центр-национальные республики и окраины. Во всех значениях с понятием И. Связано жесткое применение власти на местах из одного центра.
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
лат. imреrium — власть, господство) — 1) монархическое государство во главе с императором; 2) сложное по форме устройства государство, состоящее из метрополии (греч. meter — мать и polis — город) — центральной части государства и колоний (лат. colonia — поселение), подчиненных центральной власти государств (например, Римская империя, Британская империя, Российская империя).
Источник: Политологический словарь-справочник
обширное, обычно мощное государственное образование, обладающее большой целостной или размещенной в различных районах мира территорией во главе с державой — метрополией, подчиняющей своему политическому и экономическому влиянию ряд колоний (государств, лишенных суверенитета) или провинций (протогосударственных образований с режимом управления, отличным от принятого в коренных землях империи).
Особенностью империи является различный статус включенных в нее образований. Колонии сохраняют некоторые признаки государственности, для провинций устанавливается статус приграничья или особого этнополитического территориального образования.
Источник: Война и мир в терминах и определениях
от лат. imperium власть)
1) монархическое государство во главе с императором. Обычно империя — это крупная держава, включающая территории многих народов и стран. Российская империя существовала в 1721-1917 годах. После эпохи Великих географических открытий империями стали называть государства, имеющие обширные колониальные владения. Колониальные империи состояли из метрополии и ее колоний.
Британская империя включала наряду с Великобританией ее доминионы и колонии. Последние из колониальных империй прекратили свое существование в 1950-1970 годах. Особенностью империи является различный статус включенных в нее образований.
Колонии сохраняют некоторые признаки государственности, для провинций устанавливается статус приграничья или особого этнополитического территориального образования;
2) первоначально высшая политическая власть в древнем Риме; государство, возглавляемое монархом, имеющим титул императора. Со временем понятие несколько изменилось.
Империей обозначается крупное государственное образование, объединяющее несколько стран и народов вокруг единого политического центра под эгидой универсальной идеи цивилизационного, религиозного, идеологического, иногда экономического характера.
Империя — одна из первых форм государственной организации общества, не утратившая актуальности и в современном мире.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
(empire); верховная власть: Происходит от латинского imperator, что значило высший военный, а позднее и политический лидер; позже это слово стало обозначать территорию, исключительное право власти на которой принадлежало единственному суверену.
Так, в преамбуле к английскому Закону об апелляциях (1533) признавалось право подданных короля на апелляцию в судах за пределами Англии на (хотя и сомнительном) основании, “что эта территория Англии является империей, считается таковой во всем мире и управляется одним верховным главой и королем”.
Вскоре термин стали употреблять по отношению к менее строго управляемым и однородным территориям, подобным обширным многонациональным владениям Карла V (из династии Габсбургов), даже когда его власть оказалась под угрозой, а во многих местах, и особенно в так называемой Священной Римской империи, которая дала ему титул императора, вообще ограниченной, что явилось результатом постоянных привилегий церкви, полномочий властителей ниже рангом, городов, гильдий, курфюрстов и сословий. Подобным же образом Виктория приняла титул королевы-императрицы в 1877 г. в тот момент, когда присоединение Индии и новых африканских земель сделало ее владения более похожими на полуразвалившиеся конституционные объединения ее австрийского и российского кузенов, чем на прежний английский идеал единой страны с однородным населением. После этого слово “empire” стало обозначать группу государств, возникшую в результате колонизации или завоевания и подчиненную метрополии или имперскому государству, даже если оно превращалось в республику (как в случае с Францией и СССР). В этом последнем значении, установившемся в начале XX в., слово “empire” стало напрямую ассоциироваться со словом империализм (imperialism).
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
экспансия за пределы длительно устойчивых границ, вызванная перерастанием сложившегося, исторически оформленного организма (Георгий Федотов).
После образования каждая империя переживает период расцвета, обусловленный возможностью концентрации значительных ресурсов и установления относительно прочного мира на большой территории. Это воспринимается населением как большое благо.
Высвобожденные значительные ресурсы и единая коммуникационная сеть способствует созданию замкнутого самодостаточного государства. Империи средневековья и нового времени мало чем отличались друг от друга по своей внутренней политике.
Централизованное управление и затратная экономика, расточительное расходование трудовых и природных ресурсов, реализация дорогостоящих проектов «века», огромные расходы на содержание армии, репрессии по отношению к целым народам.
В истории выделяются монархические государства во главе с императором. Многие европейские империи прошлого вели активную колониальную политику. Одни империи имели многочисленные заморские колонии, у других их не было. Империи по-разному прекращали свое существование.
В Британии, Франции и Испании границы империи постепенно сокращались до размеров государства-метрополии, что в значительной степени позволило избежать социальных потрясений и падения уровня жизни. Британская колониальная империя была самой обширной в мире с населением колоний к 1945 г. в 450 млн. человек.
Империя постепенно трансформировалась в содружество государств, сохранивших тесные экономические и культурные связи. Крушение Австро-Венгерской, Германской, Российской и Советской империй было стремительным и неожиданным и закончилось изменением их государственного строя.
Австро-Венгрия выстояла в наполеоновскую эпоху и выдержала железный натиск Бисмарка, но в 1918 г. распалась в одночасье на отдельные, в том числе многонациональные государства (Югославию и Чехословакию).
Источник: Геоэкономический словарь-справочник
от лат. Imperium — имеющий власть, могущественный) -первоначально высшая политическая власть в древнем Риме; государство, возглавляемое монархом, имеющим титул императора. Со временем понятие “империя” несколько изменилось.
Империей обозначается крупное государственное образование, объединяющее несколько стран и народов вокруг единого политического центра под эгидой универсальной идеи цивилизационного, религиозного, идеологического, иногда экономического характера.
Империя — одна из первых форм государственной организации общества, не утратившая актуальности и в современном мире.
Классифицируя империи, можно выделить древние империи — Египетскую, Персидскую, Римскую и т.д., находившиеся под абсолютной, часто теократической властью одного государя — монарха.
Кроме того, существовали колониальные империи “Нового времени” — Британская, Испанская, Португальская, Голландская, Французская, явившиеся результатом военно-экономической экспансии стран Европы в различных регионах планеты. Эти империи строились вокруг государственного центра — метрополии, и как правило, имели жестко централизованное управление.
“Традиционные” империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская, Японская, Османская и т.д., представляли собой многоуровневые государственные комплексы, скрепленные идеологическим центром, едиными вооруженными силами и экономическим пространством.
Кроме того, по структуре основных коммуникаций следует определить “консолидированные” (континентальные) и “неконсолидированные” (морские) империи. Первые имеют сухопутные коммуникации центра со всеми составными частями государства, вторые — только морские коммуникации.
Надо отметить, что почти все империи (в первую очередь “традиционные”) отличались культурным многообразием. “Государство-нация”, имеющее монокультурный и моноэтнический характер, скрепленное только административно-юридическим единством, редко приобретает статус империи. В культурном и этническом плане империя всегда коалиция и сообщество, представляя монолит в политическом контексте.
К середине 60-х годов 20 в., почти все “традиционные” и колониальные империи прекратили существование или принципиально изменили свой характер.
В конце 20 столетия, в условиях определенной глобализации политических процессов, термин “империя” вновь несколько изменил свое значение.
В настоящее время империей целесообразно считать великую державу и ее “сферу влияния” — политического, идеологического, экономического, военного и культурного.
То есть можно наблюдать изменение форм доминирования при сохранении принципа — центр и его периферия (сфера влияния). “Влияние” (преобладание) в разных сферах общественной жизни потеснило (хотя и не заменило) непосредственно военное давление. В данном контексте, такие государства как США и Китай следует определять типичными империями “постиндустриальной эпохи”.
Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова
от лат. imperio — управляю, почетный титул главнокомандующего римской армии, а затем и главы государства в Риме) — мощное многонациональное государство, включившее в своей состав территории других стран и управляющее ими из единого центра.
Человеческое общество проходит несколько стадий самоорганизации: общинно-племенной строй — национальное государство — многонациональное государство (империя).
Объединение многих народов в империю обусловливается различными факторами.
В прежние времена это преимущественно было завоевание одних народов другими, впоследствии — осознание народами общих экономических, внешне- и внутриполитических интересов, общей культуры, судьбы, исторической миссии.
Империей впервые назвала себя Римская империя, провозгласив новый тип государственности, существенными чертами которой были полиэтничность, религиозная толерантность (римский пантеон включал в себя всех богов завоеванных народов), действие на всей огромной территории единых норм, стандартов и понятий «римского права».
После распада Римской империи преемственность по отношению к ней стали провозглашать Византия (Империя Ромеев) и Священная Римская империя германского народа. К ним, в свою очередь, возводили «родословные» Российская империя, Австро-Венгерская империя, Германская, Французская, Испанская и Британская империи.
Уже по аналогии империями стали называть и империю А. Македонского, китайскую империю, империю османов, японскую империю, империю Великих моголов и проч.
Первоначальный смысл слова «империя» постепенно утратился, так как, например, китайскую и тем более японскую империи нельзя назвать полиэтничными, сиамскую или марокканскую (а там главы государств носят титул императора) империи уже нельзя назвать большими по территории.
Постепенно, в связи с национально-освободительными движениями в разных странах с XIX по XX вв., слово «империя» получило негативный оттенок. Оно означало государство, которое строится на политическом угнетении, экономической эксплуатации и культурном подавлении входящих в империю народов одним титульным народом. В этом смысле слово «империя» зачастую употребляется и сейчас.
Следует, однако, помнить, что далеко не все империи строились на эксплуатации метрополией провинции. Например, Российская империя зачастую в ущерб центральным районам развивала и укрепляла окраины, которые часто имели такие политические и экономические привилегии, которых не имела метрополия.
Эту же практику продолжил и СССР, доводя ее порой до абсурда: русские ученые создавали учебники национальных языков, музеи, насаждали «покоренным народам» их же собственную культуру, форсированно проводили индустриализацию, развивали науку через квотирование мест в вузах.
Дошло до того, что уровень жизни в национальных окраинах в разы превышал уровень жизни в центральной России.
Паразитическая элита этих окраин затем приняла активное участие в развале СССР. Бывшие республики без подпитки центра быстро обнищали и культурно деградировали, а народу было объяснено, что это «наследие имперского прошлого», плод «вековой эксплуатации». Нежелание России продолжать безвозмездно содержать антироссийские режимы выдается за вредительство, «имперские амбиции» и проч.
Привыкшая к подачкам элита этих стран обратила взоры на США и Европу, которых привычно рассматривает в виде спонсоров. За небольшую плату и символическую поддержку она поддерживает у себя лояльные Западу несуверенные режимы, выступает транслятором антироссийских позиций, провоцирует конфликты, занимается мелким шантажом.
Такая политика не только сеет вражду между народами, но и реально ведет к ускоренной деградации экономического, культурного и научного потенциала созданного еще при СССР, к увеличению зависимости от Европы и США и, в конечном итоге, от той же России.
Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия
Источник: http://politike.ru/termin/imperija.html
Что такое империя: определение, формы империй, примеры. Наиболее известные империи :
Что такое империя? В исторических кругах периодически вспыхивают споры относительно точного определения данного понятия. Так или иначе, имперская форма правления оказала значительное влияние на развитие цивилизации.
Многие способы социального взаимодействия появились именно благодаря империям. Фактически, в двадцать первом веке больше не осталось империй, а первая появилась более трёх тысяч лет назад.
Критерии определения
Существует несколько критериев, благодаря которым можно понять, что такое империя. Одним из наиболее верных является площадь государства. Классическое определение подразумевает под собой государство, которое объединяет множество земель с различным по национальному признаку населением.
Вся власть сосредоточена в руках одной институции (чаще всего у монарха). При этом на территории всех подконтрольных земель распространяются одинаковые права и обязанности. Классическими государствами данного типа являются Османская и Российская империи.
Такие государства возникали вследствие поглощения других образований, которые сплотились вокруг центра.
Титулованый лидер во главе
Более очевидный, но менее корректный критерий — форма правления, также поможет понять, что такое империя. Если человек, который находится во главе государства, носит титул императора, то такое государство можно считать империей.
История доказывает, что почти все монархи, наделявшие себя таким титулом, руководили имперскими державами. Но существуют и исключения. Некоторые экстравагантные диктаторы Африки нередко присваивали себе титулы императоров. При этом руководя небольшой страной и не имея геополитического веса.
Такая “мода” появилась во второй половине двадцатого века.
Континентальный вид империи
Один из типов империи — континентальный. Такие государства появляются в результате агрессивной внешней политики. Военная экспансия приводит к присоединению новых земель. Поэтому могущественная держава должна владеть сильной регулярной армией. Исходя из этого, следует, что в таком государстве армия занимает важное место в общественной и политической жизни.
А военные влияют на все государственные решение. Империя действует в интересах узкого круга лиц. Любой политический деятель должен иметь поддержку высших военных чинов. Поэтому имперский строй очень часто отожествляют с диктаторским.
Политическое устройство
Континентальная империя имеет одинаковый политический строй на всей территории. В государстве проживают представители разных национальностей.
Имперская национальность идентифицируется либо как гражданская (житель Османской империи — осман, но при этом этнически может быть арабом, эфиопом и так далее), либо как наднациональная (например, в Македонской империи всех жителей считали эллинами по национальности, независимо от этнической принадлежности).
При включении новых территорий в состав государства правительству приходится вводить единую валюту, язык и так далее. Это было необходимо для унификации населения и предотвращения появления сепаратистских настроений.
Колониальная империя
Ещё один вид империи. Таковой можно считать страну, которая владеет обширными колониями. Например, Великобритания. Страна должна быть мощным культурным и политическим центром.
И для своих интересов она завоёвывает территории, с которыми не граничит. Завоёванные земли переходят под власть или протекторат центра (метрополии), но при этом имеют отличные от него права и обязанности.
Колония (или протекторат) обязаны отдавать значительную часть ресурсов метрополии. Чаще всего туземные армии используются во время войны, но это необязательно. Например, в Российской империи представителей не титульной нации (не русской) редко использовали во время войн.
Но в королевские войска Британской империи призывали жителей колоний.
Колониальная империя имеет несколько институтов власти. В колониях государство представляют наместники. При этом действуют органы местного самоуправления, которые им подотчётны. Держать другие земли в повиновении метрополии приходится посредством деспотии. Американские аборигены на себе почувствовали, что такое империя, когда их практически полностью уничтожили.
В истории
Первая могущественная держава, которая стала империей — это Аккад. Она просуществовала недолго и держалась исключительно на военной диктатуре. После этого существовало несколько образований с сильным монархом во главе.
Вавилон стал объединяющим центром для многих земель. При царе Хаммурапи производилась унификация населения. При этом появилась примитивная логистика. Важнейшие города государства связывали дороги. А для связи использовалась почта с посыльными.
В первом веке до нашей эры появилась Римская империя.
Это одно из самых могущественных государств за всю историю человечества. Оно оказало существенное влияние на развитие цивилизации. После краха империи многие столетия людям не удавалось достичь такого культурного и технического прогресса.
Приход к могуществу
Римская империя появилась в результате захвата власти Юлием Цезарем. Ему удалось создать мощное централизованное государство. Огромные территории контролировались из Рима. При этом на местах были органы местного самоуправления, располагавшие широкими полномочиями.
Контролировать всё средиземноморское побережье, часть Азии и Африки помогала политическая система. Все территории были одинаковы в правах. Поэтому местные элиты быстро шли на сотрудничество с государством. Также формировалась гражданская нация — римская.
Но рост национального самосознания и конфликты местных элит в конечном итоге привели к краху государства.
Древний Рим считается классическим примером имперской государственности. При этом он сочетал в себе разные виды империй — континентальный и колониальный. Во многом будущие империи копировали римский опыт. Но достичь подобного могущества на долгий период не удалось никому.
Империя: определение
Итак, исходя из сказанного выше, можно чётко определить критерии имперского государства:
- Централизованная власть.
- Во главе стоит монарх, который носит титул императора.
- Обширная территория, которая включает в себя земли, населённые разными национальными группами.
- Наличие колоний или протекторатов.
Некоторые историки и политологи также причисляют страны, которые ведут агрессивную внешнюю политику, к империям. Чаще всего в левых кругах правительства геополитически сильные страны называют империалистическими.
Под этим подразумевается вооружённая экспансия или любые другие методы агрессивного давления на правительства суверенных государств.
В советский период подобные взгляды на определение были и в учебниках по истории и политологии.
Наиболее известные империи: Российская, Османская, Германская (Рейх), Австро-Венгерская, Французская, Британская, Римская.
Все они имели разный политический уклад и свои особенности. Практически в неизменном виде до наших дней дожила только Великобритания. Национальные революции и рост популярности левых идей в Европе привели к постепенному распаду империй и независимости их бывших колоний.
Источник: https://www.syl.ru/article/291062/chto-takoe-imperiya-opredelenie-formyi-imperiy-primeryi-naibolee-izvestnyie-imperii
Территориальная империя и национальное государство в неокономике
Текст: Андрей Акопянц
Настоящий текст не содержит оригинальных мыслей или выводов автора Андрея Акопянца, и является компиляцией из текстов и лекций О.Григорьева
Территориальная и колониальная (национальная) империя
Различия между колониальной империей и территориальной очевидны и лежат на поверхности. И та, и та формируются путем захвата неких территорий.
Но колониальная империя имеет явно выраженный центр (метрополию), обладающую высоким уровнем развития, и колонии, как правило, территориально удаленные (не имеющие с метрополией общих сухопутных границ), находящиеся на более низкой ступени развития, и этнически совершенно чуждые.
Колонии рассматриваются в основном как источник ресурсов, и если метрополия что то и вкладывает в их развитие, то исключительно для того, чтобы эффективнее эти ресурсы выкачивать. Ни о какой глубокой интеграции речь не идет.
И элита колониальной империи в основном формируется из представителей коренных этносов метрополии.
А территориальная империя возникает путем захвата территорий, непосредственно примыкающих к метрополии, где обитают зачастую культурно достаточно близкие этносы, которые, кстати, могут находиться и на более высокой ступени развития, чем метрополия.
И степень интеграции захваченных земель является существенно более высокой — как в экономическом, так и в политическом и культурном смысле.
За счет этого понятие метрополии размывается, и центр территориальной империи вообще может переместится из своего исторического местонахождения в какую то более удобную точку.
Этнос метрополии так же утрачивает свою ведущую роль и размывается — в элиту массово включаются представители покоренных этносов.
Территориальная империя и национальное государство
Более сложным и менее понятным является различие между Территориальной империей и Национальным государством. Различие это состоит не в форме правления (монархия/демократия). Монархические Англия и Франция — вполне себе были нац.
государствами, а Рим до Цезаря был республикой по форме правления, но фактически — империей. И тем более, вопрос не в самоназвании.
Национальное государство — это результат эволюции территориальной империи, утвердившейся в своих границах, и направившей свои ресурсы не на внешнюю экспансию, а на внутреннюю интеграцию.
И различение идет по достигнутой степени внутренней интеграции территорий и субэтносов, составляющих государство — интеграции экономической, политической, культурной, ментальной.
Причем какой то четкой измеримой границы (до сих — империя, от сих — нац.государство) нет, и провести ее, наверное, невозможно.
Можно описать идеальные (крайние) случаи, и пытаться вводить количественные или качественные шкалы разных аспектов интеграции:
- экономической (мера связности внутреннего рынка);
- культурной (единство языка, понятийного базиса, традиций, религии, бытовых обычаев и др.);
- политической (механизмы формирования и степени свободы региональных элит);
- ментальной (что первично для жителя — принадлежность к Нации или принадлежность к своему субэтносу).
Причем последний аспект, согласно Григорьеву, является наиболее важным, поэтому остановимся на нем подробнее.
Миф единства нации
На ментальном уровне национальное государство основывается на мифе Единой нации, разделяемом подавляющим большинством населения. Это классическое “воображаемое сообщество” в терминологии Олега Григорьева — т.е. государство может считаться национальным, если так считает подавляющее большинство его населения.
Классическая империя (Рим или османская империя) в таком мифе вообще не нуждается. Ни о каком единстве речь там не шла, завоеванные этносы в значительной степени сохраняли свою идентичность. Какой-нибудь древний грек считал себя в первую очередь греком, и только потом — гражданином Империи, и никого это не волновало.
А национальное государство в таком мифе нуждается, и вынужденно постоянно его поддерживать. Зачем? Дело в том, что существенным отличием между классической империей и идеальным нац. государством является способ легитимизации верховной власти.
В империи власть легитимизируется по факту (мы вас завоевали — мы и власть), и на более поздних этапах, когда уже забылось слегка, кто кого завоевал — еще и от Бога (император — бог на земле). Но в Европе в средние века сложилась специфическая ситуация , когда имперский механизм легитимизации “от бога” перестает работать.
При сохранении единства церкви и образовании множества государств стало очень трудно объяснять, почему во Франции власть от бога принадлежит Французскому королю, а в Англии — английскому. Поэтому и было изобретено понятие Национального государства и механизм легитимизации власти “от нации” (нация едина, власть — от народа).
Крайним выражением этой идеи и явилась современная выборная демократия.
Причем надо понимать, что это — специфически европейский феномен,
В других ситуациях легитимизация “От бога” продолжала работать, а распад империй сопровождался распадом церквей (православие, например).. Поэтому достижение и сохранение “единства нации” является главной задачей власти в национальном государстве — потому что без этого никакой легитимности у власти нет и быть не может.
У каких-то государств это скорее получилось (Франция, Англия, США), у каких-то скорее не получилось (Испания, Италия, Российская Империя) Но современный кризис нац. государств в том и заключается, что поддерживать миф в условиях экономической стагнации становится все труднее.
И классические национальные государства начинают рассыпаться по границам субэтносов или крупных экономических регионов — что мы можем сейчас наблюдать и в Англии, и в Испании, и в даже в богатой Германии.
Т.е.
можно констатировать, что граница между территориальной империей и национальным государством на самом деле не является четкой, но концептуально она понятна.
Если спросить у жителя — ты кто (представитель некого этноса или гражданин государства), то житель идеального национального государства в первую очередь должен быть гражданином, и только во вторую — представителем этноса. А житель империи в первую очередь осознает себя как представитель этноса, и только во вторую — как гражданин.
Если использовать метафору — то разница между территориальной империей и наци.государством такая же, как между чугуном и сталью.
И механизм формирования национального государства тоже лежит в этой метафоре — переплавка, в качестве которой могут выступать революции, большие войны и др.
, по результатам которых представители множества субэтносов осознают себя как представители единой нации.
Для СССР такой переплавкой могла стать ВОВ, но судя по тому, что мы наблюдаем сейчас, не стала. Миф о единстве советского народа не удалось удержать на достаточно высоком уровне, и страна рассыпалась — сначала ментально, потом и фактически, что доказывает, что национальным государством оно так и не стало.
Может ли стать национальным государством РФ и нужно ли к этому стремиться?
В конце концов территориальные империи были основной формой государственности на протяжении почти всей человеческой истории, а национальные государства — образования достаточно новые, да и те рассыпаются, как мы видим.
Стоит ли вкладывать ресурсы, для того, чтобы вскочить на подножку уходящего поезда? Может лучше направить их на строительство эффективной империи?
Текст впервые опубликован на сайте worldcrisis.ru
Источник: http://neoconomica.ru/article.php?id=316
Империя и политическое государство
Илья Рогов
Все государства-нации похожи друг на друга, каждая империя уникальна в своей структуре и организации.
Является ли империя лишь терминологической разновидностью политического государства, либо мы имеем дело со специфической формой организации политического, — центральный вопрос, встающий рано или поздно перед всяким исследователем имперских систем.
Решение этого вопроса не принадлежит только к области разума; традиции, ценности и политические предпочтения вносят немалую лепту в каждый из двух возможных ответов.
Не претендуя на полноценное изложение данной мировоззренческой проблемы, очертим круг узловых проблем, касающихся верификации смыслов «империи» и «государства».
Количество определений понятия «империя» столь обширно, что их анализу можно посвятить полноценную монографию. В целях экономии мысли (и пространства текста) используем самое простое из имеющихся определений: значительный территориальный объем, универсальная и притягательная идея и ощутимое воздействие на историческое развитие человечества.
Если оценивать империю по времени возникновения, то это — одно из древнейших политических образований. Учитывая, что современной форме государственного устройства — национальному государству — менее пятисот лет и неизвестно, переживет ли оно коллизии постбиполярного мира, империя предстает перед нами как наиболее древний из известных нам способов организации пространства.
Вырисовываются две возможности. Первая заключается в том, чтобы признать империю не просто большим государством, но государством, обладающим качественными отличиями.
Вторая же состоит в признании империи устарелым (подобно полису) типом государства и в провозглашении современных глобальных игроков, региональных лидеров и мирового гегемона политическими системами, покоящимися на качественно иных основаниях.
Империя — политическая государственная система, в которой ряд естественных атрибутов обычного (национального) государства сочетается со свойствами, не характерными для последнего как в административном, так и в географическом смыслах.
Централизованная государственная бюрократия редко формируется в рядовых национальных государствах. В публицистике даже укоренился термин «имперская бюрократия»1 .
Если управление политического государства возможно описать в понятиях «центр — периферия» , то в имперской системе данная схема часто трансформируется в формулу «метрополия — колония».
Поэтому, строго говоря, терминологически неверно использовать слова «империя» и « государство» как синонимы. Следует употреблять формулировки «имперская политическая система» или «полиэтническая политическая
система». Империю называют государством как в силу устоявшейся традиции, так и по причине громоздкости приведенных определений.
Дискуссия о противопоставлении империи государству приобрела столь значимый смысл, во многом благодаря империофобии 90-х гг. ХХ в.
Тогда преследовались, в первую очередь, идеологические цели: показать, что среди всех форм государства существует атавизм — устаревшая форма устройства, которая, в общем-то, и не государство, а достойное забвения брутальное господство. Нашумевшая работа М.
Хардта и А. Негри не только не внесла ясность, но во многом послужила умножению смыслов и ассоциативных шлейфов данной проблемы.
А.Ф. Филиппов, указывая на специфику империи как социальной системы, выделял специфическую имперскую политическую форму, которая, в отличие от государственно-политической, не нуждается в международной легитимации и созерцается изнутри как «некий малый космос, встроенный в большой — совокупный порядок бытия, — но отнюдь не в систему международных отношений»3 .
Идентификация империи и государства может содержать серьезную терминологическую ловушку. Когда мы сталкиваемся с утверждением, что «империя — это высшее состояние государства», столь распространенное, к сожалению, в отечественной мысли, следует быть осторожным.
Тот, кто таким образом формулирует свою мысль, либо поверхностно представляет предмет своего интереса, либо осознанно идентифицирует империю с автократической властью.
Империологу-исследователю следует полагать империю государством, но иным, нежели современное национальное государство.
Об истории понятия государства говорится в работе профессора Лондонского университета К. Скиннера «Понятие государства в четырех языках» . Слово «государство» кажется нам совершено привычным. Но его современный смысл, как и процесс становления, есть результат лингвистической и политической инновации XIV–XV вв.
К Римской империи понятие «государство» неприменимо: там было то, что римляне называли res publica. Из всех институтов современного государства в Imperium Romanum имели место только налоги и армия.
Латинское слово status, наряду с такими эквивалентами из национальных языков, как estat, stato и state, становится общеупотребительным в разнообразных политических контекстах, начиная лишь с XIV в. Lo stato — термин, используемый Макиавелли, в его время еще не означал «государство» в современном понимании.
В начале столетия данные термины использовались главным образом для указания на величие и высокое положение правителей, но уже в конце столетия — как показатель состояния дел королевства (республики).
Как же термин status и его производные приобрели современный смысл? Скиннер, обращаясь к текстам XIII в.
, показывает, что всевозможные кондотьеры и прочие узурпаторы власти были озабочены удержанием собственного status principis — положения суверенного правителя, что было возможно при соблюдении двух принципиальных условий: стабильности политического режима и сохранения (а лучше — приращения) территорий области или города-государства. В результате такого подхода термины status и stato неизбежно начинают служить для обозначения территории.
Далее Скиннер утверждает, что современная трактовка государства восходит к теоретикам светского абсолютизма конца XVI — XVII вв. (Т. Гоббс). Классическая республиканская теория отождествляет государство и граждан, которые не «передают», а всего лишь «делегируют» свою власть правителям.
Каждое из понятий (civitas, stato и state) может быть включено в имперскую структуру, но их логический объем не идентичен империи. Существовало несколько исторических видов самих империй. Imperium — так можно называть империи Древнего мира.
Sanctum Imperium — подходящее название для империй средневековья. Колониальные национальные империи — название для империй эпохи Великих географических открытий. Сверхгосударства — термин, применимый и используемый в последние 60 лет.
Наблюдая длительную историческую перспективу, мы фактически имеем дело с деградацией идеи всемирной империи как унифицированного политического, правового, религиозного и цивилизационного пространства в идею предпочтения первичности суверенитета государства как сегмента политической системы. Рассматривая соотношение империи и национального государства, не стоит забывать, что за каждым теоретическим правовым и социальным понятием стоит реальная общность, не на бумаге, но на деле олицетворяющая границы и формы его воплощения.
Нации XIX в. населяли метрополии стран с колониальными владениями. Были ли это «нации господ» по отношению к подчиненным народам или нет — вопрос отдельный. Современные нации европейских государств — совокупность потомков белых колонизаторов и наиболее лояльных режиму аборигенов.
Колониальные империи в процессе распада «сняли сливки» с колонизированных народов, создали привлекательные условия для жизни представителям региональных социальных элит. Нация как центральный элемент этнической структуры колониальной империи несет на плечах «тяжкое бремя белого человека».
Но нация постимперского пространства и времени — уже гибрид этноса метрополии и социальных элит этносов периферий.
Каковы же различия между имперским государством и государством-нацией, помимо хронологической последовательности? Э.А.
Паин в качестве первого критерия рассматривает вопрос о гражданстве и подданстве и утверждает, что «государства-нации отличаются от империй тем, что основаны не на принудительном, а на добровольном объединении как отдельных граждан, так и социально-территориальных сообществ».
Абстрагируясь от традиционного противопоставления империи и нации, зададимся вопросом более интересным: возможна ли национальная империя? Такую попытку на протяжении не скольких столетий пытались осуществить немцы.
От Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae — Священной Римской империи германской нации — через Германскую империю Гогенцоллернов к Третьему рейху Гитлера.
И если первая была еще не национальной, последняя — предельно извратила идею сочетания имперского и национального, то промежуточный вариант XIX в. можно признать относительно удачной попыткой.
Колониальные империи пошли по иному пути развития. В них наблюдалось формирование наций в метрополиях параллельно построению империи. Континентальные империи (Россия, Турция, Персия) подарили историкам иную тему для наблюдений — размывание ареала обитания титульного этноса. После распада таких политических образований власти приходится создавать нацию практически заново.
Империя — более древняя реальность, нежели современное национальное государство, и потому не сводима к нему, но способна органически включать многие из институтов национального государства. Политический смысл понятия «империя» изменился в меньшей степени, нежели понятие «государство».
Ответа на вопрос, что творит историю империй, мы никогда не получим в законченной форме.
Но настанет день, когда наиболее существенные элементы этого процесса будут выделены исследователями из проявлений социального (как структуры), политического (как идеи) и исторического (как комплиментарности).
Журнал Власть, 04.2011
www.gazetaprotestant.ru
Источник: http://www.gazetaprotestant.ru/2011/09/imperiya-i-politicheskoe-gosudarstvo/