Чем отличаются порядковые числительные от количественных

Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

Отличия между разрядами числительных количественных и порядковых выявляются на всех трёх сопоставимых уровнях:

  • общего значения грамматического;
  • признаков морфологических;
  • признаков синтаксических.

I Общее значение грамматическое числительных таково:

  • количественные обозначают как количество предметов, так и число отвлечённое; вопрос к ним — сколько? (во всех его словоформах — а их всего шесть);
  • порядковые — порядок при счёте каких-либо предметов, явлений; вопрос к ним — который? (тоже во всех словоформах, коих насчитывается 24, правда, среди них есть много совпадающих).

Реплика по поводу проблемы, которую никак не могу обойти в ответе на Ваш вопрос. Большую озабоченность вызывает неумение изменять по падежам лексему сколько — слишком часто приходится видеть вопросики типа:

  • «Со скольки лет лучше начинать заниматься спортом конькобежным?»
  • «В скольки фильмах снялся этот актёр?»

Просклоняем слово сколько и увидим: нет у него словоформы «скольки»:

  • И. есть сколько стен, учеников?
  • Р. нет скольких стен, учеников?
  • Д. прибавить к скольким стенам, ученикам?
  • В. вижу сколько стен? скольких учеников?
  • Т. доволен сколькими стенами, учениками?
  • П. говорю о скольких книгах, учениках?

Словоформа скольких в падеже винительном появляется при необходимости сочетания с существительными одушевлёнными.

Так что вопросы должны звучать так (со словом сколько и без него):

  • Со скольких лет лучше начинать заниматься спортом конькобежным?
  • С какого возраста лучше начинать заниматься спортом конькобежным?
  • В скольких фильмах снялся этот актёр?

II Морфологические признаки:

  • числительные количественные подразделяются на целые, дробные и собирательные; у порядковых такого деления нет;
  • большинство числительных количественных изменяется лишь по падежам (за исключением нескольких слов: один — изменяется ещё и по числам и родам; два и две, оба и обе, полтора и полторы — для рода женского имеют формы особые, они идут вторыми в каждой паре); формоизменение порядковых похоже на склонение прилагательных: у них можно изменить число, падеж, род).

Общим среди признаков морфологических обоих разрядов является их деление по строению на три группы:

  • простые (три, десять; третий, десятый);
  • сложные (восемьдесят, восемьсот; восьмидесятый, восьмисотый);
  • составные (тридцать шесть, четыреста шестьдесят один; тридцать шестой, четыреста шестьдесят первый).

Однако с этим делением связаны различия в склонении разных разрядов существительных:

  • в числительных сложных количественных склоняется каждая часть (восьмидесяти, восьмьюдесятью) — у них по два окончания: в конце словоформ, как у обычных изменяемых лексических единиц, и в их середине; в числительных сложных порядковых склоняется только конец слова (восьмидесятого, в восьмидесятом, восьмидесятые, восьмидесятых);
  • в числительных количественных составных склоняется каждое слово, а в словах сложных, в их состав входящих, — ещё и каждая часть (четырёмстам шестидесяти одному, четырьмястами шестьюдесятью одним); в составных порядковых изменяется лишь слово последнее (четыреста шестьдесят первого, четыреста шестьдесят первому).

По данному поводу позволю себе ещё одну реплику. XXI век породил массовую ошибку в формоизменении каждого очередного года, его составляющего.

Мы уже 7-ю часть века этого прожили, а почти ежедневно слышим — радио, телевидение «радуют» (что уж взять с людей, которые на них ориентируются!): «в двухтысячно пятнадцатом году» — вот уж не думала, впервые услышав «в двухтысячно первом», что эта ошибка будет кочевать из года в год.

Год нынче у нас на дворе две тысячи пятнадцатый. Числительное употреблено порядковое, из чего следует: из скольких бы компонентов оно ни состояло, изменяется в нём лишь одно слово — самое последнее:

  • перед две тысячи седьмым годом, в году две тысячи седьмом;
  • до года две тысячи семнадцатого, в году две тысячи семнадцатом;
  • накануне года две тысячи двадцать пятого, в году две тысячи двадцать пятом.

III Синтаксические признаки данного морфологического класса слов (числительных) таковы: они могут быть всеми членами предложения, но

  • количественные чаще (это вовсе не значит, что всегда) играют роль подлежащего, сказуемого или дополнения, причём нередко в составе словосочетаний неделимых (цельных);
  • порядковые в основном выполняют функции определения и обстоятельства (опять же: и другими членами предложения могут быть), но тоже далеко не редко в составе словосочетаний неделимых.

Например (вопросы задаю к членам предложения, а не к частям речи):

  • К пяти прибавьте пять (к чему? к пяти; прибавьте что? пять — дополнения)
  • Семь утюгов продать не успели (продать не успели что? семь утюгов — дополнение).
  • Семь утюгов стоят на прилавке (что? семь утюгов — подлежащее).
  • Моё любимое число — пятнадцать. (что такое любимое число? пятнадцать — именная часть сказуемого составного именного)
  • Запиши цифру двадцать (какую цифру? двадцать — определение)
  • Первая берёза в последнем ряду аллеи посажена мной (какая берёза? первая — определение)
  • В году тысяча девятьсот девяносто девятом многие с нетерпением ждали года двухтысячного, наивно полагая, что именно он, а не год две тысячи первый откроет новый век. (когда ждали? в году тысяча девятьсот девяносто девятом — обстоятельство; ждали чего? года двухтысячного — дополнение, что? не год две тысячи первый — подлежащее, однородное с подлежащим он).

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1451081-chem-otlichajutsja-kolichestvennye-chislitelnye-ot-porjadkovyh.html

Количественные, порядковые, дробные и собирательные числительные

Имена числительные — это, по сути, числа, записанные словами. В русском языке существует несколько видов числительных: количественные, порядковые, дробные и собирательные.

В статье подробно описан каждый вид, с характерными особенностями, структурой и наглядными примерами.

Цифры, записанные словами — это имена числительные.

Их используют для создания в тексте высокой точности, поэтому числительные чаще всего встречаются в текстах научного стиля.

Имена числительные в грамматике русского языка делятся на несколько групп.

Некоторые лингвисты считают, что настоящими числительными могут быть только количественные, поскольку именно они обозначают количество, а порядковые числительные — это просто разновидность прилагательных. Но грамматические особенности порядковых числительных характеризуются определёнными чертами, не свойственными прилагательному.

Количественные числительные считаются непроизводными: они не произошли от каких-то других знаменательных частей речи. Порядковые образовались от количественных: Пять — пятый; два — второй; сто — сотый, тысяча — тысячный и т. д.

Порядковые числительные отличаются от количественных не только значением, но и способами изменения, а также синтаксической ролью. Если количественные при изменении имеют форму, свойственную существительным разных склонений, то порядковые склоняются по образцу прилагательных. Например:

Из пяти (колич. числит. в Р. п.) — из жизни (сущ. 3-го скл. в Р. п.) ;

В миллионе (колич. числ. в П. п.) — в доме (сущ. 2-го скл. в П. п.).

Пятого (порядк. числ. в м. р. Р. п.) — доброго (прилаг в м. р. Р. п.); шестнадцатой (порядк. числ. в ж. р. Д. п.) — светлой (прилаг. в ж. р. Д. п.).

Это отдельная категория слов, которая обозначает совокупность предметов или существ в определённом количестве: двое школьников, трое ножниц, четверо мышат и т. д.

Характерной особенностью данных числительных является то, что они могут сочетаться не со всеми словами. Так, например, не может быть трое сестёр, пятеро книг, семеро кабанов.

Обычно собирательные числительные используются со словами, обозначающими что-то или кого-то, часто собирающихся вместе и образующих определённую группу. Поэтому с одушевлёнными существительными слова вроде двое, трое, восьмеро и т.

д. используются гораздо чаще, чем с неодушевлёнными.

С помощью слов данной категории на письме записываются дроби: пять шестых, семь восьмых, две девятых и т. д.

По своей структуре эти числительные могут быть только сложными.

В состав дроби всегда входит количественное и порядковое числительное. С помощью первого выражается числитель, с помощью второго — знаменатель. Дробные числительные являются синтаксически неделимыми сочетаниями.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/kolichestvennoe-i-poryadkovoe-chislitelnoe

Числительные количественные, порядковые, дробные — это… Что такое Числительные количественные, порядковые, дробные?

1. С л о ж н ы е (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: восемнадцать, восемьдесят, восемьсот.

2.

С о с т а в н ы е (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: в сочетании имеется столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей, но с добавлением слов тысяча, миллион и т. п. и с учетом слитного написания сложных числительных, например: двадцать девять (29), шестьсот четыре (604), двести десять (210), три тысячи пятнадцать (3015).

3. Д р о б н ы е числительные пишутся раздельно, например: две пятых (2/5), три целых и шесть седьмых (3 6/7).

4. П о р я д к о в ы е числительные пишутся так же, как и соответствующие сложные и составные количественные числительные, например: восемнадцатый, восьмидесятый, восьмисотый, три тысячи пятнадцатый.

5. Порядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся слитно, например: двадцатипятитысячный, стосорокашестимиллионный, тридцатидвухмиллиардный (о падежной форме количественных числительных, образующих первые элементы сложных слов, см. § 42 (Сложные слова без соединительной гласной), п. 6).

Читайте также:  Как определить спряжение глагола?

Примечание 1. Если элементам -тысячный, -миллионный, -миллиардный предшествует сочетание с половиной, то обычно используется цифровое обозначение с дефисным написанием, например: 4 ½ -тысячный (вместо «четырех с половиной тысячный»).

7 ½ -миллионный (вместо «семи с половиной миллионный»).

Подобные написания иногда являются единственно возможными для сложных существительных и прилагательных данного типа, например: 3 ½ -тонка (не существует отдельного слова «тонка»), 7 ½ -летние дети (слово летний имеет другое значение).

Примечание 2. Слитно пишется слово двухсполовинный.

6. У числительных пять — девятнадцать, а также двадцать и тридцать буква ь имеется на конце, а у числительных пятьдесят — восемьдесят и пятьсот — девятьсот — в середине слова (между двумя основами).

7. Существуют две формы: ноль и нуль. В терминологическом значении (особенно в косвенных падежах) обычно используется вторая, например: равняется нулю, температура держится на нуле. В устойчивых выражениях встречаются обе формы, ср.: а) ноль целых, ноль внимания, в двенадцать ноль-ноль; б) абсолютный нуль, круглый нуль, обратиться в нуль, свести к нулю.

Производное прилагательное обычно образуется от формы нуль, например: нулевой меридиан, нулевой пробег.

8. Суффикс -ер- с о б и р а т е л ь н ы х числительных сохраняется в производных прилагательных, например: восьмеро — восьмеричный, десятеро — десятеричный.

Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект. Д. Э. Розенталь. 1997.

Источник: https://pravopisanie_i_stilistika.academic.ru/46/%D0%A7%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%2C_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%2C_%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5

На этом уроке вы познакомитесь с основными признаками имени числительного как части речи, узнаете, чем отличаются порядковые и количественные числительные, — презентация

1<\p>

2 На этом уроке вы познакомитесь с основными признаками имени числительного как части речи, узнаете, чем отличаются порядковые и количественные числительные, а так же выучите правило написания мягкого знака в числительных. План урока. 1.Морфологические признаки числительных. 2.Синтаксические признаки числительных. 3.Виды количественных числительных. 4.Простые, сложные и составные числительные. 5.Мягкий знак на конце и в середине числительных. 6.Выводы.<\p>

3<\p>

4<\p>

5 Количественные Порядковые Сколько? Какой? Двенадцать лет пятый номер Пять штук первый вопрос Сто тонн пятисотый маршрут По значению слова этой части речи делятся на два разряда: количественные и порядковые.<\p>

6 Количественные числительные Порядковые числительные Единственное числоМножествен ное число падежЕд.числоМн. число Мужской род Средний род Женский род Им.п.Пять-пятыйпятоепятаяпятые Род.п.Пяти-пятогопятойпятых Дат.п.пяти-пятомупятойпятым Вин.п.Пять-пятогопятоепятуюпятых ТВ.п.Пятью-пятымпятойпятыми П.п.О пяти-о пятомо пятойо пятых Количественные числительные изменяются только по падежам.<\p>

7 Количествен ные числитель- ные Два да два — четыре. Мы купили три тетради. Музей открывается в десять часов. Порядковые числитель- ные Прозвенел второй звонок. Количественные числительные могут быть разными членами предложения, а порядковые обычно бывают определениями.<\p>

8 Количественные числительные Целые Дробные Собирательные пять две трети семеро двадцать два одна десятая двое Количественные числительные делятся на три группы: целые, дробные и собирательные.<\p>

9 Имена числительные ПростыеСложныеСоставные Два Пять Сто Пятьсот Шестнадцать Трёхсотый Сто двадцать три Двести шестнадцать Числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные.<\p>

10 Мягкий знак пишется Мягкий знак не пишется На конце числительных В середине числительных в середине числительных 15, 16, 17, 18, 19 от 5 до 20 и в числительном 30 от 50 до 80 и от 500 до 900 Чтобы запомнить эти правила выполните упражнение.<\p>

11 Физминутка<\p>

12 Разминка 1<\p>

13 Разминка 2<\p>

14 Разминка 3<\p>

15 Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо. За лето прочитал пят…надцать книг. В школе пят..сот учеников. Напечатано восем..сот экземпляров книг. В продаже есть сем..надцать видов обоев. Объем бака — шест..десят литров. Выполнено двад…цать заданий. Вспахали девят..надцать гектаров земли. Заработано девят..сот рублей. Построено пят..десят километров дороги. В здании восем..надцать этажей.<\p>

16 Проверьте себя За лето прочитал пятнадцать книг. В школе пятьсот учеников. Напечатано восемьсот экземпляров книг. В продаже есть семнадцать видов обоев. Объем бака — шестьдесят литров. Выполнено двадцать заданий. Вспахали девятнадцать гектаров земли. Заработано девятьсот рублей. Построено пятьдесят километров дороги. В здании восемнадцать этажей.<\p>

17 Выводы По значению числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые. Количественные числительные в свою очередь делятся на три группы: целые, дробные и собирательные. По особенностям строения числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные. В числительных от5 до 20 и в числительном 30 на конце пишется мягкий знак. В числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине пишется мягкий знак.<\p>

18 Тест 1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное? а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки». б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день». в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз». г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».<\p>

19 2. Укажите верное утверждение. а) Имя числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете. б) Имя числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. в) Имя числительное — это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. г) Имя числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.<\p>

20 3. Укажите неверное утверждение. а) Сорок восемь — это целое число. б) Одна треть — дробное числительное. в) Сто — собирательное числительное г) трое — собирательное числительное. 4. Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, к которой все числительные являются простыми. а) 19, 15, 1000 б) 8, 1000, 100, 1 в) 19999, 300, 4, 17 г) 3, 29, 18, 41<\p>

21 5. Укажите строчку, в которой допущена ошибка. а) пять, пятнадцать, пятдесят, пятьсот б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот<\p>

22<\p>

23<\p>

24 МОУ «СОШ 62» Тимеева Ирина Юрьевна<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/275689/

Количественные и порядковые числительные — в чем разница?

Числительное (numeral) — часть речи, обозначающая количество либо порядок исчисляемых предметов по счету. Так же как и в русском, в английском языке числительные различают количественные (cardinal) и порядковые (ordinal). Для запоминания числительных не требуется выдумывать каких-то специальных способов, подойдут базовые методики изучения иностранных слов.

Имя числительное — часть речи, служащая для обозначения числа, количества и порядка предметов.

Имена числительные отвечают на вопросы: сколько? какой? который? Примеры: три, сто двадцать семь, первый, оба, четверо. Количество могут означать и другие части речи.

В отличие от них числительные могут быть записаны не только словами, но и цифрами: пять (или 5) хоккеистов (числ.) — великолепная пятёрка (сущ.).

Подробнее: numeralonline.ru

Каждый день мы используем числа в своей речи: возраст, номер телефона, адрес дома, цена в магазине, год рождения, количество предметов. Они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Как же образуются числительные в английском языке, и какие у них есть особенности?

Изучая тему «Числительные»студенты должны знать, что числительное -это часть речи, которая обозначает количество и ли порядок предметов при счете. Имена числительные делятся на : Числительные от 13 до19 образуются от соответствующих числительных первого десятка прибавлением суффикса –teen.

Статьи Классификация частицКатегория числа глаголаОсновные гласные звукиСклонение количественных числительных таблицаПроизводящее и производное словоПравописание суффиксов имен существительныхСтепени сравнения имен прилагательных Новости В школах появится экзамен по устной речи

– Сегодня на уроке нас ждет много интересного. Мы познакомимся с новой частью речи и поговорим об одном замечательном событии, происходящем в эти дни по всей нашей стране. — Как связаны между собой эти слова? Почему именно сегодня, на этой неделе можно часто их услышать? (Идёт масленичная неделя)

Подробнее: xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Количественные числительные — одна из групп имён числительных. Количественные числительные имеют количественно-числовое значение, отвечают на вопрос «сколько?» Примеры количественного значения: три (танкиста), двенадцать (стульев), триста шестьдесят пять (дней). Пример числового значения: дважды два — четыре, ноль без палочки.

Сингапурская программа по математике считается одной из самых сильных в мире. Почему, мы уже обсуждали (секрет успеха сингапурской математики). А теперь поговорим о том, что из нее можно взять на заметку. На занятиях с 5-6-летними ребятишками большое внимание уделяется пониманию различий между количественными и порядковыми числительными. Вот пример простейшего задания:

Подробнее: wiseparents.ru

В русском языке есть огромное количество правил, которые непонятны не только иностранцам, но и людям, родившимся в этой стране.

Чаще всего у школьников и взрослых вызывают массу вопросов правила употребления количественных и порядковых числительных. Однако все не так страшно, как может показаться на первый взгляд.

Изучив самые важные правила использования тех или иных частей речи, можно быстро разобраться во всех тонкостях этого вопроса.

Цифры, записанные словами — это имена числительные. Их используют для создания в тексте высокой точности, поэтому числительные чаще всего встречаются в текстах научного стиля.

Количественные и порядковые числительные
Некоторые лингвисты считают, что настоящими числительными могут быть только количественные, поскольку именно они обозначают количество, а порядковые числительные — это просто разновидность прилагательных.

Но грамматические особенности порядковых числительных характеризуются определёнными чертами, не свойственными прилагательному.

Деление числительных на виды (разряды) — вопрос спорный и трудный. В программе института представлена классификация из разных источников. Каждый автор представляет свою и настаивает на ней, как на самой правильной.

Поэтому классификации могут сильно отличаться друг от друга. Студенты при изучении ориентируются на ту, которая больше нравится преподавателю. Преподаватель придерживается той классификации, которую считает правильной большинство ученых-лингвистов.

Мы будем придерживаться школьной программы.

Подробнее: chislitelnye.ru

В английском языке, как и в русском, есть два вида числительных, порядковые (ordinal) и количественные (cardinal). Для начала уясним, различие между порядковыми и количественными числительными. В сущности, их названия говорят сами за себя.

Подробнее: EnglishFull.ru

Количественные и порядковые числительные — это разряды числительных по значению. Количественные числительные обозначают абстрактные числа (один, два, три и др.) или количество предметов (один апельсин, два окна, три карандаша и др.). Порядковые числительные всегда обозначают порядок предметов при счете (первый день, второй класс, третий дом и др.).

Числительные на английском языке — это те части речи, основная цель которых заключается в том, чтобы продемонстрировать либо количество того или иного объекта или явления, либо его порядковый номер.

Соответственно, принято выделять две основные категории numerals: порядковые и количественные числительные.

Для того чтобы понять разницу между двумя этими типами, следует описать, какими грамматическими особенностями обладают эти варианты numerals, и рассмотреть, имеют ли у порядковые и количественные числительные в английском языке какие-либо исключения.

Числительное — это часть речи, которая означает число, определенное количество предметов, их порядок при счете. Количественные числительные
Числительные, которые означают количество предметов (отвечают на вопрос Сколько? — How many?), называются количественными (The Cardinal numerals): one, twenty, two thousand — один, двадцать, две тысячи и т.д.

Имя числительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос «сколько?» или «какой?». Количественные числительные обозначают отвлеченные числа (пять) и количество предметов (пять столов) и отвечают на вопрос «сколько?».

Подробнее: videotutor-rusyaz.ru

Источник: http://snegohodow.ru/kolichestvennye-i-poryadkovye-chislitelnye-v-chem-raznica-1059039/

Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные

Ребята, перед началом урока вы выбрали карточки с изображением талисманов сочинской олимпиады, покажите их, теперь быстро займите столик с изображением вашего талисмана. Итак, мы разбились на группы. Старшие в группах будут следить за вашей работой в течение урока и выставлять оценки в оценочный лист, и в конце урока мы выведем общую оценку за урок.

Тема нашего урока не известна, но она, как вы наверное уже догадались, будет связана с таким знаменательным событием как Олимпиада в Сочи. Спорт объединяет спортсменов, людей, страны.

С завтрашнего дня миллионы глаз будут прикованы к телевизионным экранам и каждая страна будет переживать за своего спортсмена и ждать от него победы и все это отражено в музыкальной композиции которую мы сейчас и посмотрим.

Просмотр видео ролика.

1 задание. Ребята, внимательно прочитайте текст, назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа

Текст: Древние греки установили хороший обычай. Каждые четыре года самые сильные, ловкие и быстрые юноши Греции собирались около города Олимпия. Они соревновались в борьбе и беге, метали диск и молот.

Обычай был священным. Ради него греки забывали вражду. В день начала Олимпийских игр прекращались все войны. Славный обычай дошел до наших дней. Каждые четыре года лучшие спортсмены мира съезжаются на соревнования. Соревнования проходят в разных городах. Но называются они Олимпийскими играми. В память об играх в древней Олимпии.

В 1913 году появилась олимпийская символика в виде пяти переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции. Пять переплетенных колец обозначают пять континентов. Столицей зимних Олимпийских игр 2014 года выбран город Сочи.

В составе казахстанской сборной на Олимпиаде в Сочи выступят 52 спортсмена. Костанай на олимпиаде в Сочи в индивидуальных видах спорта представят три спортсмена: конькобежцы Денис Кузин и Александр Жигин и шорт — трековец Денис Никиша. Каждый спортсмен стремится к победе. Победитель получает золотую медаль.

За второе место дают серебряную медаль, за третье — бронзовую.

Работа с текстом.

Какова основная мысль текста?

Через какой период повторяются олимпийские игры?

Почему они называются олимпийскими?

Сколько спортсменов представляют г. Костанай.

2)Формулирование темы и целей урока

Еще раз внимательно прочитайте текст. Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа.

Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к которой относятся эти слова, учитывая, что они связаны с понятием числа. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

– Запишем тему урока в тетрадях.

Назовите выделенное имя числительное. Задайте к нему вопрос. Скажите, что оно обозначает.

Вывод: Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько, какой, какая, какое?

3)Изучение нового материала.

Распределите данные числительные в 2 столбика .1 столбик вопрос ( сколько?), 2 столбик — какой?

Сколько? — количественные числительные.

Какой? — порядковые числительные.

Отличие числительных от других частей речи.

– Числовое значение могут иметь не только числительные, но и другие части речи — существительные, прилагательные, наречия, глаголы.

Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи — только словами. Чтобы научиться их отличать друг от друга, выполним упражнение.

Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте записи под ней. Сформулируйте задание

Синтаксическая функция.

А теперь давайте посмотрим, какими членами предложения являются числительные. Подчеркните в этих предложениях имя числительное как член предложения.

– Сделайте вывод. Чем могут являться имена числительные в предложении.

Физминутка для глаз. Наша физминутка связана с космосом и это не случайно, потому что олимпийский огонь путешествовал не только по городам , а даже побывал в космосе.

4.Задание на закрепление

Работа у доски. Синтаксический разбор предложения.

Работа с учебником : упр 708 стр.

« В гостях у пословиц» связь с литературой (работа в паре), работа со словарем.

Творческое задание. «Проба пера.» Написать сочинение — миниатюру с использованием числительных «Как стать чемпионом.»

Тест

1. Имя числительное — часть речи, которая обозначает:

а) количество предметов;

б) качество предметов;

в) признак предметов.

2. Имена числительные бывают:

а) качественные и беспорядочные;

б) количественные и порядковые;

в) суммарные и результативные..

3. Порядковые числительные обозначают:

а) очередь;

б) порядок предметов при счете;

в) время предметов при счёте.

4 Количественные числительные обозначают:

а) количество предметов

б) признак предмета

в) качество предметов.

5. Какое из слов является именем числительным:

а) пятерка

б) пятый

в) пятиэжтажный

5.Итог урока

С какой частью речи мы сегодня познакомились?

– Что обозначает имя числительное?

– На какие вопросы отвечает имя числительное?

– На какие две группы делятся числительные?

– На какой вопрос отвечают и что обозначают количественные числительные?

– На какой вопрос отвечают и что обозначают порядковые числительные?

– Какую синтаксическую функцию может выполнять числительное в речи?

-Как отличать числительные от слов других частей речи?

6.Комментирование оценок по оценочным листам.

7. Дом. зад.§48 стр 219 упр 708 (стар)

§49 стр 215 упр 708 ( нов)

8. Рефлексия эмоционального состояния и настроения. Вам понравился урок?

Ребята, у каждого из вас на столе лежат три разного цвета, а на доске изображен олимпийский пьедестал с надписями: на уроке было комфортно и все понятно, на уроке немного затруднялся, не все понятно, на уроке было трудно ничего не понял. Прикрепите медаль соответствующую вашему настроению.

Урок окончен, до свидания!

Четыре, пятьдесят два, три, 1913. 2014, второй, третье, пять.

Часть речи, к которой относятся эти слова, можно назвать имя числительное. Значит тема сегодняшнего урока — «Имя числительное как часть речи».

Цель нашего урока:

1.Познакомиться с именем числительным как частью речи;

2.Научиться распознавать количественные и порядковые числительные.

3.Учиться отличать имя числительное от других частей речи

Четыре ( сколько?) обозначает количество пятьдесят два (сколько?) обозначает кол-во

три (сколько?) обозначает кол-во

1913 (какой?) обозначают порядок предметов при счете

2014 (какой?) обозначают порядок предметов при счете

второй (какой?) обозначают порядок предметов при счете

третье, (какой?) обозначают порядок предметов при счете

пять ( сколько?) обозначает количество

Сколько? Какой?
ЧетыреПятьдесят дваПятьтри 19132014ВторойТретье

Вывод: Числительные делятся на 2 разряда.

Сколько? — количественные числительные.

Какой? — порядковые числительные

Слова, написанные под таблицей, надо разделить по частям речи.

Имя числительное. Имя существительное. Имя прилагательное. Глаголе

Тройка, три, трехместный, утроить, сотый,

Сто, столетний, пятак, пятиклассник, пятиэтажный.

Вывод: имена числительные могут быть разными членами предложения.

Два тренера следили за тренировкой команды.

(повест. невоскл. прост. двусост.не осложнено)

Словарная работа.

СОХА, -и, мн. сохи, сох, сохам, ж. 1. Примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.

Самопроверка

1. а

2. б

3. б

4. а

5. б

Имя числительное.

Обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете

Имена числительные отвечают на вопросы сколько, какой, какая, какое?

Числительные делятся на порядковые и количественные.

Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? и обозначает количество предметов.

Порядковые числительные отвечают на вопросы какую? какой? какое? и обозначают порядок предметов при счете.

Числительное может быть любым членом предложения.

Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи — только словами

Источник: https://multiurok.ru/files/imia-chislitiel-noie-kak-chast-riechi-kolichiestviennyie-i-poriadkovyie-chislitiel-nyie.html

Количественные порядковые и числительные: как использовать

Русский язык имеет множество правил, которые непонятны не только для иностранцев, но люди, рожденные в этой стране.

Чаще всего у детей школьного возраста и взрослых вызывают много правил проблемы в использовании количественных и порядковых числительных. Однако, это не так страшно, как может показаться на первый взгляд.

Изучив самые важные правила использования определенных частей речи, вы можете быстро разобраться во всех тонкостях этого вопроса.

Общая информация

В первую очередь стоит помнить, что цифры представляют собой отдельный значительный частей речи русского языка. По большому счету это отдельная группа слов, которые образуются по правилам. На этом основании они делятся на:

  • Грамматические значения. Это означает, что эти части речи можно указать количество, количество, а также использоваться в счете. В данном случае, это группы слов те, которые отвечают на вопросы типа: “сколько?” или “кто?”
  • Характеристики морфологии. В этом случае они делятся на количественные числительные и порядковые числительные, а также в качестве дополнительных: простые и составные. Кроме того, есть категория изменяемых слов, которые заканчиваются изменяются в соответствии с делом, но есть некоторые исключения.
  • Синтаксическая роль. В данном случае, выступает как количественное числительное один с существительным. Например: “два бокала стояли на кухне.” Кроме того, количественные числительные могут играть роль или быть частью составного сказуемого. Например: “свое место в третьем ряду”.

Категории по стоимости

Эти части речи делятся на количественные, порядковые и дробные числительные. Но по большому счету, есть только две группы. Дробные числительные относятся к количественным. Поэтому стоит рассмотреть этот вопрос более подробно. Тот факт, что люди часто путают коллективные количественные и порядковые числительные. Хотя они принадлежат к разным категориям.

Числительные

Как следует из названия, нетрудно догадаться, что эти части речи являются “количество” и “количество”. В свою очередь, они являются:

  • Нетронутыми. В данном случае мы говорим об этих цифрах, которые представляют собой ряд целочисленных значений.
  • Дробно. Похожие цифры представляют собой неполное количество.
  • Коллектив. В данном случае, выражается в количественной комбинации.

Все эти категории числительные отличаются особенностями формирования частей речи. Например, в целом может создать с дробными смешанного типа. Хороший пример: два-вторых и пять-девять.

Порядковые числительные

Эти части речи-это слова, которые определяют порядок в счете. Например: второй, двенадцатый, сто первый и т. д.

В этом случае, никаких подкатегорий не существует.

Количественные и порядковые числительные: примеры

Если формирование различных типов непонятно в первый раз, вы должны рассмотреть их особенности более подробно. Примеры помогут вам лучше понять систему образования из этих категорий.

Итак, для того, чтобы понять правописание количественных и порядковых числительных, проще всего рассматривать их в описанные выше категории:

  • Если речь идет о целых числах, то они формируются например: два, двенадцать, пятьдесят, и т. д.
  • При образовании дробных чисел они используются в виде две четвертых, три шестых.
  • Если речь идет о коллективной Категория, часть речи будет выглядеть как: три, пять, шесть.

Кроме того, количественные числительные и порядковые числительные имеют свои особенности в словообразовании. Если мы говорим о словах, обозначающих целые числа, то изменение происходит из-за суффиксов.

Это означает, что из одной группы частей речи может сделать другой.

Например, чтобы преобразовать количественные числительные в порядковые числительные, необходимо изменить только последняя часть слова: шесть — шестой, семь — седьмой, тридцать — сорок.

Тем не менее, стоит отметить, что порядковые числительные, такие как “первый” и “второй” не исключение. Поэтому это просто надо запомнить.

Склонение количественные и порядковые числительные

Как вы знаете, в русском языке широко используется дел, из которых есть шесть. В склонении порядковых числительных изменяется только последняя цифра (если таковые имеются). Например:

  • Именительный падеж: двадцать пятая, одна тысяча шестьсот тринадцать.
  • Родительный падеж: двадцать пятая, одна тысяча шестьсот тринадцать.
  • Дательный: двадцать пятая, одна тысяча шестьсот тринадцать.
  • Винительный: двадцать пятая, одна тысяча шестьсот тринадцать.
  • Инструментальные: двадцать пятая, одна тысяча шестьсот тринадцать.
  • Предложный: (о) двадцать-пятый (о) одна тысяча шестьсот тринадцать.

Если речь идет о множественном числе существительных, количественные числительные и порядковые числительные отличаются по образованию. В случае первой категории будут меняться каждое слово. Рассмотрим падежные окончания количественных числительных:

  • Именительный падеж: восемьсот двадцать шесть.
  • Родительный: восемь, двадцать шесть.
  • Дательный: восемь, двадцать шесть.
  • Винительный: восемьсот двадцать шесть.
  • Купить: восемь, двадцать шесть.
  • Предложный: (а) восемь, (о) двадцать шесть.

Важно помнить

Учитывая имена числительного (количественное или порядковое), следует обратить внимание на некоторые исключения. Эти исключения из правил просто нужно помнить:

  • Если вы хотите использовать такие слова, как “сто”, “сорок” и “девяносто”, они имеют одинаковую форму в именительном и родительном падеже случаях. Во всех остальных случаях используйте “сто”, “сорок” и “девяносто”. Например, правильно было бы сказать: “он шел с сотней рублей в кармане”, а не: “он шел на сто”.
  • Если речь идет о цислейтании “половина”, затем измените слово можно только в зависимости от рода. То есть, правильнее сказать: половина Яблока (мужской и средний род) и полторы сливы (женский).

Правила, которые вы должны знать

В грамматике есть много нюансов. Поэтому полезно также изучить правила кардиналом и порядковые числительные:

  • Правильно говорят: “сколько (часов) в магазине”. Таким образом, акцент ставится на букву “о”.
  • Сегодня мы часто слышим: “две тысячи лет”. На самом деле это не так. То же самое относится и к выражению “две тысячи семнадцатый год”. Правильно сказал только: “две тысячи семнадцатый год”.
  • Порядковые числительные конца меняются так же, как и в случае обычных прилагательных.

Как цифры синтаксически сочетаются с существительными

Если мы говорим о количественных частей речи, именительный и родительный случаях они являются только в форме п. Р. то есть, семь букв, шестнадцать чашек или тридцать человек.

Стоит отметить, что такие слова как “три”, “восемнадцать”, “четыре” и “два” используется только с существительными, которые должны быть в единственном числе, а все остальные — с несколькими. Например: три стакана — пять стаканов, две колонны, шестнадцать столбов, четырех девочек и пятьдесят девушек.

Во всех остальных ситуациях, когда куча существительное и числительное все зависит от случая.

Исключением является только цифра “один”, так как он, независимо от падежного окончания должны быть согласованы только с существительным.

Если речь идет о частичной “пятьдесят” или “наполовину”, они согласились с существительным точно так же, как целые числа. Например: Яблоко. Другие дробные числительные должны быть использованы в родительном падеже.

Существительные могут быть единственного или множественного числа. пример: три пятых Яблока (если речь идет о конкретном объекте) и два пятых яблоки (если вы имеете в виду общее количество определенных предметов).

Также не забывайте о собирательным числительным. При использовании с существительными регулируются теми же правилами, как при использовании количественных частей речи. Это значит, что в именительном и винительном падежах они меняют форму существительного на стр. Р. в остальных случаях есть стандартный договор.

Кроме того, стоит учесть, что когда мы используем коллективное числительного “оба”, существительное может принимать форму только в единственном числе, например: и собаки, как Скворец. Во всех остальных случаях они используются во множественном числе. Пример: семь студентов.

Порядковые числительные, как отмечалось ранее, в согласовании с существительными образуется точно так же, как слово, которое отвечает на вопрос “что”. Например: первый семестр, восьмой Кубок девятый урок.

Кроме того, многие задаются вопросом, является ли слово “тысяч” с цифрой, или это все-таки существительное. Согласно современным словарям, 1000 можно применять в различных частях речи.

Это означает, что слово может быть использовано и как числительное и существительное. Так что в том, и в другом случае он будет правильно использован. Но все зависит от достижения “тысяча” слов. Например: “каждая тысяча рублей”. В этом случае она имеет форму существительного. Но если мы говорим “тысячи человек”, здесь имеется в виду цифра.

Зная, почему количественные и порядковые числительные используются в той или иной форме, Вы можете начать говорить более грамотно. Главное-помнить основные правила. Конечно, есть некоторые нюансы, но понять их может школьник и взрослый.

Источник картинок – http://fb.ru/

Источник: https://urok.pw/obr/5109-kolichestvennye-chislitelnye-i-poriadkovye-chislitelnye-ispolzovat